Творчество Ж.Б.Мольера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 08:57, контрольная работа

Краткое описание

В ряде своих произведений Мольер высмеивает одно из характерных явлений общественной жизни того времени — стремление буржуазии к приобретению дворянских титулов, привилегий, манер; желание во всем подражать дворянскому сословию.
Цель контрольной работы рассмотреть творчество Мольера.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть жизненный путь Мольера;
исследовать реализм Мольера и значение его творчества;
рассмотреть комедии Мольера.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………….….3
1. Жизненный и творческий путь Мольера……………………….……..4
2.Реализм Мольера , значение его творчества…………………………12
3. Творчество Мольера……………………………………….………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………...................................................................19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..….……...20

Вложенные файлы: 1 файл

Мольер-комедиограф.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

В последней комедии, «Мнимый больной», автор высмеивает медиков-шарлатанов и доверчивых дураков, которые у них лечатся. Смертельно больной Мольер исполнял в этой пьесе главную роль. На четвёртой постановке комедии он почувствовал себя особенно плохо. Болезненные гримасы и кашель тяжело больного Мольера публика принимала за великолепную игру, награждая его бурными аплодисментами. Мольер всё же довёл спектакль до конца. Его перенесли домой, и через несколько часов он скончался (1673). «Оригиналы» Тартюфа - ханжи-церковники - мстили автору «Тартюфа» и после смерти. Архиепископ добился запрещения хоронить его со всеми почестями по церковному обряду. Хоронили Мольера ночью, за кладбищенской оградой, за гробом его шла большая толпа простого народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реализм Мольера, значение его творчества

 

Мольера в истории  литературы принято относить к числу  представителей классицизма.

И действительно, многие существенные черты творчества великого комедиографа свидетельствуют о его органической связи с этим литературным направлением.

Однако, подчиняясь основным законам поэтики классицизма, Мольер сумел использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого направления, а в ряде случаев гениальный художник выходил из этих порой стеснительных для него рамок и создавал подлинно реалистические произведения и образы, сохраняющие своё значение и в наши дни. 8

Демократические симпатии Мольера, его смелое вольнодумство, материалистические философские воззрения великого драматурга, прекрасное знание действительности и правдивое её воспроизведение, обращение к народ-номуттатру, стремление воздействовать на жизнь общества, изображая его тёмные стороны, - всё это вело к тому, что в творчестве Мольера росли и крепли черты реализма.

Типичность образов, умение найти в персонажах своих произведений наиболее существенные, социально обусловленные  черты изображаемого им человеческого характера - эта основная черта реализма с большой силой выступает во всех лучших комедиях Мольера.

Многие образы, созданные  им, обладали такой широкой типичностью, что переросли рамки своего исторического периода и приобрели мировое нарицательное значение.

Своих «героев» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой  действуют герои классических трагедий, - он помещает их в типичную жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие его комедий развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во дворянстве»). Отношения между главой дома и домочадцами, хозяевами и слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи французских буржуа того времени представлены в комедиях Мольера с верностью и живостью.

Мольер показывает себя подлинным мастером бытовой детали. Вместе с тем перед нами предстаёт и более широкая картина социальных отношений того времени: отношения между представителями буржуазии и дворянства, отношение народа к церковникам и т. п.

В обличительном содержании комедий, в выборе положительных персонажей отчётливо выступают демократические симпатии Мольера.

Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры. Это вело к предельному  заострению создаваемых им образов, к гиперболизации,     т. е. усилению их ведущих черт (Гарпагон в комедии «Скупой», Тартюф в одноимённой комедиями др.).

Несомненным реалистическим достижением автора «Тартюфа» является живой, ярко индивидуализированный язык действующих лиц его комедий. Мольер широко пользовался разговорной народной речью и свободно вводил её не только в весёлые фарсы, но и наиболее «серьёзные» и «высокие» свои комедии, подобные «Тартюфу», «Мизантропу», «Дон-Жуану».

Реализм Мольера явился вершиной художественных достижений французской литературы того времени. Творчество Мольера оказало большое влияние на развитие всей западноевропейской реалистической литературы.

Однако, стремясь бичевать и поучать, Мольер, как и большинство  писателей того времени, ещё не мог  возвыситься до обличения самой основы зла - социального порядка, основанного на безжалостной эксплуатации народных масс.

Некоторая ограниченность, свойственная представителям классицизма, сказывается и в изображении Мольером человеческих характеров. Это отмечал Пушкин, указывая на превосходство шекспировского реализма:

«Лица, созданные Шекспиром, не суть, как у Мольера, типы такой-то страсти, такого-то порока, но существа живые, исполненные многих страстей, многих пороков... У Мольера скупой - скуп и только».

Резкое деление героев на положительных и отрицательных, введение «резонёров», устами которых говорит сам автор, отчётливо выраженный назидательный характер комедии также ограничивали реализм изображения.

Но эти черты отнюдь не снижают громадного значения творчества Мольера, которое определяется не только силой воздействия его на развитие литературы, но и его влиянием на жизнь общества.

«Имя Мольера... велико и почётно, - писал В. Г. Белинский, - Мольер был воспитателем французского общества в самый интересный момент его развития, когда оно при Людовике XIV, окончательно расставшись с грубыми формами средних веков, начало новую жизнь ума, анализа, критики. Комедии Мольера - сатиры в драматической форме, сатиры, в которых резкое остроумное перо его предавало на публичный позор невежество, глупость и подлость».9

Комедии Мольера типичностью  своих образов, силой обличения  пороков, возраставших на почве эксплуататорского общества, оказывали воспитательное влияние на ряд поколений. Они играли революционизирующую роль, обличая косные, реакционные взгляды и верования, просвещая умы, возбуждая протест против различных форм угнетения личности. Не теряют они силы своего звучания и в наши дни.

Славные традиции Мольера  служат образцом для прогрессивных  писателей Запада. Как известно, оружие сатиры обладает громадной разящей силой в борьбе с поработителями и палачами народов, с тартюфами, прикрывающими свои хищнические замыслы лживыми фразами о братстве и помощи. И передовой литературе Запада для успешной борьбы за мир, демократию и прогресс в наше время особенно нужны Мольеры и Свифты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Творчество  Мольера

 

Творчество Мольера  — это одна из вершин мировой  драматургии. Оно не только оказало  значительное воздействие на дальнейшее развитие французской комедиографии, но и способствовало утверждению реалистических тенденций в европейском театре последующего времени.

В центре первого большого произведения драматурга, «Сумасброд» (1655), — образ Маскариля, инициативного, предприимчивого человека, неиссякаемого выдумщика, ведущего в пьесе всю интригу. Духом борьбы с архаикой проникнуты комедии «Школа мужей» (1661) и «Школа жен» (1662). Объект осмеяния в них — Сганарель и Арнольф — люди старорежимного типа. Молодые девушки Изабелла и Агнеса в начале действия обеих пьес находятся в полной зависимости от своих опекунов. Мольер показывает стремление Агнесы и Изабеллы к самостоятельности, их борьбу за право самим определять собственную судьбу. Так, Изабелла первая объясняется в любви Валеру и побуждает его похитить себя из дома Сганареля. И в «Тартюфе» (1664—1669), и в «Скупом» (1668), и в «Мещанине во дворянстве» (1670), и в «Проделках Скапена» (1671), и в «Мнимом больном» (1673) очень существенна оппозиция молодежи старикам — родителям, опекунам, встающим на пути к достижению счастья. Не менее существенно и стремление к созданию новых связей между людьми. Лафлеш («Скупой»), Ковьель («Мещанин во дворянстве»), Скапен («Проделки Скапена»), Туанета («Мнимый больной») — это персонажи инициативные, энергичные, которые действуют вопреки всему освященному традицией. Скапен создает необычные ситуации, переодевается и перевоплощается, говорит чужими голосами, пользуется чужими диалектами. Предельна и изобретательность Туанеты. В духе традиций, восходящих к Ренессансу, рассматривает Мольер, судя по его «Критике „Школы жен“» (1663), и самый жанр комедии, который он противопоставляет трагедии, концентрирующей внимание на силах, гнетущих человека, на судьбе, роке, провидении.

Наряду с изображением маниакальных характеров, характеров одной страсти, писатель создает и многоплановые образы. Поступки, продиктованные волей, перемежаются у героев Мольера с поступками, обусловленными не зависящими от воли свойствами характера. Показателен в этом отношении образ Альцеста. Альцест выступает как обличитель общественных пороков, не допускающий ни малейшей «сдержанности» в борьбе с врагами. Вместе с тем Мольер изображает его и как человека, безумно влюбленного в Селимену, вполне сознающего, что предмету его любви присущи недостатки, но не имеющего сил справиться со своим чувством. Еще более многоплановым показан Дон Жуан («Дон Жуан, или Каменный гость», 1665). Это соблазнитель женщин, убежденный богохульник и ханжа, имитирующий религиозное обращение. Развращенность, безусловно, главное свойство Дон Жуана, но оно не подавляет других его особенностей. Тартюф у Мольера не только хитрый интриган, карьерист, стяжатель, прикарманивающий состояние Оргона. Он и развратник, который не прочь приволокнуться за Эльмирой, женой Оргона. Тартюф, прежде всего, лицемер, прикидывающийся святошей. 10

Отмечая своеобразие  реалистичности Мольера, нельзя обойти важную роль в его творчестве персонажей из народа. У Мольера, придающего большое  значение социальной характеристике персонажа, особую роль играет образ человека из низов. Мольер не только изображает существующее, но и намечает возможности, пока еще таящиеся в настоящем. Он наделяет человека из народа независимостью суждений, подчеркивает его предприимчивость. В комедиях Мольера изобретательным оказывается именно слуга, а не господин. Слуга — субъект действия, лицо, руководящее развитием сюжета. Иногда Мольер изымает простого человека из сферы комического и делает его, как показывает образ нищего в «Дон Жуане», объектом сочувствия, отмечая при этом его принципиальность, нежелание отказываться от своих убеждений. 11

С образами слуг в творчество Мольера входят вера в человека, жизнелюбие, оптимизм. Пьесы Мольера, несмотря на изображенные в них уродливые, отталкивающие стороны жизни, являют собой замечательные образцы жанра комедии, сохраняют исключительную устойчивость атмосферы веселья и радости. Главное в людях из народа — их жизнедеятельность. Превращая слуг в основную активную силу своих комедий, Мольер имеет в виду не столько их позитивную роль в настоящем, сколько гигантские потенциальные возможности простого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мольер вошел  в историю мирового театра как  один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его многогранно, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его наследию.

Творчество Жана Батиста  Мольера (1622—1673), одного из крупнейших писателей-классицистов XVII столетия, в отличие от Корнеля и Расина, создателей классицистической трагедии, было сосредоточено в пределах комедийного жанра. Синтезировав все лучшее, что было достигнуто его предшественниками, Мольер придал французской комедии исключительную идейную насыщенность, социальную остроту и художественное разнообразие.

Драматургию Мольера  отличает жанровое многообразие. Мольер создавал замечательные образцы и высокой комедии, и фарса, и комедий-балетов.

Для понимания места  Мольера в развитии французской  литературы XVII в. чрезвычайно важно должным образом оценить ту роль, которую в его творчестве играют материалистические, жизнеутверждающие традиции культуры Ренессанса.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аничков Е.В.. Очерк. Жизнь и творчество Мольера С.-П. 1999., 96 С.
  2. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. Учебник для студентов педагогических институтов про специальности №2101 «Русский язык и литература». М.: Просвещение.,1978., 46 С.
  3. Белинский В. Г., «Школа женщин», сочинение Мольера, 1842.,81-83 С.
  4. Бояджиев Г.Н., "Жан-Батист Мольер". Статья из книги "Ж.Б. Мольер. Собрание сочинений в двух томах". Т.1, М., ГИХЛ, 1977., 112-114 С.
  5. Мольер Жан Батист. Комедии. М., 1997; Пьесы. М., 2001., 63-66 С.
  6. Хрестоматия по зарубежной литературе для VIII-IX классов средней школы. М.: Просвещение. 1972., 36 С.
  7. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике / Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. - М.: Худ. лит-ра, 1986., 214 С.

1 Аничков Е.В.. Очерк. Жизнь и творчество Мольера С.-П. 1999., 96 С.

2 Бояджиев Г.Н., "Жан-Батист Мольер". Статья из книги "Ж.Б. Мольер. Собрание сочинений в двух томах". Т.1, М., ГИХЛ, 1977., С. 112

3 Бояджиев Г.Н., "Жан-Батист Мольер". Статья из книги "Ж.Б. Мольер. Собрание сочинений в двух томах". С. 113

4 Бояджиев Г.Н., "Жан-Батист Мольер". Статья из книги "Ж.Б. Мольер. Собрание сочинений в двух томах". С. 114

5 Белинский В. Г., «Школа женщин», сочинение Мольера, 1842., С.81

6 Мольер Жан Батист. Комедии. М., 1997; Пьесы. М., 2001., С. 63

7 Мольер Жан Батист. Комедии., 2001., С. 64

8 Хрестоматия по зарубежной литературе для VIII-IX классов средней школы. М.: Просвещение. 1972., С. 36

9 Белинский В. Г., «Школа женщин», сочинение Мольера, 1842., С. 82

Информация о работе Творчество Ж.Б.Мольера