Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:21, реферат
Композиция любого произведения пластического исскуства, объекта дизайна-творческая гибкая и мобильная система передачи образно-содержательной информации посредством визуального материала. Средства композиции-это и есть коммуникативные средства, с помощью которых происходит опредмечивание смысла.
Соподчинение. Композиция не является простым набором, конгломератом элементов, независимых друг от друга, обладающих самодостаточностью. При визуализации информации создается изобразительный рассказ, построенный на принципе соподчинения всех элементов композиции. Иначе говоря , этот принцип определяют как принцип визуального неравенства, что вполне точно отражает суть иерархической системы соподчинения главного и второстепенных элементов визуального ряда.
Свойства и средства композиции.
Композиция любого произведения пластического исскуства, объекта дизайна-творческая гибкая и мобильная система передачи образно-содержательной информации посредством визуального материала. Средства композиции-это и есть коммуникативные средства, с помощью которых происходит опредмечивание смысла.
Соподчинение. Композиция не является простым набором, конгломератом элементов, независимых друг от друга, обладающих самодостаточностью. При визуализации информации создается изобразительный рассказ, построенный на принципе соподчинения всех элементов композиции. Иначе говоря , этот принцип определяют как принцип визуального неравенства, что вполне точно отражает суть иерархической системы соподчинения главного и второстепенных элементов визуального ряда.
Целостность. К основным свойствам композиции относят целостность. Композиция никогда не может рассматриваться как простой набор либо сумма составных частей. Целостность, являясь композиционным свойством, предполагает существование композиционного центра, причем не просто его наличие, а явное целенаправленное акцентирование. Именно центру, как кульминационной части композиции, подчиняется вся остальная структура. Один из ключевых признаков композиции-это согласованность всех элементов друг с другом по различным свойствам, формирующая впечатление завершенности, законченности композиционного произведения.
Целостность в композиции-которое в основе своей имеет комплексный характер. Проявляется эта закономерность в конструктивной завершенности объекта, в уравновешенности, взаимозависимости и взаимосвязи всех его элементов.
Гармоничная композиция базируется на таком взаимодействии частей целого, при котором ни один элемент композиционной структуры не может быть заменен или изъят без разрушения этой целостности. Кроме того, принцип целостности предполагает и то, что ни одна форма, ни одна часть этого целого не может менять свое месторасположение, не изменив композицию в целом. По той же причине в грамотно сформированную композиционную структуру не может быть введен ни один новый элемент. Так работает принцип композиционной целостности, проявляющийся практически в любом искусстве.
Элементы композиции всегда объединены конструктивно-смысловой идеей. Достигается это с помощью применения различных средств организации композиционного строя, выявляющего эту ключевую идею.
К основным свойствам и средствам композиции относятся:
- композиционное равновесие (свойство композиции);
-симметрия (свойство и
одновременно средство
- асимметрия (свойство и
одновременно средство
- динамичность (свойство);
- статичность (свойство);
-единство характера формы (свойство);
- пропорции (средство композиции);
- масштаб (средство композиции);
- контраст (средство композиции);
- нюанс (средство композиции);
- ритмические построения (средство композиции);
- цвет (средство композиции);
-пластика (средство композиции).
Зрительная устойчивость произведения, возникающая в результате грамотной организации и уравновешенности композиционного строя, является следствием использования всех вышеназванных средств.
Композиционное равновесие. Равновесие формы-такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие не означает простого равенства величин. Оно связано с характером организации пространства, пропорциями, пластикой формы, цветом.
Симметрия. В любом виде искусства значительное место занимает симметрия - средство создания художественного образа, создании гармонии. Симметрия является одним из важных средств достижения единства и художественной выразительности композиции в художественном проектировании. Под ней понимают повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д.
Асимметрия. В асимметрии элементы формы не связаны осью симметрии. Отсутствие или нарушение симметрии.
Динамичность. Форму, активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным, определяющим композицию качеством. Динамичность формы связана прежде всего с пропорциями. «Равенство или нюанс отношений величин по трем координатам пространства характеризует относительную статичность формы. Контраст в отношениях создает динамику как «зрительное движение» в направлении преобладающей величины». Например, куб создает впечатление статичности, а вертикальный параллелепипед - динамичности.
Статичность. Статичность-подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе, в самой геометрической основе. Статичны предметы, которые имеют явный центр и у которых ось симметрии служит главным средством организации формы.
Единство характера формы. Каждый элемент формы изделия выполнен в одном стиле.
Пропорции. Как бы ни было хорошо изделие само по себе, но если всю его объемно-пространственную структуру не объединяет четкая пропорциональная система, трудно рассчитывать на целостность формы. Пропорции-это средство гармонизации формы.
Масштаб. . Масштабность — наиболее сложное средство композиции. Все предметы и изделия, которые использует человек в своей деятельности, должны быть соотносимы с размерами человека, соразмерны ему. Масштаб невольно связывается в человеческом сознании с окружением. Один и тот же предмет может показаться громоздким или, напротив, ничтожным в зависимости от окружающего его пространства.
Контраст. Контраст-противопоставление, борьба разных начал в композиции. Он обусловлен различием фактур, конструкции, декора и т. д. Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким.
Нюанс. Нюанс означает едва заметные, незначительное отличия предметов по каким-либо свойствам. В нюансе больше сходства, нежели различия. Нюанс сглаживает монотонность и жесткость формы в построении композиции изделий. Нюансные отношения характерны для более камерных, лирических произведений.
Ритм. Закономерность, на которой основан ритм выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов-в нарастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разряжениях структуры и т. п. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка. Ритм бывает простым, когда меняется какая-то одна закономерность (форма, цвет, фактура или расстояние между элементами), и сложным, когда изменения происходят сразу по нескольким параметрам. Например, меняется конфигурация формы и происходит насыщение по цвету, или изменяется расстояние между элементами и одновременно уменьшается форма, которая также изменяет свою фактурную характеристику.
Цвет. Цвет тесно связан с другими средствами композиции-пропорциями, масштабом, нюансом. С помощью цвета можно акцентировать нужные элементы формы или композиционно ослабить их, соподчинить и в известной мере объединить, когда необходимо, «собрать» элементы структуры, которые не поддаются иным приемам соподчинения. Цвет иногда позволяет скорректировать не слишком удачные пропорции, когда нет возможности изменить сами объемы. Особенно велика роль цвета для достижения образности формы изделия. Удачное цветовое решение очень помогает раскрыть сущность вещи, обострить или, напротив, сделать более нейтральным, когда нужно, характер формы.
Пластика. Пластика формы характеризует прежде всего особенности объемно-пространственной структуры, определяя ее рельефность, глубинность, насыщенность светом и тенями. Пластичная форма-эта форма рельефная, скульптурная, с мягкими переходами основных образующих.
Зрительная устойчивость произведения, возникающая в результате грамотной организации и уравновешенности композиционного строя, является следствием использования всех вышеназванных средств.