Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2015 в 16:08, реферат
Происходят большие сдвиги и в развитии русской национальной культуры. Резко увеличивается количество печатной продукции, появляются книги гражданского содержания. XVII век примечателен появлением оригинальных русских бытовых повестей, среди которых значительной в литературном отношении является «Повесть с Горе-Злосчастии», написанная народным стихом. Первый русский роман «Повесть о Савве Грудцыне» (на рубеже XVII—XVIII вв.), и сатирические произведения, осмеивающие отрицательные стороны русской жизни того времени («Калязинская челобитная», «Повесть о Шемякином суде», «Азбука о голом и небогатом человеке» и т. д.).
Введение.
История театра в России.
Первый театр в России.
Фёдор Григорьевич Волков.
Заключение.
Список литературы.
Будучи сам неграмотным, отчим Федора понимал, что заводчику образование необходимо. Напомним, что в то время Ярославль вел торговлю и с заграницей. Это побудило Полушкина отправить Федора в Москву в науки, где он и пробыл с 1741 по 1748 год (а вероятно, отчасти и 1749 год). До сих пор не удалось установить, в каком именно учебном заведении был в науках Федор. Мы считаем наиболее обоснованным предположение профессора В. Н. Всеволодского-Гернгросса, что Волков учился в одной из заводских школ. Другие учебные заведения вряд ли могли помочь Волкову в изучении заводского произвождения, являвшегося главной целью его пребывания в Москве.
Во время пребывания Волкова в Москве там по случаю коронационных торжеств при русском дворе находился (до 1745 года) итальянский оперно-балетный театр, на спектакли которого вход был открыт и для великого множества народа, т. е. для широкого зрителя.
В эти годы в Москве играли, правда, нерегулярно, и частные, общедоступные театры. Исполнителями в спектаклях были представители городских демократических кругов — мелкие чиновники, семинаристы, типографские рабочие и т. д., сочетавшие в своих спектаклях народные театральные традиции и опыт школьных театров. Волков увлекся театром как зритель, он в то же время изучал организационную сторону театрального дела: осваивал технику сцены, постигал законы перешпективного (т. е. декоративного) письма, знакомился с репертуаром.
Оставалось только получить ему понятие о театральной игре. Волков дошёл, наконец, до познания ее красот и тонкостей остротою своего разума и врождённой к театру способности.
Тот же Новиков отмечает и разнообразие дарований Волкова: Театральное искусство знал он в высшей степени, при сём был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант, на многих инструментах, посредственный скульптор и одним словом, человек многих знаний в довольной степени....
В годы пребывания в Москве у Волкова зарождается мысль о создании театра в Ярославле. В 1748 году умирает Полушкин. Волков возвращается домой и, как компаньон и законный наследник умершего, становится во главе заводского дела. Но эта деятельность была чужда ему, и равнодушие его к заводскому произвождению особенно ярко сказалось через несколько лет, когда решением суда заводы были отобраны у него, а сам он даже не счел нужным явиться на судебное разбирательство.
Это случилось в 1754 году, когда Волков уже ясно осознал свое призвание актера. В первый же год своего пребывания в Ярославле Волков собирает охотников для играния комедий, в число которых входят мелкие служащие ярославской провинциальной канцелярии И. Дмитревский, Я. Попов, И. Иконников, С. Куклин, посадский с Тверицкой слободы С. Скочков и проживающие в Ярославле из малороссийцев Я. Шуйский и Д. Галик. Федор Волков увлекает и своих братьев — Григория и Гавриила. Отсутствие театрального помещения понуждает первых ярославских комедиантов играть в домах богатых ярославских купцов, которые глядят до поры до времени на это как на ребячью затею, как на развлечение, тем более, что играние комедий происходило от случая к случаю и не носило регулярного характера. Но затея крепла, и дело стало принимать иной оборот.
«Бьет челом лентовой фабрики содержателя Федора Холщевникова сын его Егор Холщевников, а о чем, тому следуют пункты: Сего генваря против 8 числа, будучи я в доме ярославского купца Григория Серова, где тогда производилась комедия, шел в дом мой, и со мной же шли Ярославской провинциальной канцелярии канцелярист Яков Попов, ярославские купцы Алексей Волков з женою, Козма Крепышев и многие другие. Причем тогда, едучи мимо нас, лентовой же фабрики содержатель Григорий Гурьев с фабрищиками ево в троих санях, помянутаго Волкова жену запрягом сшибли с ног и, з головы убор сбив, хотели было подхватить. Притом же из оных фабрищпков воры шельмы Гришка Чигирин, Серега Мококлюев с товарищи, человек с двадцать, выхватя из саней дубины, показанных Волкова, Крепышова и других, идущих с комедии людей, били, да и при том и меня зашибли в нос до крови. А содержатель тех воров фабрищиков Гурьев, выскоча ж из саней, сам людей бил и кусал зубами, причем и меня, схватя за волосы, укусил персты до крови». Этот документ от января против 8 числа 1750 года открывает первую страницу летописи ярославского театра, свидетельствующую не только о начальных шагах Ф. Г. Волкова и его товарищей на театральном поприще, но и о борьбе, разгоревшейся вокруг первых представлений. Своеобразная чёрная сотня XVIII века, в рядах которой находились и весьма злобствующий тверицкий поп Никита, и сам митрополит ростовский Арсений, считавший театр богомерзким делом, и богобоязненные представители купечества, видевшие в театральных действиях чуть ли не знамение наступающего конца света, яростно ополчилась против Федора Волкова и его товарищей.
Удивительно, как полтора десятка простых, малограмотных людей, на стороне которых не было ничего, кроме сочувствия городских демократических слоев населения, выдержали эту борьбу, и шаг за шагом добивались создания в Ярославле постоянного театра.
Первым храмом ярославской Мельпомены был кожевенный амбар (кирпичный сарай), находившийся вблизи полушкинского дома на Пробойной улице. Это давало возможность ставить общедоступные спектакли независимо от милости богатого купечества, а указ императрицы Елизаветы от декабря 1750 года о повсеместном разрешении играть комедии оградил ярославских комедиантов от диких расправ черной сотни. По легендам старожилов, амбар просуществовал до 1842 года, служа долгое время складом казенного вина. Затем был разрушен, а его кирпич был использован на постройку первой полицейской части в Ярославле.
Убогость такого театра была очевидна, конечно, прежде всего, для самого Волкова. И он выстраивает новое специальное здание. Легенда, сообщаемая Новиковым о доброхотных пожертвованиях на строительство со стороны ярославской общественности, ничем не подтверждается, да и вряд ли богатое купечество пошло бы на это. Скорее всего, сам Волков, располагавший к этому времени материальными средствами, на свой страх и риск выстроил первое в России театральное здание. Театр начал функционировать с лета 1751 года. Приехавший в Ярославль по служебным делам в декабре 1750 года сенатский экзекутор Игнатьев застал уже регулярно действующий публичный театр (в кожевенном сарае), чем был немало поражен, и он не замедлил отписать о таком невиданном доселе нигде в Санкт-Петербург.
Вероятно, и исполнительская сторона спектакля произвела на Игнатьева отрадное впечатление (в противном случае не имело бы смысла сообщать об этом в столицу).
Положительный отзыв Игнатьева о ярославских спектаклях имел неожиданные последствия. В ярославскую провинциальную канцелярию был доставлен указ самой императрицы: «ярославских купцов Федора Григорьева сына Волкова... з братьями Гаврилом и Григорьем, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии... привесть в Санкт-Петербург».
Причина вызова ярославцев в столицу проста. Императрица, мечтавшая видеть свой двор в числе первых по роскоши и внешнему великолепию дворов Европы, досадовала на отсутствие придворного русского театра. Сообщение Игнатьева пришлось кстати. 13 января 1752 года Ф. Г. Волков и его товарищи покинули Ярославль.
Заключение.
Федор Григорьевич Волков был щедро наделен теми дарами, которые образуют аристократическую, многосторонне развитую натуру. Преобладающими и яркими чертами его были жажда знаний и энергия, укреплявшие его природные дарования при помощи образования, которым он был обязан почти исключительно самому себе.
Волков не оставил после себя сценического наследства в виде так называемой школы, в виде традиций, переходящих от одного поколения актеров к другому, хотя наверняка ему пришлось быть руководителем собранной им труппы и в этом отношении. Труды по организации первого театра и слишком ранняя смерть не дали ему возможности применить свои способности на поприще образования сценических сил в более широких размерах.
Таким образом, хотя Волков был, несомненно, выдающимся актером своего времени, но в ряды замечательных людей его выдвинул не сценический талант. Заслуга его заключается в организации первого русского публичного театра. На это дело он отдал все свои нравственные силы и материальные средства, к этому делу он приложил все свои выдающиеся способности, все свое многостороннее развитие; он был душою задуманного и созданного им дела. Достаточно сказать, что Волков был всем в своем театре, начиная с машиниста и кончая автором, чтобы оценить его значение для зарождавшегося русского театра. Театральное дело было тогда новым делом, которое понимать и ценить могли лишь передовые люди того времени. Потребности в театре у массы не существовало, приходилось ее, эту потребность, возбуждать и поддерживать. А это представляло трудную задачу, решить которую в благоприятном смысле можно было лишь с упорной энергией и той бескорыстной любовью к труду, какими обладал Волков. Придворный театр, носивший характер увеселений для избранного общества, мог бы долго оставаться таким, если бы не появился Волков, хотя и при нем он не сделался публичным в полном смысле этого слова.
В эту эпоху первых попыток к развитию и упрочению русского просвещения такие люди, как Волков, твердые волей и до самоотвержения преданные своей идее, являлись фундаментом, на котором строились успехи русской науки и русского искусства в течение полутора веков. Волков был главным зиждителем на своей родине одного из важнейших двигателей общечеловеческого развития - сценического искусства. Он дал ему в родной земле прочное и устойчивое основание, и русская сцена с тех пор выросла, окрепла и стала наряду с лучшими западноевропейскими сценами.
Список литературы: