Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:20, контрольная работа
Народное декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Все это – «результат творчества многих поколений. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм».
Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.
1. Введение.
2. Художественные промыслы и ремесла России.
3. Особенности народных промыслов и ремесел Карелии.
4. Заключение.
5. Список литературы.
Вышивка — один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.
Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки активно использовали для украшения одежды и предметов быта зажиточной части населения.
Вышивка, продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, развивается в русских и национальных регионах России. Своеобразна вышивка Нижегородской (Горьковской), Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. В русской народной вышивке, как старинной, так и современной, можно выделить счетные и свободные виды шитья, с которыми связаны своеобразные орнаментальные решения и колорит.
Счетную вышивку выполняют по хлопчатобумажной или льняной ткани полотняного переплетения (в прошлом — по холсту, вытканному самой же мастерицей из конопли или льна). Для счетной вышивки ткань служила фоном, а поэтому она почти всегда была белого или серого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узора.
В счетной вышивке Русского Севера — в Архангельской, Вологодской, Костромской и других областях — получили распространение такие швы, как роспись, счетная гладь, набор, а позже — крест.
Вышивки помещали в виде широкой полосы на концах полотенец, столешницах, женской и мужской одежде. Старинные вышитые подзоры нередко украшали сложными многофигурными композициями с изображением барса с поднятой лапой, карет, замков, повозок. На концах полотенец чаще всего размещали трехчастные фризовые композиции: в центре — женскую фигуру или древо жизни, а по краям — какие-либо другие фигуры. По колориту северные счетные вышивки были сдержанными и мягкими, несмотря на то, что в них преобладал красный цвет.
Богатая и разнообразная орнаментация северных вышивок в прошлом была связана с символическим значением изображаемых мотивов, но до наших дней она дошла видоизмененной и переосмысленной, сохранившей богатство орнаментального решения.
В районах среднерусской
полосы широко распространен особый
вид вышивки — цветная
Современные строчевышивальные предприятия, продолжая исторически сложившиеся традиции цветной перевити, создают изделия, близкие нашему быту. Следует отметить, что в каждом районе сохраняются свои специфические черты вышивки. Так, в Рязани узоры цветной перевити более четкие, геометризованные, с открытым красным цветом, дополненным яркими зелеными, желтыми, иногда и черными оттенками цвета. В Смоленской области красный цвет приобретает оранжевый оттенок, рядом с которым всегда можно увидеть белый цвет, а также мягкий синий и желтый цвета. Смоленская вышивка имеет в основном геометрический характер орнамента. Она менее контрастная и более светлая, чем рязанская. Яркое своеобразие смоленской цветной перевити особенно видно в нарядных праздничных полотенцах.
В Тарусе Калужской области также основным приемом вышивки является цветная перевить, но в ней красный цвет обычно темный, приглушенный, рядом с которым почти всегда можно увидеть мягкие оттенки синего цвета и некоторых других. Тарусская вышивка выделяется среди других обилием изобразительных мотивов и даже сюжетных сценок. На концах многих полотенец часто можно встретить трехчастные фризовые композиции с изображением женской фигуры с конями и птицами по бокам, а также «древо жизни», дополненное изображением человеческих фигурок, и т. д.
Карелия издавна славится высоким уровнем народной художественной культуры. Всемирным признанием пользуются самобытные иконы древних мастеров края и уникальные памятники деревянного зодчества — Кижский ансамбль (1714-1874), Кондопожская Успенская церковь (1774), Кемский Успенский собор (1711-1717) и др.
Наряду с деревянным зодчеством в Карелии получает большое развитие резьба и инкрустация по дереву на предметах быта, мебельный и паркетный промысел. Для производства мебели и изделий из дерева народные мастера широко пользуются карельской березой, с инкрустацией другими породами дерева. Высоко ценились в Карелии и за ее пределами изделия деревянные резные блюда и трости, инкрустированные ларцы и шкатулки. Значительную известность получили росписи по дереву космозерских живописцев-орнаменталистов М. И. и И. М. Абрамовых и деревянная резная игрушка Н. Парамонова.
По своим художественным и техническим приемам представляет интерес заонежская вышивка Карелии. Мотивы вышивок и приемы их выполнения отличаются друг от друга в различных районах Карелии. Для вышивок южных районов типичен растительный орнамент иногда в сочетании с фигурами людей и птиц, тогда как в северных заметно преобладание геометрического орнамента. Техника вышивания по – карельски — „тамбур”, „тамбур по сетке”, „двусторонний шов”, „набором”, „по намету” и „крестом”. Карельская вышивка поражает своей необычайной скромностью расцветки. Чаще всего встречаются красные узоры по белому холсту, белые вышивки на красном кумаче или белые по белому. Исключение представляют многоцветные вышивки Пудожского и Прионежского районов. Кроме того, Пудожский и Беломорский районы издавна славились золотошвейными изделиями (в Беломорье с применением местного жемчуга). Близко к вышивкам ранее распространенное в Карелии браное тканье. Получил распространение так называемый олонецкий шов — по письму, в котором как бы соединились строчевые и верхошовные приемы, причем ажур выполняет в этом узоре роль фона. Орнамент олонецкой вышивки строится из крупных растительных форм, которые решены очень условно и силуэтно, что достигается за счет введения четкого контура в эти мотивы. Но главный эффект нарядности вышивки обеспечивается введением множества разделок в растительные мотивы. Олонецкий шов широко используют мастера фабрики «Заонежская вышивка», где в этой технике выполняют столешницы, полотенца, платья, костюмы.
Из деревянных предметов быта и орудий труда следует отметить прялки: корневые, сделанные из единого массива дерева, и составные - из разъемных лопастки, донца, ножки. Большинство разновидностей типов прялок, сохранившихся до наших дней, бытовали на территории современной Карелии, а также исторически связанной с ней территории (Кенозеро, Каргопольский уезд Олонецкой губернии) в XIX - начале XX века.
Корневые широколопастные пудожские прялки украшались свободной кистевой росписью; заонежские близки им по форме и росписи, но были более изящными. Разнообразные по форме и декору прялки Поморья отличались тонким резным и живописным орнаментом.
Облик прялки определяют также декоративные особенности формы и украшение поверхности. В ходе исследования выяснилось, что существует некая избирательность, которая устанавливает связь между пропорциональным типом прялки и определенным достаточно устойчивым набором декоративных приемов. Иными словами, каждому пропорциональному типу соответствует своя система декорирования.
Так, основой декоративного решения у прялок первого типа становится скульптурная пластика формы. Трехгранно-выемчатая и контурная резьба, украшающая плоскость, имеет мелкий рельеф и не соперничает с выразительностью стреловидного силуэта. В резных композициях с бордюрами и ленточными орнаментами почти полностью отсутствуют солярные розетки. Часто орнамент строится билатерально относительно вертикальной оси симметрии, и каждая его половина достаточна для восприятия всей композиции.
У прялок второго, полярно противоположного типа роль силуэта вторична и часто рассчитана только на фронтальное восприятие. Навершия, «сережки», обрамляя массивную прямоугольную лопасть, подчеркивают ее значимость. Основой декорирования является резной или расписной орнамент, обращенный к зрителю. Резьба с глубоким рельефом непременно включает разные варианты солярных розеток.
Промежуточные варианты составили третий тип декорирования. Здесь декоративные возможности силуэта и плоскости стремятся к равновесию, не достигая его в окончательной степени. В одних прялках очевидна выразительность объема, однако, силуэт разрывается дополнительными деталями, а расширенная лопатка задерживает взгляд на подготовленной плоскости. В других прялках начинает доминировать плоскость, обращенная к зрителю, однако силуэт не теряет значимости, так как воспринимается в сочетании со сквозной резьбой. Сама же сквозная резьба стремится к силуэтному прочтению.
Художественное творчество карельского народа развивалось и обогащалось под благотворным влиянием русского народа. Это обуславливалось не только географическими, но и историческими связями карельского и русского народа.
4. Заключение
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). В современном обществе, где сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций должны сохраняться условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.
Информация о работе Русский народ. Художественные промыслы и ремесла