Современное искусство ХХв. Авангпрдизм. Сюрреализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 21:51, реферат

Краткое описание

Авангардизм (от фр. avant - впереди и garde - охрана) - термин для обозначения так называемых «левых течений» в искусстве , радикальных, чем модернизм .
Комплекс явлений в искусстве первой трети XX в ., которому присуще стремление к радикальному обновлению содержательных и формальных принципов творчества , и как следствие, отказ от канонов искусства эпох , предшествовавших ему.

Вложенные файлы: 1 файл

Современное Искусство.docx

— 3.31 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Украины

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры

Кафедра «Архитектурное проектирование»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине «История Искусств»

на тему:

«Современное  искусство ХХв.

Авангардизм. Сюрреализм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. АР-33Б

Бондарев С.

Проверила:

Непочатых Е.А.

 

                                             

 

 

 

 

 

 

Макеевка 2013

Авангардизм (от фр. avant  - впереди и garde  - охрана) - термин для обозначения так называемых «левых течений» в искусстве , радикальных, чем модернизм .

Комплекс явлений в искусстве первой трети XX в ., которому присуще стремление к радикальному обновлению содержательных и формальных принципов творчества , и как следствие, отказ от канонов искусства эпох , предшествовавших ему. Авангардистские тенденцииоказались в искусстве Западной Европы , США , России , Латинской Америки , хотя в каждом регионе были свои специфические характерные особенности (например, русский авангардизм начала века). Авангардизм проявился в целом ряде течений и школ - Коснулся различных

Искусство авангардизма сложное и противоречивое, оно включает в себя производительные поиски новых художественных форм и видение мира. Среди его экспериментов есть неудачные «однодневки», дань быстротечной моде, но остается и то, что определило новые импульсы в культуре нашего времени.

 

Предпосылки и  история возникновения

Появление авангардизма была обусловлена ​​рядом историко-политических, философских и социокультурных  причин. С историко-политической точки зрения, самые социальные изменения в мире в начале XX века , возникшие под влиянием социалистических и коммунистических теорий, в основе которых лежала идея коренного переустройства мира, и как ее реальное проявление - русская революция 1917 p., вызвали и аналогичные стремления к превращению искусства . Кстати, именно Россия , Украина , Беларусь дали миру выдающихся теоретиков и практиков авангардизма др.).. С другой стороны большое влияние на авангардистов имела И мировая война , которая обусловила их трагическое мироощущение .

С социокультурной точки  зрения, кардинальные изменения в науке ( теория относительности , квантовая теория , расщепление атомного ядра ), технике и быту (новые средства передвижения и связи), ускоренный темп и напряженность жизни требовали адекватного отражения в искусстве .

В философских и Фрейда, К. Г. Юнга существенно изменили взгляд на природу, сущность и назначение человека, а также роль и функции искусства в обществе . Эти теории парадоксально сочетались в манифестах авангардистов. В связи с этим следует отметить, что авангардизм стал не только эстетическим феноменом , но и в значительной степени был политически ангажирован. Анархизм , подчеркнута антибуржуазность авангардистов, их стремление к эпатажу , скандала , шока , «сюрприза» объединили художников , которые позже оказались в разных политических лагерях ( Ф.Маринетти примкнул к Муссолини, Э.Паунд всячески восхвалял итальянский фашизм, Г.Бенн был лоялен

В эстетическом плане ближайшие  предшественниками авангардистов были так называемые проклятые поэты XIX В. - Ш.Бодлер, Ж.Лотреамон, Рембо, П.Верлен, О.Вайльд а также художники-импрессионисты, слишком Поль Сезанн , который считается предшественником всего авангардистского изобразительного искусства. Глубокие корни случают авангардизм с творчеством И. Босха , условным средневековым искусством , русском иконографией, первоначальным искусством.

Основным эстетическим принципом  авангардизма стал отказ от так называемого  традиционного искусства , что развивалось со времен Возрождения до конца XIX в ., в котором доминировали принципы подражания природе , отражение действительности и более или менее выраженная моральная идея . Это выразилось в намеренной формотворчества, нежиттеподибности, эпатаже (хеппенинги дадаистов ).

В отказе от устоявшихся  норм этики и эстетики , откровенном аморализме (в литературе это ярче проявилось в творчестве Л.Селина , А.Бретона . А.Миллера ). По мнению авангардистов, искусство должно перестать быть чем-то вспомогательным по отношению к действительности, «средством» вроде фотографии и новым моральным евангелием , оно должно превратиться в самодостаточную ценность . По мнению немецкого теоретика К.Фидлера , « искусство отнюдь не призвано проникать в низкую действительность, есть действительность всех людей, а также не обладает сомнительным призванию спасать людей от действительности, спускаясь из сказочного царства. Если давно спорят между собой за право выражать сущность художественной деятельности два принципа: подражание и преобразования действительности, то, думается, решение этого спора возможно только благодаря выдвижению на их место третьего принципа - образование новой действительности ».

Иначе говоря, в авангардизм  преобладают условные формы, в которых  несхожесть с жизнью приобретает  самодовлеющий характер. Символы и иновещания становятся самоценными, а искусство превращается в мифотворчество . Так Дж. Джойс в «Улиссе» стремится создать всеобъемлющий миф о человеке XX в . В связи с этим возникает, на первый взгляд невероятная, мысль о родстве, точнее, типологическое сходство авангардизма и так называемого социалистического реализма, так как его представители также никак воспроизводили существующую реальность , а создавали новые мифы. Но в отличие от с оциалистичного реализма авангардизм был мистецва элитарным и честным. Если абстрагироваться от внешней шумности некоторых его представителей, имел серьезную цель - пойти дальше традиционного искусства . Лучшие художники  и писатели авангардисты стремились проникнуть в глубинные, неопознанные и неосознанные сферы бытия. Так же как наука разложила атом, так художники-абстракиионисты пытались изобразить на своих полотнах первичные Вселенной, выделить чистый цвет и чистую форму (П.Мондриан. Кандинский ). Так же, как теория относительности Эйнштейна возразила внешнюю ясность и простоту ньютоновской механики , так и художники-кубисты ( Пикассо, Ж.Брака ) отходили от видимой реальности, показывали ее не такой, какой мы ее «видим», одной из , какой мы ее «знаем» (отсюда наложения пространства). Писатели-авангардисты, в частности сюрреалисты , пытались проникнуть в «тайную» реальность , открыть, так сказать, измерение нашего бытия , отразить мир снов , грез , видений , прозрений , иначе говоря, мир подсознания (влияние идей Фрейда ). С другой стороны, авангардисты стремились воссоздать новый ритм жизни , Важным достижением авангардистов стало своеобразное воплощение в их произведенияхужаса , трагичности существования человека XX в ., ее отчужденности, абсурдности бытия , прибитости тоталитарно-бюрократической системой , бездушной технической цивилизацией . Этот аспект особенно характерно для живописи немецкого экспрессионизма, картинПикассо ( «Герника» ), Дали ( «Предчувствие гражданской войны» ), притч Ф.Кафки и А.Платонова . романов Д. Г. Лоуренса.

Авангардизм в изобразительном  искусстве

Новые темы и проблемы заставили  искать и соответствующие средства выражения. В живописи революцию совершили кубисты , а довели ее до логического завершения абстракционисты , которые создали так называемое нефигуративной искусство , вполне отказались от традиционных способов отражения действительности. Другим путем пошли художники-сюрреалисты , которые соединяли почти фотографическую натуралистичность мазка из фантастичностью, фантасмагоричность и даже кошмарнистю сюжетов своих картин .

Русское искусство первой четверти XX в сделало значительный вклад в развитие авангардизма. Российские художники и театральные оформители, которые сплотились вокруг общества «Мир искусств» («Мир искусств») обновили в духе авангардизма искусство театральных декораций и создателями одного из течений в абстрактном изобразительном Общепризнанным теоретиком абстракционизма был Кандинский . А.Экстер и Татлин были основателями конструктивизма , который проявился в различных сферах: архитектуре , дизайне , искусстве плаката , оформлении уличных процессий и площадей.

Своеобразно отразились авангардистские тенденции в Мексике, соединившись с традициями индейской культуры в монументальных панно и фресках Риверы и Сикейроса .

В изобразительном искусстве, авангардизм тесно переплетается с такими понятиями:

  • Абстрактный экспрессионизм
  • Абстракционизм
  • Баухауз
  • Дадаизм
  • Конструктивизм
  • Кубизм
  • Лучизм
  • Фовизм
  • Примитивизм
  • Супрематизм
  • Футуризм
  • Экспрессионизм
  • Систематизм

 

Казими́р Севери́нович Мале́вич (11 (23) февраля 1879[1], Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве

Биография

Родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Отец – Северин Малевич, работал управляющим на сахарном заводе, мать – Людвига Александровна (Галиновская) была домохозяйкой. 
В 1895 году Малевич поступил в Киевскую рисовальную школу имени Н. И. Мурашко, потом переехал с семьей в Курск.  
В 1889 году женился на Казимире Ивановне Зглейц, которая родила ему двое детей – Анатолия и Галину.  
В 1904 году уехал в Москву, где недолгое время посещал занятия в Строгановском училище. Несколько лет пытался туда поступить, однако его попытки оказались безуспешными. 
В 1909 году развёлся с первой женой и женился на Софье Михайловне Рафалович.  
С 1906 года принимает активное участие в московских художественных выставках, участвует с докладами по искусствоведению.  
В 1917 году был избран представителем от молодой фракции в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве. В этом же году становится председателем Художественной секции совета солдатских депутатов в Москве, активно занимается просветительской деятельностью. 
В 1918 году пишет «Декларацию прав художника», публикуется в журнале Анархия.  
В 1919 году переезжает в Витебск, где становится руководителем мастерской Новой художественной школы, возглавляемой тогда художником Марком Шагалом.  
К 1920 году вокруг Малевича складывается группа учеников – Утвердителей Нового Искусства (УНОВИС), членами которой становятся Лазарь Хидикель, Нина Коган, Лазарь Лисицкий, Илья Чашник. Малевич в это время серьёзно занимается написанием философских и теоретических работ, начинает заниматься архитектурой.  
В области архитектуры Малевич руководил работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября, создавал эскизы декоративных росписей для Петроградского фарфорового завода, работал над архитектурными супрематическими моделями, работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде. Был членом «Объединения современных архитекторов».  
В 1927 году Малевич третий раз вступает в брак с Наталией Андреевной Манченко.  
В 1928 году Малевич преподает в Государственном институте истории искусств, с 1928 до1930 года – в Киевском художественном институте.  
Осенью 1930 года Малевич как «германский шпион» был посажен в тюрьму, где пробыл до декабря.  
Умер Малевич 15 мая 1935 года в Ленинграде.

Творчество

Первые работы Малевича были написаны в манереимпрессионизма.  
Супрематизм – новое направление, созданное Малевичем, где геометрические фигуры ярких цветов погружены в формальную «белую бездну». Яркими примерами таких работ являются картины «Красный квадрат»(1915), «Черный круг»(1915), и, разумеется, знаменитый «Черный квадрат»(1915) Малевича. 
В 1913 году в Петербурге состоялись два представления оперы «Победа над солнцем», к которым Малевич делал декорации и эскизы костюмов. Именно там к художнику и пришла идея «Черного квадрата» – декорация одной из сцен представляла собой наполовину закрашенный черный квадрат. Предположительно, для различных выставок было создано четыре варианта знаменитой картины художника. Четвертый вариант «Черного квадрата» хранится в Эрмитаже.  
С начала первой мировой войны иллюстрировал книги Алексея Крученых и Велимира Хлебникова и сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок».  
Творчество последнего периода жизни Малевича тяготело к реалистическим традициям.


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

«Шлюз», 1901г.


Василий Васильевич Кандинский – русский живописец, один из основоположников русского абстракционизма, принимал участие в организации объединения «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). В 2007 году Культурный Фонд “АртХроника” учредил премию, названную в честь художника – “Пермия Кандинского”.


 

Биография

«Синий всадник»,1903

«Старый город», 1902г.

«Ахтырка.Осень», 1901

Родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в семье коммерсанта. В 1871 году с  семьёй переехал в Одессу, где получил  основное художественное и музыкальное  образование.  
В 1886 году Кандинский возвращается в Москву и поступает на юридический факультет Московского Университета.  
В 1892 году Кандинский женится на Анне Чемякиной, с которой расстался спустя 11 лет. В 1893 году начинает преподавать в Московском Университете.  
В 1896 году Кандинского приглашают преподавать в Дерптский Университет города Тарту. Кандинский отказывается от этого предложения и вместо карьеры в сфере юриспруденции решает посвятить тебя живописи. В этом же году Кандинский уезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими художниками-экспрессионистами. 
В 1900 году Кандинский поступает в Академию искусств города Мюнхена. Последующие годы Кандинский путешествует по Европе и активно занимается живописью. 
В 1911 Кандинский вместе с группой немецких художников-экспрессионистов (Франц Марк, Марианна Веревкина, Алексей Явленский, Пауль Клее и другие) создают журнал и творческое объединение «Синий всадник» (Der Blaue Reiter). В этом году также проходит и первая персональная выставка Кандинского.  
В 1914 году Кандинский возвращается в «Амазонка», 1918

Москву. В Москве художник активно  занимается общественной работой, пишет  абстрактные пейзажи, преподает  во ВХУТЕМАСе.  
В 1917 году Кандинский во второй раз женится. Его второй женой становится Нина Андреевская, дочь русского генерала. 
В 1918 году он издает свою автобиографическую книгу «Ступени».  
В 1921 году Кандинский переезжает в Берлин, где он выступает теоретиком искусства, преподает в школе «Баухауз».  
В 1933 году, когда к власти пришли нацисты, Кандинский эмигрировал во Францию. В Париже художник продолжает активно участвовать в «Пестрый ансамбль», 1938

художественных процессах.  
Умер Кандинский 13 декабря 1944 года в городе Нёйи-сюр-Сен, Франция.

 

Творчество

«Сложное - простое», 1939

В мюнхенской Академии искусств под  руководством Франца фон Штука (Franz von Stuck), Кандинский год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую».  
Во время путешествия по Европе Кандинский пишет в основном пейзажи, основанные на негармоническом сочетании цветов. Наиболее знаковые работы этого периода: «Шлюз» (1901), «Ахтырка. Осень. Этюд» (1901), «Старый город» (1902), «Синий всадник» (1903), «Берег залива в Голландии» (1904). В это же время Кандинский обращается к фольклорным, сказочным, былинным сюжетам: «Русский всадник» (1902), «Русская древня на реке с ладьями» (1902), «Русская красавица в пейзаже» (1904).  
В Москве Кандинский создает декоративные композиции на стекле, такие как «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).  
В Германии в работах Кандинского на первое место выступают различные геометрические фигуры контрастных цветов, живопись художника становится всё более абстрактной.  
Поздние картины художника отличаются яркостью красок: «Пестрый ансамбль» (1938), «Сложное – простое» (1939), «Небесно – голубое» (1940).

Информация о работе Современное искусство ХХв. Авангпрдизм. Сюрреализм