Типология объемно-пространственной композиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 03:14, доклад

Краткое описание

По признаку пространственного расположения форм различаются три вида композиции — фронтальная, объемная и глубинно-пространственная в зависимости от трех основных видов восприятия их зрителем:
при статическом положении зрителя;
при движении зрителя вокруг формы;
при движении в глубину.

Вложенные файлы: 1 файл

печать,типология объемно-пространственной композиции.doc

— 3.90 Мб (Скачать файл)

 

ТИПОЛОГИЯ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ.

По признаку пространственного  расположения форм различаются три  вида композиции — фронтальная, объемная и глубинно-пространственная   в зависимости   от трех основных видов восприятия их зрителем:

  1. при статическом положении зрителя;
  2. при движении  зрителя  вокруг формы;
  3. при движении в глубину.

Каждый из этих видов  композиции имеет общие композиционные черты или признаки и в то же время свои особенности как по построению (или структуре), так и  по его восприятию.

 

Таблица

 

Фронтальная композиция

Объемная композиция

Глубинно-пространственная композиция

определение

Построение элементов архитектурно-пространственной формы в их композиционной связи по двум фронтальным координатам: по вертикальной и горизонтальной. Построение по глубинной координате имеет подчиненное  значение.

Композиция строится на основе уравновешивания пространственных элементов по фронтальным координатам  путем создания сложного рельефа  и силуэта; расчлененности массы  и включения интервалов; заглубленности центральной массы по отношению к боковым при сохранении фронтальности. Ориентация на главные точки зрения с одной стороны.

Характеризуется распределением массы по трем координатам пространства и образует трехмерную форму с  относительно равными измерениями ее по всем трем направлениям. Отличается относительно замкнутой поверхностью, организующей «движение вокруг себя». Создается в основном в расчете на восприятие ее со всех сторон (в отдельных случаях в зависимости от условий окружающей среды объемная композиция может быть рассчитана на восприятие ее с двух и трех сторон).

Глубинно-пространственная композиция характеризуется соотношением архитектурно-пространственных, дизайн форм - поверхностей, объемов, комплексов их, пространств между ними, расположенных по трем координатам и рассчитанных на восприятие при движении человека в глубину. Типичный и доминирующий признак этого вида композиции заключается в том, что она определяется не какой-либо-- объемной  формой   или   группой форм а пространством, образуемым закономерной расстановкой масс (форм). Композиции пространства по принципу их организации можно разделить на два вида:

пространства, организованные вокруг одного или группы элементов;

пространства ограниченные элементами по периметру.

Первый вид композиции назовем неограниченным пространством так как этот вид организованного пространства не имеет четких материальных границ, второй вид — ограниченным пространством, так как это архитектурное пространство имеет определенные, материально выраженные ограничения.

отношение между шириной, высотой, длиной формы

Нюансное отношение  между высотой  и шириной, и  их доминирование над глубиной

относительное равенство  измерений ее по трем координатам (куб,  цилиндр с высотой, близкой к  величине диаметра)

Важно отношение между шириной и длиной (глубиной), максимальная  длина по отношению к ширине наиболее характерна

форма силуэта

Прямоугольный силуэт  наиболее типичен для  фронтальной  поверхности.

Можно выделить три основных вида силуэта (см сх9.):

  1. Внешнее пространство омывает объем со всех сторон и композиция подчинена форме.
  2. Внешнее пространство проникая в массу, выявляет объемные элементы, связанные между собой, композиция подчинена сочетанию объемов
  3. Внешнее пространство омывая каждый объем подчинено их массе

Важен вид  форм как ограничения пространства по трем координатам. При решении - внутренних пространств, при подчиненной высоте главная задача - выявление пространства по горизонтальным координатам (рис. .182, а).      высоты поверхностей (стен), ограничивающих данное пространство, выявление протяженности по горизонтальным координатам становится второстепенным . (рис 182, е), главная задача—выявление пространства по высоте (рис. 183

Положе-

ние  элементов формы  или нескольких форм по отношению друг к другу, характер основных членений формы

Характерно расположение в одной плоскости. При сильно развитой глубинной координате фронтальная  композиция переходит в глубинно-пространственную. (сх1)

На рис. 123, а, б, в, г, даны наиболее типичные сочетания взаимного расположения двух форм при построении фронтальной композиции; на рис. 123, а—включение интервала между формами, на рис. 123, б - примыкание форм; на рис. 123, в — наложение формы на форму (при условии сохранения фронтальности); на- рис.  123, г—сопряжение форм по вертикали.

Наиболее типичны для  фронтальной поверхности членения вертикальные . и горизонтальные (рис. 101, а). Членения по кривой могут зрительно деформировать 'плоскую    поверхность в кривую (рис. 101,(б). Деформация также создается посредством вертикальных или горизонтальных ритмических членений при достаточно большом их числе и при отсутствии каких-либо других признаков,, восстанавливающих фронтальность. . (рис. 101, в).'

Фронтальность в зависимости от расположения элементов по глубине» Схема на рис. 102, а, б (в плане) типична для фронтальной поверхности; элементы ее располагаются или в одной плоскости или образуют незначительный рельеф.

Как показано на рис.' 102, в, целостность плоской поверхности  нарушается, но форма сохраняет характер фронтальности (фронтальное пространство).

на рис. 102, г фронтальность нарушается таким пространственным расположением элементов, которое создает в целом движение в глубину аналогично расположению их на плоской поверхности, находящейся под углом к фронтальной координатной   плоскости (рис.  102, д).

. По аналогии с элементами фронтальной композиции элементы объемной композиции имеют те же основные виды сопряжений: примыкание форм, взаимное пересечение их друг с другом, сопряжения форм по вертикали (одна над другой), расположение форм на расстоянии. Все указанные сопряжения  должны  отвечать основным условиям  объемности  композиции.

Т.е. равномерно распределяться по трем координатам.

Членения поверхности. Выразительность объемности форм, образованных как криволинейными поверхностями, так и плоскими, сопрягающимися под углом, зависит от наличия горизонтального сечения формы.

В палаццо  Рикарди (рис. 154) горизонтальные рельефные  поэтажные членения вместе с активным выносом карниза, завершающего здание, ясно выявляют обе поверхности стен и сопряжение их-(угол здания).

В Колизее (рис. 155) горизонтальные карнизы всех четырех  ярусов, опоясывающие, здание благодаря своей рельефности выявляют криволинейный характер поверхности всего объема. И в том, и в другом примерах членениями ясно обозначаются контуры горизонтального сечения объема.

Вертикальные  членения также имеют существенное значение при выявлении объемности формы (см. «Условия фронтальности формы. Сокращение интервалов между вертикальными членениями и поворот выноса вертикальных рельефных элементов также способствуют выразительности объема.

Членения массы. Пирамидальный характер формы объема подчеркивается ритмическим горизонтальным членением общей массы пирамиды на 3 части_(см. рис. 49). Ступенчатая расчлененность частей объема выявляет его массу.  

Выявление объемности формы, достигается сопоставлением массы верхней части объема с пространством нижней его части (рис. 156 и 158). Пространственное решение нижней части объема (на рис.; .156: колонн ада. окружающая объем, и на рис. 158 — два яруса галерей —аркад) дает возможность видеть горизонтальное сечение формы и- вскрывает объемность ее.

Выявление объемности формы достигается не только членением массы, но и сопоставлением контрастных объемных элементов ее (рис. 159 и 160). Взаимодействие кривых поверхностей с плоскими подчеркивает- характер каждой поверхности (криволинейный плоский) и способствует выразительности объемной формы в целом. В Пантеоне (см. рис. 141) сопряжением прямоугольного в плане портика с цилиндром основного объема достигается выразительность   объемности.

В глубинно пространственной композиции взаиморасположение форм и членение целостной формы как и объемной композиции распределяется по трем  координатам, Но при этом важным здесь становится выявление глубины пространства.

На рис. 201, а—в, 202, а—г показаны членения пространства по глубине в плане. При членении пространства (рис. 201, а) по глубине на две равные части.между_ними соподчинения не происходит. При нарушении этого равенства (рис. 201, б, в) может возНИКать соподчинение расчлененных частей пространства.

Из рис. 202, а, б видно, что членением в глубину пространство делится в плане на три основные части ,находящиеся друг с другом в соотношении, последовательно  убывающем или "возрастающем.

При этом соотношение расчленнных  пространств будет восприниматься как увеличение или сокращение протяженности  пространства (сравните с рис. 195, б, в), а также как Выявление композиционной значимости первого плана по отношению к последнему и наоборот.

Как показано на рис. 202, в, г, на основе перестановки в порядке членений композиционно выделяется средняя часть пространства а в отношении начального (первого) и-завершающего (последнего) планов.

При увеличении числа членений возникает необходимость в таком их соподчинении, при котором было бы меньше основных членений и они приводились бы к выше разобранным схемам (рис. 201,6, в, 202, а—г; сравните. с членением фронтальной поверхности —см. рис.  113).

На рис. 203, а, б, в показано членение пространства по ширине. Схемы. даны в плане линиями, направленными в глубину.

Ввиду равенства членений отсутствует  соподчиненность между расчлененными частями пространства (рис. 203, а). При неравенстве членении может возникать соподчиненность между средними и боковыми пространствами (рис. 203, б, в).

Другие виды членений пространства по ширине аналогичны рассмотрен -Ным  выше членениям по глубине.

Более сложные виды членения пространства строятся на основе совмещения всех видов перечисленных ниже членений как в плане, так и по вертикальной координате.

Большая выразительность глубинного пространства достигается благодаря рельефу поверхности основания (рельеф местности). При развертывании большого пространства повышение и понижение уровней разных частей его дает возможность выявлять пространственное расположение сооружений, интервалов и  площадей между ними.На рис. 211, а—д приведены типовые продольные профили территории пространства, члененного на две и три основные части. При решении пространственной композиции возможны и разный характер уровней в построении рельефа местности, и большее число членений, ' приведенных к меньшему числу основных членений для образования соподчиненных систем.

Как показано на рис. 211, а, б, вследствие повышения и понижения вторых планов возникает соподчиненность между ними; понижением второго плана по отношению к зрителю (рис. 211, б] "раскрывается большая видимость этой части плана; повышением второго плана видимость ее сокращается.Это дает возможность видеть форму, находящуюся на повышенной части пространства за формой, находящейся на пониженной его части, в некоторой степени заслоняющей форму второго плана (рис.211,в).

Из рис. 211, г, д видно, что при членении пространства рельефом на три части совмещаются вышерассмотренные два варианта, т. е. одновременно происходит повышение и понижение уровней рельефа.

Поперечное членение пространства рельефом (поперечный профиль) строится на тех же принципах, что и продольное членение рельефом (примерами могут служить профили улиц, аллей и т. п. При совмещении того и другого видов рельефа создается более развернутый характер построения рельефа поверхности основания (сравните с совмещением членений по ширине и глубине рис. 201, 202, 203).

положения формы по отношению к  зрителю

Отсутствие резких ракурсов, преимущество одного угла зрительного  восприятия, движение зрителя вдоль линии параллельной фронту формы

а) Поворот—формы- по—  отношению к  главной точке   зрения.

Если форма, ограниченная плоскими взаимно перпендикулярными поверхностями (гранями), расположена по отношению к зрителю таким образом, что одна из сторон формы фронтальна и зритель видит только одну ее сторону (рис. 147, а), объемность формы не воспринимается.

При повороте формы по отношению  к зрителю, когда одновременно видны  две стороны, а следовательно, и  угол, образованный ими, становится яснее  объемность формы (рис. 147, б, в и рис. 149).

При положении объемной формы по отношению к зрителю, когда ограничивающие ее равные стороны имеют различный поворот и воспринимаются неравными, возникает соподчиненность между ними. Такое положение формы обусловливает большую выразительность объемности (рис. —147,--в- и -148), б).На рис. 147, г, д, е приведены примеры поворота по отношению к зрителю форм с неравными • сторонами.

На рис. 147, г, несмотря на различные  положения сторон формы по отношению  к зрителю, вследствие равенства 'проекций их ширины, объемность, как на рис. 147,6, выражена в меньшей степени, чем на рис.   147, д. е.

Положение по отношению к зрителю  объемных форм, ограниченных поверхностями  различной кривизны, должно учитываться по аналогии с предыдущими схемами. Поворот форм, ограниченных   поверхностями постоянной кривизны, по отношению -к зрителю  безразличен   (правильный цилиндр и конус, имеющие в плане окружность).

б) Высота горизонта и  удаление формы от зрителя.

Показанное на рис. 149, а — в и рис. 150 расстояние зрителя от формы постоянно, высота же точки зрения (высота горизонта) меняется, в связи с этим изменяется и выразительность объемности,.

На рис. 149, б линия горизонта  находится посередине формы, перспективное  сокращение верхних и нижних границ одинаково, вследствие чего создается  невыразительность верха и низа формы.

Из рис. 149, а, в видно, что  вследствие смещения линии  горизонта причем нижние границы формы, находящиеся в большем ракурсе, как показано на рис. 149, в, усиливают выразительность объемной формы.

Ту же функцию выполняют верхние  границы формы (рис. 149, а). Здесь ввиду  низкого положения горизонта, а следовательно, и зрителя по отношению к высоте всей формы при сопоставлении значительной высоты части формы, находящейся _выше горизонта, с ростом человека создается большее впечатление масштабности формы, чем на рис. 149, а  при  высоком ПОЛОЖЕНИи горизонта.

Благодаря понижению горизонта становится   видимой нижняя грань объемной формы,  третья видимая сторона__(см._рис._ 150), что в_большей-—степени выявляет объемность формы.

При постоянной высоте линии горизонта  изменяется расстояние от зрителя до формы (рис. 151, a — г). При большом удалении зрителя от формы перспективное сокращение ее граней настолько незначительно, что верхние и нижние границы формы приближаются к параллельным (рис. 151, а), благодаря чему объемность выражается слабее. По мере приближения зрителя усиливается перспективное сокращение граней формы, создается большая ясность объемности (рис. 151, б, в, 152). Более близкое положение зрителя по отношению к форме обусловливается нормальным углом зрения (около 30 по отношению к наибольшим измерениям формы), при котором вся форма попадает в п0ле зрения. При очень близком положении зрителя по отношению к форме восприятие ее в целом невозможно; при этом возникают настолько сильные ракурсы, что объем деформируется -(искажается). Показанная на рис. 151, г форма объема как параллелепипеда не  воспринимается.

Все вышеизложенное распространяется и на объемные  формы, oгpaниченные криволинейными поверхностями (за исключением шаровой поверхности).

Наличие линейной и воздушной перспективы—'Как-линейная так и-воздушная перспективы основаны на особенностях восприятия человеком глубины пространства. Это выражается в том, что формы, расположенные близко от зрителя, воспринимаются большими, чем те же формы, расположенные далеко от зрителя (то же самое наблюдается по отношению к интервалам между близлежащими формами и формами, удаленными — линейный признак перспективы). Причем формы, находящиеся вблизи от зрителя, воспринимаются более ясно, отчетливо и рельефно. По мере удаления форм от зрителя начинают исчезать детали, объемность и рельефность форм постепенно переходят в плоскостность н силуэтность, ясность цветовых соотношений уменьшается, а также погашается насыщенность цвета (цвет вуалируется), то же можно сказать и в отношении светотени

направления лучей освещения, цвет, фактура

Равномерное освещение, направленность света, распределение цвета, фактур по вертикали или горизонтали,

При неравномерном, угловом освещении, выделении акцентов, фронтальность  теряется.

Соотношения свойств в схемах 103, а и б более типичны для фронтальной поверхности. Резкое усиление интенсивности какого-либо элемента поверхности без уравновешивания его другими элементами может привести к нарушению фронтальности (рис. 103, в, г).

Как показано на рис. 104, г вертикальные и горизонтальные членения, композиционно связанные с поверхностью, выявляют вертикальность поверхности, несмотря на кажущийся наклон ее по форме силуэта (рис. 104, в)

Как показано на рис. 153, с, две грани  объемной формы освещены равномерно, вследствие чего угол, образуемый этими гранями, слабо различается и форма приобретает характер плоскости.

Освещенность одной грани и  затененность другой (рис. 353, о) ясно выявляют угол, ими образуемый, поэтому и объемность формы выражается более четко. Степень контраста света и тени в данном случае имеет свои пределы. При чрезмерной силе контраста между освещенной и затененной гранями нарушается связь между ними, а следовательно, и целостность объемности формы.

Форма, ограниченная криволинейной  поверхностью, при любом направлении лучей освещения, выявляется светотенью и рефлексами. При наиболее характерном направлении лучей освещения по диагонали куба (рис. 153, в) объемность такой формы становится наиболее четкой. При рассеянном свете так же, как и в случае, указанном на рис. 153, а, четкость, объемности формы утрачивается.

Цвет и фактура поверхности  формы аналогично светотени могут  влиять на восприятие объемности.

Неравномерное распределение  света и фактур может как подчеркнуть глубинность композиции, так и сгладить ее


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



1. Схема. Чрезмерная развитость фронтальной композиции по вертикали превращает ее в объемную композицию

 

 2. Схема. Соотношение элементов во фронтальной композиции

 

 

 

 3. Схема. Динамическое равновесие во фронтальной композиции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Схема. Зрительная, иллюзия искривления во фронтальной композиции

 

Расположение  элементов во фронтальной композиции

5. Схема. Элементы композиции составляют единый фронт

6. Схема. Сдвижка элементов во фронтальной композиции

7-8. Схема. Поворот элементов во фронтальной композиции

 

 
9. Схема. Поворот элементов во фронтальной композиции

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Типология объемно-пространственной композиции