Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 18:49, реферат
Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла.
В музыке Чайковского всегда звучит жизнь русского человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой и отчаянием. И самое главное, что любой слушатель может сказать о музыке Петра Ильича Чайковского - о чем бы ни говорил Чайковский - он всегда правдив и искренен.
Пётр Ильич Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из этих жанров он сказал свое новое слово гениального художника.
Введение……………………………………………………….….….3
Глава 1. Биография………………………………………………..… 4
Глава 2. Творчество Петра Ильича Чайковского……..……..…… 8
2.1. Чиновник или музыкант?............................................................ 8
2.2. Без творчества нет жизни …………………………………….12
2.3. На вершине ……………………………………………………..14
Заключение ………………………………………………………….16
Список литературы ………………………………………………....18
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
РЕФЕРАТ
по дисциплине: История экономики и экономических учений
ТЕМА: «Первоначальное накопление капитала и его особенности в разных странах»
Выполнила
Студентка 1 курса
ФЭФ п. 34
Гусева Ольга Вячеславовна
Проверил:
г.Урень
год 2009
………………………………………………....18
«…Нет другой дороги, как музыка»
Петр Ильич Чайковский всемирно известный русский композитор, большой патриот своей Родины, который жил в 1840-1893г.
«Вы самый большой
талант современной России. Более
мощный и оригинальный, чем Балакирев,
более возвышенный и
Среди русских композиторов-
Все своё
творчество Чайковский
В музыке Чайковского всегда звучит жизнь русского человека, с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой и отчаянием. И самое главное, что любой слушатель может сказать о музыке Петра Ильича Чайковского - о чем бы ни говорил Чайковский - он всегда правдив и искренен.
Пётр Ильич Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из этих жанров он сказал свое новое слово гениального художника.
Однако, пожалуй самым любимым для него музыкальным жанром была опера. Можно уверенно сказать, что в ней Чайковский явился подлинным реформатором. Его опера «Кузнец Вакула» получила первую премию на конкурсе Русского музыкального общества.
Оперу композитор представлял себе как самый демократичный жанр. «Опера, — писал он, именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой...». В центре оперного действия, по мнению Петра Ильича — всегда находятся простые человеческие чувства и переживания. Он считал, что только опера даёт композитору средство сообщаться с массами публики. Он утверждал, что только опера делает автора (композитора) при благоприятных обстоятельствах достоянием всего народа.
25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, в семье горного инженера родился Петр Ильич Чайковский. Его отец работал там директором завода.
Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Первые уроки музыки маленькому Пете давала его горячо им любимая мама, которая показала ему ноты и научила его играть на рояле. С пяти лет он сам любил «фантазировать на рояле». Он всегда был неразлучен с музыкой. «Никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен.»
Вспоминая о детстве,
В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург.
В десять лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом «питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих.
Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также много импровизировал. Впоследствии поэт Апухтин, товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих вечерах:
Ты помнишь, как, забившись в музыкальной. Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной – Искусство было наш кумир...
Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции.
Осенью 1859 года Петр Ильич поступает в открывшиеся музыкальные классы при Русском музыкальном обществе.
В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.
В консерватории Чайковский учится под руководством известных педагогов – Н. Зарембы и А. Рубинштейна, изучает свою любимую с детства флейту у профессора Цезаря Чиарди – знаменитого итальянского флейтиста – виртуоза, который не только преподавал в консерватории, но и был солистом оркестра Итальянской оперы в Петербурге.
В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории.
Свою первую симфонию написанную в 1866 году, Чайковский назовёт «Зимние грёзы».
Во время своего проживания в Москве, он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург Островский музыкальный писатель Достоевский, артисты Малого театра.
Близким другом его становится Н. Рубинштейн, а также музыкальный критик Н. Кашкин.
Помимо педагогической работы Чайковский много и напряженно занимается сочинение музыки, а также выступает на страницах газет и журналов в качестве музыкального критика.
В своих статьях он горячо поддерживает талантливых молодых композиторов—Балакирева, Римского-Корсакова, Грига.
За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии, другие пьесы для оркестра, первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели, три квартета и фортепианное трио, четыре оперы — «Воевода», «Опричник», «Ундина» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, такие замечательные фортепианные пьесы, как, например, цикл «Времена года».
Переломным в жизни Чайковского оказался 1877-й год. Неудачная женитьба вызвала тяжелое нервное потрясение. Сказались и крайняя перегрузка этих лет, постоянное переутомление.
В конце 1877 года друзья отправили его за границу. И все жe только неустанная творческая деятельность выводит композитора из состояния душевного кризиса.
Он писал о себе: «Я буквально не могу жить, не работая». И окончив одно произведение, он сейчас же принимался за другое. Именно в этот год Петр Ильич закончил два своих великих произведения — оперу «Евгений Онегин» и четвертую симфонию.
С конца 70-х годов Чайковский совершает много поездок за границу, выступает как дирижер. Знакомится там со многими зарубежными композиторами: Брамсом, Григом, Сен-Сансом, Массне.
В летнее время он подолгу живет на Украине, в Каменке, в имении своей старшей сестры А. Давыдовой.
С триумфом проходят
В 1891 году Чайковский побывал в
Америке, в 1893—в Англии, где ему
присвоили степень доктора
Активное участие принимает
Чайковский и в русской
В последнее десятилетие жизни он создает свои гениальные пятую и шестую симфонии, оперы «Мазепа», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» и многое другое.
Наиболее значительные по замыслу произведения Чайковского этих лет отразили настроения, которые переживала определенная часть русской интеллигенции. Это была эпоха безвременья, политической реакции, эпоха; когда всякое проявление свободной мысли преследовалось и душилось.
Находясь за рубежом, Чайковский писал брату: «...в России теперь что-то неладное творится... В здешних газетах уже давно печатаются известия о студенческих беспорядках. Я издали стал как-то
живее и больнее сознавать настоящее
положение дел у нас и часто
испытываю серьезную
Произведения этих лет становятся все более драматическими. Все они насыщены огромной любовью к жизни, к человеку, но многие из них трагичны по замыслу.
Настроения и переживания
Но наряду с тем были
созданы и такие произведения,
как лирически светлая опера
«Иоланта», балеты «Спящая
Последние годы своей жизни Чайковский живет больше всего под Москвой — в Майданове и в Клину. В эти годы продолжается упорная творческая работа. «Вдохновенье—гостья, которая не любит посещать ленивых, она является к тем, которые ее призывают», - писал он.
День композитора отличался строгим распорядком, от которого он никогда не отступал.
Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.
16 октября 1893 года Чайковский дирижировал в Петербурге первым исполнением шестой симфонии, а в ночь с г 24 на 25 октября он скоропостижно скончался.
«Я желал бы всеми силами души, - писал Чайковский, - чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Много поколений слушателей покоряла музыка Чайковского своей задушевностью, искренность чувств. Многие артисты блистали в его операх.
В музыке Чайковского каждый человек может узнать себя, свои мысли, переживания и чувства. Она волнует, потрясает и возвышает душу.
Музыка Чайковского оказала плодотворное действие на композиторов, творивших вместе с ним, или пришедших в музыку позднее. Одним из таких композиторов был Сергей Прокофьев.
Творчество Чайковского – вершина мировой музыкальной культуры XIX века – вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать вдохновение композиторы XX века.
2.1. Чиновник или музыкант?
«Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, просто я хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей», - писал П.И. Чайковский сестре.
На Малой садовой улице, против нынешнего Дома радио, есть большое здание. До 1917 года весь этот дом и соединенный с ним выходящий на Итальянскую улицу особняк Шувалова, занимал департамент министерства юстиции. Сюда, в первое распорядительное отделение, и был назначен Петр Чайковский сразу после окончания училища. Впоследствии его произвели в коллежские асессоры, а затем, в надворные советники.
Петр Ильич служил в “Столе прошений” и составлял доклады и проекты решений. Дела, которыми приходилось заниматься Чайковскому, были, главным образом, крестьянские, ими вообще тогда завалили министерство.
В 1861 году была проведена крестьянская реформа, отменено крепостное право.
“В воскресенье объявлена свобода. Я нарочно ходил в приходскую церковь, чтобы видеть впечатление, которое манифест произведет на мужичков,” - писал Чайковский сестре.
Наступал вечер, кончались служебные часы, и Чайковский становился светским молодым человеком. Прогулки по Невскому и Летнему саду, рестораны и встречи со знакомыми. Он бывал в Итальянской опере и на французских спектаклях в Михайловском театре; посещал Александринку, там шли пьесы классического репертуара и водевили с участием Каратыгина, Мартынова, Самойлова.
От своего двоюродного брата Чайковский узнал, что существуют классы теории музыки.
Итак, Петр Ильич Чайковский стал посещать классы Русского музыкального общества (РМО), которые помещались в нижнем этаже левого крыла Михайловского дворца (там, где сейчас Русский музей).
Первое время Чайковский занимался в классах довольно небрежно. На легкомыслие молодого человека обратил внимание Антон Григорьевич Рубинштейн. Рассказывают, что он поговорил с молодым музыкантом достаточно решительно и предложил Чайковскому ”или учиться усердно или покинуть классы”. С того дня Петр Ильич начал заниматься с большим упорством, которое не покидало его всю жизнь.
8 сентября 1862 года в Петербурге
открылась консерватория (в то
время она называлась
В консерватории он занимается у А. Рубинштейна (сочинение и инструментовка), у Н. Зарембы (контрапункт и формы), одновременно обучается игре на флейте у знаменитого в то время Чезаре Чирарде и на органе у Генриха Штиля.
В 1861 году, будучи чиновником Министерства юстиции, Чайковский подает заявление в дирекцию РМО о приеме в открывшуюся консерваторию и осенью 1862 года он становится ее учеником. В течение года Петр Ильич совмещал службу в министерстве и музыкальные занятия, но уже в мае 1863 года он отказался от жалования и штатного места, но остался “причисленным к министерству”, то есть он мог вернуться в должность при необходимости.