Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:14, реферат
Произведения византийского искусства вошли в культурное наследие современности, заполнили музеи, однако окружавшая их атмосфера, среда исчезли. И все же существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии как места встречи культур Востока и Запада, античности и средневековья. Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора. В наибольшей мере погружение в глубь истории происходит в интерьере собора - фантастическом по богатству духовного наполнения, уникальном по художественному совершенству и новаторству произведения мировой архитектуры. София Константинопольская - это синтез художественного опыта античности и воззрений христианства, самое полное, оставшееся в веках непревзойденным воплощение византизма
1.Введение
2. Исторические сведения
3. История строительства
4. Архитектурные особенности
5. Заключение
6. Список литературы
План:
1.Введение
2. Исторические сведения
3. История строительства
4. Архитектурные особенности
5. Заключение
6. Список литературы
Введение
Произведения византийского искусства вошли в культурное наследие современности, заполнили музеи, однако окружавшая их атмосфера, среда исчезли. И все же существует изумительный пейзаж, красота которого до сих пор полна отзвуков исторической миссии Византии как места встречи культур Востока и Запада, античности и средневековья. Это вид Стамбула с Босфора, в котором доминирует громада Софийского собора. В наибольшей мере погружение в глубь истории происходит в интерьере собора - фантастическом по богатству духовного наполнения, уникальном по художественному совершенству и новаторству произведения мировой архитектуры. София Константинопольская - это синтез художественного опыта античности и воззрений христианства, самое полное, оставшееся в веках непревзойденным воплощение византизма
Исторические сведения
Обратимся к истории этого величайшего Византийского храма. К сожалению, мало сооружений такого плана доходят до нас в оригинальном виде. Так и в случае с Софийским собором, основанным в четвертом столетии Константином Великим, первым христианским императором и основателем Константинополя. Он назвал город «Новым Римом» и Айя София была одной из нескольких больших церквей, построенных в основных городах империи. В 360 году строительство было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» - Большая церковь. Посвящен храм Софии — Премудрости Божией, то есть Самому Христу Спасителю, именуемому в Священном Писании «Премудростию Божией». Спустя некоторое время церковь, построенная Константином, была разрушена. Его сыном Констанцием и императором Феодосием Великим на этом же месте был построен новый собор, сожженный дотла во время восстания 532 года «Ника». Сегодня ведутся раскопки, и фрагменты того храма находят до сих пор.
Софийский Собор был восстановлен в его существующей форме между 532 и 537 годами под личным наблюдением императора Юстиниана I. Это один из самых больших сохранившихся примеров византийской архитектуры, богатой мозаиками и мраморными столбами с орнаментом. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!» Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.
Архитекторами церкви был Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, преподаватели геометрии в университете Константинополя. Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями. Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558 году, его заменили лишь в 563 г. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах. Обвалившийся после землетрясения 989 г. купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным. Более 9 столетий Софийский Собор был резиденцией Патриарха Константинопольского и центром проведения церковных советов и имперских церемоний. В 1204 собор подвергся разрушительному нападению Крестоносцев, был разграблен и осквернен. Патриарх Константинополя был изгнан и заменен епископом. Практически все ценности исчезли, как и Туринская Плащаница. Вероятно, большая часть из богатств Айя-Софии сегодня находиться не в Стамбуле, а в других странах, например в Базилике св. Марка в Венеции.
Несмотря на все эти события, Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель вступил в Константинополь. Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь.Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся.
Мехмед был поражен красотой Айя-Софии и немедленно преобразовал ее в свою имперскую мечеть. По легенде, Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене (его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола).В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно - отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью - в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой.
Айя-София служила
основной мечетью Стамбула в течение почти
500 лет, став моделью для многих Оттоманских
мечетей Стамбула. Главное свидетельство
попыток превращения Великого храма в
мечеть - четыре минарета и полумесяц над
куполом. Хотелось бы заметить, что все
эти преобразования не стали единым целым
со Святой Софией, они так и остались "инородными
телами", "чужеродными включениями"
на этой великой христианской святыне.
Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских
История строительства
Если внимательно проанализировать историю строительства Софийского собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты - храм Святой Софии - воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии - из Аврелиановского Храма Солнца в Риме, зеленые мраморные колонны - из храма Артемиды в Эфесе, колонны из зеленого гранита - от Эфесского портового гимназия, красные порфирные колонны - из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан). Мраморные плиты Святой Софии - из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для Святой Софии с Пентеликона (возле древних Афин) - такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.
Есть еще несколько
легенд, связанных со строительством Святой
Софии. Согласно им, известь для строительства
храма разводили на ячменной воде, в раствор
для кладки камня добавляли оливковое
масло, а для патриаршего престола в расплавленное
золото были добавлены драгоценные камни
- рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты
и жемчуга. Для изготовления драгоценного
престола собора, по сообщению Дорофея
Монемвасийского, были использованы «злато,
серебро, медь, электр, железо, стекло,
камени честные многие, яхонты, смарагды,
бисер, касидер, магнит, ониксий, алмазы
и иная до семидесят двух различных вещей».
На нём император поместил надпись «Твоя
от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы
Юстиниан и Феодора». Штат церковно и
. Затраты на строительство Софийского собора в Константинополе были огромными и составили три годовых дохода государства Византия - примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.
Возведение собора стало делом жизни императора Юстиниана: для этого были использованы силы и средства великого государства, почти восстановившего в это время границы былой Римской империи. По всей земле собирались мастера, заготавливались строительные материалы. Собор построили всего за пять лет. С точки зрения нашего времени, сумма, вложенная в его создание, равнялась бы финансированию крупной военной или промышленной программы, и общество почти наверняка сочло бы эти расходы неразумными. Однако исторически даже с этой позиции строительство собора окупилось с лихвой, ибо его красота принесла Византии больше доходов и союзников, нежели военные кампании.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
Архитектурные особенности
Софийский собор
велик по размерам: это продолговатый
четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины),
образующий три нефа: средний — широкий,
боковые — более узкие. Это базилика с четырехугольным
средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская
купольная система собора стала шедевром
архитектурной мысли своего времени. Прочность
стен храма достигается, по мнению турецких
исследователей, за счёт добавления в
строительный раствор экстракта листьев
ясеня. Диаметр купола около 32 метров,
а его кольцо-основание поднято на высоту
14-этажного дома (более 40 метров). Однако
собор кажется еще больше, ибо к центральному
пространству присоединяются зоны полукуполов,
легко открывающиеся за боковыми колоннадами
пространства обоих этажей боковых нефов.
По размерам купола собор превосходят
Пантеон и собор св. Петра в Риме, но зрительное
ощущение огромности пространства, над
которым парит купол, несравненно ярче
и сильнее воплощено в великом храме Царьграда.
Византийцы считали, что купол Софии подвешен
к небесам золотой цепью. Этот эффект неожиданности
византийские архитекторы несомненно
учитывали, но вовсе не ради него они оставили
фасады Великой церкви без всякой декоративной
обработки. Середина широкого нефа, квадратная
в основании, ограничена по углам четырьмя
массивными столбами, подпирающими громадные
арки, и покрыта довольно плоским куполом
31 м в диаметре, вершина которого отстоит
на 51 м от пола. Купол состоит из сорока
радиальных арок; в нижних частях межарочных
промежутков прорезаны арочные окна (их
также 40), благодаря чему в нижней части
купола создаётся ощущение сплошного
светового пояса. Купол связан с перекрываемым
прямоугольным в плавне пространством
с помощью сферических треугольников
— парусов — которые в дальнейшем получили
большое распространение в мировой архитектуре.
К подкупольному пространству примыкают
с востока и запада две колоссальные ниши
с полусферическим верхом: в восточную
нишу открываются своими арками ещё три
меньшие ниши, из которых средняя, служившая
алтарной апсидой, глубже остальных и выступает
из общего плана храма в виде полукружия;
к западной большой нише примыкают также
три ниши; из них средняя, представляющая
вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый
свод, содержит в себе три двери, ведущие
в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и
Подкупольное
пространство с северной и южной сторон
сообщается с боковыми нефами с помощью
арок, поддерживаемых порфировыми и
Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей.
Сюжетные мозаики на сводах и стенах храма возникли позже, часть из них дошла до нашего времени. К IX веку относятся мозаики апсиды - "Богородица с Христом" в конце и "Архангел Гавриил" в своде перед ней, сохраняющие еще многие приемы живой позднеантичной манеры, редкостные по спокойной величавости и благородству. Необыкновенной глубиной духовных состояний, сказочной красотой синих, золотых, лиловых цветов, фантастическим мастерством рисунка и моделировки отличается мозаика «Деисус» в южной части хор (Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей). Огромные хоры (второй этаж) окружают с трех сторон центральное пространство; северная их сторона предназначалась для императрицы, южная - для императора и их приближенных, к юго-восточному углу собора примыкала резиденция патриарха. Роскошные хоры Софии вызывали подражание в соборах, возводимых для правителей соседних, получавших христианство из Византии стран; так было и на Руси в XI веке.
Заключение
Софийский собор посвящен Премудрости Божией, которая связывается с Логосом, Богом-Словом, Христом. Это как бы самое общее и сущностное посвящение превосходно сочетается с космичностью архитектурной структуры. Религиозное есть, конечно, главное в содержании художественного образа здания, но сильны и отголоски императорской дворцовой культуры, многие его перспективы, особенно в боковых нефах, напоминают дворцовые залы. Зодчими Софии Константинопольской были два гениальных человека - лучших представителя традиций позднеантичной научной интеллигенции. Один из авторов - Исидор из Милета - великий математик. Другой - Анфимий из Тралл - не только профессиональный архитектор, но и математик, инженер, естествоиспытатель, много занимавшийся расчетом криволинейных поверхностей для зажигательных зеркал. Сплав высочайшей научной и художественной культуры с удивительной по смелости творческой и конструктивной задачей и дал рождение тому явлению в истории мировой культуры, каким стала "Великая церковь", как называли ее современники. И до сих пор легко понять слова наших предков, посланные тысячу лет назад великим князем киевским Владимиром Святославичем для испытания христианской веры в Константинополь: «...не знаем, на небе или на земле были; нет ведь на земле такого вида и красоты той... знаем только, там Бог с человеками пребывает... мы не можем забыть красоты той». «Соломон, я превзошел тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный иерусалимский храм. За 15 веков, минувших с 537 года, никто пока не осмелился повторить эти слова в адрес Юстиниана и созданного им собора.