Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 12:51, реферат
Черты стиля барокко в русской духовной музыке постепенно перерастают в классицизм, который стал основным художественным направлением эпохи Просвещения.
Для эстетики классицизма характерен идеал гармонии форм, пластических образов, ясности выражения. Этот идеал выразился в музыкальном искусстве в строгой логике музыкального мышления, основанного на закономерностях классической функциональной гармонии и классической полифонии. Принципы классицизма нашли яркое отражение в творческой деятельности Березовского и Бортнянского. Максим Березовский положил начало петербургскому хоровому классическому стилю, а Дмитрий Бортнянский завершил развитие русского классического хорового концерта.
сучковская мкоу сучковская
сош
по музыке
реферат
по теме: русская духовная музыка
Выполнела: Туболова Ксения
Проверила: Коннонюк.О.В
СУЧКОВСКАЯ 2015
Екатерина II была покровительницей наук
и искусств. Ею были предприняты различные
культурные начинания в области образования,
литературы, театра, музыки. Для этого
в Россию были приглашены самые известные
художники, зодчие и музыканты из стран
Западной Европы.
После Франческо Арайя в Петербурге в
разное время работали прославленные
итальянские композиторы, приглашенные
императрицей: Бальдассаре Галуппи, Джованни
Паэзиелло, Доменико Чимароза, Джузеппе
Сарти.
Деятельность в России крупных итальянских
мастеров, с которыми вошли в тесное соприкосновение
певчие Придворного хора, помогала русским
певцам овладевать сложной техникой вокального
искусства бельканто.
Вскоре после своего воцарения императрица
Екатерина II переименовала хор Придворных
певчих в Императорскую Певческую Капеллу
и поручила обучение придворных певцов
и музыкантов итальянцам. Итальянские
композиторы, работавшие в России, кроме
опер писали также духовные хоровые произведения
на церковно-славянские богослужебные
тексты. Их композиции явились образцами
итальянского "концерта", который
впоследствии вошел в употребление в Русской
Церкви. Форме итальянского концерта,
установившейся со времени Галуппи, следовали
и русские ученики этих итальянцев - Максим
Березовский, Дмитрий Бортнянский, а также
Артемий Ведель, Степан Дегтярев и др.
В 1770-1780 г.г. Березовский и Бортнянский
завершили свое музыкальное образование
в самой Италии, где смогли познакомиться
с выдающимися образцами итальянской
музыки.
Черты стиля барокко в русской духовной
музыке постепенно перерастают в классицизм,
который стал основным художественным
направлением эпохи Просвещения.
Для эстетики классицизма характерен
идеал гармонии форм, пластических образов,
ясности выражения. Этот идеал выразился
в музыкальном искусстве в строгой логике
музыкального мышления, основанного на
закономерностях классической функциональной
гармонии и классической полифонии. Принципы
классицизма нашли яркое отражение в творческой
деятельности Березовского и Бортнянского.
Максим Березовский положил начало петербургскому
хоровому классическому стилю, а Дмитрий
Бортнянский завершил развитие русского
классического хорового концерта.
Характеризуя тип классического хорового
концерта, можно сказать, что в нем остаются
черты, характерные для партесного концертного
стиля барокко - это противопоставление
эпизодов хорового tutti и небольших концертирующих
групп голосов. Но если партесный концерт
с его типично инструментальными быстрыми
виртуозными пассажами, переходящими
из одного голоса в другой, можно сопоставить
с concerto-grosso (большой концерт) западноевропейской
музыки, то в концерте классического типа
встречаются и черты оперности, и мелодика
кантов и псальм и народно-песенные обороты.
Общая структура классического концерта
основывалась на контрастном сопоставлении
3-х или 4-х частей (в движении: быстро - медленно
- быстро или медленно - быстро - медленно
- быстро); в последнем разделе преобладали
приемы полифонического развития. Принцип
контрастного сопоставления нескольких
самостоятельных частей, сложность тематического
развития и богатство полифонического
письма сближали вокальный концерт с симфонической
музыкой.