Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 14:31, реферат
Несмотря на то, что все мы такие разные, и живем в разных местах, и говорим на разных языках, и в разные игры играем, во всем мире, во все времена дети одинаково любят книжки с картинками. И чем больше в них интересных картинок, тем ярче становятся их фантазии, тем лучше они понимают смысл еще непонятных вещей, с неимоверной скоростью «впитывая» всё то новое, что видят глаза и слышат уши.
В мире детства особая роль отведена художнику, создающему иллюстрации для книг, ведь на нем лежит огромная ответственность не только за то, чтобы созданные им образы соответствовали содержанию, но и за то, чтобы картинки понравились и полюбились юным читателям, так как именно они здесь настоящие критики, пусть даже самые маленькие среди них еще не умеют читать. В связи с этим нами и была выбрана тема курсовой работы, ведь каждый ребенок, рисует, а научившись иллюстрировать любимую сказку благодаря педагогу, его интерес к литературе и искусству станет более глубоким, что несомненно будет способствовать развитию духовной культуры учащихся.
Наглядный метод - «золотое правило дидактики». Он оказывает более эффективное действие, чем словесное объяснение. Поэтому лекцию следует сопровождать показом книги литературного произведения по теме урока. Желательно, чтобы иллюстратором был художник, о творчестве которого будет идти речь в ознакомительной беседе, а для сравнения творческих подходов к иллюстрированию произведения можно продемонстрировать оформление книги другого художника. На столы следует положить карточки с ключевыми словами по теме урока и инструкции изображения портрета и его схемой. На столах или на доске поместить подборку материала об одежде, постройках и другие свидетельства описываемой эпохи. Следует показать педагогический рисунок по указанной теме и рисунки школьников прошлых лет. Такая беседа приучает учащихся к самоанализу собственной работы и исправлению ошибок. Однако одной наглядности для успешного решения на практике законов рисунка мало. Хорошо сопроводить рассмотрение наглядного материала другими приемами, активизирующими мышление и воображение ученика.
Например: Желательно, в процессе такой работы использовать фрагменты музыкальных произведений, написанных по мотивам литературных произведений, сравнивая трактовку образов литератора, иллюстратора и композитора.
Практический метод формирует навыки и умения школьника работать над заданием. Он использует полученные знания о приемах работы с текстом на уроках литературы, делает анализ образа, дает сравнительные характеристики героям произведения.
Книга становится более привлекательной для читателя, если она красочна. Однако иллюстратор должен внимательно перечитывать литературное произведение, обращать внимание на эмоциональную окраску того или иного сюжета, эпитеты и цветовые картины. Например: Пушкин очень любил поражать читателя эффектами света - «...озарена мгновенным блеском тьма ночная», « блистая в латах, как в огне», «копье сияет как звезда» и другие. Напрашивается вывод, что в поэтическом воображении Пушкина возникали в основном не цветные картины, а световые, тональные. Художник Л. Владимирский, иллюстрируя его поэму «Руслан и Людмила» после долгих раздумий решил рисовать иллюстрации тональными с подкраской в один цвет. Картинки добрые - желто-золотистые, а тревожные - синие.
Давно замечено, что дети любят рассматривать лица героев, определять его характер и настроение. Поэтому, многие иллюстраторы изображают большие портреты героев, особенно если писатель их ярко и четко обрисовал. Работа эта не простая, но как учебное задание на уроке при иллюстрировании литературного произведения более приемлема с точки зрения оценки рисунка. За все рисунки, выполненные учащимися, педагог, как правило, должен ставить им оценку. Этот момент во всем процессе обучения и воспитания имеет огромное значение в смысле конкретного разъяснения учащимся тех целей задач, которые ставит перед ними учитель. Поэтому необходима правильная организация системы оценивания работ учащихся. Должен быть определенный критерий рисунков. Что же является основным в оценке рисунков учащихся? Прежде всего, всегда надо иметь в виду цели и задачи, поставленные на каждом этапе обучения учебной программы. Кроме того, учитель преследует определенные цели и задачи на каждом уроке, и оценка должна отражать, насколько успешно эти задачи были выполнены.
Педагог должен учитывать применение в рисунках знаний, полученных учащимися раньше. Оценка рисунков всегда происходит по нескольким направлениям, кроме тех отдельных случаев, где перед учащимися ставятся узкие задачи, не затрагивающие другие стороны дела. В сюжетном карандашном рисунке учитывается перспективное, пропорционально - конструктивное, тональное и композиционное построение, выразительность рисунка, а также передача содержания отрывка, и пр. Если работа выполнена в цвете, то ко всем перечисленным задачам прибавляется оценка цветового решения. Здесь учитель сообразуется с программными установками для данного класса. Учитель должен также видеть индивидуальные особенности каждого ученика и принимать их во внимание при оценке рисунка. Это ведет к дифференцированию процесса обучения и стимулирует повышение качества работ учащихся. При оценке необходимо обращать внимание и на общее эстетическое впечатление от работы.
Уроки обучения школьников иллюстрированию литературных произведений могут проводиться по-разному, с использованием современных технологий. Нередко учитель обращает внимание учащихся лишь на выполнение трех основных задач графической грамоты: перспективу, пропорциональное построение и цветовое решение. Недооценка возможностей композиционного построения сюжета резко снижает качество работы. Практика показывает, что, чем подробней разъясняется тема и сюжеты, тем лучше будут рисунки школьников. Однако есть ученики, которые с трудом справляются с заданием. У них слабо развито пространственное мышление и творческое воображение. Им трудно представить, а затем и изобразить при слабых навыках в рисовании то о чем они думают. Таким ученикам необходимо уделить большее внимание и возможно яснее раскрыть перед ними сюжет и смысл того, что им предстоит изобразить. Можно подготовить для них более простое задание, но дающее им возможность творчески его решить.
В своей книге «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Ростовцев Н.Н. пишет, что в содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми.
Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.
Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира. Однако и этот вид работы школьника должен проходить под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Успех занятий рисованием на темы, как и всех прочих занятий, зависит от него. Если учитель сумеет заинтересовать детей сюжетом, активизировать их творческое воображение, направить их работу в нужное русло, то и творческий процесс будет протекать очень актив но. Учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников.
Для создания блока занятий по иллюстрации необходимо произвести анализ авторских программ, рассмотреть какой автор и сколько часов уделяет теме именно иллюстрации.
Сравним и проанализируем программы В.С. Кузина, Б.М. Неменского и Т.Я. Шпикаловой.
При анализе содержания программ: «Изобразительное искусство» (1-4кл., 5-9 кл.) под редакцией В.С. Кузина, «Изобразительное искусства и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией Т.Я. Шпикаловой, выявлено, что тема «Иллюстрация литературного произведения» по-разному освещена у следующих авторов (см. таблицу):
Таблица 1.
Класс |
«Изобразительное искусство» под ред. В.С. Кузина |
«Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского |
«Изобразительное искусство» под ред. Т.Я. Шпикаловой |
1 |
В программе для 1 класса предусмотрено 33 урока изобразительного искусства, из них иллюстрированию посвящено 3 урока: 21 урок содержит в себе: Беседу: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». 22 урок подразумевает Рисование на тему: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок». Оформление обложки книги «Колобок». Беседа: «Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве и литературе». Рисование на тему: Иллюстрирование русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». В процессе изучения иллюстрации, ученик 1 класса должен к окончанию обучения Уметь выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет. Создавать эскизы и модель обложки. Овладевать приемами работы различными графическими и живописными материалами. Самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке |
Для 1 класса программа разработана в форме игры. Все уроки изобразительного искусства разбиты на 4 темы, в теме №3 Знакомство с «Мастером Постройки» (10–20 ч) учащиеся узнают, что такое иллюстрация, для наглядности используются книги с иллюстрациями, а вот в заключительной теме «Мастера Изображения, украшения, постройки» всегда работают вместе (5–10 ч) учащиеся должны уметь увидеть мир сказки и нарисовать его с помощью Коллективного панно и индивидуального изображения по сказке. |
Программа для 1 класса Т.Я. Шпикаловой рассчитана на 30 часов. Иллюстрации посвящен 20 урок, который по программе должен проводится в 3 четверти, несет название « Конь-огонь. Сказочная композиция (акварель, гуашь, фломастер)» |
2 |
Программа рассчитана на 34 часа, иллюстрации посвящены уроки 2 четверти 10 урок Рисование на темы, по памяти и представлению. Иллюстрирование сказки П.Бажова «Серебряное копытце» 11 урок Дизайн. Оформление обложки к сказке П.Бажова «Серебряное копытце» в процессе обучения в плане иллюстрации учащиеся должны: Освоить элементарные приемы иллюстрирования литературного произведения: передавать сюжет, композиционно правильно располагать элементы рисунка. Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с конструированием. |
Для учащихся 2 класса, программа разделена на 4 темы: Тема 1. Чем и как работают художники (8–16 ч) Тема 2. Реальность и фантазия (7–14 ч) Тема 3. О чем говорит искусство (11–22 ч) Тема 4. Как говорит искусство (8–16 ч) На протяжении обучения во втором классе, программа Неменского позволяет учащимся научиться рисовать отдельные детали, которые в будущем можно будет применять для иллюстрации, в качестве наглядного пособия, автор предлагает иллюстрации к сказкам |
Программа для 2 класса рассчитана на 32 часа, иллюстрированию посвящены уроки 3 четверти, а именно 20 урок под названием « Печка, печка, расскажи сказку» Иллюстрация к эпизоду сказки, где печь является главным героем (акварель, белая гуашь) 23 урок «Сказки А. С. Пушкина в творчестве художников Палеха» Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане...» (гуашь, цветные мелки) В результате изучения изобразительного
искусства и овладения навыками
художественного труда во 2 классе
ученик должен уметь: |
3 |
Программа Кузина для 3 класса рассчитана на 33 часа из них очень большое внимание уделено именно иллюстрации, во второй четверти 10 урок запланирован на Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в карандаше) 11 урок запланирован на Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в цвете). в третьей четверти 26 урок посвящен Иллюстрированию стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». 30 и 31 урок 4 четверти запланированы на: Иллюстрированию стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в карандаше Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в цвете). |
Для учащихся 3 класса в программе Неменского раздел «Твои книжки» Темы 1. Искусство в твоем доме (8 - 16 ч.) предусматривает Иллюстрирование выбранной сказки в качестве наглядного материала предлагаются обложки и иллюстрации к хорошо знакомым сказкам (иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке), слайды, книжки-игрушки, детские книжки.
|
Программа для 3 класса рассчитана
на 34 часа, 2 урока 3 четверти посвящены
иллюстрации 25 и 26 урок Герои сказки
глазами художника. Декоративно в понятии иллюстрации к окончанию 3 класса учащиеся должны уметь выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани; |
4 |
Первый урок на котором учащиеся должны иллюстрировать сказку, в программе расположен под 21 уроком, а именно после того, как учащиеся научатся изображать отдельные объемные фигуры, пейзажи, эскизы и натюрморты, всего в 4 классе по программе Кузина на иллюстрацию выделяется 3 часа и за эти 3 часа, учащиеся должны выполнять иллюстрацию к 3 абсолютно разным литературным произведениям. |
Программа для 4 класса Каждый народ –
художник (изображение, украшение, постройка Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. состоит из 4, разработанных тем: Тема 1. Истоки искусств твоего народа (8–16 ч) Тема 2. Древние города твоей земли (7–14 ч) Тема 3. Каждый народ – художник (11–22 ч) Тема 4. Искусство объединяет народы (8–16 ч) Иллюстрация в 4 классе по программе Неменского не рассматривается. |
Программа для 4 класса Т.Я. Шпикаловой рассчитана на 34 часа, иллюстрации посвящено 2 часа,1 урок во второй четверти под названием «Год — не неделя — двенадцать месяцев впереди» Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Гармоничное сочетание цветов (живописные материалы, фломастеры) 2 урок в 3 четверти «Да, были люди в наше время...». Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (материалы по выбору). К окончанию 4 класса, учащиеся должны
уметь: |
5 |
На создание иллюстраций к литературным произведениям Кузин так же выделяет 3 учебных часа, по программе Кузина за эти 3 часа ученик 5 класса должен научиться проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства; изображать выразительные иллюстрации к литературным произведениям. |
||
6 |
В 6 классе на создание иллюстраций уделяется 3 часа. За 3 часа, учащиеся должны научиться выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы, поисковый материал, композиция), знать принципы работы художника над произведением, с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; |
||
7 |
В 7 классе иллюстрации выделяется 2 часа за 2 часа изображения иллюстрации, учащиеся должны при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т. п.), ландшафта, интерьера и времени действия; - в тематической композиции
сознательно применять законы
наблюдательной перспективы ( |
В содержании программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского предусмотрено обучение школьников иллюстрированию литературных произведений в 5 классе по теме: «Одежда говорит о человеке» при создании декоративного панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка»; в 6 классе по теме: «Сатирические образы человека» и в 7 классе по теме: « Искусство иллюстрации. Слово и изображение». В 8 классе учащиеся обучаются художественному оформлению разворота или обложки книги по теме: «Многообразие форм полиграфического дизайна». На этих уроках продолжается работа по ознакомлению школьников с историей книги и ее основных элементов, систематизируются знания учащихся в области пространственных и временных видов искусства, определяется разница между видимой стороной реальности и зримым художественным образом. Из анализа программ изобразительного искусства мы видим, что больше всего внимания иллюстрированию уделяет Кузин, он предлагает делить уроки иллюстрирования на несколько часов, вначале научить учащихся изображать иллюстрацию в простом карандаше, а на следующем уроке в цвете. Особое внимание уделяется сказке. Меньше всего об иллюстрациях на уроке предлагает говорить Шпикалова, но, тем не менее, её программа позволяет учащимся научиться изображать отдельные детали, которые впоследствии можно изображать, иллюстрируя сказку. Программа Неменского в основном рассчитана на развитие фантазии и воображения учащихся. Формирование понимания искусства иллюстрации как формы взаимосвязи слова с изображением осуществляется с опорой на опыт известных иллюстраторов книги В. Фаворского, Д.Шмаринова, Н. Куприянова, Кукриниксов, С. Косенкова, А.Владимирского, а также О.Домье, Г.Доре. Учащиеся получают представление о роли творческой индивидуальности художника в передаче глубинного смысла литературного произведения и стилем автора. Изучают настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. В процессе беседы у школьников воспитывается любовь и интерес к изобразительному творчеству и к литературе. Выполняя практические задания, учащиеся получают творческий опыт в построении композиции, эмоциональной выразительности, стилистического соответствия духу литературного произведения, изображаемой эпохе, развивают образное мышление, формируют свою авторскую позицию, определяют способ ее выражения. Таким образом, они получают навыки соотнесения собственных переживаний с контекстом художественной культуры в целом.
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод: каждый педагог изобразительного искусства разрабатывает программу, используя свои знания, умения, навыки, восприятие действительности и понимание психологии учащихся. Разработанные уже программы не могут быть для учителя конечными, каждый учитель должен вносить свои корректировки и подбирать тот материал, который, по его мнению, будет интересен учащимся.
На основе изученных программ, разработан блок занятий по теме «Иллюстрация к сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»» для учащихся 6 класса. Он построен по принципу постепенного усложнения учебного материала, по принципу научности, а так же принципу доступности информации и практических заданий возрасту обучающихся.
№ |
Тема |
Цель |
Пример работы |
1 |
Вводная беседа на тему «Иллюстрация » |
1. Познакомить детей с искусством иллюстрации. 2. Воспитывать любовь и интерес к искусству. 3. Развивать ассоциативно- 4. Ознакомить с видами иллюстрации и иллюстраторами |
Просмотр презентации на тему «Иллюстрация» Просмотр книг с иллюстрациями Ведение диалога на тему «иллюстрация» |
2 |
Подбор темы для иллюстрации, обоснование выбора. |
1. Ознакомить, учащихся
со сказкой «Щелкунчик и 2. Просмотреть главные фрагменты сказки 3. Показать, имеющиеся иллюстрации к сказке 4. Ознакомить с
различными техниками, в |
Просмотр презентации на тему «Щелкунчик и мышиный король» Просмотр различных иллюстраций к сказке иллюстраций к сказке |
3 |
Рисуем елочную ветку с Рождественской игрушкой |
1. Просмотреть изображения елочных веток с игрушками 2. Развитие пространственного
мышления и образного 3. Выполнение иллюстрации,
учащимися под наблюдением |
Дидактическая таблица «Подбор иллюстрации елочной ветки с игрушкой» |
4 |
Рисуем новогодние подарки |
1. Передача творческого опыта учителя ученику 2. развивать творческие способности и художественный вкус учащихся 3. Выполнение иллюстрации,
учащимися под наблюдением |
Дидактическая таблица «Варианты иллюстрации новогодних подарков» Поэтапная таблица «новогодние подарки - конечная иллюстрация» |
5 |
Рисуем любимую игрушку, подаренную на Новый год |
1. учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни 2. воспитывать творческое мышление; 3. Научить учащихся изображать предметы, применяя фантазию. |
Дидактическая таблица «варианты образа солдатиков» |
6 |
Изображаем мышиного короля |
1. развивать образное мышление, 2. воспитывать эстетическую восприимчивость. 3. Научить изображать лица животных, а именно мышей. |
Дидактическая таблица «выбор образа мышиного короля» |
7 |
Рисуем девочку с щелкунчиком |
1. Учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи 2. Научить изображать человеческие лица и фигуры 3. Научить использовать соразмерность в иллюстрациях. |
Дидактическая таблица «подбор образа девочки с Щелкунчиком.» |
8 |
Рисуем иллюстрацию на полях – новогодняя игрушка. |
1. Развитие творческой фантазии 2. Разъяснить понятие компоновка 3. Показать на примерах иллюстрацию на полях 4. Научится рисовать иллюстрацию на полях |
Дидактическая таблица «Варианты иллюстрации на полях - новогодняя игрушка» Поэтапная таблица «Иллюстрация на полях - новогодняя игрушка» |
9 |
Рисуем Дрюссельмейера в разных техниках |
1. Изучить различные техники иллюстрации 2. Научится применять техники рисования 3. развитие навыков
рисования с применением |
Дидактическая таблица «Выбор техники иллюстрирования - Дрюссельмейер» Поэтапная таблица «полосная иллюстрация Дрюссельмейер» |
10 |
Подбор фона для иллюстраций |
1. Развитие пространственного
мышления и образного 2. Привить навыки рисования и подбора фонов 3. Научить изображать фон для иллюстраций |
Дидактическая таблица «Выбор фона к иллюстрациям» Поэтапная таблица «иллюстрация на разворот - виды фонов» |
11 |
Фронтиспис, подбор расположения текста |
1. Изучить понятие фронтиспис 2.Научится рисовать рамки к текстам 3. Научить подбирать
шрифты к различным иллюстрация 4. Научить располагать шрифты |
Дидактическая таблица «Варианты расположения текста» Поэтапная таблица «Фронтиспис» |
12 |
Рисуем конечную иллюстрацию - мышь |
1.Разъяснить и показать на примерах конечные иллюстрации 2.Научить изображать соразмерную конечную иллюстрацию |
Дидактическая таблица «подбор конечной иллюстрации к обложке» Поэтапная таблица «конечная иллюстрация-мышь» |
13 |
Изображаем обложку к сказке Щелкунчик |
1.Применить все, полученные в ходе обучения иллюстрации знания и навыки 2.Скомпоновать, то, что уже научились рисовать 3.Научить иллюстрировать
обложку, с целью передачи |
Дидактическая таблица «Подбор обложки макета книги» Поэтапная таблица «Рисуем обложку» |
14 |
Подбираем цветовое соотношение к обложке |
1.Развитие творческого восприятия учащихся 2. Научить подбирать наиболее выгодные цвета Разъяснить сочетание цветов. |
Дидактическая таблица «Подбор цветового сочетания» Поэтапная таблица «Иллюстрация на разворот, в выбранной цветовой гамме» |