Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2012 в 16:52, реферат
Спасо-Евфимиев мужской монастырь расположен на реке Каменка в северной части Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость, призванная защищать город от врагов внешних и внутренних. Первоначально монастырь был Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.
Ведение 2
1 Описание монастыря 4
2 Заключение 18
3 Список литературы 8
Содержание
Ведение 2
1 Описание монастыря 4
2 Заключение 18
3
Список литературы 8
Введение
Спасо-Евфимиев
мужской монастырь расположен на
реке Каменка в северной части
Суздаля. Основан в 1352 году суздальско-нижегородским
князем Борисом Константиновичем, как
крепость, призванная защищать город
от врагов внешних и внутренних.
Первоначально монастырь был
Спасским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым
в честь первого игумена
Место, которое он занимает, было очень выгодно стратегически: высокий обрывистый берег Каменки сам по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские монастыри, он был деревянным, и поэтому от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия.
Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».
В
XVII веке монастырь обстраивается
новыми крепостными стенами, с огромными
и мощными оборонительными
Территория
монастыря ограничена крепостными стенами
протяженностью 1200 метров с двенадцатью
башнями, бойницами и амбразурами. Стены
были возведены в 1670-1680 гг.. и сделали монастырь
сильнейшей крепостью Владимирской земли.
О том, что стены крепости возводились
именно для защиты, свидетельствуют не
только бойницы, амбразуры и смотровые
башни, но и степень укрепления, учитывающая
рельеф местности: сторона стены, обращенная
к реке, - невысока, а южная стена, упирающаяся
в просторную равнину – существенно выше
и толще. Вероятно, в такой крепости нуждались
действующие власти того неспокойного
времени, полного народных восстаний.
1
Описание монастыря
Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 гг.. вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 метров. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 метра сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку.
Рисунок 1 – Входная (Проездная) башня
Первоначально,
до строительства крепостной стены,
святыми воротами в Спасо-Евфимиев
монастырь являлась Благовещенская надвратная
церковь, построенная на рубеже XVI-XVII веков
(рисунок 2). После сооружения стены церковь
вошла внутрь ограды монастыря.
Рисунок
2 – Благовещенская надвратная церковь
Спасо-Преображенский собор (рисунок 3), является главным храмом монастыря. Собор имеет два придела: Сергея Радонежского (1865 г.) и Евфимиев (1507-1511). Приделами называются боковые маленькие храмики, пристроенные к большому главному собору и имеющие свои престол и алтарь. В православной церкви нельзя было служить литургию на одном и том же престоле два раза в день, и для дополнительных служений использовались престолы приделов.
Обычно
при строительстве храма
Архитектурное
исполнение Спасо-Преображенского
собора традиционно: формами и декором
он повторяет белокаменные храмы
Владимиро-Суздальской школы
Первоначально
собор имел три притвора, которые
в XVIII веке объединили галереей. В1865 году,
как бы для симметрии, к северному
фасаду собора был пристроен новый
придел в честь Сергия Радонежского.
Последние перестройки и
Рисунок
3 – Спасо-Преображенский собор
Выполнена роспись в четыре яруса. Три верхних яруса представляют собой сюжеты на тему земной жизни Иисуса Христа, фрески нижнего яруса рассказывают о деяниях апостолов. В Евфимиевом приделе также имеются фрески. На северной стороне придела находятся фрески, иллюстрирующие житие Евфимия, написанное суздальским монахом Спасо-Евфимиевого монастыря Григорием. Один из сюжетов росписи - освящение места под закладку монастыря: на ней изображены епископ Иоанн Суздальский, заказчик храма князь Константин и сам Евфимий, а на горизонте, вдали, виднеется Суздаль. Во второй половине XVII века в церковной живописи стали использовать сюжеты, не только библейской тематики, но и увиденные в жизни самим художником или являющиеся реальным историческим событием: произошло так называемое «обмирщение» искусства.
Рядом с собором, с восточной его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642г. здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница. В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М. Пожарского снова вспомнили. В 1818 году был открыт памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, и была высочайше утверждена специальная комиссия по обнаружению останков князя. В 1852 году ученый-историк и археолог граф А.С. Уваров обнаружил в Спасо-Евфимиевом монастыре захоронение Пожарских. Новая усыпальница (мавзолей Пожарских) была построена в 1885г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974г. приблизительно на ее месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского.
В 2008 году раскопки в монастыре
возобновились. Бетонная плита
советских времен была снята
и передана детской школе-
Рисунок
4 – Мавзолей Пожарских
Монастырская звонница сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI–XVII веках (рисунок 5).
Столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в первой четверти XVI в. как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы – Василия III и Соломонии Сабуровой. Представляет собой девятигранный ярусный столп. Во втором ярусе помещалась церковь, а в третьем, арочном, висели колокола. Столп завершали килевидные закомары и небольшая главка на барабане, крытая серебристым осиновым лемехом. Ближайшим аналогом этого здания является столпообразная церковь Происхождения честных древ в Покровском монастыре Суздаля, однако верх её изменён в конце XVII веке на шатровый. Столпообразные церкви строились на Руси недолго. Это один из ранних и очень немногих сохранившихся памятников такого типа.
В
конце XVI века к столпу была сделана прямоугольная
пристройка с арочным пролётом, для того
чтобы повесить большой колокол, пожертвованный
в монастырь стольником Демидом Черемисиновым.
Рисунок 5 – Монастырская звонница
В конце XVII века пристроили ещё два пролёта для новых колоколов. В результате сложился облик звонницы в виде стены с галереей-аркадой, сравнимой с ростово-ярославскими. Самый большой колокол на звоннице в XVII веке весил 355 кг, в XVIII веке – 560 кг. Способ звона применялся «очепной»: с помощью очепа – шеста (за верёвку с земли; шест крепился к деревянному подвижному валу, к которому неподвижно подвешивался колокол); т.е. качали не язык, а сам колокол.
В XVII веке над звонницей появился двухшатровый верх, впоследствии разобранный, и «часовенная палатка» с небольшим шатром. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку.
В
настоящее время после
На звоннице развешены семнадцать колоколов и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Архимандритский корпус – памятник гражданского зодчества XVII века (рисунок 6). Построен между 1628 и 1660 гг. Представляет собой двухэтажное Г-образное здание со сводчатыми помещениями, примыкающее к трапезной палате. Деревянные на каменных столбах крытые галереи и крыльца очень оживляют и обогащают облик здания, сообщая ему теплоту и уют жилого «покоя».
Первоначальное
назначение корпуса: вверху – казённые
и приказные палаты, казначейская
келья; внизу – приказ монастырских
дел, присутственная камора, монастырский
архив.
Между
1764 и 1818 гг. сюда переселился из старого
настоятельского корпуса
Рисунок 6 – Архимандритский корпус
Успенская трапезная церковь – редкий памятник церковного и гражданского зодчества последней четверти XVI века (рисунок 7). Сочетает в себе церковь и гражданское здание. Успенская церковь представляет собой небольшой столпообразный храм (восьмерик на четверике), увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников у основания, с мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками.