Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 21:13, курсовая работа
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава I. История развития жанра …………………………………….5
Глава II. Технология выполнения батика ………………………..16
Техника безопасности …………………………………….16
Материалы и инструменты …………………………….17
Технология выполнения …………………………………20
Основные способы росписи тканей ……………….23
1.холодный батик …………………………………………………23
2.горячий батик ……………………………………………………25
3.свободная роспись ……………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………………31
Список источников и литературы ………………………………………32
С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
С другой стороны, в работах мастерской Н. Ламановой, театральных художников Е.Е. Лансере, М.В. Либакова, А.Г. Тышлера, В.А. Щуко ярко проявился революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала сюжеты, в том числе и в тканях того времени. Была большая потребность во флагах, вымпелах, новая тематика породила множество орнаментов с советской символикой, расписанные серпами и молотами театральные занавеси сопровождали любую агитбригаду. Где был натуральный батик, а где - масляный трафарет, сейчас не разобраться. Уникальные работы нашли своих хозяев, не оставив следов в искусствоведении России.
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников по росписи.
Благодаря исследованиям С. Темерина
в 50-х годах в области батика остались
известны имена таких художников, как
А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров,
К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева
и др. Именно они стояли у истоков развития
батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП,
создали первые композиции в батике, которые
были основаны на строго классическом
понимании геометрического и растительного
орнамента и служили моделями для производства
платков; первые сюжетные панно на темы
«Москва», «Труд», «Весна» Поначалу деятельность
художников, в основном, была подчинена
платочному производству. Но со временем
все чаще появлялась потребность в крупных
панно для оформления кафе, фойе кинотеатров,
концертных залов и театральных сцен.
Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-
Постепенно батик стал появляться
на выставках союзного значения. Ведущую
позицию там занимали художники
из Литвы и Латвии, в культуре
которых сохранялись аграрно-
В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:
Художественно-производственный Фонд,
в котором художники-
Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ
Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках
Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников-батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки
Так постепенно было воспитано, выращено
целое поколение художников, пришедших
из учеников и получавших художественное
образование параллельно с
Россия, будучи большую часть XX века за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденции. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу страны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря се творчеству появилась в России первая подробная информация о технике батика. Именно она помогла российским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием в этого вида искусства, открытием новых направлений и технике и появлением ярких имен. Родоначальниками основополагающих направлений в технике русского батика являются:
Ирина Трофимова -- монументальный батик;
Станковое направление:
Сергей Давыдов - «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий;
Татьяна Шихирева -- «повествовательный» батик;
Виктория Кравченко -- «офортный» батик;
Юрий Булычев -- «традиционный» батик:
Виктор Парийский -- «живописный» батик:
Евгений Архиреев. Юрий Ярин -- «обратный» батик (техника вытравки);
Александр Талаев -- «экспериментальный» батик.
Целый ряд ярких самобытных авторов внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. А. Домаскин. Н. Голубцова. Л. Наумкипа и многие другие.
Глава II. Технология выполнения батика
1.1 Техника безопасности
Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6-8 мм с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти.
Для росписи способом горячий батик
следует запастись более
1.2 Материалы и инструменты
Для росписи на шелке применяются
различные материалы и
-раздвижная рама
-стеклянные трубочки
-кисти
-формочки для краски
-шаблон.
Материалы
-шелковая ткань
-резерв
-краски
-соль
-мочевина
-спирт
Раздвижная рама - применяется для
качественного натяжения
Стеклянные трубочки - применяются для качественной наводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на следующее:
-угол наклона носика должен быть в пределах 110-115 градусов.
-диаметр носиков трубочек
-трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.
Трубочку надо хранить отдельно от других инструментов, на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5--2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки. Так поступают для того, чтобы резервирующий состав не выливался.
Очистка трубочки после окончания работы.
1) после окончания работы из стеклянной трубочки выдуйте резерв с помощью спринцовки в емкость для его хранения.
2)После этого тщательно
Кисти - лучше иметь мягкие - белка, колонок, ушной волос. Минимальный набор - три штуки: тонкая №3 для росписи мелких деталей, средняя (№ 10-12) и толстая (№ 20) для росписи фона.
Нельзя оставлять кисти в воде даже во время работы: мягкий волос загибается, кисть теряет форму и становится непригодной для работы.
Формочки для краски - применяют для составления колера для росписи определенного цвета и тона.
Шелковая ткань - предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100 % шелку различной плотности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обращать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка.
Резерв - состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые " витражные" пространства, различные по цвету и тону. Резерв, приготовленный в домашних условиях, долго не хранится, и его желательно использовать в течение месяца. Во время работы с резервом необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности.
Краски - используются специальные для росписи по шелку и делятся на два вида:
- краски закрепляются паром (профессиональные)
-краски, которые закрепляются утюгом (для хобби)
Соль - часто применяется в росписи для создания различных живописных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются также экстра, морская соль для ванн.
Мочевина - также применяется для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свойствам она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнительного отбеливания.
Спирт - применяется в росписи для улучшения растекаемости краски по шелку.
1.3 Технология выполнения
I. Подготовка к работе.
1. Разработка эскиза.
Композиция - основа росписи, и от того,
насколько она будет продумана,
зависит конечный результат. Очень
важно найти грань между
Независимо от того, что вы хотите изобразить, будь то цветочный мотив для шали, абстрактная композиция для вечернего платья или многофигурная, с элементами архитектуры и пейзажа, станковая композиция, все строится по законам текстильной графики:
-плоскостное решение.
-отсутствие планов
-сочетание орнамента и декоративной живописи
-сочетание графического пятна и линии.
По традиции, очертания рисунка наносятся на ткань углем или графитом. Существует еще один способ нанесения рисунка: ткань кладется на стеклянный стол, на который снизу высвечивается образец. Контуры рисунка обводятся карандашом.
Традиционный батик отображает орнаменты, передававшиеся из поколения в поколение
Хорошо слаженная и
Очень важное значение приобретают красивая и четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных или графических разработок, обогащающих рисунок.
Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением.
Надо иметь в виду материал, для которого подготавливается рисунок, плотная или легкая, гладкая прозрачная ткань с росписью, рельефная хлопчатобумажная, шерстяная ткань или ворсистый мягкий ковер. В каждом отдельном случае характер рисунка будет меняться.
Нарисуйте небольшой эскиз, при помощи карандаша, на листе плотной бумаги (на ватмане формата А5, А4 или А3).
Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно передать как орнаментальными, так и колористическими средствами различные настроения; весеннюю легкость, бурное движение или спокойную уравновешенность.
Нужно знать, что каждый вид материала
требует своей степени
2. Рисование кальки.
Возьмите миллиметровку такого размера, какого Вы хотите сделать ваше изделие. Карандашом или маркером нарисуйте схему рисунка, исходя из готового эскиза. Изготовление кальки нужно для точного переведения задуманного рисунка на ткань.