Священные животные Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 19:56, реферат

Краткое описание

Древние египтяне не только наделяли своих верховных божеств чертами животных. Многие звери были признаны священными, что давало им такие привилегии, о которых рядовой древний египтянин мог только мечтать. В Мемфисе, например, существовал культ быка Аписа. Для того чтобы получить столь высокий «пост», бык должен был соответствовать определенным канонам: на лбу должен быть белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а на боку – пятно в форме растущей луны. Священный Апис жил в особых апартаментах: перед храмом Птаха для него был оборудован специальный загон, где он принимал дары. Если бык умирал, то египтяне объявляли долгий пост, однако после него жрецы начинали подыскивать нового пятнистого кандидата. Но священное животное не шло на котлеты.

Вложенные файлы: 1 файл

артефакты древнего Египта.doc

— 1.71 Мб (Скачать файл)

1. Священные животные  Древнего Египта

Древние египтяне не только наделяли своих верховных божеств чертами животных. Многие звери были признаны священными, что давало им такие привилегии, о которых рядовой древний египтянин мог только мечтать. В Мемфисе, например, существовал культ быка Аписа. Для того чтобы получить столь высокий «пост», бык должен был соответствовать определенным канонам: на лбу должен быть белый треугольник, на шее – пятно, напоминающее орла, а на боку – пятно в форме растущей луны. Священный Апис жил в особых апартаментах: перед храмом Птаха для него был оборудован специальный загон, где он принимал дары. Если бык умирал, то египтяне объявляли долгий пост, однако после него жрецы начинали подыскивать нового пятнистого кандидата. Но священное животное не шло на котлеты. В 1851 году французский археолог Огюст Мариет открыл в Саккаре знаменитый Серапеум: подземные погребальные камеры. Мумифицированные быки находились в саркофагах из розового гранита, известняка, базальта. Саркофаги были монолитными и достигали 4 метра в высоту и весили около 70 тонн.

Птицы, которые помогали египтянам в земледелии, также получали звание «Священные». В древнеегипетских верованиях ибис символизировал бога Тота (аналогичного Гермесу в Греции). Священную птицу после смерти мумифицировали, тело ее покоилось в глиняном сосуде. 

Очень повезло священному крокодилу, который проживал в Фивах. Его украшали драгоценными серьгами и кольцами, а поклонники культа регулярно выражали своему зеленому богу почитание и подносили всяческие дары. 
Особое место в египетской религии занимали кошки. Они истребляли крыс, извечных врагов урожая, за что особенно почитались египтянами. За убийство котейки полагалось суровое наказание. Кошка символизировала солнечное тепло и свет, ее считали священным животным богини Бастет, храм которой был построен в Бубасте. После смерти священных котов мумифицировали: в Бени-Хасане было найдено большое количество «кошачьих» мумий.

Среди священных животных был волк – священное животное бога Упуата, проводника в царство мертвых. Поклонение шакалам связано с культом Анубиса. Культ собак и шакалов был особенно развит в Кинопольском номе.  
Священным животным богини Таурт, покровительницы беременных, был гиппопотам. Богиню изображали в виде его самки. Однако особого распространения культ бегемота не получил. Сильны верования были только в Папремитском округе. Есть мнение, что гиппопотам являлся также священным животным Осириса. Но иногда бегемотов причисляли к силам зла, относили, вместе с крокодилами, к врагам Ра. 
Священный лев, как и полагается царю зверей, символизировал власть и могущество фараона., а также являлся священным животным богини Сохмет, которую изображали в виде женщины с львиной головой. 
Судьба свиньи за тысячи лет не изменилась: и в Древнем Египте ее считали грязным животным, соотносили с богом Сетом, олицетворением злого начала. Хотя в древнейшие времена она ассоциировалась со звездным небом.

 

 

2. Пирамиды и большой Сфинкс

 

Пирамида выдающегося военачальника и основателя III династии фараона Джосера и (XXVIII вв. до н. э.) первый гигантский архитектурный памятник Древнего Эгипта. Она находится в Сакаре, на южной окраине Мемфиса, и является центром погребельного ансамбля. Сложенная из белых известняковых блоков ступенчатая пирамида высотой шестьдесят метров воздвигнута зодчим Имхотепом, который изобрел способ кладки из тесаного камня. Египтяне обожествили архитектора и почитали его как сына бога Птаха – создателя Вселенной, покровителя искусств и ремесел.

В конструкции пирамиды Джосера, которою обычно называют "матерью египетских пирамид", отражены три основных принципа возведения подобных сооружений – гигантские размеры, пирамидальная форма, использование именно камня как строительного материала. Эти особенности позднее получили развитие в пирамидах фараонов IV династии.

На западном берегу Нила (ныне в Гизе, около Каира) возвышаются грандиозные пирамиды фараонов IV династии: Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (грек. Хефрен), Менкаура (грек. Микерин). Пирамиды были когда-то облицованы гладко отполированными плитами белого известняка (частично они сохранились на вершине пирамиды Хеопса). Основание пирамид имеет форму квадрата, а гладкие грани образуют равнобедренные треугольники. Величайшая из них – пирамида Хеопса – построена в XXVII в. до н. э. Ее создатель – племянник фараона, Хемиум. Пирамида (высотой около ста сорока семи метров, со стороной основания двести тридцать три метра) сложена из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн. Они удерживают на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают пол миллиметра. На северной стороне пирамиды Хеопса неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным сакрафагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии фараона.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света. Архитектурные памятники последующих эпох, в том числе крупнейший христианский храм Европы – собор Святого Петра в Риме, кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза превосходит по ширине Красную площадь в Москве.

Все сведенья, факты, цифры, домыслы отступают на второй план при Непосредственной встрече с пирамидами. Один из спутников Наполеона в его египетском походе 1798-1799 гг. французский ученый Франсуа Жомар записал: "… когда вы подойдете к подошве великой пирамиды, вас охватит великое и сильное волнение, чувство потрясения и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его…".

Пирамиды в Гизе, как и в Сакаре, составляли центр огромного погребального ансамбля – с поминальными храмами фараона и маленькими пирамидами царских родственников и приближенных, которые и после смерти правителя должны были находится рядом с ним. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Большой сфинкс длиной пятьдесят семь и высотой двадцать метров – вырубленное в основной своей части из скалы изображение льва с человеческим лицом. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос IV (XV в. до н. э.), однажды после охоты в пустыне задремал в его тени и услышал голос каменного исполина, просившего освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос IV исполнил его просьбу и приказал украсить сфинкса плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии. Плита существует и поныне. Судя по описаниям и гравюрам европейских художников, в начале XIX столетия снова были видны только голова и плечи сфинкса. Его лицо, обезображенное солдатами наполеоновской армии, лишилось носа (величина которого достигала роста среднего человека). После того как вновь произвели раскопки, открылось могучее львиное тело и вытянутые вперед когтистые лапы сфинкса. Его широкое скуластое лицо (некогда окрашенное в красный цвет), возможно имеющее портретное сходство с фараоном Хефреном, непроницаемо и строго, глаза обращены на восток. Арабы называли Большого сфинкса Отцом Ужаса, но это изваяние, издавна манившее к себе людей, вызывает скорее ощущение спокойной силы, а не страха.

 

 

 

3.Рисунки на обломках

Малоизвестную область искусства древних египтян составляют дошедшие до нашего времени со второй половины Нового царства многочисленные рисунки на обломках известняка, обнаруженные при раскопках Дейр эль-Медины в Фивах. На месте этой старой арабской деревни когда-то жили и работали над созданием царских гробниц фиванские мастера; их жилища образовывали целый поселок.

Раскопки, произведенные на этом месте, открыли богатый археологический материал: от орудий труда до текстов египетской литературы и росписей. Однако самое интересное – рисунки на обломках известняка: они выходят за пределы каких-либо канонов, это непосредственные беглые зарисовки увиденного и как бы наброски будущих работ.

Рисунки настолько смелы, просты и естественны, что трудно представить себе, что их создатели жили несколько тысячелетий назад. Это зарисовки голов, рук, профилей, поз и движений животных (например, дрессированных обезьян); музыкантов и акробатов; обнаженной девушки сидящей на карточках и раздувавшей огонь в печи или плывшей в зарослях и ловящей руками рыбу. Наброски иногда наивны, даже беспомощны, вероятно, это учебные работы, но большинство исполнено профессионально и уверенно.

Среди рисунков есть группа комических изображений, схожие с ними мотивы встречаются на рельефах и папирусах, в росписях на керамике. Здесь вместо людей действуют звери, причем в композициях, повторяющих в той или иной мере официальные каноны: кот преподносит гуся торжественно восседающей на троне крысе; лев и газель играют в шахматы; мышиный царь, подобно фараону, стоит на колеснице, запряженной парой собак, и устремляется на штурм кошачьей крепости; осел, лев, крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах. Возможно, эти рисунки приближались к карикатурам, или воспроизводили эпизоды ритуальных представлений, которые жрецы разыгрывали в масках священных животных.

 

Скарабей

Скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта. Считалось, что маленький жук повторяет путь Солнца: подобно тому, как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения жизни во всем сущем, скарабей перекатывает свой шар с яйцами с востока на запад, пока зародыши не созреют и не родятся на свет. Египтяне отождествляли этот шар с яйцами с Солнцем — огненной сферой, несущей в себе зародыш всего живого.

Испокон веков скарабей был олицетворением Хепри, одного из древнейших египетских богов, символизирующих утреннее восходящее солнце. Как и остальные солнечные божества, Хепри имел функцию Демиурга, Творца мира, человека и Вселенной.

Хепри-скарабей как великий символ и талисман сопровождал египтянина в жизни и после смерти. По легенде, скарабей выходит из головы Осириса, погребенной в Абидосе, возвещая его воскресение из мертвых в мире небесном. Фигурка маленького жука, упорно и настойчиво перекатывающего свой шарик из навоза, чтобы в нем не погибли семена новой жизни, становится символом импульса возрождения, возникающей внутри инертной, но живой материи, готовой начать новый цикл существования.

Кроме того, скарабей олицетворял сокровенную силу Сердца, которую человек должен был пробудить в себе, для того чтобы возродиться, умереть и вновь воскреснуть, победить свои недостатки и ограничения, преодолеть любые испытания, ожидающие его в жизни и после смерти.

В Египте изображения и фигурки скарабея встречались практически везде. На основании фигурки обычно наносили священные символы и изречения, связанные с таинством возрождения. Иногда скарабей имел человеческое лицо или голову. Скарабей также был символом ученика и его пути к мудрости. Подобно тому, как маленький жук упорно и настойчиво превращает бесформенную, вязкую массу навоза в шарик, чтобы заложить в него семена жизни, ученик, идущий по пути мудрости, должен трансформировать бесформенную и вязкую массу своих недостатков и ограничений в идеальную, совершенную, огненную и прозрачную сферу, отражающую свет Духа.

На спине скарабея виден знаменитый символ тау, в центре которого находится точка, где встречаются Небо и Земля. Иногда встречаются изображения скарабеев с расправленными крыльями. Выполнив свою миссию на земле, скарабей-Солнце расправляет крылья и обретает способность подняться к небу, к истокам, породившим его. Скарабей с крыльями, держащий в лапках огненный шар, становится символом нового, молодого, восходящего Солнца весны, победившего тьму и воскресшего, чтобы принести новый импульс жизни и возобновления.

В Египте скарабей стал символом, который сопровождал ученика на пути, помогая преодолеть испытания. Он пробуждал глубокие воспоминания и являлся символом весны, вечной молодости души, живущей за пределами пространства и времени, жизни и смерти. 

 

Лотос

Священный цветок древних египтян, символ красоты, чистоты, стремления к солнцу и свету. Этот образ пронизывает все египетское искусство, начиная от лотосовидных капителей храмовых колонн и заканчивая миниатюрными туалетными сосудами и ювелирными украшениями.

 

 

Анх

Один из самых известных египетских символов, Ключ Жизни, древнейший символ. Анх состоит из нескольких элементов: вверху изображался круг — символизирующий солнце, мир божественный, а также вечное возвращение всех вещей. Вселенную, единую в непрерывном вращении. Под ним горизонтальная линия — горизонт, над которым изображено восходящее солнце, еще ниже изображалась вертикальная линия, символизирующая путь к божественному свету, который должен пройти каждый ученик.

Анх изображен в руках богов как эмблема Вечной Жизни и как «ключ» к таинствам Природы. Также обозначает Небесного Человека, который, как микрокосмос, является ключом мистерий Вселенной, или Макрокосмоса. Модификацией анха является тау, в котором отсутствует верхняя часть (круг) и который представляет Дерево Жизни, Равновесие и Справедливость.

 

Уджат

Уджат — «Глаз Света», «Око Гора». По легенде Гор в битве с Сетом теряет свой физический глаз и получает от бога Тота глаз Уджат — глаз тайного сокровенного зрения души. Уджат является символом или принципом жертвы, позволяющей человеку двигаться по Пути. Он изображался в виде ока со слезой и спиралью под ним. Слеза символизирует жертву, а спираль — путь приобщения к Тайнам Вселенной, как напоминание о том, что лишь через жертву и отдачу человек может постичь сокровенные Тайны Природы.

 

Джед

Информация о работе Священные животные Древнего Египта