Русская дворянская усадьба XVIII-XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:43, контрольная работа

Краткое описание

И создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного. Все значимо, все является аллегорией, все «читается» посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. И все это тонуло в зелени садов и парков - символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы - все чуть-чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами, Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 1.22 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

                       

                                                                                                     

Дисциплина: 
Садово-парковое искусство России

 

 
Контрольная работа 
по теме:

 

 

Русская дворянская усадьба XVIII-XIX вв.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса 351 группы

ИИиМО (специальность: история искусств)

 

 

Проверила: Рахманова М. Ю. 
 
 
 

 
 
 
 
Саратов 2013

 

Русские усадьбы XVIII-XIX веков  были своеобразным воплощением «идеальной реальности» для живших там дворян. Потому главная задача любого усадебного строительства - создать идеальный  мир, со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпровождением.

И создавался усадебный мир  очень тщательно и подробно. В  хорошей усадьбе ничего не должно быть ничего не продуманного. Все значимо, все является аллегорией, все «читается» посвященными в усадебное таинство. Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. И все это тонуло в зелени садов и парков - символе надежды. Болота, кладбища, овраги, холмы - все чуть-чуть подправлялось, корректировалось и называлось Незванками, Прибежищами, Отрадами, становясь значимым в усадебной символике. Естественно, что этот идеальный мир обязательно, хотя часто чисто символически, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.

Сама природа - это идеальный сад Бога, наподобие райского сада. Каждое дерево, каждое растение что-нибудь значат в общей гармонии. Белые стволы березы, напоминая белые стволы колонн, служат устойчивым образом родины. Липы в подъездных аллеях во время весеннего цветения намекали своим благоуханием райский эфир. Акацию сажали как символ бессмертия души. Для дуба, воспринимавшегося как сила, вечность, добродетель, устраивали специальные поляны. Плющ, как знак бессмертия, обвивал деревья в парке. А камыши у воды символизировали уединение. Даже трава виделась смертной плотью, увядающей и воскресающей. Характерно, что осина, как «проклятое дерево» практически не встречается в дворянских усадьбах.

Жизнь в усадьбе четко делилась на парадную и повседневную. Интеллектуальным и хозяйственным центром «вседневной» жизни усадьбы был мужской кабинет. Однако обставляли его почти всегда очень скромно. На протяжении всего XVIII столетия, когда интеллектуальная и нравственная работа стали долгом всякого дворянина, кабинет хозяина принадлежал чуть ли не к самым непарадным комнатам усадьбы. Здесь все было предназначено для уединенной работы.

Соответственно кабинет  и меблировался. Модным считался голландский или английский кабинет. Практически всю его обстановку составляла аскетичная дубовая мебель, с очень неброской обивкой, да скромные настольные часы. Письменные столы не жаловались. Предпочтение оказывалось секретерам, конторкам, бюро.

Барский кабинет, в отличие  от покоев хозяйки, почти не украшался  и весьма скромно декорировался. Дополняли почти аскетическую обстановку мужского кабинета два-три портрета родителей и детей хозяина, небольшая картина с баталией или морским пейзажем.

Если мужской кабинет  был приватным центром усадьбы, то его парадным лицом служила гостиная или зала. Такое разделение на домашнее и гостевое, повседневное и праздничное было свойственно всей дворянской эпохе. В богатых усадьбах гостиная и зала служили разным целям, в большинстве же домов они прекрасно совмещались.

Современники, безусловно, воспринимали залу или гостиную как парадный, и оттого официально-холодный апартамент. «Зала, большая, пустая и холодная, в два-три окна на улицу и четыре во двор, с рядами стульев по стенкам, с лампами на высоких ножках и канделябрами по углам, с большим роялем у стены; танцы, парадные обеды и место игры в карты были ее назначением. Затем гостиная, тоже в три окна, с неизменным диваном и круглым столом в глубине и большим зеркалом над диваном. По бокам дивана - кресла, козетки столики, а между окон столики с узкими зеркалами во всю стену... В годы нашего детства фантазии считались недозволенными, и все гостиные были на один лад», - вспоминает П. А. Кропоткин.

Потолок залы непременно украшался  пышным плафоном, а пол паркетными вставками с особым рисунком. В  оформлении стен часто использовался  ордер. Ионические и коринфские колонны  отгораживали от общей залы небольшие  лоджии, позволяя чувствовать себя и «в людях» и в «уединении людей». Торжественность парадной зале придавало резное золоченое дерево стен и мебели. Холодные - белые, голубые, зеленоватые тона всей гостиной лишь слегка поддерживались золотом и охрой.

Подчеркивали торжественность и многочисленные светильники. «Паникадила и фонари, висящие с высоты, а со сторон позлащенные светильники, одни как жар горят, а другие как вода переливаются, и, совокупляя лучи свои в веселое торжественное сияние, все покрывают святозарностью», - писал Г. Р. Державин. Вносили свой вклад в эту «святозарность» и многочисленные зеркала, ставшие непременным атрибутом парадной залы.

В начале XIX века гостиные «теплеют». Теперь они уже окрашены в розоватые или охристые теплые тона. Пышную золоченую мебель сменяет более строгая красного дерева. Из дамских кабинетов переходят сюда рукоделия. А в холодных прежде каминах каждый вечер зажигается огонь, отгороженный от залы расшитыми каминными экранами.

Да и предназначение гостиных меняется. Теперь здесь проходят праздники  семейные, тихие.

В самом конце XVIII столетия появляется в усадебном доме женский кабинет. Этого потребовал сентиментальный век, с его образами нежной жены и деловитой хозяйки. Теперь, получив образование, женщина сама формировала духовный облик не только своих детей, но и дворовых людей, вверенных ее попечению. День дворянки, особенно в сельской усадьбе, был заполнен заботами до отказа. Утро ее начиналось в «уединенном» кабинете, куда шли за приказом с отчетом, за деньгами, с дневным меню.

Однако с течением дня функции женского кабинета меняются. Деловым всегда остается утро. А днем, и особенно, вечером кабинет хозяйки превращается в своеобразный салон. Само понятие салона, где исполнители и аудитория меняют друг друга, где ведутся «разговоры обо всем и ни о чем», куда приглашают знаменитостей, сформировалось в конце XVIII века.

В своем усадебном кабинете хозяйка принимала самых близких  родственников, друзей, соседей. Здесь  она читала, рисовала, занималась рукоделием. Здесь же вела обширную переписку. Потому женский кабинет всегда отличался  особым уютом и теплотой. Стены  окрашивались в светлые тона, оклеивались  обоями. Цветочный декор, такая же цветочная роспись покрывали  потолок. Пол складывался уже  не из яркого наборного паркета, а  застилался цветным ковром. К теплу общения в женском кабинете добавлялось каминное тепло. Печи, камины здесь обильно украшали фаянсовыми плитками с рельефами на темы античной мифологии.

Но главную роль в женском  кабинете, несомненно, играла художественная мебель. Простенки между окнами занимали большие зеркала, опирающиеся на изящные столики. В них отражались портреты, акварели, вышивки. Сама мебель теперь выполнялась из карельской березы, в которой старались сохранить  естественную фактуру, не закрывая ее позолотой и пестрой раскраской. Небольшие круглые столики и  столики-бобики, кресла и бюро позволяли  хозяйке кабинета самой выстраивать  необходимый уют. При этом единое пространство кабинета старались разбить  на несколько уютных уголков, каждый из которых имел свое предназначение.

Большую роль в формировании образа женского кабинета играли ткани. Шторы, драпировки, обивка мебели, напольные  ковры - все это тщательно подбиралось. Здесь на светлом фоне красовались  реалистически выписанные цветы, венки, букеты, амуры, голуби, сердца - сентиментальный  набор рубежа веков. Им вторили такие же амуры и букеты из росписи фарфора, с текстильных и бисерных рисунков.

Нередко именно здесь в  женском кабинете с его особым домашним уютом проходили семейные чаепития - эта особая чисто русская  форма домашнего общения.

Немалую роль в усадебной  жизни играли музыкальные занятия. Хоры, оркестры и театры были неотъемлемой частью усадьбы. Специально возводились театральные здания, в парках под открытым небом создавались «воздушные» или «зеленые» театры.

Театральная  зала располагалась, как правило, отдельно от основного дома, часто во флигеле. Пожалуй, единственным исключением была театральная зала в Останкино, где в соответствии с замыслом Н. П. Шереметева она стала ядром усадебного дома. Театральные представления являлись непременной частью усадебных торжеств, особенно вошедших в моду в 1780-1790-е годы.

Особо почетное место среди  парадных покоев усадьбы занимала столовая. Вместе с тем, столовая и необходимое повседневное помещение. Именно здесь семья чувствовала себя единством.

Любопытно, что с древнейших времен обеденный ритуал включал  в себя весьма причудливые формы  напоминания о смерти. Этим подчеркивалась ценность жизни вообще и пышного обеденного стола, в частности. Недаром, в дворянских столовых быстро находят себе пристанище многочисленные натюрморты, написанные на темы жизненного изобилия или Memento Mori (лат. «Помни о смерти»).

После того, как столовая становится в один ряд с самыми парадными помещениями дворянской усадьбы, ее начинают особым образом  украшать. Стены этой светлой залы обычно не украшались шпалерами или  модными шелковыми тканями - они  впитывают запахи. Зато широко использовались росписи и масляные живописные полотна. Кроме натюрмортов, естественных в  столовой, здесь часто располагали  картины на исторические темы или  фамильные портреты, что еще больше подчеркивало парадность помещения. В  усадьбах, где сменилось несколько  поколений, столовые часто становились местом хранения семейных реликвий. Иногда ту же размещали целые коллекции.

А вот мебели в столовых старались ставить как можно  меньше - только ту, что необходима. Стулья были, как правило, очень простые, так как основным требованием к ним было удобство - обеды подчас длились весьма долго. Столы же постоянно вообще могли не стоять. Их часто делали раздвижными и выносили лишь во время обеда в зависимости от количества гостей. Однако в середине XIX столетия огромный стол уже занимает почти все пространство столовой.

Обязательны в столовых XVIII века буфеты-горки, на которых выставляли различные предметы из фарфора, стекла. Той же цели служили маленькие  консольные столики, прикрепленные  к стене. С накоплением семейных коллекций такие буфеты и столики  сменились большими застекленными  шкафами, в которых располагались  коллекционные вещи.

Особое место в русских  столовых XVIII-XIX века принадлежало фарфору. Без него не мыслилась ни одна усадьба. Он выполнял не столько бытовую, сколько  представительную функцию - говорил  о богатстве и вкусе хозяина. Потому хороший фарфор специально добывали и коллекционировали. Специально изготовленные  на заказ фарфоровые сервизы были редкостью даже в очень богатых  домах, и потому весь набор посуды собирался буквально из отдельных  предметов. И лишь к концу XVIII века фарфоровые сервизы прочно занимают место на обеденных столах русской  знати.

В большие сервизы входило  множество предметов. Кроме тарелок, мисок и блюд выпускались всяческой  формы лотки, сухарницы, корзины, соусники, сосуды для специй, солонки, чашки для крема и т.д. Потребность в них была большая, так как ставились они у каждого прибора отдельно. Непременными в таких сервизах были всевозможные горки для фруктов, вазы для цветов и маленькие настольные статуэтки.

Металлической посудой в  усадьбах практически не пользовались, она была золотой или серебряной. При этом, если золотая посуда говорила гостям о богатстве хозяина, то фарфор - об утонченных вкусах. В домах же победнее такую же представительскую роль играла оловянная посуда и майолика.

Сам стол в первой половине XVIII века мог сервироваться тремя способами: французским, английским и русским. Каждый из этих способов отражает национальные особенности обеденного этикета. Кстати, скатерть, как и столовая салфетка, появилась вовсе не от пристрастия  к чистоте, но от требований престижа. Первоначально большой салфеткой  пользовался лишь хозяин дома. Если же дом посещал знатный гость, то ему тоже подавали салфетку, но поменьше. Как и на всех престижных вещах, на салфетке принято было вышивать монограмму хозяина. Сначала салфетку вешали через  левое плечо. А когда распространилась мода на большие воротники - повязывали вокруг шеи. Даже в начале XIX века нередко  на край стола стелили одну длинную  салфетку, чтобы все сидящие за столом могли пользоваться каждый своим  участком.

Крайняя театрализация дворянского  быта в XVIII веке привела к появлению  в усадьбах нескольких спальных комнат. Парадными спальными-гостиными никогда не пользовались. Это были чисто представительские комнаты. Днем отдыхали во «вседневных опочивальнях». Ночью спали в личных спальнях, которые располагались в личных покоях хозяина, хозяйки и их детей.

Здесь, в спальне начинался  и завершался день владельцев усадьбы. По православной традиции отход ко сну всегда предварялся вечерней молитвой. Вообще, до распространения  в России идей Просвещения дворяне  были очень набожны. Во всех комнатах усадьбы, не считая специальной молельной, обязательно висели иконы с лампадами. И правило это распространялось и на парадные залы и на личные покои.

Информация о работе Русская дворянская усадьба XVIII-XIX вв