Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 17:50, курсовая работа
Цель исследования – выявить теоретические основания творчества П.Филонова и его роль в истории отечественного искусства
Задачи исследования:
Раскрыть сущность теории аналитического искусства
Проследить связь аналитического искусства с другими художниками
Обозначить темы, затрагиваемые П.Филоновым в своём творчестве
Введение 3
Глава 1 5
Теория аналитического искусства 5
Истоки теории 9
Глава 2 11
Антиурбанизм и другие темы в творчестве Филонова 11
Формулы 15
Заключение 18
Список литературы 19
Влияние иконописи ощутимо в его ранних работах: центральная фигура со скрещенными руками на груди в картине «Пир королей» (см ил.№5) - это традиционный образ Николая чудотворца. Многоплановое построение полотен «Головы» (см ил.№12) и «Без названия»(1923-24)(см ил.№7) отсылает нас древнерусским фрескам, сплошь заполненным фигурами. Идолы, населяющие многие картины Филонова из крестьянской жизни («Последний ужин» (см ил.№8)), напоминают русскую деревянную скульптуру и сибирских каменных баб. Их застывшие черты, массивные руки и ноги, округлые формы часто повторяются в тяжеловесных фигурах на картинах Филонова в 1910 – е годы – «Трое за столом» (см ил.№9) и «Бегство в Египет» (см ил№10).
Первый биограф Филонова В.Н. Аникиева говорит о явных связях его творчества с Дюрером и Грюневальдом, однако эти наблюдения не получили развития. В русских дореволюционных собраниях не было представлено работ Дюрера или Грюневальда, однако репродукции их рисунков были распространены. К тому же Филонов мог познакомиться с оригиналами во время своего путешествия по Австрии, Италии, Франции и Германии в 1912 году. Также профессиональное развитие Филонова совпало с переоценкой Босха и Брейгеля в России и в Европе после долгого пренебрежения, и он мог познакомиться со статьями и иллюстрациями о них, появившимися в это время в печати. Но документальных фактов, подтверждающих это положение, нет. В целом, как утверждает Боулт, образность Филонова носит скорее «тевтонский», нежели итальянский или французский характер, особенно в ранних картинах. Картины «Пир королей» (см ил.№5) и «Возрождение человека» (см ил.№11) напоминают скорее о германских рыцарях, о тёмных германских замках, нежели о средиземноморских, эллинистических истоках. Хотя существует версия, что «Пир королей» (см ил.№5) обыгрывает тему Тайной вечери, но это всё равно не говорит о его преемственности от итальянских мастеров. Творчество Филонова направлено на порицание, имеет в себе эсхатологическую тему, и мастер уж совсем не стремиться развлеканию и к тому, чтоб его картины становились украшением интерьера. К эстетике он вообще скептически относится – он говорит, что это спекуляция двумя предикатами, цветом и формой, а в теории аналитического искусства о красоте вообще не упоминается.
Искусство Филонова также связано с искусством Босха и Брейгеля: аналогии здесь менее заметны, но всё-таки есть. Его привлекали аллегории, перегруженность их картин, многочисленные эсхатологические символы, представление людей без малейшей идеализации. При сравнении ранней картины Филонова «Головы» (см ил.№12) и Брейгеля «Несение креста» (см ил.№13) сходство сразу бросается в глаза: и там, и там максимально заполнен передний план, а заднему фону почти не уделяется значение, используют фронтальные и боковые ракурсы лиц. Сходство с Босхом тоже становится заметным, если сравнить «Сад земных наслаждений» Босха (см ил.№14) и «Мужчину и женщину» Филонова (см ил№15). Однако Филонов пошёл дальше: люди, жившие одновременно с Босхом, несомненно, понимали его, т.к. были воспитаны на тех же мифах, образах и символике. Филонов же сосредоточился на более личном. У него нет ни видимой формальной структуры, ни семантической композиции, а уж сюжет для него вообще никакой роли не играл. «Организация или, скорее, дезорганизация этих абстрактных образов создаёт гигантский акростих, нервные узлы которого скрывают его органическую суть»[13].
В 1910х годах поэты-футуристы начали выпускать свои сборники. Филонов тоже принял в этом участие, выбрав для иллюстрирования стихи В. Хлебникова. Это была встреча двух равнонаправленных художников. Филонов вообще держался одиночкой, но с Хлебниковым он сдружился и прекрасно понял замысел поэта.
В «Изборнике» стихи Хлебникова превратились в звукопись стиха: образный стиль стихов с их движением, нарастанием, акцентировкой звука зримо воплотился в графической партитуре строк.
У них было родственное миропонимание – они оба были противниками урбанизма. Филонов выразил это в своих картинах предреволюционного периода: город у него представлен как источник зла – «Пир королей» (см ил.№5), «Животные» (см ил.№16), «Мужчина и женщина» (см ил.№15). Особенно важно заметить, что из городских сцен Филонов полностью исключает растительность, как бы подчёркивая тем самым, что город – не живой, в нем нет настоящей жизни, в нём только иллюзия жизни.
В картине «Животные» (см ил.№16) среди каменной пустыни домов бродят жуткие одинокие звери с человеческими лицами. Разрыв с природой мстит за себя духовным одичаньем человека. Хлебников писал: «Человек отнял поверхность земного шара у мудрой общины зверей и растений и стал одинок: ему не с кем теперь играть в пятнашки и жмурки; в пустом покое темнота небытия кругом, нет игры, нет товарищей. С кем ему баловаться? Кругом пустое «нет». Изгнанные из туловищ души зверей бросились в него и населили своим законом его степи. Построили в сердце звериные города»[14]. Вот эти звериные души и составляют суть антиурбанистических картин Филонова.
В картине «Мужчина и женщина» (см ил.№15) он изобразил мужчину с женской грудью. Это может показаться намеренным абсурдом, как у Малевича «Корова на скрипке», но в остове этой картины лежит легенда об андрогинах, а город в ней выступает в качестве концентрированного выражения тех людских качеств, которые заставили их страдать, город принуждает их к отчуждению от всего истинного, первоначального, природного.
Поэт и художник противопоставили этой бесчеловечной современности каждый свою утопию – Хлебников строил социальные утопии о городах будущего, а Филонов звал к мировому расцвету как к конечному этапу социализма. В этом мире, победившем вражду и насилие, человек и животный мир существуют в гармоничном единении: «вот лев спит у меня на коленях» - писал Хлебников в «Утёсе из прошлого»[15].
В цикле картин «Ввод в мировой расцвет» - «Святое семейство» (см ил.№17), «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет» (см ил.№10) - Филонов создаёт свою социально-художественную утопию о братской жизни людей на земле.
Больно сегодня - по прошествии многих десятилетий - наблюдать сюжетную эволюцию (хотя сюжет и тема, по мнению самого художника, не являются категориями, определяющими характер творчества) от «Святого семейства» (см ил.№17) к «Тракторному цеху Путиловского завода» (см ил.№20) или «Портрету Сталина» (см ил.№21), хотя при этом в поздние годы продолжали доминировать и мифологизированные образы и сюжеты, сходные с сюжетами ранних работ. И все же можно подумать, что постепенно от христианских идеалов художник перешел к коммунистической утопии, найдя и здесь и там какие-то общие импонировавшие ему возможности мироустройства, хотя скорее он не видел ещё их противоречий. С грустью мы замечаем, что на этом пути, совершая всё новые и новые открытия, Филонов, как бы расплачиваясь за эти открытия, последовательно утрачивал способность радоваться жизни. Если, глядя на «Крестьянскую семью» («Святое семейство») (см ил.№17) или на «Коровниц» (см ил.№22)и некоторые другие ранние картины, мы вместе с художником испытываем чувство радости от созерцания и идолоподобного петуха, и умиленных взоров отца и матери младенца, и проникновенных, почти человеческих взглядов лошадей и коров, если в «Востоке и Западе» (см ил.№23) и в «Западе и Востоке» (см ил.№24) образы героев рождают в нас восторженное чувство своей иконной архетипичностью, то созерцание поздних картин не вызывает радостных реакций, а вызывает содрогание, страх и отвращение к тому бездушному миру, что он изображает, но именно это и было целью мастера.
Одним из основных мотивов в творчестве Филонова – страдание. Мотивы страданий, страдальческие образы в филоновских картинах распространились во всю ширь и проникли вглубь - в разные сферы, во все щели, куда заглядывал художник, а прохожий никогда бы не счел нужным заглянуть. Не проходящая боль, мучительное отсутствие мысли в натруженных головах «Ломовых» (см ил.№25), их нелепо вывернутые руки, страдающие согнутые пальцы рук и ног озабоченных «Рабочих» (см ил.№26), бесконечная тоска и покорность в лицах и глазах животных, обреченных на вечные муки, немыслимый труд и скотское бытие... Эти примеры можно приумножать до бесконечности. Но дело не только в искаженных мукой лицах или согбенных фигурах. Даже «Цветы мирового расцвета» (см ил.№27) переживают состояние драматического перенапряжения, а композиция «Формулы космоса» (см ил.№29), несмотря на дух и величие, продиктованная самой темой картины, испытывает страдание из-за перенаселенности формами и неразрешимого чувства бесконечности движения, из-за своеобразной беспредельности пространственного потока. Конечно, и в этой композиции достигнута гармония, но она, как ни у кого другого, трудная. О трудной гармонии еще раньше говорил Василий Кандинский. Но у Филонова она еще трудней. Это гармония на краю бездны. И вместе с тем страдание, выраженное Филоновым почти в каждой клетке его живописной материи, можно назвать очищающим. Вряд ли мы найдем в текстах самого Филонова какие-то слова, объясняющие эту сторону его творчества. Но сами образы его картин выражают душевные движения их создателя, его позиции, его отношение к явлениям этого мира, а слова и разветвленные логические формулировки сосредоточены не на системе оценок различных явлений социальной жизни, будущий расцвет которой выступает в этих формулировках как декларация, не ищущая подкрепления в реальности. Филонов с маниакальной настойчивостью в своей теории на первый план выдвигает другое - выявление той сущности художественной деятельности, как выражения «бессмертной души» (слова Филонова) мастера-творца, которая располагается на ином уровне - над ходом истории, в стороне от житейских противоречий, личных невзгод и общественных катаклизмов.
Филонов одобрял и принимал методы и образы народного творчества, но совсем иначе относился к «настоящей», современной ему России, её патриархальному сельскому обществу. Он был абсолютно чужд идеализации сельской жизни. Родившись в бедной рабочей семье, он не обладал утончённостью московской интеллигенции. Он чувствовал себя неуютно в большом городе: вел себя резко, носил одежду самую простую и привык думать о себе как о рабочей единице (подобно атому в его картинах?). В результате одной из главных тем Филонова стала русская деревня, суровое описание её отсталости и животного состояния. «Его крестьяне не пляшут и не поют, (…) они уныло тянут свою лямку в замкнутом кругу земледелия; они даже едят и пьют печально, и мир, в котором они существуют – пуст и бесплоден. (…) Совершенно очевидно, что Филонов считал деревню средоточием не мира и гармонии, а жестокости («Кабан» (см ил.№33)), тяжёлой, нудной работы («Ломовые» (см ил.№25)), неравенства и лукавства»[16].
Филонов не писал «убаюкивающих иллюзий», как то, например, делали символисты. Он прямо и недвусмысленно говорил о скором конце света. Художник Николай Кузьмин увидел на его картинах: «страдальчески перекошенные лица и фигуры людей с ободранной кожей, похожей на анатомические препарата, - они вызывали содрогание. Когда разразилась первая мировая война, многие претендовали на роль прорицателей, предугадавших в своём творчестве грядущие кровавые беды. Филонов более других заслуживал звание пророка»[17].
Филоновские всадники Апокалипсиса («Без названия (наездник)» (см ил.№6)) родом из отсталой деревни, лица и руки их грубы, а вместо коней – деревянные лошадки. Они ненавидят многолюдный город, они возмущены его фальшью, его отчуждённость от правды.
Углубляя анализ, разлагая элементы тел на атомы, Филонов приходит к абстрактным формулам - к интеграции бесконечно малых элементов, образующих человека, город, космос. Формулы эти - синтез не просто эмпирических элементов, а тех, которые образуют общность данного явления с системой; это формула сил, концентрирующихся в данном явлении.
Первая из картин-формул - «Формула космоса» (см ил.№29) - имела для Филонова особое значение: он экспонировал ее на всех прижизненных выставках, начиная с 1921 года.
Обобщенное понятие «космос» в этой композиции адекватно условной форме изображения. Абстрактные структуры в картине соответствуют ее «беспредметному» сюжету. Филонов интуитивно создал емкий образ «космоса», не пользуясь языком аллегорий и предметных символов. Это полотно поразительно точно передает научное представление о космосе как о среде, наполненной элементарными частицами, соединения, столкновения и взаимодействия которых порождают все формы видимой и невидимой материи. Пространство картины развивается в глубину, но не имеет перспективных ориентиров - линии горизонта, точки схода и масштабных сокращений, и оттого появляется ощущение фрагментарности изображения. Многие филоновские композиции лишены законченности и остановленного, фиксированного времени. Они интересны как рассмотренные с многократным увеличением части чего-то настолько огромного, что его невозможно увидеть целиком; они - художественная модель, формула некого процесса развития частиц, бесконечной цепи их превращений, прирастаний, трансформаций. Он изобразил не внешность космоса, а процессы, происходящие в нем, даже формулу, по которой творятся космические процессы, саму сущность космоса.
В 1928-29 Филонов создал свое центральное произведение, монументальную картину «Формула весны» (см ил.№35). Сверкающим мозаичным ковром, сотканным из тысяч и тысяч «атомов», каждый из которых обладал своим цветом и огранкой, расстилалось оригинальное творение Филонова, соединявшее, казалось бы, несоединимое — абстрактную беспредметность и фигуративную образность.
Так, «Формула весны», формула мировых расцветов включает в себя все вёсны земли. Весна всегда есть на земном шаре, но она переходит с севера на юг и с юга на север. Эта вечная весна и развертывается в ярком цветении красочных клеток. Формула весны, таким образом, есть философия весны. Ощущение органического роста, преобразования и обновления.
О философском уровне восприятия художником того времени свидетельствует сложная композиция «Формула петроградского пролетариата» (1920-1921)(см ил.№36). В этом произведении изысканная цветовая гамма и сложная, с трудом уловимая структура мельчайших абстрактных элементов соединены с иконной схемой: центральный персонаж представлен в окружении житийных сцен. В центре картины - человек без каких-либо возрастных или социальных признаков, в «клеймах» слева и внизу - сцены городской жизни, справа - абстрактные сюжеты, позже разработанные художником как темы других «формул».
Е.А. Кибрик в статье «Объективные законы композиции в изобразительном искусстве» что, когда «картина как бы склеена из кусочков и не имеет в основе своей широко задуманной конструктивной идеи, мы можем запомнить лишь отдельные, выразительные фигуры из неё. Целого нет»[18]. В формулах Филонова есть целое, но «глазом видящим» мы этого не заметим. В них нет главного и второстепенного, подобно тому, как в природе нет главного и второстепенного. Это ещё раз доказывает, что он создал действительно новое, не подходящее под традиционные законы живописи.
В формулах сложно выявить композиционный центр. Не известно, кто на кого повлиял – Филонов на Матюшина или наоборот, но стоит в связи с этим вспомнить теорию Матюшина о «расширенном зрении», о том, что при взгляде на картину (и не только) нужно активизировать боковое зрение, и тогда наше представление о внешнем мире измениться.
Сейчас наступило время, когда творчество Филонова стало доступным для всех. На смену легенде, выдумке существовавшей десятилетия, пришли его картины. Они не только не утратили своей значимости, но и очень актуальны в наше время. Только теперь, когда случилось то, что предрекал Филонов, только почувствовав уже на себе последствия нашего деструктивного по отношению к природе, к законам, которые и есть сама жизнь, мы можем понять его картины и теперь не отвергать высокомерно, а прислушаться.
Творчество Филонова, в особенности теория аналитического искусства, несомненно, повлияет на художественные процессы, как в отечественном, так и в зарубежном искусстве.
После смерти Филонова в блокадном Ленинграде в 1941г А.Крученых написал о нём стихотворение:
Сон о Филонове:
А рядом
Ночью
В глухом переулке
Перепилен поперёк
Четвертован
Вулкан погибших сокровищ
Великий художник