Творчество братьев Стенбергов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Братья Стенберги — Владимир Августович(23 марта 1899—1 мая 1982) и Георгий Августович(7 октября 1900—15 октября 1933) — советские художники-графики, конструктивисты, мастера киноплаката и сценографии.Владимир Августович (1899-1982) и Георгий Августович (1900-1933). Первые профессиональные работы были выполнены братьями Стенбергами в 1915 г., когда началось их сотрудничество в качестве художников-оформителей с театрами Москвы и некоторых других городов, в частности, Киева.Начиная с 1922, Стенберги оформляли спектакли А. Я. Таирова в Камерном театре. Художники пробовали себя не только в жанре драматического спектакля, но также в жанрах эстрадного обозрения.

Вложенные файлы: 1 файл

творчество братьев стенбергов реферат.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Братья  Стенберги — Владимир Августович(23 марта 1899—1 мая 1982) и Георгий Августович(7 октября 1900—15 октября 1933) — советские художники-графики, конструктивисты, мастера киноплаката и сценографии.Владимир Августович (1899-1982) и Георгий Августович (1900-1933). Первые профессиональные работы были выполнены братьями Стенбергами в 1915 г., когда началось их сотрудничество в качестве художников-оформителей с театрами Москвы и некоторых других городов, в частности, Киева.Начиная с 1922, Стенберги оформляли спектакли А. Я. Таирова в Камерном театре. Художники пробовали себя не только в жанре драматического спектакля, но также в жанрах эстрадного обозрения. В 1923 году они стали штатными плакатистами «Совкино» и за менее чем 10 лет выпустили около трёхсот плакатов к отечественным и зарубежным лентам. Впрочем, в 1923 советского кино как такового практически не существовало — Стенберги оттачивали мастерство на голливудских  немых лентах, изредка разбавленных немецким экспрессионизмом; и те, и другие, как правило, были перемонтированы уже в СССР. Свои работы братья подписывали «2 Стенберг 2».В плакатах Стенбергов присутствуют ракурс, монтаж, пришедший из кино, образность и метафоричность киноискусства. Умение очень кратко, емко выразить смысл (а именно это было присуще произведениям Стенбергов и других советских плакатистов 20-х годов), в свою очередь, оказало огромное влияние на кино. Сами братья Стенберги считали, что плакат должен быть броским, останавливающим внимание зрителя. Свой творческий метод они описали следующим образом: "...мы совершенно свободно обращаемся с материалом, не соблюдаем пропорции как между несколькими предметами или фигурами, так и между отдельными деталями их, переворачиваем фигуры и т.п. - словом, используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего".Для подавляющего числа работ Стенбергов характерна симметрия. Это зачастую вертикальная симметрия, когда пространство плаката делится пополам. Причем, в плакате к фильму «Ваша знакомая» Л. Кулешова такое деление усиливается линией склейки, поскольку плакат поделен еще и конструктивно – его полотно состоит из двух частей, и такое строение только подчеркивается композицией и расстановкой фигур на плакате. В некоторых случаях симметрия горизонтальная, хотя такой вариант встречается реже. Зато более сложные случаи симметрии, например, вариация той же симметрии вертикальной, но удвоенной или осложненной (вплоть до спирали в плакате к фильму «Великосветское пари»), использованы в подавляющем большинстве работ.В некоторых случаях построение любопытно обыграно. Например, в плакате к фильму «Доктор Джек» авторы добиваются симметрии (здесь ось ее чуть наклонена вправо от зрителя) при помощи одинаковой фигуры – двух кружков, соединенных между собой перемычкой. Очки Гарольда Ллойда и велосипед композиционно уравнены, так сказать геометрически «зарифмованы», но в основе их лежит еще и устойчивый образ, неоднократно использованный именно в литературе.Даже когда части композиции далеко раздвинуты в стороны, и при этом образуется как бы трехчастное деление плаката, на самом деле, это все те же две части, однако удачно варьированные (в плакате к фильму «Вечная борьба» двухчастность подчеркнута бесконечным повторением названия фильма, представленного в двух начертаниях – черном и белом). По всей видимости, думали о том художники или нет, это постоянная вариация на ту же тему, вариацией на которую является также их подпись «2 Стенберг 2». И вовсе не исключено, что одну часть плаката делал Георгий Стенберг, а другую Владимир Стенберг. Их цирковое именование вполне подходит для партерных акробатов или силового номера с поддержкой, который обычно выполняют два артиста. Вероятным аргументом может служить и то, что работы, выполненные Владимиром Стенбергом самостоятельно, отличаются от выполненных вместе с братом.Такое истолкование вполне допустимо, хотя бы потому, что для работ братьев Стенбергов вообще характерны некие повторяющиеся не только композиционные, но и смысловые элементы. Так, повторяется женское лицо, которое в редких случаях заменяется мужским. Настоятельность, с какой используется этот прием, указывает на его важность (вряд ли верно говорить, что причина всему – бедность выдумки).Иногда прием особо удачен. Стоит присмотреться к плакату для фильма А. Роома «Третья Мещанская», чтобы оценить мастерство художников. Женское лицо, представленное крупным планом, так, что оно занимает почти весь плакат, разделено занавеской. При этом, хотя деление пропорциональное – обе части лица практически равны – оставшаяся часть плаката, свободная, воздействует таким образом, что симметрия как бы снимается. Такое художественное решение правомерно, особенно если помнить, что фильм имеет и другое название – «Любовь втроем». Тогда семейное житье героини, символизируемое кружевной занавеской, как бы перевешивается тройным членением пространства плаката, тройным членением жизненного пространства, где существуют герои.Стоит указать, что плакаты, наиболее сложные по использованным в них элементам, если отвлечься от персонажной основы фильма, отсылают к опытам супрематической живописи и графики. Плакат к многосерийному фильму «Мисс Менд» по авантюрному роману М. Шагинян композиционно напоминает графические работы Эль Лисицкого. А влияние К. Малевича – уже и на уровне персонажно-фигуративном – можно увидеть в плакате к фильму «Земля» А. Довженко. Сама фигура, которая размещена на плакате, отсылает к фигурам в живописных работах мэтра супрематизма, составшего многочисленных «крестьян», «жниц» и проч. Здесь те же обобщенно-закругленные формы, не детализированный костюм, сходство обводов и контуров.Кроме того, на поэтику плакатов, разрабатываемую Стенбергами, в немалой степени оказала влияние их работа как театральных художников, начавшаяся еще в дореволюционные годы. Немаловажно и то, что основы мастерства постигали они под руководством В. Егорова, одного из первых художников русского кинематографа, творчество которого подчеркнуто театрально. Все это, а отнюдь не опыты советской кинематографии, каковой на тот момент еще не существовало, и явилось источником для плакатов братьев Стенбергов.Менее известно о работах Стенбергов в архитектуре и об их влиянии на архитекторов-современников. Стенберги воплощали в графике проекты таких разных архитекторов, как братья Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Я. Колли и А. Г. Мордвинов.После трагической гибели брата в автомобильной катастрофе 1933 года, Владимир Стенберг работал без соавтора. В период с 1932 по 1962 г. он был главным художником Красной и Советской площадей, художником Всероссийской сельскохозяйственной выставки (начиная с 1935 г.) и Музея В.В. Маяковского (начиная с 1941 г.), оформлял выставки и музеи в различных городах Советского Союза.В творчестве братьев Стенбергов отчетливо прослеживается влияние конструктивизма.

 

 

Братья Стенберги — Владимир Августович(23 марта 1899—1 мая 1982) и Георгий Августович(7 октября 1900—15 октября 1933) — советские художники-графики, конструктивисты, мастера киноплаката и сценографии.Владимир Августович (1899-1982) и Георгий Августович (1900-1933). Первые профессиональные работы были выполнены братьями Стенбергами в 1915 г., когда началось их сотрудничество в качестве художников-оформителей с театрами Москвы и некоторых других городов, в частности, Киева.Начиная с 1922, Стенберги оформляли спектакли А. Я. Таирова в Камерном театре. Художники пробовали себя не только в жанре драматического спектакля, но также в жанрах эстрадного обозрения. В 1923 году они стали штатными плакатистами «Совкино» и за менее чем 10 лет выпустили около трёхсот плакатов к отечественным и зарубежным лентам. Впрочем, в 1923 советского кино как такового практически не существовало — Стенберги оттачивали мастерство на голливудских  немых лентах, изредка разбавленных немецким экспрессионизмом; и те, и другие, как правило, были перемонтированы уже в СССР. Свои работы братья подписывали «2 Стенберг 2».В плакатах Стенбергов присутствуют ракурс, монтаж, пришедший из кино, образность и метафоричность киноискусства. Умение очень кратко, емко выразить смысл (а именно это было присуще произведениям Стенбергов и других советских плакатистов 20-х годов), в свою очередь, оказало огромное влияние на кино. Сами братья Стенберги считали, что плакат должен быть броским, останавливающим внимание зрителя. Свой творческий метод они описали следующим образом: "...мы совершенно свободно обращаемся с материалом, не соблюдаем пропорции как между несколькими предметами или фигурами, так и между отдельными деталями их, переворачиваем фигуры и т.п. - словом, используем все, что может остановить даже торопящегося прохожего".Для подавляющего числа работ Стенбергов характерна симметрия. Это зачастую вертикальная симметрия, когда пространство плаката делится пополам. Причем, в плакате к фильму «Ваша знакомая» Л. Кулешова такое деление усиливается линией склейки, поскольку плакат поделен еще и конструктивно – его полотно состоит из двух частей, и такое строение только подчеркивается композицией и расстановкой фигур на плакате. В некоторых случаях симметрия горизонтальная, хотя такой вариант встречается реже. Зато более сложные случаи симметрии, например, вариация той же симметрии вертикальной, но удвоенной или осложненной (вплоть до спирали в плакате к фильму «Великосветское пари»), использованы в подавляющем большинстве работ.В некоторых случаях построение любопытно обыграно. Например, в плакате к фильму «Доктор Джек» авторы добиваются симметрии (здесь ось ее чуть наклонена вправо от зрителя) при помощи одинаковой фигуры – двух кружков, соединенных между собой перемычкой. Очки Гарольда Ллойда и велосипед композиционно уравнены, так сказать геометрически «зарифмованы», но в основе их лежит еще и устойчивый образ, неоднократно использованный именно в литературе.Даже когда части композиции далеко раздвинуты в стороны, и при этом образуется как бы трехчастное деление плаката, на самом деле, это все те же две части, однако удачно варьированные (в плакате к фильму «Вечная борьба» двухчастность подчеркнута бесконечным повторением названия фильма, представленного в двух начертаниях – черном и белом). По всей видимости, думали о том художники или нет, это постоянная вариация на ту же тему, вариацией на которую является также их подпись «2 Стенберг 2». И вовсе не исключено, что одну часть плаката делал Георгий Стенберг, а другую Владимир Стенберг. Их цирковое именование вполне подходит для партерных акробатов или силового номера с поддержкой, который обычно выполняют два артиста. Вероятным аргументом может служить и то, что работы, выполненные Владимиром Стенбергом самостоятельно, отличаются от выполненных вместе с братом.Такое истолкование вполне допустимо, хотя бы потому, что для работ братьев Стенбергов вообще характерны некие повторяющиеся не только композиционные, но и смысловые элементы. Так, повторяется женское лицо, которое в редких случаях заменяется мужским. Настоятельность, с какой используется этот прием, указывает на его важность (вряд ли верно говорить, что причина всему – бедность выдумки).Иногда прием особо удачен. Стоит присмотреться к плакату для фильма А. Роома «Третья Мещанская», чтобы оценить мастерство художников. Женское лицо, представленное крупным планом, так, что оно занимает почти весь плакат, разделено занавеской. При этом, хотя деление пропорциональное – обе части лица практически равны – оставшаяся часть плаката, свободная, воздействует таким образом, что симметрия как бы снимается. Такое художественное решение правомерно, особенно если помнить, что фильм имеет и другое название – «Любовь втроем». Тогда семейное житье героини, символизируемое кружевной занавеской, как бы перевешивается тройным членением пространства плаката, тройным членением жизненного пространства, где существуют герои.Стоит указать, что плакаты, наиболее сложные по использованным в них элементам, если отвлечься от персонажной основы фильма, отсылают к опытам супрематической живописи и графики. Плакат к многосерийному фильму «Мисс Менд» по авантюрному роману М. Шагинян композиционно напоминает графические работы Эль Лисицкого. А влияние К. Малевича – уже и на уровне персонажно-фигуративном – можно увидеть в плакате к фильму «Земля» А. Довженко. Сама фигура, которая размещена на плакате, отсылает к фигурам в живописных работах мэтра супрематизма, составшего многочисленных «крестьян», «жниц» и проч. Здесь те же обобщенно-закругленные формы, не детализированный костюм, сходство обводов и контуров.Кроме того, на поэтику плакатов, разрабатываемую Стенбергами, в немалой степени оказала влияние их работа как театральных художников, начавшаяся еще в дореволюционные годы. Немаловажно и то, что основы мастерства постигали они под руководством В. Егорова, одного из первых художников русского кинематографа, творчество которого подчеркнуто театрально. Все это, а отнюдь не опыты советской кинематографии, каковой на тот момент еще не существовало, и явилось источником для плакатов братьев Стенбергов.Менее известно о работах Стенбергов в архитектуре и об их влиянии на архитекторов-современников. Стенберги воплощали в графике проекты таких разных архитекторов, как братья Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Я. Колли и А. Г. Мордвинов.После трагической гибели брата в автомобильной катастрофе 1933 года, Владимир Стенберг работал без соавтора. В период с 1932 по 1962 г. он был главным художником Красной и Советской площадей, художником Всероссийской сельскохозяйственной выставки (начиная с 1935 г.) и Музея В.В. Маяковского (начиная с 1941 г.), оформлял выставки и музеи в различных городах Советского Союза.В творчестве братьев Стенбергов отчетливо прослеживается влияние конструктивизма.

 


Информация о работе Творчество братьев Стенбергов