Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 14:31, реферат
Русский Север до сих пор хранит замечательные памятники нашей древней культуры, а его фольклор живо повествует о существовавших некогда обычаях, обрядах и сказаниях... Когда в длинные зимние вечера собиралась крестьянская молодежь на посиделки. Центральной фигурой на них обычно являлась убеленная сединами мудрая сказительница. Ее окружали девушки с прялками или вышиванием. На лавках вдоль стен чинно рассаживались парни, а на печку и полати забирались ребятишки. Затаив дыхание, они слушали сказки, которые неторопливо рассказывала бабушка. Сказки сменялись бывальщинами и старинными песнями.
1. История игрушки
2. Технология изготовления и материалы
3. Художественные особенности
4. Информация о мастерах
5. Список иллюстрации
6. Список использованной литературы
Волгоградский
государственный институт искусств и
культуры
Реферат
Тема:
«Северная деревянная
игрушка»
Преподаватель: Радченко Оксана Геннадьевна
Выполнила: студентка I курса
факультета ДПИ
План:
История игрушки
Русский Север до сих пор хранит замечательные памятники нашей древней культуры, а его фольклор живо повествует о существовавших некогда обычаях, обрядах и сказаниях... Когда в длинные зимние вечера собиралась крестьянская молодежь на посиделки. Центральной фигурой на них обычно являлась убеленная сединами мудрая сказительница. Ее окружали девушки с прялками или вышиванием. На лавках вдоль стен чинно рассаживались парни, а на печку и полати забирались ребятишки. Затаив дыхание, они слушали сказки, которые неторопливо рассказывала бабушка. Сказки сменялись бывальщинами и старинными песнями. Поэтические образы этих вечерних сходов захватывали воображение слушателей, а затем нередко переносились в украшения изб (Иллюстрация № 1), хозяйственной утвари, игрушек. В этих украшениях важное место занимало красное солнышко, особенно почитаемое на суровом и вьюжном севере.
Его символический образ в виде коня можно поныне увидеть на фронтонах деревянных домов, на прялках, ковшах и разнообразных игрушках. Особое место в сознании народов Русского Севера, бесспорно, занимает конь.
Славяне почитали землю и солнце. Земля по традиции представлялась в образе женщины-матери, солнце же — в образе коня. Бег этого стремительного красивого животного символизировал для язычников катящееся по небесному своду солнечное божество. По свидетельству одного из древних летописцев, капище Перуна — главного бога славянской мифологии — украшалось фигурами коней. Славяне-язычники носили на шее амулеты — миниатюрных птиц и зверей, в том числе и коней, изображение которых подчас было очень выразительным.
Вдохновителем некоторых мастеров нередко являлись колядовые песни, сюжеты из которых использовались при изготовлении красных и черных игрушечных коней, запряженных в малеванный возок (Иллюстрация № 7). Непонятная и неестественная, казалось бы, сейчас красная окраска является символом и отголоском старинного славянского мифа о коне – солнце (Иллюстрация № 15).
Среди
старинных русских игрушек
Технология изготовления и материалы
Процесс резьбы игрушек из дерева довольно сложен и до сих пор остается ручным процессом.
Материалом служат мягкие породы дерева, такие как липа и осина. Последняя идет на более дешевые сорта игрушек, а также на изделия, предназначенные под окраску. Древесину заготавливают ранней весной, когда начинается сокодвижение. Выбирают крепкие деревья; спиленное дерево разделывают на бревна, снимают с них кору, но на концах бревен оставляют полоски, чтобы предохранить дерево от трещин. Затем бревна неплотно укладывают в штабеля на воздухе или под навесом для естественной просушки.
Режут игрушки только из хорошо просушенного дерева. Весь процесс резьбы состоит из нескольких этапов.
Сначала бревна распиливают на чураки нужной величины, выбирая отрезки без сучков. Затем топориком намечают контуры будущего изделия. Дальше при помощи так называемых церазика и трубок, стамесок разных размеров продолжают постепенную отделку намеченной фигурки. При этом чем ближе к завершению работы, чем тоньше становится срез, тем мельче берется трубка. Последний этап — это окончательная отделка изделий шкуркой (наждачной бумагой). Надо сказать, что мастера иногда злоупотребляют шкуркой, зачищая фигурки настолько, что сплошь и рядом пропадает вся их выразительность.
Вплоть до 90-х годов ХIХ в. мастера-игрушечники не пользовались шкуркой. Всю отделку они производили острым ножом. Шкурка же была введена в игрушечное производство земской учебно-показательной мастерской в Сергиевом Посаде лишь в конце ХIХ в.
Процесс резьбы «болвашек» значительно отличался от резьбы игрушек. «Болвашки» резали из круглого чурака с большой затратой материала. Они сохраняли в основном округлую форму.
При изготовлении резных игрушек круглый чурак раскалывали на четыре части и уже из полученных треугольных чураков резали фигурки.
На
фотографиях показаны инструменты
загорского резчика и этапы постепенной
резьбы загорского коня. (Внимание! Первые
этапы такой резьбы характерны и северным
мастерам, конечный же результат несколько
отличен) (Иллюстрация № 8)
Художественные особенности
В искусных руках русского крестьянина топор являлся универсальным орудием, которым он владел в совершенстве. Топором валили лес, обтесывали бревна и доски, им же украшали фронтоны и наличники домов, изготавливали предметы обихода и, конечно, игрушки. Большинство этих игрушек выполнено с отменным мастерством. Но некоторые игрушечные кони были настолько условны, что не всякий мог догадаться о значении изображения. Например, у так называемой северной кобылки вытянутое туловище без ног оканчивается поднимающимся вверх конусом, в нем сделано отверстие для поводка (Иллюстрация № 2). Нередко из куска дерева выдалбливали возок с двумя конскими головами спереди (Иллюстрация № 5). Эта затейливо расписанная вологодская «долбленка» обозначала пару коней, запряженных в возок.
В каждой местности коням придавалась особая форма, характерная лишь для данного центра. Игрушечные кони из селений Яренга, Сюзьма (Иллюстрация № 2), Усть-Цильма бывшей Архангельской губернии, очевидно, сохранили какие-то черты культового языческого сознания. Кони эти монументальны, у них широкая грудь и относительно небольшая голова. Украшены они рисунком сбруи, нанесенным ножом или раскаленным гвоздем. Местные северные игрушки не шли на продажу: их делали для своих семей.
Но
не только кони привлекают наше внимание,
хоть они и занимают весьма важное
значение, но не стоит забывать о
погремушках-шаркунках. (Иллюстрация №
12, 17) Которые интересны затейливым берестяным
плетением и сложной резьбой по дереву.
Информация о мастерах
Пожалуй, стоит рассказать о Полежаеве Андрее Анатольевиче (Иллюстрация № 14), который родился и живет в городе Вельске Архангельской области. Он является одним из основателей проекта «Северная береста. Традиционная обработка бересты», а так же хранителем традиций изготовления деревянных конёчков. Наставниками этого народного мастера были Богатырёв С.Ю., Дружинин Е.М., Шутихин А.В. (Иллюстрация № 15-17)
Следующая немаловажная фигура это Александр Иванович Петухов. Он сохраняет традиции создания берестяных изделий и щепных птиц, присущие северным промыслам. Демонстрирует большое мастерство, глубокое знание технологии, художественных возможностей древесины и, главное, превосходное понимание свойственной берестяному и щепному промыслам самобытности. В его туесах с тиснеными узорами и птицах можно увидеть большие композиционные достоинства, выразительную пластику, тонкий художественный вкус, природное чувство цвета и формы. Его заслуга еще и в том, что он воспитал целое гнездо молодых художников-мастеров в лице сыновей, продолжателей своего дела, так что в данном случае подобает говорить уже о творческом почерке Петуховых... (Иллюстрация № 9, 10)
Рядом
с работами уже сформировавшихся
художников все чаще появляются игрушки
тех, кто только еще учится мастерству.
Смешных острохарактерных «Деда и бабу»
сделала в дереве Т.Разина, студентка Ленинградского
Высшего художественно-промышленного
училища имени В. И. Мухиной. Нелепая фигурка
деда напоминает домик, крышей которого
служит бородатое лицо, а смешная бабка
рядом с ним сложила сердечком губы и расставила
кругляшки — руки. (Иллюстрация № 13)
Список
иллюстрации
Список
использованной литературы