Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:59, курсовая работа
Цель работы – изучение опыта использования танца в кинематографе.
В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:
Рассмотреть особенности танца как культурологического феномена
Осветить особенности кинематографа как массового вида искусства
Изучить особенности использования танца в кинематографе
Одним их факторов успеха фильма «Анюта» можно считать идею Владимира Васильева о «монтажной хореографии» — точное видение каждой сцены, каждого хореографического номера, как уже в готовом фильме. Танец в фильме снимался фрагментами, крупные, средние и общие планы монтировались в движении. На музыку одного номера снимались несколько мест действия, иногда параллельная хореографическая жизнь разных персонажей.
М.Васильев говорил, что «хореограф на телевидении изначально принимает функции режиссёра, и это всегда очень интересно, особенно в период монтажа. Когда мы снимали отдельные сцены, мы их уже видели „монтажно“… Каждый раз на практике познаёшь всё новые закономерности. В искусстве невозможно всё постичь. Только дилетантам кажется, что они всё знают».14
Рассмотрим основные примеры телебалета. В 1985 году на экраны вышел телевизионный фильм К. М. Сергеева и режиссёра В. Окунцова «Золушка» по одноимённому балету «Золушка», поставленному в Кировском в 1946 году. Экранизирован был вариант редакции балета 1964 года. Этот фильм является именно телебалетом, а не экранизацией балета, потому что был сделан по режиссёрскому сценарию, как фильм.15
Балет «Золушка» был выпущен под названием «Хрустальный башмачок»
Также следует отметить балет «Граф Нулин» композитора С. Асафьева по поэме Пушкина. Телебалет «Граф Нулин» был поставлен по произведению Пушкина в 1959 году. В фильме снимались Сергей Корень и Ольга Лепешинская. Константин Сергеев сделал фильм по одноименному балету М.Фокина на музыку Шумана «Карнавал»
В целом, следует заметить, что Советский танец 1930-1950-х гг. отличает его идейность. Он является орудием нравственного воспитания. Танцевальные элементы становились неотъемлемой частью кинопостановок. Хореографы, ставившие танцы для кинематографа, правдиво отражали явления действительности, обобщая их, выявляя в них типическое и выражая в единстве музыкальных и хореографических образов.
Для съемок музыкальных сцен в советском кинематографе привлекались труппы ведущих театров страны, своя музыкальная труппа имелась в «Мосфильме». Анализируя особенности развития танца в советском кинематографе, следует отметить, что постановщиками танцев в кино, как правило, выступали специалисты театрального искусства.
Немалое значение для развития танцевального искусства в кинематографе имело расширение культурных связей. В советское кино приходят западные танцы.
Танцевальные элементы широко использовались
в советском кинематографе
В рамках первого подхода танец использовался в качестве вспомогательного выразительного средства («Мэри Поппинс, до свидания», «Мэри Поппинс возвращается», «Бриллиантовая рука», «Карнавал и др.).
В других фильмах танец выполнял смыслообразующую функцию («Расставание», "Коппелия" и др.). Можно говорить даже о появлении нового жанра в кино-фильм-балет.
Поскольку танец является неотъемлемой частью нашей жизни, в кинематографе он используется довольно часто. И необязательно, чтобы сюжет фильмов непосредственно касался танцев. Танец присутствует в большинстве молодёжных фильмов и мелодрам либо как часть повседневной жизни, либо как поворотный момент, меняющий жизнь героя, ход событий.
Довольно часто танцы можно видеть в исторических фильмах, как неотъемлемую часть общественной жизни того времени, о котором идёт речь.
Экранизированные мюзиклы пользуются не меньшей популярностью, чем сценические постановки. Кроме того, существует огромное количество фильмов именно о танцах, о людях, посвятивших этому свою жизнь или открывших для себя что-то новое благодаря им.
Танцевальные элементы широко использовались
в советском кинематографе
Каждый исполнитель, хореограф, постановщик, режиссер все время что-то привносили в танцы, которые появлялись в кино. Нередко популярность фильма обеспечивалась наличием в нем танцевальных эленментов. Анализируя особенности развития танца в кинематографе, следует отметить, что постановщиками танцев в кино, как правило, выступали специалисты театрального искусства.
1 Баженова Л.М. В мире экранных искусств. М.: ВИПК, 1992.- 73 с.
2 Пудовкин, Всеволод Илларионович (1893-1953) - режиссер, актер, теоретик кинематографа, художник. народный артист СССР (1948). заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). награжден орденом трудового красного знамени, дважды орденами Ленина и орденом красного знамени, лауреат государственных премий ссср
3 Лев Владимирович Кулешов (1899—1970) — советский кинорежиссёр, теоретик кино. Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения (1946).
4 Иван Ильич Мозжухин (26 сентября 1889, село Кондоль, Саратовская губерния — 17 января 1939, Париж) — актёр российского немого кино, работал также во Франции, Германии и США.
5 Фокин М. Против течения. - М.: Наука, 1987. С. 23.
6 Фокин М. Против течения. - М.: Наука, 1987. С. 125.
7 Гривицкас В. Искусство танца: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения. - М.: Гардарики, 2001.
8 Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Л.: Советский композитор, 1977. – С. 15-19
9 Королева Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века). – М.: АСТ, 2005
10 Двилянский А.Я., Колористическое восприятие в музыкальном театре и кино. Бишкек : Илим, 1992.
11 Белинский А. Старое танго: Заметки телевизионного практика. — М.: Искусство,1988. С. 17.
12 Быстров В.А. Лев Толстой и кинематограф. Первый век экранизаций // Вестник Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. - №146. – С.54.
13 «Балет в кино» // Русский балет: Энциклопедия. — М.: Большая российская энциклопедия, Согласие, 1997. С.112.
14 Б. А. Львов-Анохин «Владимир Васильев». — М.: «ЦентрПолинраф», 1998. С.34.
15 «К 100-летию со дня рождения К. М. Сергеева» // — «Ballet Art» — автор Дмитрий Ягодкин