Братья
Стенберги — Владимир Августович(23 марта
1899—1 мая 1982) и Георгий Августович(7 октября 1900—15
октября 1933) — советские художники-графики, конструктивисты,
мастера киноплаката и сценографии.Владимир
Августович (1899-1982) и Георгий Августович
(1900-1933). Первые профессиональные работы
были выполнены братьями Стенбергами
в 1915 г., когда началось их сотрудничество
в качестве художников-оформителей с театрами
Москвы и некоторых других городов, в частности,
Киева.Начиная с 1922, Стенберги оформляли
спектакли А. Я. Таирова в Камерном театре. Художники пробовали себя не
только в жанре драматического спектакля,
но также в жанрах эстрадного обозрения.
В 1923 году они стали штатными плакатистами
«Совкино» и за менее чем 10 лет выпустили
около трёхсот плакатов к отечественным
и зарубежным лентам. Впрочем, в 1923 советского
кино как такового практически не существовало —
Стенберги оттачивали мастерство на голливудских немых лентах, изредка разбавленных немецким экспрессионизмом; и те, и другие, как правило,
были перемонтированы уже в СССР. Свои работы братья подписывали
«2 Стенберг 2».В плакатах Стенбергов присутствуют
ракурс, монтаж, пришедший из кино, образность
и метафоричность киноискусства. Умение
очень кратко, емко выразить смысл (а именно
это было присуще произведениям Стенбергов
и других советских плакатистов 20-х годов),
в свою очередь, оказало огромное влияние
на кино. Сами братья Стенберги считали,
что плакат должен быть броским, останавливающим
внимание зрителя. Свой творческий метод
они описали следующим образом: "...мы
совершенно свободно обращаемся с материалом,
не соблюдаем пропорции как между несколькими
предметами или фигурами, так и между отдельными
деталями их, переворачиваем фигуры и
т.п. - словом, используем все, что может
остановить даже торопящегося прохожего".Для
подавляющего числа работ Стенбергов
характерна симметрия. Это зачастую вертикальная
симметрия, когда пространство плаката
делится пополам. Причем, в плакате к фильму
«Ваша знакомая» Л. Кулешова такое деление
усиливается линией склейки, поскольку
плакат поделен еще и конструктивно –
его полотно состоит из двух частей, и
такое строение только подчеркивается
композицией и расстановкой фигур на плакате.
В некоторых случаях симметрия горизонтальная,
хотя такой вариант встречается реже.
Зато более сложные случаи симметрии,
например, вариация той же симметрии вертикальной,
но удвоенной или осложненной (вплоть
до спирали в плакате к фильму «Великосветское
пари»), использованы в подавляющем большинстве
работ.В некоторых случаях построение
любопытно обыграно. Например, в плакате
к фильму «Доктор Джек» авторы добиваются
симметрии (здесь ось ее чуть наклонена
вправо от зрителя) при помощи одинаковой
фигуры – двух кружков, соединенных между
собой перемычкой. Очки Гарольда Ллойда
и велосипед композиционно уравнены, так
сказать геометрически «зарифмованы»,
но в основе их лежит еще и устойчивый
образ, неоднократно использованный именно
в литературе.Даже когда части композиции
далеко раздвинуты в стороны, и при этом
образуется как бы трехчастное деление
плаката, на самом деле, это все те же две
части, однако удачно варьированные (в
плакате к фильму «Вечная борьба» двухчастность
подчеркнута бесконечным повторением
названия фильма, представленного в двух
начертаниях – черном и белом). По всей
видимости, думали о том художники или
нет, это постоянная вариация на ту же
тему, вариацией на которую является также
их подпись «2 Стенберг 2». И вовсе не исключено,
что одну часть плаката делал Георгий
Стенберг, а другую Владимир Стенберг.
Их цирковое именование вполне подходит
для партерных акробатов или силового
номера с поддержкой, который обычно выполняют
два артиста. Вероятным аргументом может
служить и то, что работы, выполненные
Владимиром Стенбергом самостоятельно,
отличаются от выполненных вместе с братом.Такое
истолкование вполне допустимо, хотя бы
потому, что для работ братьев Стенбергов
вообще характерны некие повторяющиеся
не только композиционные, но и смысловые
элементы. Так, повторяется женское лицо,
которое в редких случаях заменяется мужским.
Настоятельность, с какой используется
этот прием, указывает на его важность
(вряд ли верно говорить, что причина всему
– бедность выдумки).Иногда прием особо
удачен. Стоит присмотреться к плакату
для фильма А. Роома «Третья Мещанская»,
чтобы оценить мастерство художников.
Женское лицо, представленное крупным
планом, так, что оно занимает почти весь
плакат, разделено занавеской. При этом,
хотя деление пропорциональное – обе
части лица практически равны – оставшаяся
часть плаката, свободная, воздействует
таким образом, что симметрия как бы снимается.
Такое художественное решение правомерно,
особенно если помнить, что фильм имеет
и другое название – «Любовь втроем».
Тогда семейное житье героини, символизируемое
кружевной занавеской, как бы перевешивается
тройным членением пространства плаката,
тройным членением жизненного пространства,
где существуют герои.Стоит указать, что
плакаты, наиболее сложные по использованным
в них элементам, если отвлечься от персонажной
основы фильма, отсылают к опытам супрематической
живописи и графики. Плакат к многосерийному
фильму «Мисс Менд» по авантюрному роману
М. Шагинян композиционно напоминает графические
работы Эль Лисицкого. А влияние К. Малевича
– уже и на уровне персонажно-фигуративном
– можно увидеть в плакате к фильму «Земля»
А. Довженко. Сама фигура, которая размещена
на плакате, отсылает к фигурам в живописных
работах мэтра супрематизма, составшего
многочисленных «крестьян», «жниц» и проч.
Здесь те же обобщенно-закругленные формы,
не детализированный костюм, сходство
обводов и контуров.Кроме того, на поэтику
плакатов, разрабатываемую Стенбергами,
в немалой степени оказала влияние их
работа как театральных художников, начавшаяся
еще в дореволюционные годы. Немаловажно
и то, что основы мастерства постигали
они под руководством В. Егорова, одного
из первых художников русского кинематографа,
творчество которого подчеркнуто театрально.
Все это, а отнюдь не опыты советской кинематографии,
каковой на тот момент еще не существовало,
и явилось источником для плакатов братьев
Стенбергов.Менее известно о работах Стенбергов
в архитектуре и об их влиянии на архитекторов-современников.
Стенберги воплощали в графике проекты
таких разных архитекторов, как братья Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Я. Колли и А. Г. Мордвинов.После трагической гибели брата
в автомобильной катастрофе 1933 года, Владимир
Стенберг работал без соавтора. В период
с 1932 по 1962 г. он был главным художником
Красной и Советской площадей, художником
Всероссийской сельскохозяйственной
выставки (начиная с 1935 г.) и Музея В.В. Маяковского
(начиная с 1941 г.), оформлял выставки и музеи
в различных городах Советского Союза.В
творчестве братьев Стенбергов отчетливо
прослеживается влияние конструктивизма.
Братья Стенберги — Владимир Августович(23 марта
1899—1 мая 1982) и Георгий Августович(7 октября 1900—15
октября 1933) — советские художники-графики, конструктивисты,
мастера киноплаката и сценографии.Владимир
Августович (1899-1982) и Георгий Августович
(1900-1933). Первые профессиональные работы
были выполнены братьями Стенбергами
в 1915 г., когда началось их сотрудничество
в качестве художников-оформителей с театрами
Москвы и некоторых других городов, в частности,
Киева.Начиная с 1922, Стенберги оформляли
спектакли А. Я. Таирова в Камерном театре. Художники пробовали себя не
только в жанре драматического спектакля,
но также в жанрах эстрадного обозрения.
В 1923 году они стали штатными плакатистами
«Совкино» и за менее чем 10 лет выпустили
около трёхсот плакатов к отечественным
и зарубежным лентам. Впрочем, в 1923 советского
кино как такового практически не существовало —
Стенберги оттачивали мастерство на голливудских немых лентах, изредка разбавленных немецким экспрессионизмом; и те, и другие, как правило,
были перемонтированы уже в СССР. Свои работы братья подписывали
«2 Стенберг 2».В плакатах Стенбергов присутствуют
ракурс, монтаж, пришедший из кино, образность
и метафоричность киноискусства. Умение
очень кратко, емко выразить смысл (а именно
это было присуще произведениям Стенбергов
и других советских плакатистов 20-х годов),
в свою очередь, оказало огромное влияние
на кино. Сами братья Стенберги считали,
что плакат должен быть броским, останавливающим
внимание зрителя. Свой творческий метод
они описали следующим образом: "...мы
совершенно свободно обращаемся с материалом,
не соблюдаем пропорции как между несколькими
предметами или фигурами, так и между отдельными
деталями их, переворачиваем фигуры и
т.п. - словом, используем все, что может
остановить даже торопящегося прохожего".Для
подавляющего числа работ Стенбергов
характерна симметрия. Это зачастую вертикальная
симметрия, когда пространство плаката
делится пополам. Причем, в плакате к фильму
«Ваша знакомая» Л. Кулешова такое деление
усиливается линией склейки, поскольку
плакат поделен еще и конструктивно –
его полотно состоит из двух частей, и
такое строение только подчеркивается
композицией и расстановкой фигур на плакате.
В некоторых случаях симметрия горизонтальная,
хотя такой вариант встречается реже.
Зато более сложные случаи симметрии,
например, вариация той же симметрии вертикальной,
но удвоенной или осложненной (вплоть
до спирали в плакате к фильму «Великосветское
пари»), использованы в подавляющем большинстве
работ.В некоторых случаях построение
любопытно обыграно. Например, в плакате
к фильму «Доктор Джек» авторы добиваются
симметрии (здесь ось ее чуть наклонена
вправо от зрителя) при помощи одинаковой
фигуры – двух кружков, соединенных между
собой перемычкой. Очки Гарольда Ллойда
и велосипед композиционно уравнены, так
сказать геометрически «зарифмованы»,
но в основе их лежит еще и устойчивый
образ, неоднократно использованный именно
в литературе.Даже когда части композиции
далеко раздвинуты в стороны, и при этом
образуется как бы трехчастное деление
плаката, на самом деле, это все те же две
части, однако удачно варьированные (в
плакате к фильму «Вечная борьба» двухчастность
подчеркнута бесконечным повторением
названия фильма, представленного в двух
начертаниях – черном и белом). По всей
видимости, думали о том художники или
нет, это постоянная вариация на ту же
тему, вариацией на которую является также
их подпись «2 Стенберг 2». И вовсе не исключено,
что одну часть плаката делал Георгий
Стенберг, а другую Владимир Стенберг.
Их цирковое именование вполне подходит
для партерных акробатов или силового
номера с поддержкой, который обычно выполняют
два артиста. Вероятным аргументом может
служить и то, что работы, выполненные
Владимиром Стенбергом самостоятельно,
отличаются от выполненных вместе с братом.Такое
истолкование вполне допустимо, хотя бы
потому, что для работ братьев Стенбергов
вообще характерны некие повторяющиеся
не только композиционные, но и смысловые
элементы. Так, повторяется женское лицо,
которое в редких случаях заменяется мужским.
Настоятельность, с какой используется
этот прием, указывает на его важность
(вряд ли верно говорить, что причина всему
– бедность выдумки).Иногда прием особо
удачен. Стоит присмотреться к плакату
для фильма А. Роома «Третья Мещанская»,
чтобы оценить мастерство художников.
Женское лицо, представленное крупным
планом, так, что оно занимает почти весь
плакат, разделено занавеской. При этом,
хотя деление пропорциональное – обе
части лица практически равны – оставшаяся
часть плаката, свободная, воздействует
таким образом, что симметрия как бы снимается.
Такое художественное решение правомерно,
особенно если помнить, что фильм имеет
и другое название – «Любовь втроем».
Тогда семейное житье героини, символизируемое
кружевной занавеской, как бы перевешивается
тройным членением пространства плаката,
тройным членением жизненного пространства,
где существуют герои.Стоит указать, что
плакаты, наиболее сложные по использованным
в них элементам, если отвлечься от персонажной
основы фильма, отсылают к опытам супрематической
живописи и графики. Плакат к многосерийному
фильму «Мисс Менд» по авантюрному роману
М. Шагинян композиционно напоминает графические
работы Эль Лисицкого. А влияние К. Малевича
– уже и на уровне персонажно-фигуративном
– можно увидеть в плакате к фильму «Земля»
А. Довженко. Сама фигура, которая размещена
на плакате, отсылает к фигурам в живописных
работах мэтра супрематизма, составшего
многочисленных «крестьян», «жниц» и проч.
Здесь те же обобщенно-закругленные формы,
не детализированный костюм, сходство
обводов и контуров.Кроме того, на поэтику
плакатов, разрабатываемую Стенбергами,
в немалой степени оказала влияние их
работа как театральных художников, начавшаяся
еще в дореволюционные годы. Немаловажно
и то, что основы мастерства постигали
они под руководством В. Егорова, одного
из первых художников русского кинематографа,
творчество которого подчеркнуто театрально.
Все это, а отнюдь не опыты советской кинематографии,
каковой на тот момент еще не существовало,
и явилось источником для плакатов братьев
Стенбергов.Менее известно о работах Стенбергов
в архитектуре и об их влиянии на архитекторов-современников.
Стенберги воплощали в графике проекты
таких разных архитекторов, как братья Веснины, Н. А. Ладовский, Н. Я. Колли и А. Г. Мордвинов.После трагической гибели брата
в автомобильной катастрофе 1933 года, Владимир
Стенберг работал без соавтора. В период
с 1932 по 1962 г. он был главным художником
Красной и Советской площадей, художником
Всероссийской сельскохозяйственной
выставки (начиная с 1935 г.) и Музея В.В. Маяковского
(начиная с 1941 г.), оформлял выставки и музеи
в различных городах Советского Союза.В
творчестве братьев Стенбергов отчетливо
прослеживается влияние конструктивизма.