Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:32, курсовая работа
Про Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или меч-той, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Любых эпитетов мало для того, чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величе-ственного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захваты-вающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям.
Актуальность темы
В настоящее время мавзолей потерял часть былого великолепия – ван-далы не пожалели и этого шедевра архитектуры. Так, во время одного из на-бегов неприятеля были украдены серебряные ворота (сейчас они медные), безвозвратно исчезло жемчужное покрывало, которым убирали кенотаф Мумтаз, часть самоцветов была выдолблена из фасада здания и внутренних стен, нет и золотого парапета.
В Майсуре – в городах Белуре, Халебиде и Сомнатхпуре, в 12 –13 веках возникли замечательные по архитектуре и декору храмы т.н. чалукийской школы периода Хойсала, имеющие свои отличающиеся от южных и северных храмов черты. Покрытые тонким до ювелирности декором, эти храмы с их сильно подчеркнутыми горизонтальными членениями как бы распластаны по земле; некоторые из них не имеют башенных верхов. Несравнимы майсурские храмы по качеству резьбы. Каждый кусок наружных стен, богато украшенных скульптурными изображениями богов в строго канонизированных позах, представляется увеличенной в камне миниатюрой из слоновой кости или сандалового дерева, какие были распространены в ремесле Майсура. Майсурские храмы, окруженные многоколонными залами (с проемами, заполненными ажурными решетками), портиками и террасами, приближаются по своему характеру к гуджаратским храмам.
В Гуджарате в народном зодчестве выработались богатые традиции, основанные на виртуозном использовании дерева как строительного материала. Удивительные по конструкции колонны, состоящие как бы из 2 или 3 колонн, поставленных друг на друга, со сложными по форме кронштейнами, образующими некоторое подобие арок, перекинутых между колоннами, были воспроизведены с поразительным мастерством в гуджаратских каменных храмах. Щедрость пластического убранства на них не знает предела. Особенно блещут роскошью джайнские храмы 11-12 веков (построенные купцами, разбогатевшими на заморской торговле), целиком из белоснежного мрамора, инкрустированного внутри храма драгоценными камнями. Мелкие, бесконечно повторяющиеся фигурки и орнаменты сплошным кружевом покрывают потолок, стены, колонны, придавая интерьерам этих храмов холодный внешний на блеск. Типичные образцы джайнских храмов расположены в Палитане и других местностях Гуджарата и в горах Абу (ныне в штате Раджастхан).
Храм в Индии - это большой дом для божества. Танджавурский храм, в частности, очень похож на сохранившееся в том же городе многоэтажное пирамидальное дворцовое здание 16 века. В трактате «Манасара» говорится о многоэтажных постройках дворцов и храмов в виде ступенчатой пирамиды с уменьшающимися кверху этажами, с той лишь разницей, что во дворцах этажи реальные, а в храмах чаще всего декоративные. Храм в Танджавуре имеет два двора, вход в которые оформляют высокие башни – гопурам, продолговатые в плане, с многоэтажной пирамидальной надстройкой,и завершенные килевидным сводом. Прототипом для них послужили монолитные ратха 7 века Бхима и Ганеша в Махабалипураме. В принципе гопурам не изменяется до конца 17 века, лишь увеличиваются их масштабы, и обогащается пластический декор. Двухэтажная цокольная часть гопурам, нередко сложенная из камня, служит основанием кирпичной пирамиды, сплошь покрытой скульптурой, изображающей необозримый пантеон индусских богов и их бесчисленных перевоплощений. Скульптура чаще всего выполнялась из ярко раскрашенных терракоты и полированного стука. С 11 века развивается новая тенденция, отражавшая широкое проникновение городского торгового и ремесленного населения в общественную и религиозную жизнь. Из культурного центра храм все более превращался в главный центр общественной жизни. На его территории совершались торговые сделки, происходили сходки горожан, помещались школы, склады, ремесленные мастерские, торговые ряды, за крепостными стенами храма в дни военной опаности население находило убежище.
С 13 века для южной Индии постоянно существовала угроза со стороны мусульманских феодалов, завоевавших Север и распространивших к 15 веку свою власть на районы Декана. Территория независимых индусских княжеств катастрофически сокращалась. Новые храмы почти не строились. Вокруг старых наиболее популяпных храмов воздвигались новые ограды. С веками их количество возрастало, и храмовый комплекс превращался в крепостной город. В Срирангаме, например, вокруг храма 12 века за четыреста лет – образовалось семь концентрических рядов крепостных стен. С новыми стенами сооружались и гопурам, превосходящие по размерам ранее построенные. В зрительно необъятной архитектурной композиции создавшегося таким путем комплекса объемы не нарастали к центру – к главному священному объекту, как это было еще в Танджавуре, а уменьшались. Теперь все внимание сосредоточивается на импозантных входных башнях – гопурам, выполнявших роль дозорных башен и достигавших высоты около 50 метров. К этому времени еще более усложнился религиозный ритуал. Дворцы различались по степени священности. На территорию, окружавшую непосредственно главный храм, допускались лишь избранные брахманы; дворы, удаленные от главного храма носили более светский характер – на их территории размещались различные по назначению мантапам и здания, а также второстепенные храмы. В небольших нарядных мантапам совершались свадебные обряды; более простые залы служили стойлами для священных слонов или складом для колесниц, на которых вывозили статуи богов в праздники. В огромных залах, в которых насчитывалось до тысячи колонн, располагались стекавшиеся в праздники поломники.
В залах мантапам 15-16 века скульптура затмевает архитектуру, на фоне которой выделяются самостоятельные, сложные до громоздкости, фантастически причудливые скульптурные композиции. Так, в мантапам в Веллуре, Виджаянагаре, Канчипураме, Срирангаме, созданных в 15-16 веках, мы видим залы с лесом колонн, буквально обросших со всех сторон каменными изваяниями вздыбленных коней, леогрифов, чудовищных и фантастических фигур, как будто замерших в различных позах и готовых вновь ожить, так ярко и непосредственно запечатлена порывистость их движенийя.
В южной Индии насчитывается около 30 храмовых комплексов, разросшихся в течение нескольких столетий до размеров города; в числе наиболее значительных из них – храмы в Чидамбараме, Рамесварами, Мадураи и др. Последние крепостные стены с величественными башнями гопурам во многих из этих комплексов были воздвигнуты в 16-17 веках при государстве Найяков. Храмовый комплекс в его столице Мадураи превосходит все остальные законченностью архитектурной композиции и красотой форм самых высоких в Индии гопурам, с их чуть выгнутыми линиями контура.
Два ряда стен и многочисленные пристройки окружают главные сооружения храмового комплекса: старый храм 12 в., "Тысячеколонный зал" – мантапам с плоским перекрытием и множеством колонн, сплошь покрытых резьбой и скульптурой, священный пруд, оформленный по прямоугольному периметру каменным ступенчатым спуском и низкой колоннадой; в водах пруда отражается богатейшая красочная скульптура, украшающая гонурам. Перед главным входом расположен зал, разделенный четырьмя рядами мощных столбов, называемый «Пуду-мантапам» (начат в 1623), в центре которого находятся приставленные к столбам скульптурные изображения 10 представителей царской династии Найяков. В Мадураи находится один сохранившихся на Юге четырех дворцов (17в.). В его интерьере встречаются аркады, купольные и сводчатые перекрытия – характерные формы биджапурской мусульманской архитектуры. Это влияние стало проникать в гражданскую архитектуру юга с 15 века.
Постройки государства Найяков были последними значительными средневековыми сооружениями на юге Индии.
В период владычества часто занятых
преимущественно вопросами
Первой по величине и
Мечеть Куттуб-ад-Дина, переделанная их древнего храма Вишну имеет высокий портал со стрельчатой аркой-айваном. Высеченный в камне орнамент выполнен местными мастерами по мотивам индийской флоры. Каменные столбы интерьера напоминают своим силуэтом колонны индуистских храмов, но фигурные изображения были стесаны с них при правлении мусульман. Рядом расположена знаменитая железная колонна, установленная еще при Гуптах и совершенно не поддающаяся коррозии.
Большое распространение получил в эту эпоху и тип наземной усыпальницы-мавзолея. Одним из самых ранних памятников является мавзолей Шах Рукн-и-Алам в городе Мультане (Северный Пакистан). Это монолитное сооружение крепостного типа: у него мощные стены с полубашнями, низкий и широкий купол, напоминающий полусферу ступы. Очень красив и хорошо сохранился мавзолей Шер-шаха (1540-1543). Он сделан из древнего строительного материала - чунарского песчаника, и вплане представляет собой восьмиугольник. Пропорции этого мавзолея исключительно гармоничны. На ступенчатом основании стоит двухэтажное здание, поддерживающее купол. Маленькие купола, которые повторяют вид большого купола, венчают мавзолей и представляют ступенчатый подъем к куполу.
Как пример индийских городов,
На период XVI – XVII веков падает последний расцвет архитектуры и искусства феодальной Индии, когда вся северная и центральная часть страны была объединена династией Великих Моголов. Столицей Могольской империи был Дэли.
Образование
В мавзолеи Хумаюма (1572) в Дели ощущается влияние ближне-восточной архитектуры (стрельчатая аркада, купол, портальный вход). В здании использовано перекрытие «панч-ратна», мавзолей помещен на плотформе и превосходно гармонирует с симметрично расположенным парком. В мавзолее применяется красный песчаник в сочетании с белым мрамором.
Внук основателя династии Акбар построил форт Агру, а в 70-х годах XVI века, в 37 км западнее Агры, начал строительство новой резиденции - Фатехпур-Сикри, города без улиц, где существовали одни дворцовые постройки среди садов. Крепостные стены из красного песчаника, соборная мечеть с мощной оградой, триумфальные ворота – пример сооружений внушительных и величавых.
Индийские традиции крепостной архитектуры нашли свое отражение и в форте Дели. Знаменитый Красный форт, над стенами которого в 1947 году взвился флаг независимости Индии, представляет собой комплекс приемных залов и жилых построек, расположенных среди парков и цветников и обнесенных красной песчаниковой стеной с башнями. В крепость ведут несколько ворот с башнями и куполами наверху. Постройки, расположенные внутри, и Жемчужная мечеть составляют свободно распланированный среди зелени дворцовый комплекс, среди которого находятся два одноэтажных павильона – красный зал общественных приемов и беломраморный зал частных приемов. Их наружние стены прорезаны аркадой, которая в холодные дни закрывается коврами. По углам крыш поставлены шатры. Интерьеры щедро украшены резьбой и инкрустацией. Ими украшены пилоны арок, и бордюр вокруг бассейна с ароматической водой, и ажурная решетка, отделяющая зал судилища, и многое другое.
Венцом архитектуры Индии и одним из прославленных памятников мирового зодчества является мавзолей Тадж-Махал в Агре (1632-1650).
Глава 2. Тадж-Махал-жемчужина Индии
2.1 Легенда Тадж-Махала
Прежде
чем описывать красоты
Легенда гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет «королем мира» впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам (будущую Мумтаз-Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. Оказалось, что Арджуманад была его двоюродной сестрой. Ее отец был братом матери Хуррама и занимал высокий пост первого министра. Но они очень рано полюбили друг друга. Однако путь к соединению двух сердец был долгим. Отец Хуррама, грозный Шах-Джангир по политическим соображениям женил сына на персидской принцессе, которая, узнав о чувствах мужа к другой, впала в ярость. Гаремы тех времен были местом постоянных интриг. Есть сведения, что принцесса чуть не отравила соперницу. Жизнь Арджуманад во дворце стала невыносимой. К тому же, ей уже исполнилось 19, а ее все не выдавали замуж. За спиной ее дразнили старой девой. Моголы были мусульманами, поэтому никаких портретов, и быть не могло, но о красоте Арджуманад ходили легенды. Император Джаханджир и его первый министр были не прочь поженить своих детей. Бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамом не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха «переименовал» свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично. Так «родилась» Мумтаз-Махал (значение имени: «Украшение Дворца»).