Русский народ. Художественные промыслы и ремесла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Краткое описание

Народное декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Все это – «результат творчества многих поколений. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм».
Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резаными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

Содержание

1. Введение.
2. Художественные промыслы и ремесла России.
3. Особенности народных промыслов и ремесел Карелии.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

народ худ культура.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

Вышивка — один из наиболее распространенных видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В ней сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. И помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры, как символов жизненной силы, счастья, плодородия, верили, что они принесут в дом благополучие.

Вышивку широко применяли в быту как сельского, так и городского населения. Многие виды вышивки активно использовали для украшения одежды и предметов быта зажиточной части населения.

Вышивка, продолжая исторически  сложившиеся виды традиционного  мастерства, развивается в русских и национальных регионах России. Своеобразна вышивка Нижегородской (Горьковской), Рязанской, Ивановской, Новгородской областей, районов Поволжья, Сибири, Северного Кавказа. В русской народной вышивке, как старинной, так и современной, можно выделить счетные и свободные виды шитья, с которыми связаны своеобразные орнаментальные решения и колорит.

Счетную вышивку выполняют  по хлопчатобумажной или льняной  ткани полотняного переплетения (в прошлом — по холсту, вытканному самой же мастерицей из конопли или льна). Для счетной вышивки ткань служила фоном, а поэтому она почти всегда была белого или серого цвета, что обеспечивало четкое восприятие вышитого узора.

В счетной вышивке Русского Севера — в Архангельской, Вологодской, Костромской и других областях — получили распространение такие швы, как роспись, счетная гладь, набор, а позже — крест.

Вышивки помещали в виде широкой полосы на концах полотенец, столешницах, женской и мужской  одежде. Старинные вышитые подзоры  нередко украшали сложными многофигурными композициями с изображением барса с поднятой лапой, карет, замков, повозок. На концах полотенец чаще всего размещали трехчастные фризовые композиции: в центре — женскую фигуру или древо жизни, а по краям — какие-либо другие фигуры. По колориту северные счетные вышивки были сдержанными и мягкими, несмотря на то, что в них преобладал красный цвет.

Богатая и разнообразная  орнаментация северных вышивок в  прошлом была связана с символическим  значением изображаемых мотивов, но до наших дней она дошла видоизмененной и переосмысленной, сохранившей богатство орнаментального решения.

В районах среднерусской  полосы широко распространен особый вид вышивки — цветная перевить, выполняемая по выдернутой сетке. Подготовка ткани к вышивке здесь та же, что и при белой строчке, однако приемы, нанесения узора на сетку совершенно иные. Цветными нитками плотно обвивают столбики сетки, и за счет смены цветных нитей вырисовываются очертания ромбов, квадратов, птиц с пышными хвостами, растительных мотивов, коней и многих других мотивов. В отдельных районах цветная перевить включает и белую строчку. В этом случае мастерица заполняет отдельные ячейки неперевитой сетки штопкой или настилом, а затем выполняет цветную перевить. Комбинированные приемы дают возможность выполнить более нарядный узор, придать ему большую выразительность.

Современные строчевышивальные предприятия, продолжая исторически сложившиеся традиции цветной перевити, создают изделия, близкие нашему быту. Следует отметить, что в каждом районе сохраняются свои специфические черты вышивки. Так, в Рязани узоры цветной перевити более четкие, геометризованные, с открытым красным цветом, дополненным яркими зелеными, желтыми, иногда и черными оттенками цвета. В Смоленской области красный цвет приобретает оранжевый оттенок, рядом с которым всегда можно увидеть белый цвет, а также мягкий синий и желтый цвета. Смоленская вышивка имеет в основном геометрический характер орнамента. Она менее контрастная и более светлая, чем рязанская. Яркое своеобразие смоленской цветной перевити особенно видно в нарядных праздничных полотенцах.

В Тарусе Калужской области  также основным приемом вышивки  является цветная перевить, но в  ней красный цвет обычно темный, приглушенный, рядом с которым  почти всегда можно увидеть мягкие оттенки синего цвета и некоторых других. Тарусская вышивка выделяется среди других обилием изобразительных мотивов и даже сюжетных сценок. На концах многих полотенец часто можно встретить трехчастные фризовые композиции с изображением женской фигуры с конями и птицами по бокам, а также «древо жизни», дополненное изображением человеческих фигурок, и т. д.

 

  1. Особенности народных промыслов и ремесел Карелии.

Карелия издавна славится высоким уровнем народной художественной культуры. Всемирным признанием пользуются самобытные иконы древних мастеров края и уникальные памятники деревянного зодчества — Кижский ансамбль (1714-1874), Кондопожская Успенская церковь (1774), Кемский Успенский собор (1711-1717) и др.

Наряду с деревянным зодчеством в Карелии получает большое  развитие резьба и инкрустация по дереву на предметах быта, мебельный и паркетный промысел. Для производства мебели и изделий из дерева народные мастера широко пользуются карельской березой, с инкрустацией другими породами дерева. Высоко ценились в Карелии и за ее пределами изделия деревянные резные блюда и трости, инкрустированные ларцы и шкатулки. Значительную известность получили росписи по дереву космозерских живописцев-орнаменталистов М. И. и И. М. Абрамовых и деревянная резная игрушка Н. Парамонова.

По своим художественным и техническим приемам представляет интерес заонежская вышивка Карелии. Мотивы вышивок и приемы их выполнения отличаются друг от друга в различных районах Карелии. Для вышивок южных районов типичен растительный орнамент иногда в сочетании с фигурами людей и птиц, тогда как в северных заметно преобладание геометрического орнамента. Техника вышивания по – карельски — „тамбур”, „тамбур по сетке”, „двусторонний шов”, „набором”, „по намету” и „крестом”. Карельская вышивка поражает своей необычайной скромностью расцветки. Чаще всего встречаются красные узоры по белому холсту, белые вышивки на красном кумаче или белые по белому. Исключение представляют многоцветные вышивки Пудожского и Прионежского районов. Кроме того, Пудожский и Беломорский районы издавна славились золотошвейными изделиями (в Беломорье с применением местного жемчуга). Близко к вышивкам ранее распространенное в Карелии браное тканье. Получил распространение так называемый олонецкий шов — по письму, в котором как бы соединились строчевые и верхошовные приемы, причем ажур выполняет в этом узоре роль фона. Орнамент олонецкой вышивки строится из крупных растительных форм, которые решены очень условно и силуэтно, что достигается за счет введения четкого контура в эти мотивы. Но главный эффект нарядности вышивки обеспечивается введением множества разделок в растительные мотивы. Олонецкий шов широко используют мастера фабрики «Заонежская вышивка», где в этой технике выполняют столешницы, полотенца, платья, костюмы.

Из деревянных предметов  быта и орудий труда следует отметить прялки: корневые, сделанные из единого массива дерева, и составные - из разъемных лопастки, донца, ножки. Большинство разновидностей типов прялок, сохранившихся до наших дней, бытовали на территории современной Карелии, а также исторически связанной с ней территории (Кенозеро, Каргопольский уезд Олонецкой губернии) в XIX - начале XX века.

Корневые широколопастные пудожские прялки украшались свободной кистевой росписью; заонежские близки им по форме и росписи, но были более изящными. Разнообразные по форме и декору прялки Поморья  отличались тонким резным и живописным орнаментом.

Облик прялки определяют также декоративные особенности  формы и украшение поверхности. В ходе исследования выяснилось, что  существует некая избирательность, которая устанавливает связь между пропорциональным типом прялки и определенным достаточно устойчивым набором декоративных приемов. Иными словами, каждому пропорциональному типу соответствует своя система декорирования.

Так, основой декоративного  решения у прялок первого типа становится скульптурная пластика формы. Трехгранно-выемчатая и контурная резьба, украшающая плоскость, имеет мелкий рельеф и не соперничает с выразительностью стреловидного силуэта. В резных композициях с бордюрами и ленточными орнаментами почти полностью отсутствуют солярные розетки. Часто орнамент строится билатерально относительно вертикальной оси симметрии, и каждая его половина достаточна для восприятия всей композиции.

У прялок второго, полярно  противоположного типа роль силуэта  вторична и часто рассчитана только на фронтальное восприятие. Навершия, «сережки», обрамляя массивную прямоугольную лопасть, подчеркивают ее значимость. Основой декорирования является резной или расписной орнамент, обращенный к зрителю. Резьба с глубоким рельефом непременно включает разные варианты солярных розеток.

Промежуточные варианты составили третий тип декорирования. Здесь декоративные возможности  силуэта и плоскости стремятся  к равновесию, не достигая его в  окончательной степени. В одних  прялках очевидна выразительность объема, однако, силуэт разрывается дополнительными деталями, а расширенная лопатка задерживает взгляд на подготовленной плоскости. В других прялках начинает доминировать плоскость, обращенная к зрителю, однако силуэт не теряет значимости, так как воспринимается в сочетании со сквозной резьбой. Сама же сквозная резьба стремится к силуэтному прочтению.

Художественное творчество карельского народа развивалось  и обогащалось под благотворным влиянием русского народа. Это обуславливалось  не только географическими, но и историческими связями карельского и русского народа.

 

4. Заключение

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается  под влиянием принятых и утвердившихся  в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). В современном обществе, где сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций должны сохраняться условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

 

  1. Список литературы

 

  1. Бардина,  Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры: (товароведение и организация торговли): учебное пособие для средних профессионально-технических училищ / Р.А.Бардина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 1990. – 299 с.
  2. Каплан, Н.И. Народные художественные промыслы: учебное пособие для средних профессионально-технических училищ / Н.И. Каплан, Т.Б. Митлянская. – М., 1980. – 175 с.
  3. Северные узоры : нар. вышивка Карелии / [авт. текста, науч. консультант А. П. Косменко ; сост. Л. Н. Белоголова, Т. А. Мошина ; худож. И. Г. Карт ; фот. Ю. Я. Шехтера]. - Петрозаводск : Карелия, 1989. - 239 с.
  4. Уткин, П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы / П.И.Уткин, Н.С. Королева. – М., 1992. – 159 с.
  5. http://kizhi.karelia.ru/

 




Информация о работе Русский народ. Художественные промыслы и ремесла