Создание имитации витража на тему «Подводный мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования имитации витража. Наряду с привычным его использованием для заполнения оконного проёма, всё чаще стали использоваться приемы, где художественное стекло используется в самых непредсказуемых вариантах, таких как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформления различного рода светильников; как вставки в мебели (буфеты, шкафы); как декоративное панно или в виде сплошных плоскостей.
Актуальность темы заключается в возможности применения художественной росписи стекла для создания особой световоздушной среды интерьерного пространства, придания неповторимости интерьеру.
Цель работы: на основе изученного материала создать имитацию витража, при помощи имитирующего материала, выполненного на стекле декоративными красками.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические и исторические аспекты создания витража
1.1 Предыстория витража.
1.2 История витражного искусства XIX – XX века.
1.3 Виды и технологии витражного искусства. Способы имитации.
Глава 2 Технологическое и композиционное решение витража
2.1 Возникновение замысла. Композиционное и цветовое решение.
2.2 Работа в материале.
2.3 Художественная роспись стекла в современном интерьере.

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая КУРС..docx

— 44.71 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа  
 

Создание  имитации витража  на тему «Подводный мир» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тобольск 2010г.

Содержание

Введение 

Глава 1 Теоретические  и исторические аспекты создания витража 

    1. Предыстория витража.
    2. История витражного искусства XIX – XX века.
    3. Виды и технологии витражного искусства. Способы имитации.

Глава 2  Технологическое  и композиционное решение витража

      2.1 Возникновение замысла. Композиционное  и цветовое решение.

      2.2  Работа в материале.

      2.3 Художественная роспись стекла  в современном интерьере. 

Заключение  

Список использованной литературы 

Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Художественная  роспись по стеклу – это  особый вид монументально-декоративного  искусства. Богато её прошлое,  безграничны её перспективы, неисчерпаемы  её возможности. 

     Неповторимые  картины на стекле способны  преобразить самый обыкновенный  дизайн помещения. Они хорошо  смотрятся в любом стиле интерьера  – от Минимализации до Хай-тека.

     Производство  такой росписи представляет собой  работу настоящих художников  со стеклом или другими подобными  материалами. Ведь современные  технологии позволяют использовать  не только стекло. Витражная роспись  – это сюжет или орнамент, выполненный  на стекле или других, пропускающих  свет, материалах. Это – удивительное  зрелище, когда под преломленными  солнечными лучами, стекло горит  яркими насыщенными красками  и каждый раз по-новому и  неповторимо. 

     Новейшие  технологии производства стекла  значительно расширили возможности  функционального использования  имитации витража. Наряду с привычным его использованием для заполнения оконного проёма, всё чаще стали использоваться приемы, где художественное стекло используется в самых непредсказуемых вариантах, таких как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформления различного рода светильников; как вставки в мебели (буфеты, шкафы); как декоративное панно или в виде сплошных плоскостей.

     Актуальность темы заключается в возможности применения художественной росписи стекла для создания особой световоздушной среды интерьерного пространства, придания неповторимости интерьеру.

     Цель работы: на основе изученного материала создать имитацию витража, при помощи имитирующего материала, выполненного на стекле декоративными красками.

     В  соответствии с поставленной  целью были определены следующие  задачи:

  • ознакомиться со специальной литературой теоретического, технологического и практического характера по теме исследования;
  • изучить виды и технологии витражного искусства, а так же способы его имитации;
  • на основе знаний о законах и средствах композиции разработать эскиз  имитации витража.
 

     Объектом нашего исследования является курсовая работа .

     Предметом нашего исследования является разработка эскиза витражной композиции на тему «Подводный мир» и исполнение его в материале.

     Каждый  витражный проект уникален. Витраж  – отдельный художественный элемент  в интерьере, являющийся произведением  искусства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Теоретические и  исторические аспекты  создания витража

1.1 Предыстория витража.

     Исторически,  в силу уникальности механизма  эстетического воздействия полупрозрачного,  лучистого материала, искусство  витража занимает в арсенале  художественных форм особое место.  Фрески, картины и иллюстрации  к манускриптам глаз воспринимает  в отраженном от их поверхности  свете. С витражами всё по-другому.  Проходя сквозь цветное стекло, луч света, разбиваясь на спектральные  оттенки, окрашивается в яркие  тона. Зрителю предстают насыщенные  цвета, созданные с помощью  одних только проникающих свойств стекла.

     История  цветного стекла уходит в глубь веков. Помимо открытия бронзы, те же ранние культуры, смешав несколько компонентов, нашли способ получить совершенно новую субстанцию: стекло. Шумеры применяли стекловидную глазурь для расцвечивания конической черепицы своих огромных храмов, а ко второму тысячелетию до н.э. древние египтяне Нового царства научились изготавливать сосуды из намотанного спиралью цветного стекла. Древние греки и римляне разработали технологию не менее оригинальных изделий из цветного катанного стекла, например, ваз миллефьоре  и затейливых резных цилиндрических кубиков. Примерно в I в. до н.э., предположительно в Сирии, была изобретена техника выдувания стекла. Стеклодувная трубка открыла в стекольном производстве новую эру. Римляне вставили пластинки прозрачного выдувного стекла в окна наиболее роскошных зданий.

     Но  то, что мы сегодня называем  витражами, появилось в эпоху  христианства. По некоторым литературным  источникам можно предположить, что прототип витража в эпоху  раннего христианства представлял  набор из разноцветных кусочков  стекла разной величины, куски  стекла укреплялись с помощью  замазки в прорези деревянных  или каменных досок, вставлявшихся  в оконные проемы. Так, епископ  Фортупат (VI в.) в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. Римский поэт Пруденций (IV – V вв.) посетивший двор императора Гопория, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла с весенним лучом, усеянным яркими цветами. В V – VI вв. прототипы средневековых витражей украшали окна храмов в городах Галии, затем они появились в Германии и Англии.

     Лучезарность  ранних витражей соответствовала  метафизическим концепциям связи  света и духа, разработанным теоретиками  раннего христианства. Витраж воспринимался  как посредник между земными  и божественными сферами. Таинственная  эманация спектральных лучей  легко интерпретировалась как  метафорическое выражение божественной  силы и любви. К сожалению,  история не сохранила практически  ни одного целого экземпляра, созданного в период раннего  христианства (до XI века).   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 История витражного  искусства XIX – XX века 

     Постепенно последующие эпохи утратили интерес к витражу. Лишь в XIX веке появляются люди, которые ставят своей целью возрождение утраченных технологий. Новый подход к дизайну как интеграции всех искусств в общую идею гармонии (архитектуры, обоев, стекла, ковров, серебра, мебели - вплоть до одежды и тапочек), вылившийся в стиль Арт-Нуво, послужил причиной небывалого расцвета витражного искусства по обе стороны Атлантического океана.

     На фоне экономического подъема в XIX веке в обществе возник интерес к роскоши. Среди компаний, специализировавшихся на производстве дорогих предметов быта, была фирма «Луис К. Тиффани и Ассошиэйтед Артистс», которая предложила новый способ изготовления витражей, впоследствии получивший название «техника Тиффани». Согласно этому способу сборки витража каждый вырезанный кусочек стекла обтачивается по периметру торца и оборачивается тонкой медной лентой так, чтобы ширина ленты немного превышала ширину стекла и ее края можно было загнуть на плоскость стекла. Выложенные, согласно эскизу, стекла, обернутые фольгой, спаиваются оловом по местам загиба ленты, в результате чего получается прочный и легкий оловянный каркас.  

     Витражи, изготовленные в технике Тиффани, приобретают особую изящность, тем более, что подобный способ позволяет скреплять сколь угодно мелкие кусочки стекла. Другим достоинством техники Тиффани является тот факт, что витражи можно собирать не только в плоскости, но и в объеме, чем сам Тиффани успешно пользовался, создавая плафоны для светильников.  

     В искусстве ХХ века декоративная и живописная роль витража нашли свое дальнейшее развитие. В начале века витражное искусство особенно популярно, особенно благодаря общему интересу общества к искусству и к красоте. В 50-ые годы становятся популярны работы, которые можно было бы назвать «Ностальгией по средневековью». К концу века появляется новое поколение витражистов: современный витраж стремится связать воедино архитектурные и живописные составляющие.

     В Россию витражи пришли сравнительно недавно. На Руси витражное искусство не прижилось, в первую очередь из-за природно-климатических условий. Предтечей русских витражей можно считать слюдяные оконца, которые русские ремесленники изготавливали с конца XVII века. В конце XVII-XVIII веках витражи впервые появились в русских храмах, но, по сути, они представляли собой кальку с польских, где витражи были традиционным украшением костелов.

     Начиная с XIX века, витражи стали украшать богатые дворянские и купеческие дома, а на рубеже ХIХ и ХХ витражи появляются и на лестницах доходных домов. Однако следует отметить, что вплоть до начала ХХ века витражи приезжают в Россию из-за границы, преимущественно из Германии. Однако Революция принесла с собой ненависть к роскоши в любых ее проявлениях, многие витражи были разбиты и утеряны.  

     До Великой Отечественной войны витражи изготовлялись очень редко, лишь в 50-ые годы витражами стали украшать станции метро, позже – крупные павильоны, государственные учреждения. Перемены, произошедшие в российском обществе в конце ХХ века, серьезно повлияли и на художественную жизнь.  

     На сегодняшний день витражи являются модным украшением в первую очередь частных домов, где придают интерьеру несравнимую красоты и изящество.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Виды  и технологии витражного искусства.

    Способы его имитации

   

     Технология витражей развивалась и совершенствовалась: наряду с классическими штучными витражами появились индустриальные технологии, которые позволили снизить стоимость производства витражей и сделать этот вид искусства широко доступным.

     Витражи - отдельный художественный элемент в интерьере, являющийся также произведением искусства.

     Далее рассмотрим наиболее распространенные и интересные техники, виды и стили витражей.

     Подавляющее большинство витражей выполнено в технике «Тиффани» (Приложение 1, рис. 1). Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту, а затем спаивается с другими элементами витража. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными.  
     Современные витражи в технике «Тиффани» выполняются по эрзац-технологии. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой и облаживаются оловянным припоем и тонируется специальными препаратами.

     Латунный витраж (Приложение 1, рис.2). В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

     Фьюзинг (Приложение 1, рис.3) - это техника, которая исключает использование металлического профиля. На отдельном листе стекла собирается рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией Фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема.

     Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них – это «формование». То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии фьюзинг: 
- комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее; 
- огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск.

Информация о работе Создание имитации витража на тему «Подводный мир»