Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать процесс развития французской современной мюзикл-индустрии.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) изучить исторические предпосылки возникновения жанра мюзикла;
2) выявить специфические художественные особенности французского мюзикла;
3) определить перспективные направления современной французской мюзикл-индустрии;
4) проанализировать коммерчески успешные современные постановки Франции («Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта» и «Адам и Ева. Второй шанс»), раскрыть причины популярности французского мюзикла в современной художественной практике.
Введение 3
ГЛАВА 1. Основные тенденции развития мюзикла в современной художественной культуре Франции
1.1 Жанровые разновидности и специфика мюзикла 5
1.2 Эволюция жанра мюзикла на французской сцене 6
1.3 Концептуализация феномена французского мюзикла 9 1.4 Современная мюзикл-индустрия Франции: стратегия успеха 11
ГЛАВА 2. Современный французский мюзикл: индустрия развлечения. Коммерчески успешные проекты Франции
2.1 Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта»: вектор развлекательности в современной режиссуре 16 2.2 Мюзикл « Адам и Ева. Второй шанс»: баланс между творчеством и бизнесом 18
2.3 Мюзикл «Робин Гуд»: проект межвидовой интеграции современных искусств 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Министерство культуры Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра белорусской и мировой художественной культуры
СОВРЕМЕННАЯ МЮЗИКЛ-ИНДУСТРИЯ ФРАНЦИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Курсовая работа
студентки 406 гр. ФКиСКД
Гришко К.В.
Научный руководитель
кандитат искусствоведения,
доцент кафедры белорусской
и мировой художественной
культуры Бабич Т.Н.
Минск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. Основные тенденции развития мюзикла в современной художественной культуре Франции
1.1 Жанровые разновидности и специфика мюзикла 5
1.2 Эволюция жанра мюзикла на французской сцене 6
1.3 Концептуализация феномена французского мюзикла 9 1.4 Современная мюзикл-индустрия Франции: стратегия успеха 11
ГЛАВА 2. Современный французский мюзикл: индустрия развлечения. Коммерчески успешные проекты Франции
2.1 Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта»: вектор развлекательности в современной режиссуре 16 2.2 Мюзикл « Адам и Ева. Второй шанс»: баланс между творчеством и бизнесом 18
2.3 Мюзикл «Робин Гуд»: проект межвидовой интеграции современных искусств 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Исследование посвящено одному из наиболее интересных и по-своему сложных жанров современного музыкально-театрального искусства – мюзиклу, который вобрал в себя единство с музыкой, хореографией, вокалом, драматическим и пластическим искусствами. Зарождение мюзикла в Америке как легкое развлекательное представление, со временем переросло в масштабное театральное действо высокого драматического искусства. Наибольшее свое превосходство мюзикл достиг во Франции, где в основу берутся интересные сюжеты, работают талантливые композиторы-новаторы, используются оригинальные постановочные решения, такие как: 3D-технологии, цирковые и балетные номера – все это делает мюзикл необычайно модернизированным, современным и сильно отличительным от тех постановок, которые ставились ранее в других странах.
За последние годы во Франции было создано более десятка мюзиклов, большая часть которых была переведена на национальные языки и поставлена в других странах. В связи с этим обозначилась новая тенденция в области театрального искусства – опыт не только американских, но и французских создателей мюзиклов используется за рубежом для создания оригинальных произведений (например, «Monte-Cristo» в России). Можно говорить о том, что европейские, в частности, французские, мюзиклы способны достойно конкурировать с бродвейскими спектаклями. В современной системе театральных жанров мюзикл занимает одну из лидирующих позиций. Научный подход к его изучению важен для дальнейшего развития театрального искусства. Несмотря на то, что жанр мюзикла существует во Франции уже достаточно давно (с середины 1970-х гг.), работ, посвященных ему, немного.
В основном исследования касаются французского мюзикла в целом. Из наиболее популярных работ стоит упомянуть такие, как «О мюзикле» Э. Кампуса [11], «От водевиля до мюзикла» Т.Н. Кудиновой [14], исследования М. Гринберга [7] и М.Е. Тараканова [7], Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия [4], и другие. Вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы.
Цель и задачи исследования
Цель курсовой работы – проанализировать процесс развития французской современной мюзикл-индустрии.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1) изучить исторические предпосылки возникновения жанра мюзикла;
2) выявить специфические художественные особенности французского мюзикла;
3) определить перспективные направления современной французской мюзикл-индустрии;
4) проанализировать коммерчески успешные современные постановки Франции («Мюзикл «Клеопатра последняя царица Египта» и «Адам и Ева. Второй шанс»), раскрыть причины популярности французского мюзикла в современной художественной практике.
Объект и предмет исследования
Объект исследования – современная мюзикл-индустрия Франции.
Предмет исследования – актуализация теоретических и практических исследований современной мюзикл-индустрии Франции.
Методы и методология исследования
При написании работы автор исходил из общенаучных принципов исторического исследования: принципа историзма, принципа научной объективности.
В качестве основных методов исследований были использованы: описание, анализ и синтез, метод сравнения.
Обзор использованной литературы
Полноценному осмыслению темы способствовали работы такие, как «О мюзикле» Э. Кампуса [11], «От водевиля до мюзикла» Т.Н. Кудиновой [14], исследования М. Гринберга и М.Е. Тараканова [7], Великие мюзиклы мира: популярная энциклопедия [4], также интернет-ресурсы (сайты, посвященные мюзиклам).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка содержащего 29 наименований (включая электронные ресурсы) и приложения. Общий объем работы - 27 страницы.
ГЛАВА 1
Основные тенденции развития мюзикла в современной художественной культуре Франции
В настоящее время не существует точного определения мюзикла. В Музыкальной энциклопедии даётся следующие определение понятие мюзикл: музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Именно их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами. Мюзикл один из самых молодых жанров современного музыкального театра [11, с.4].
Некоторые считают мюзикл просто американской разновидностью оперетты. Именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя находящийся в отношениях близкого и преемственности с опереттой [24].
Главное структурное различие между опереттой и мюзиклом определяется ролью, которая отводится музыке по сравнению с разговорными сценами. Мюзикл представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т.д. Высокий литературный уровень большинства мюзиклов в значительной степени определяется тем обстоятельством, что в качестве их сюжетной основы принято брать известные, а иногда просто выдающие произведения классической и современной литературы. Первоисточниками мюзиклов стали сочинения Т. Плавта, У. Шекспира, М. Сервантеса, Ф. Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу, С. Шолом-Алехейма, Ю. О’Нила, а также современных американских писателей – Т. Капоте, Т. Уайлдера, Э. Райса, М. Андерсена и др. Лучшие либретто мюзиклов отличается интересной проблематикой, оригинальными характерами, блестящими диалогами, эффектными кульминациями, поэтичными песенными стихами [11, с. 6].
Подобно оперетте, мюзикл также обращается к своей аудитории языком современной бытовой и эстрадной музыки, но музыкальная форма здесь проще, компактнее. Отсутствует развернутые многоэпизодные финалы актов, доминирует песенная форма, ансамбли редкие, зато часто встречаются сцены солиста или нескольких солистов с хором. Мюзиклам свойственна насыщенность действием. Этому подчиняется все: каждая реплика и музыкальный номер, любое танцевальное па и комическая реприза. Вокальные и танцевальные сцены должны непосредственно выработать из действия и его развить. Они должны быть необходимы, то есть внутренне мотированы [11, с. 6].
Главными компонентами мюзикла являются: музыка, лирика и либретто. Последнее выражает собой пьесу, т.е. разговорная, а не вокальная линия мюзикла. Однако либретто может относиться к диалогам и лирике вместе, например, как оперное либретто. В свою очередь музыка, лирика и либретто формируют музыкальную партитуру мюзикла. Спектакль данного жанра не имеет фиксированной продолжительности, но чаще всего длится от получаса до трех, как правило, состоит из двух действий с перерывом между ними [17, с. 96].
Мюзикл рассчитывает на актеров универсальной одаренности, «синтетических», то есть обладающих способностью cинтезировать, объединить разного рода профессиональные умения – речь, мимику, пение, пластику, танец, подчиняя их единой линии сценического поведения, задаче создания цельного образа [11, с. 6].
Мюзикл в сюжетном соотношении представляет собой инсценировку знаменитого романа, может быть написан по мотивам популярного сценического произведения, создан на собственное либретто. Каждый мюзикл, подобно драматической пьесе, композиционно индивидуален. Традиционные завязка и развязка, действие прокладывает себе собственное русло, по которому устремляется, оправданное индивидуальными характерами и обстоятельствами, течение событий. За время действия судьба персонажа может резко измениться, характер – преобразиться.
Задача мюзикла вызвать и сохранить в зрителе интерес к происходящему на сцене, мюзикл создает образы музыкально-поэтические, имеющие специфику в сравнении с образами драмы и комедии.
1.2 Эволюция жанра мюзикла на французской сцене
Традиция французского мюзикла связана с тремя жанрами: водевилем, опереттой и музыкальной комедией, но основным жанром, из которого французские мюзиклы берут свое начало – это оперетта. В 1979 году М. Берже и Л. Плад создали мюзикл «Стармания».
В 1998 году Люк Пламондон и Риккардо Коччианте представили свой новый мюзикл «Notre-Dame de Pari»s («Собор Парижской Богоматери»). Спектакль ждал феноменальный успех на родине и за ее пределами. С этого момента новые мюзиклы во Франции стали появляться практически каждый год. Многие из них были поставлены и в других странах. Во Франции выработался новый стандарт театрального шоу, характерными чертами которого были либретто на основе классической любовной истории, партитура, состоящая из поп-песен, эффектное оформление и модная хореография. Наиболее яркие французские мюзиклы последних лет: «Десять заповедей» (Les dix commandements) П. Обиспо, Е. Шорак, Л. Флоренса и П. Жиро (2000 г. ); «Ромео и Джульетта» (Romeo et Juliette: de la Haine а l’Amour) Ж. Пресгурвика (2001 г.); «Маленький принц» (Le Petit Prince) Р. Коччианте и Э. Анаис (2002 г.); «Дон Жуан» (Don Juan) Ф. Грея (2003 г.); «Унесенные ветром» (Autant en emportelevent) Ж. Пресгурвика (2003 г.); «Король – солнце» (Le Roi Soleil) Ф. Кастелло, Д. Аттиа, К. Паулуса, В. Руссо, О. Шульца, Л. Флоранса, П. Гирао и др. (2004 г.); «Дракула: между любовью и смертью» (Dracula: entre la mour et lamort) С. Леклерка, Б. Пельтье и Р. Табра (2005 г.); «Грааль» (Graal) К. Лара (2007 г.); «Клеопатра, последняя царица Египта» (Cleopatre, la derniere reined’Egypte) К. Уали, Л. Флоранса и П. Гирао (2009г.); «Шахерезада, тысяча и одна ночь» (Sherazade, les mille et une nuit) Ф. Грея (2010 г.), Моцарт. Рок-опера (Mozart, l’opéra rock) Д.Аттья и Альбера Барона Коэна (2011 г.), Дракула: любовь сильнее смерти (Dracula, l'amour plus fort que la mort) К.Уали (2012 г.), Adam et Eve: La seconde chance «Адам и Ева: второй шанс» (2012 г.) П.Обиспо, 1789, Les amants de la Bastille «1789, Любовники Бастилии» (2012 г.) Д.Аттья и А.Коэн , Robin des Bois «Робин Гуд» (2013 г.) А.Гораб, Яман и Б.Заиба.
Каждый из этих мюзиклов по-своему оригинален и отличается высоким качеством содержания и исполнения, что обеспечивает им любовь зрителей по всему земному шару. Можно говорить о том, что Франция является достойным производителем мюзиклов, где на сегодняшний момент расположен европейский мюзикловый центр, достойно конкурирующий с американским Бродвеем.
Мюзиклы во Франции в начале своей истории: они были менее зрелищны и обходились минимум декорацией (по сравнению с американскими), ярким примером является оригинальная версия «Notre-Dame de Paris». Но со временем зрительские вкусы менялись и в последние годы Франция представила довольно красочные, в плане костюмов и декораций музыкальные спектакли.
Один из самых значительных романов мировой литературы В. Гюго – «Отверженные» (Les Miserables) всегда пользовался популярностью у читателя, а также у зрителей музыкального театра. Впервые мысль перенести роман «Отверженные» на сцену пришла сыну Гюго Шарлю, но во Франции эта постановка была под запретом и пьесу пришлось ставить в Брюсселе (Бельгия). Только спустя сто с лишним лет после выхода романа, создатели первого французского мюзикла Французская революция – Клод Мишель Шонберг и Ален Бублиль решились на постановку. При участии либреттиста Жана-Марка Нателя был создан концепт-альбом, который был выпущен в 1980 году и разошелся тиражом в 260 000 копий. Сценическая версия была представлена парижанам 17 сентября 1980 года во Дворце Спорта (Palais des Sports).
Спустя годы «Отверженные» были поставлены в 1991 году: обновленная версия имела больше всего общего с английским вариантом мюзикла (поставленный ранее в Англии в 1985 году), чем с концепт-альбомом. В сюжете мюзикла сохранены все основные линии сюжета романа.
В дальнейшей истории французских постановок явился (ранее упомянутый) мюзикл «Собор Парижской Богоматери». История, рассказанная в мюзикле, довольна близка к оригинальной сюжетной линии романа В. Гюго.
Сенсационному успеху мюзикл обязан и умелому продюсированию и маркетингу Шарля Талара. Метод раскручивания проекта не нов, но до постановки мюзикла «Notre-Dame de Paris»не применялся во Франции. За восемь месяцев до премьеры отдельные композиции мюзикла без декораций и костюмов были представлены для представителей масс-медиа в Мидеме в Каннах. С этого момента о проекте стали снимать телевизионные передачи и писать статьи. Два хита – «Belle» и «Le temps des cathedrales» – звучали на различных радиостанциях франкоговорящего мира и занимали первые места в хит-парадах. Вышел в свет концепт-альбом с выборкой композиций из мюзикла, далее был выпуск полной версии мюзикла на компакт-дисках, записанная во Дворце Конгрессов в Париже. Еще спустя время выпуск видео на DVD и VHS-носителях. Далее продажа прав на постановку мюзикла продюсерами США, Англии, Италии, Испании и России. Успех мюзикла «Собор Парижской Богоматери» был закреплен наградой в 1999 голу в Монте-Карло за лучшие продажи во Франции в течении года, наградой «World Music Awards»и занесением в «Книгу Рекордов Гиннеса» как самый быстро раскручиваемый проект в течение одного года. Первым исполнителям главных ролей успех дал толчок для создания сольных карьер.
Информация о работе Современная мюзикл - индустрия Франции: теория и практика