Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 10:23, реферат
Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.
СТИЛИЗАЦИЯ В ДЕКОРАТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Булаева О. С., старший преподаватель кафедры композиции
Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.
Стиль –
это наиболее общая категория
художественного мышления, характерная
для определенного этапа
Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. При этом, метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.
С понятием
«стиль» в изобразительном
Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.
При создании
декоративных композиций, чаще используется
метод творческой стилизации, который
предполагает создание натурального объекта
в виде художественного символа.
Художник творчески переосмысливает
реально существующие объекты природы
и окружающего мира, что является
основным творческим методом и выразительным
средством декоративно-
Декоративная
композиция – композиция с высокой
степенью выразительности и
В современном
изобразительном искусстве
Полностью завершенная декоративная композиция представляет собой вполне самостоятельное произведение изобразительного искусства, способное передать зрителю определенные мысли, идеи, чувства, настроения.
Основными чертами,
возникающими в процессе стилизации,
являются – простота форм, их обобщенность,
символичность, экцентричность, геометричность,
красочность, чувственность. Следовательно,
декоративной стилизации свойственны
обобщенность и символичность изображаемых
объектов и форм. Отказ от лишнего,
второстепенного, мешающего четкому
визуальному восприятию объекта, позволяющий
обнаружить самое главное, привлечь
внимание к сути, вызвать яркие
эмоциональные впечатления. Максимальный
отказ от несущественных деталей
изображаемого объекта
Рассмотрим,
как вариант обработки реальной
формы, трансформацию природного объекта
– листа дерева. Формы приближенные
к геометрическим еще больше обобщаются
и окончательно превращаются в геометрические
(вытянутые вытягиваются еще больше,
округлые – округляются или сжимаются).
Происходящая при этом сознательная
деформация размеров и пропорций
изображаемого объекта
В одном из
случаев - стилизации листа дерева,
работа проходит в следующей
В другом – стилизация изображения дерева, проходит по более сложному детализированному пути:
Обобщая вышесказанное,
можно утверждать, что в основе
всех видов и методов стилизации
лежит принцип художественной трансформации
реальных природных объектов с помощью
различных изобразительных
Главной целью художественной трансформации природных объектов является создание максимально выразительного образа, наполненного эмоциональностью, яркостью запоминания, недостижимых в реалистичном изображении.
С развитием
дизайна в области интерьера
возникла необходимость создания произведений
декоративно-прикладного
В преподавании декоративной композиции обычно основное время уделяется нескольким темам: стилизация в орнаменте, стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), декоративная стилизация в пейзаже, декоративная стилизация в натюрморте, портрете и беспредметная композиция.
Окружающая
нас реальность является прекрасным
объектом для работы над стилизацией
природных форм. Можно достаточно
долго рассматривать и изучать,
изображать один и тот же природный
объект, открывая новые его качества
и стороны, в зависимости от поставленной
задачи. В процессе освоения навыков
стилизации природные объекты имеют
неоспоримое преимущество в работе.
Они доступны, многовариантны, легко
изображаются, понятны для анализа
и переработки изображения. можно
начать знакомство со стилизацией растительных
объектов с изображения цветов, деревьев,
травы, мхов, лишайников. Многие из этих
объектов настолько выразительны, что
практически готовы как декоративные
изображения. В работе по стилизации
природных форм можно пойти от
реалистичных зарисовок выбранных
объектов с последующей переработкой
формы и графического наполнения
изображения. Постепенно выявляя декоративные
качества изображаемого, или сразу
выполнять стилизованные
Работу можно построить по следующей схеме:
Стилизованные изображения объектов растительного и животного мира иногда используются как элементы орнаментов, но чаще они объединяются в общую композицию с различными растительными формами или становятся частью стилизованного пейзажа.
Создание декоративного пейзажа следует начинать с осмысления его в целом. Выбранные в качестве мотива формы проходят сложный путь преобразования и трансформации. Как и любая декоративная плоскостная композиция, декоративный пейзаж, обычно выполняется в двухмерном пространстве. Все объекты пейзажа показываются с одинаковой точностью, четкостью, линейная и воздушная перспектива отсутствуют, задний и передний планы сближаются с общим средним. Законы декоративной композиции требуют четко и максимально выразительно передавать картины окружающей среды, отбрасывая все ненужное, второстепенное, все, что мешает выразительно передать состояние природы и конкретных природных явлений. Поэтому, убираем мелкие подробности, упрощаем форму объектов, сглаживаем рельефы гор, холмов, облаков, окружающей местности, обобщаем детали, проводим стилизацию (акцентируя и выделяя самые характерные детали пейзажа). После проделанной работы уточняем степень стилизации объектов композиции и среды, в которой они изображены. Степень обобщения и условности в стилизованном пейзаже может быть достаточно велика и доходить до абстракции, не переходя при этом границы жанровой узнаваемости. Цвет в декоративном пейзаже играет важную роль. Он может быть использован как с учетом реальной окраски объектов пейзажа, так и произвольно, в согласии с авторским замыслом.
Жанр натюрморт многообразен и показателен в процессе освоения приемов декоративной стилизации. Для создания декоративных стилизованных натюрмортов применяются общие методы и приемы декоративной стилизации. Основным требованием к созданию любого натюрморта является достижение полного единства группы изображаемых объектов. При этом в натюрморте единства стоит добиваться не только в создании изображения вообще, но и в свойствах каждого объекта, входящего в натюрморт (форма и размеры объекта, его цвет, цветовой оттенок, фактура и т.д.). Единство и гармония в натюрморте требуют тщательного расположения объектов на картинной плоскости с обязательным выявлением доминанты, позволяющей сгруппировать вокруг себя остальные объекты композиции. Доминантой в постановке натюрморта может быть, например, вертикаль доминирующего кувшина, выразительность подноса, используемого как задник постановки, своеобразие букета цветов и т.д. Эту доминанту стоит выделить и акцентировать, возможно, даже утрировать его пластику. Чтобы стилизация в натюрморте состоялась, он должен быть выстроен в едином плане, основанном на одной главенствующей композиционной идее. Декоративность в натюрморте может быть достигнута за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и других приемов. Предельное упрощение и доведение до предметных символов изображаемых объектов, так же допустимо, как и усложнение формы и активного наполнения ее декоративными элементами, созвучными общей идее композиции. В процессе освоения приемов стилизации в композиции натюрморта можно отрабатывать на практике теоретические знания трансформируя реальные постановки в зависимости от поставленной учебной задачи. Например, можно взять за основу простые геометрические формы, рубленные, прямоугольные, с активной динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, заполненные упрощенным геометрическим декором. В процессе работы над декоративным натюрмортом можно использовать следующие способы трансформации изображаемых объектов: