Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:42, доклад
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.
Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Годом рождения скопинского гончарного промысла считается 1640-й. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара - Демка Киреев, сын Берников.
Скопинский гончарный промысел развивался как и многие другие в России, производя гончарную посуду для крестьянского быта, печные трубы, кирпич, черепицу. Но во второй половине XIX века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, - производство глазурованных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
"Ничего равного этим
произведениям русского
Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.
Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями скопинских гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный посетитель Московского Исторического, Петербургских - Русского, Этнографии, Рязанских - Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конца XIX - начала XX века.
В 1902 и 1913 годах скопинские изделия экспонировались на кустарных выставках и были неоднократно отмечены наградами. В 1900 году они были представлены на выставке в Париже.
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
В изделиях скопинского промысла всегда чувствовался пытливый характер мастера-экспериментатора, часто изобретавшего новые формы, способы декорирования и обжига, порой заимствуя их из других ремесел.
В начале XX века в городе насчитывалось около 50 мастерских. Некоторые впоследствии были объединены в артель "Керамик". На базе этой артели была создана Скопинская фабрика художественной керамики. Ныне это закрытое акционерное общество "Скопинская художественная керамика", численность - 160 человек, где, в основном, и сосредоточено наследие древнего народного промысла.
Большой талант, настоящая одержимость мастеров и виртуозное мастерство гончаров-художников смогли не только бережно сохранить до наших дней исконно русские традиции, неповторимый народный колорит уникальной скопинской керамики, но и продолжить их развитие, создавать новые варианты скульптурных и многоярусных сосудов, кувшинов, подсвечников.
По достоинству оценен труд скопинских мастеров. Среди них есть заслуженные художники - Голованова Татьяна и Лощинина Татьяна, заслуженные работники культуры - Н. Насонова и А. Рожко, 10 художников являются членами союза художников России. В 1991 году восьми ведущим мастерам было присвоено звание Лауреатов Государственной Премии России в области литературы и искусства: Пеленкину М., Насоновой Н., Рожко А., Полякову С., Линевой М., Курбатовой А., Головановой Т., Лощининой Т.
Изделия скопинских мастеров экспонируются на многих выставках. Участвуя в конкурсах, художники Скопина часто занимают призовые места.
Ассортимент изделий, выпускающихся на скопинском промысле, как и в прежние времена, разнообразен. По-прежнему, самые интересные, по-настоящему уникальные произведения - квасники, кумганы, подсвечники, скульптуры, оправы для каминных часов делаются авторами вручную на гончарной основе. Также делается множество мелких гончарных сувениров, свистулек, горшочков для цветов.
Фигурная скопинская керамика различными тиражами выпускается на участке массовой продукции способом литья и формовки жидкой глины в гипсовые формы с последующей ручной доработкой. На этом участке в большом ассортименте выпускаются цветочные горшки емкостью от 0.5 до 25 литров, всевозможные декоративные вазы для оформления интерьеров помещений.
На скопинской фабрике художественной керамики ведется большая исследовательская работа в области новых технологий, применения новых материалов. Коллектив промысла всегда охотно откликается на нужды заказчика. Сегодня фабрика успешно работает как с ближними торговыми предприятиями, так и с заказчиками из отдаленных регионов страны. Немалый интерес скопинский народный промысел представляет для туристических организаций. Оригинальные изделия скопинского художественного промысла являются своеобразной визитной карточкой Рязанской области. На предприятии действует музей истории скопинской керамики, проводятся экскурсии.
Скопинский народный промысел художественной керамики - это уникальное явление в русской культуре.
Керамика Скопина
Среди современных
художественных производств основными
продолжателями и хранителями национальных
традиций являются народные промыслы.
Здесь развивается искусство, сложившееся
в течение многих лет в процессе
коллективного творчества. Из поколения
в поколение передаются навыки, сохраняются
характерные формы, живописно-пластические
и орнаментальные решения. Но наследие
прошлого в народном искусстве никогда
не используется как незыблемая, закостеневшая
система технологических и
Происхождение декоративной керамики Скопина, очевидно, в основе своей органически связано со всей южнорусской художественной культурой, с ее яркой узорчатостью, что проявилось в народном рязанском костюме, узорном сапожковском ткачестве, михайловском кружеве. Замечательная скопинская керамика — лишь одно из достижений народного искусства рязанских земель.
Скопин — районный центр Рязанской области. В XVI в. здесь уже был вотчинный острожек боярина Никиты Романова, в XVII столетии именовавшийся Скопинской слободой и окруженный мощными деревянными стенами с башнями. В 1778 г. Скопин стал уездным городом Рязанского наместничества. В XIX в. он сделался одним из крупнейших торговых центров Рязанской губернии. В 1997 г. городу исполнилось 400 лет.
Расцвет скопинского гончарного промысла относится ко второй половине XIX в. Торговые связи Скопина способствовали широкому распространению изделий скопинских кустарных промыслов: гончарства и кружевоплетения. Наибольшее развитие получил художественно-гончарный промысел. Его основой стало существовавшее с XII в. производство гончарных изделий, что подтверждается результатами археологических раскопок.
Начиная с XII столетия, жители деревень, расположенных на месте теперешнего города, использовали богатые залежи светлых гончарных глин, пластические свойства которых способствовали развитию скульптурных навыков у местных гончаров. Бытовую посуду украшали лепными оборками, «косичками», несложными скульптурными деталями. Из отходов глины делались и лепные игрушки.
Возникновение декоративной керамики Скопина исследователи единодушно относят к 1860-м гг. Выпуск художественных гончарных изделий первыми освоили братья Федор и Василий Оводовы. Их фамилия фигурирует как в литературе о Скопине, так и в устных рассказах гончаров. Оводовы первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури, переняв его у липецких мастеров, и стали делать глазурованные изделия. Вслед за ними изготовление декоративной глазурованной керамики освоили отец и сын Желобовы, Иван Тащеев и другие мастера.
Обращение к новым формам изделий побудило гончаров отыскивать новые художественные средства, осваивать новую технику исполнения. Вытягивание формы на гончарном круге теперь сочеталось с проработкой ее вручную, а возросшая роль декора вела к широкому использованию различных художественных приемов, к эволюции художественного образа. При этом скопинские мастера сохранили один из древнейших способов выполнения изделий, когда вещь не тянется на круге целиком, а формуется по частям из длинных кусков глины, «жгутов-налепков», которые потом соединяются вместе при помощи жидко разведенной глины-шликера. Изделия скопинцев создаются подобно архитектурному сооружению: на коническую ножку ставится кольцевое тулово квасника, на котором поднимается вверх сложное рельефное горло, завершающееся высокой крышкой, изгибаются ручка и носик. Между носиком и горлом часто помещали скульптурные изображения птиц. Фигурки птиц, медведей, львов располагали в отверстии кольца и на крышке.
В конце XIX — начале XX в. керамика Скопина представляла собой сложное явление, в котором можно обнаружить влияние городского стиля, позднее в ней нашли отражение и черты стиля модерн. Но при этом следует отметить и сохранение фольклорного начала, и связь с лубком.
По своему характеру, принципам
и специфике изображений
На почве городского промысла здесь были сохранены и воплощены народные образы, связанные с древнейшими верованиями и ритуалами. Например, один из популярных персонажей фольклора — медведь — широко использовался в скопинской художественной керамике. Немаловажную роль в становлении своеобразного скопинского стиля сыграл русский печатный лубок. Некоторые сказочные персонажи из лубочных «рыцарских повестей», экзотические и фантастические животные были буквально перенесены в работы гончаров. Особой популярностью пользовались картинки на темы легенд о Бове Королевиче и его противнике богатыре-кентавре Полкане, образ которого запечатлен во многих декоративных сосудах Скопина.
Среди стилизаторских поисков во 2-й половине XIX в. активно развивался «русский стиль». Повлиял он и на развитие скопинскои керамики и особенно сказался в выборе сюжетов. Так, очень давно, еще в древнерусскую эпоху, в народном творчестве появился образ царя зверей — льва, который считался символическим охранителем жилища. Традиционный мотив, часто встречающийся в крестьянской резьбе, вышивке, утратив символическое значение, сохранился вплоть до XVIII—XIX вв., когда скульптурой в виде львов украшали подъезды столичных домов, а также барские усадьбы. Очевидно, именно из дворянской парковой скульптуры этот зверь пришел в скопинскую керамику. В скопинском льве ясно видны характерные признаки усадебной скульптуры: глиняный лев с всклокоченной гривой, раскрытой зубастой пастью изображен лежащим или стоящим на подставке, одной лапой опирающимся на шар.
Различные варианты форм квасников и кумганов достигались не только заменой отдельных частей сосудов скульптурными изображениями, украшением скульптурой, но и в результате изменения объема тулова. Сохранив в своей основе привычные формы дисковидной фляги XVIII в., скопинский гончар сообщил изделиям совершенно новое художественное решение. Тулово сосудов составляется из сложных комбинаций различных геометрических объемов: треугольников, дуг, фигурных полуколец и т.д.
Фантастичность и
Гончары не только освоили технологию приготовления глазури, но и выработали свои способы глазурования изделий. Они покрывали сосуды глазурью разных цветов, что еще более обогащало самыми неожиданными эффектами цветовую гамму. Особенно эффектен цвет глазури был на рельефной поверхности. Этим в какой-то мере можно объяснить быстро распространившийся способ украшения всей поверхности сосудов лепным и графическим орнаментом. Для этого использовались простейшие штампики в виде гильз от патронов, зубчатых колесиков от часовых механизмов, а то и просто заостренные палочки. Сосуды украшали также «налепочками», которые выполнялись от руки в виде фигурных выступов, колец и волютообразных завитков на крышках, ручках и т.д.