Русский площадной театр и скоморошество на Руси10-16веках
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 03:55, доклад
Краткое описание
Возвращаясь к истории возникновения массовых праздников в нашей стране, мы видим, что ещё в Древней Руси бытовали народные песенно-танцевальные действа, явившиеся той богатейшей фольклорной почвой, на которой зародились основы русского искусства.
Вложенные файлы: 1 файл
Русский площадной театр и скоморошество
на Руси10-16веках.
«Дух народный всегда
был велик и могуч… Это же доказывают
и произведения народной поэзии, запечатлённой
богатством фантазии, силою выражения,
бесконечностью чувства, то бешено-весёлого,
размашистого, то грустного, заунывного,
но всегда крепкого, могучего, которому
тесно и на улице и на площади, которое
просит для разгула дремучего леса, раздолья
Волги-матушки, широкого поля…»
В.Г. Белинский.
Возвращаясь к истории
возникновения массовых праздников в
нашей стране, мы видим, что ещё в Древней
Руси бытовали народные песенно-танцевальные
действа, явившиеся той богатейшей фольклорной
почвой, на которой зародились основы
русского искусства.
Творческий дух народа
издревле находил своё воплощение в песнях,
плясках, красочных обрядах, комических
скоморошьих играх и «глумах».
Изучая источники,
мы убеждаемся, что русские народные гулянья,
скоморошьи игры и глумы неразрывно связаны
с бытом народа, общественными взаимоотношениями
определённой эпохи, являясь одной из
составных частей духовной жизни русского
человека – фольклора, неиссякаемого
родника поэтических сил народа, веками
создаваемого бесчисленными поколениями.
Героические деяния
народа, могучая сила его и патриотизм,
выкованные веками, и исторический характер
русского человека-воина, на протяжении
всего существования России отстаивавшего
от врагов родную землю, воплотилось в
могучем былинном эпосе. А жизнерадостность,
юмор русского человека, готовность к
шутке, доброй насмешке – всё это нашло
отражение в «смеховой культуре», или
говоря словами А.Н. Островского, «комической
производительности», наиболее ярко выразившейся
в скоморошьих забавах, глумах и потехах,
и в массовом коллективном творчестве
– народных гуляньях. В них – истоки русской
поэзии, музыки, русского театра и эстрады.
В народном быту зародились и массовые
празднества и зрелища. Достаточно вспомнить
наиболее характерные из них: кузьминки
(девичий праздник), семик, ночь на Ивана
Купалу, веснянки, масленицу, колядки.
Особенно популярные были гуляльные (или
катальные) ледяные горы на рождество
и на масленицу (гулянье «под горами»),
народные гулянья, катанья на качелях
летом («под качелями»). Во время этих праздников
выстраивались балаганы, где ставили целые
музыкальные спектакли, основанные на
фольклорных истоках, выступали деды-балагуры,
петрушечники, вожаки учёных медведей,
раёшники и т.д.
Старинные русские
праздничные обряды нигде и никем не записывались,
но веками сохранялись в памяти народа,
пройдя сквозь нашествия, голод и смерть
– словом, сквозь все испытания, которые
обрушивались на русский народ в течение
всей его многовековой истории. Поистине
бессмертен оптимизм русского народа,
безгранична народная фантазия, неиссякаем
живой родник его творчества!
Праздничные обряды
– это, по существу, народные песенно-танцевальные
массовые представления со своим наивным,
но точным сюжетом, образами, поэтическим
текстом, музыкой, особой драматургией
и своеобразной режиссурой. Например,
в русской свадьбе есть твёрдый «сценарий»,
обязательные «действующие лица» (сваты,
дружки, подруги невесты, ряженые и т.д.),
обязательный репертуар (плач матери,
плач невесты и т.д.). Хотя детали праздника
менялись в разных областях, даже в различных
сёлах, «сценарий», «репертуар» и «постановочный
план» в основном оставались неизменными.
В конечном итоге народ создал песенно0танцевальный
спектакль, действие которого происходит
и в избах, и под открытым небом. При этом
обязательным условием является активное
участие в сюжете праздника большого количества
людей. Старинная русская свадьба, обряды,
игрища и празднества навсегда остались
живым памятником русского народного
творчества, дошедшим до нас с древних
времён и убедительно свидетельствующий
о том, что истоки современных массовых
зрелищ надо искать в русских народных
фольклорных празднествах.
Непременными участниками
и заводилами старинных народных праздников
и гуляний всегда были скоморохи. В дальнейшем
скоморошьи игры и «глумы» превращались
и в самостоятельные спектакли, которые
давали актёры-скоморохи (или «охотники»,
как их называли) на играх и братчинах.
Скоморохи принимали участие и массовых
действах, но уже как профессиональные
актёры – ведя «конферанс», разыгрывая
«скетчи» и «репризы», играя на дудках
и гуслях.
Творчество скоморохов,
наполненое язвительной сатирой по отношению
к церкви и боярам, – следовательно, социально
направленное и несущее в себе определённые
черты общественного протеста, – пользовались
поддержкой трудового люда и, естественно,
входило в непримиримое противоречие
с позицией власть имущих.
Скоморохи постоянно
подвергались жестоким гонениям. В дошедшей
до нас «Повести временных лет» 1068 года
проповедник-летописец осудил скоморохов,
высказав, очевидно, официальную точку
зрения на скоморошество и народные гуляния:
«Конечно! Языческого обычая поддерживаются
по указке Дьявола! Таких людей дьявол
обольщает и другими способами, отвлекая
нас от бога всевозможными соблазнами:
трубами и скоморохами, гуслями и русальи
(т.е. праздничными гуляньями). Ведь мы
видим места для игрищ утоптанными, и людей
много множество, яко происходит давка,
когда начинается представление, от беса
замышленного дела. А церкви стоять! Егда
же бывает год (т.е. – время) молитвы, мало
их обретается в церкви».
Судя по этому документу,
церковь была в панике: народные гулянья
переманивали у неё верующих, и трудовой
люд предпочитал посмотреть на вольном
воздухе весёлые скоморошьи игрища, посмеяться
над злоключениями бояр и попов и поучаствовать
в увеселениях, нежели забиваться в душную
тесноту храма, где из темноты его «стращали»
возмездием за всевозможные «дьявольские»
искушения.
В XVI веке Стоглав запретил
скоморошество, назвав его «бесовским
позорищем», а затем и Домострой осудил
скоморошьи потехи. При царе Алексее Михайловиче,
как писал А.М. Горький, «церковь и боярство
истребили скоморохов и калик перехожих».
Но скоморошество,
перестав так называться, не исчезло так
же, как не могла исчезнуть тяга русского
народа к шутке, юмору, острому слову, насмешке,
к яркому веселью, песне, народной музыке,
народному танцу – словом, к тому многообразию
тем и жанров, которое несло в себе творчество
скоморохов. Вспоминается А.Н. Островский,
отметивший своеобразие русского народного
характера: «Как отказать народу в демократической
и тем более в комической производительности,
когда на каждом шагу мы видим опровержение
этому и в сатирическом складе русского
ума, и в богатом, метком языке; когда нет
почти ни одного явления в народной жизни,
которое не было бы схвачено народным
сознанием и очерчено бойким, живым словом.
Такой народ должен производить комиков…»¹.
Разве могли церковные
указы и царские грамоты переломить характер
русского человека, убить в нём то, что
составляло самые сокровенные глубины
души русской? Нет, не удалось задушить
эту черту русского народного характера
– способность к «комической производительности»,
сатирическому складу ума, богатому меткому
языку, бойкому живому слову.
Скоморохи остались
жить, вопреки всем указам и постановлениям.
Они только изменили свой облик, когда
их искусство было подвергнуто запретам
и гонениям. Они стали называться «народными
забавниками», «потешниками», пошли в
петрушечники, раусные деды, раёшники…
По-прежнему потешали они простой люд,
заставляли задумываться над социальной
несправедливостью существующих общественных
взаимоотношений.
Не обязательно искать
только в истории Москвы или другого великого
города следы, свидетельствующие о том,
что народные гулянья с давних пор процветали
на Руси, были любимы народом и постоянно
подвергались злым гонениям со стороны
церковной и государственной власти.
Взять хотя бы Кашин.
Тихий патриархальный городок, затерянный
«во глубине России», он удивительно живописно
раскинулся по берегам многократно петляющей
извилистой речки Кашинки, впадающей в
Волгу. Деревянный город-крепость Кашин
не один раз сгорал до тла, но приходило
время, и народ заново отстраивал его,
и он – в который раз – поднимался из пепелища.
В XVII веке в Кашине
зашумел посад – торговый и ремесленный
центр, окруживший Дмитриевский монастырь.
Сюда на престольные праздники, на шумные
ярмарки потянулся народ со всей округи.
«В твоём государеве
богоспасаемом граде Кашине в понедельник
первыя недели великого поста чинитса
великое бесчиние беззаконие», – доносил
царю архимандрит Дмитриевского монастыря.
Он явно был возмущён и напуган тем, что
творится «бесовская игра веселие с медведи
и бубны, и с сурнами», и что «со всякими
бесовскими играми с иных городов торговые
люди и веселые приезжают на тот великий
день».
Видно много хлопот
доставили монахам народные гулянья и
скоморошьи забавы. Тревожили они и царя,
ибо царская грамота указывала: «Тех людей
имать и делать наказанье». Но всё равно
Кашин оставался городом торговым и весёлым
и постоянно привлекал скоморошьи ватаги
«с медведи и с плясовыми собачки».
Информация о работе Русский площадной театр и скоморошество на Руси10-16веках