Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 22:42, реферат
Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology – высокие технологии) – стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Основоположники и самые яркие представители – Ричард Роджерс, Ренцо Пиано, Норман Фостер.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные этапы развития хай-тек: от формирования стиля до новых веяний в современном мире………………………………………………7
1.1. Зарождение стиля………………………………………………………7
1.2. Интерьер в стиле хай-тек……………………………………………….9
1.3. Развитие стиля хай-тек………………………………………………..12
1.4. Индустриальный Хай-тек……………………………………………..18
1.5. Геометрический Хай-тек……………………………………………...18
1.6. Бионический Хай-тек………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………
Эта ассоциация не случайна, так как Н. Фостер признаёт, что при разработке проекта обращался к "источникам, находящимся за пределами традиционной строительной индустрии. Мы пользовались опытом группы, которая проектировала самолёт "Конкорд", практикой военных учреждений, занимающихся созданием мостов, способных выдержать нагрузки от танков, достижениями авиастроительных фирм, особенно американских". Столь же чётки композиции проектов и построек Н. Фостера 1990-х гг.: проект башни Миллениум для Лондона /1990 г/ или высотный офис коммерческого банка во Франкфурте-на-Майне /1994-1997 гг./, который сам автор охарактеризовал, как "первую в мире экологичную бюро башню."
К концу 90-х гг. второе направление развития Хай-тека становится главенствующим. В нём теперь работает даже Р. Роджерс, уйдя от усложненных композиций 70-80-х гг. В этом отношении наиболее ярким примером позднего Хай-тека стала композиция здания Европейского суда по правам человека в Страсбурге (илл. 9), построенного по проекту Р. Роджерса в 1997 г. Проектируя его, автор руководствовался собственной идеологической программой "создать немонументальный монумент" - здание весьма социально значимое /Совет Европы объединяет свыше 30 стран/ и в то же время демократичное, так как Европейский суд призван защищать индивидуальные права человека. Композиция здания несимметрична. Его административная часть, расположенная на берегу водоема, повторяет своей вытянутой изогнутой формой очертание береговой линии, членена горизонтальными поэтажными ленточными тягами и нарастает пятью уступами к вертикальному цилиндрическому объёму. Он служит для коммуникации между административным корпусом и залами судебных заседаний, в его пространстве расположены батареи лифтов и лифтовые холлы. Завершают композицию объёмы двух залов судебных заседаний. Они являются функциональным и архитектурным ядром композиции. Это два поднятых над землей больших глухих алюминиевых цилиндра со скошенным верхом. Цилиндры обращены друг к другу повышенными сторонами объёмов, и по мнению автора вызывают ассоциации с весами богини правосудия Фемиды. Композиция здания Европейского суда при всей её функционально обусловленной сложности и асимметричности в целом обладает крупной легко прочитываемой формой, лишенной назойливой дробности раннего Хай-тека. Облик здания оживляет введение цвета. Ярко красный цвет Ч-образных связей на фасадах залов заседаний и технологических надстроек согревает холодный блеск алюминиевой облицовки.
В середине 60—70-х годов сторонники функционализма снова громко заявили о себе. Они добавили к программе строгого утилитарного строительства пункт, согласно которому техника могла самостоятельно выступать в роли декорации зданий и интерьеров.
Архитекторы обнажили конструкцию сооружений, выставили напоказ инженерные коммуникации, начали обыгрывать «неприкрашенный» вид и широко использовать в его декоре атрибуты технического века.
Родилась новая концепция архитектуры и дизайна, в которой тезис Ле Корбюзье — «Дом — машина для жилья» — нашел буквальное воплощение.
Центры Помпиду и Сайнсбери дали старт появлению огромного числа других экстравагантных и фантастических для того времени построек. Атрибуты, которые неизменно использовали архитекторы — открытые трубы, массивные воздухопроводы, металлические балки, фермы и стойки. Как выразился автор одной из статей, опубликованных в то время, — это был «безумный салат из металла, бетона, стеклопластика, холста, где старательно выпячивается каждая головка винта». Вместе с тем строения в стиле Хай-тек отличались четкой структурированностью, нетрадиционным использованием материалов, концептуальными программами и насыщенностью технологическими новшествами. Эстетика техно-форм пришлась по вкусу руководителям крупных компаний во всем мире, которые начали стремиться к повышенной образности зданий, убедившись, что затраты на это окупаются с лихвой.
В 1986 году по проекту Роджерса было построено здание страховой компании «Ллойдс» — гигантское металлическое сооружение, «окутанное» сетью труб, лестниц и скользящих вверх и вниз лифтов. Тремя годами раньше Фостер закончил строительство здания для компании «Рено» в Суиндоне. Его ритмичная, легкая конструкция с выкрашенными в ярко-желтый (фирменный для «Рено») цвет элементами несущей структуры оказалась столь выразительной и запоминающейся, что сразу стала использоваться в рекламе фирмы «Рено». Этот же архитектор стал автором 179-метрового Шанхайского банка в Гонконге (1985) — самого дорогого сооружения мира, поражающего как своими колоссальными размерами и сложностью конструкции, так и странной формой, напоминающей установки для запуска ракет. При его разработке создатели проекта обращались к источникам, находящимся за пределами традиционной строительной индустрии. Они пользовались опытом группы, которая проектировала самолет «Конкорд», практикой военных учреждений, занимающихся созданием передвижных мостов, способных выдержать нагрузки от танков, и достижениями американских авиастроительных фирм.
Заслуги британских авторов на поприще Хай-тека (в частности, парижский Центр Помпиду) пробудили интерес к футуристическим конструкциям и у французских архитекторов. Как следствие, в 80-е годы наряду с английской версией техностиля, начал развиваться французский вариант — более сдержанный, умеренный и поэтичный.
Самый известный из его представителей — Жан Нувель, в 1987 году спроектировавший «Институт Арабского мира» («Institut du monde Arabe») (илл. 10) в Париже.
Наружную стену южной стороны здания оформляют 240 алюминиевых квадратных панелей с титановыми диафрагмами. Панели повторяют орнамент «мушарабье» и создают геометрический эффект, напоминающий узоры Альгамбры. В них встроены фотоэлементы, измеряющие уровень дневного освещения. В зависимости от его интенсивности, диафрагмы закрываются ли открываются, ловя лучи солнца и поддерживая постоянный уровень дневного освещения в помещениях.
В начале 80-х годов основные принципы архитектурного Хай-тека стали определяющими и для интерьеров зданий. Моду на этот стиль в рамках жилого пространства во многом задала изданная в 1978 году книга Джоан Крон и Сьюзан Слесин « Хай-тек: индустриальный стиль и книга идей для дома». В бестселлере давалось иллюстрированное описание того, как оформить интерьер с помощью заводских напольных покрытий, металлических стеллажей, контейнеров, лабораторных изделий из стекла, медицинских светильников и другого утилитарного промышленного оборудования. Интерьеры, созданные с помощью этих необычных элементов, стали визитной карточкой магазинов одежды английского предпринимателя Джозефа Эттедгуи. Один из них, расположенный на Слоан Стрит в Лондоне, был оформлен Норманом Фостером.
Реализация идей Хай-тека продолжается и по сей день, воплощаясь в самых необычных по форме и технологически изощренных архитектурных проектах. В 2004 году в Лондоне завершилось строительство здания, принадлежащего страховой компании «Swiss RE», уникальный дизайн которого разработан Норманом Фостером. Сооружение является первым небоскребом Лондона, имеющим естественную систему кондиционирования и вентилирования. Геометрия дома напоминает сосновую шишку, способную раскрываться и закрываться в зависимости от изменений погоды. Свежий воздух проходит через спиральные колеса, обеспечивая естественную вентиляцию кабинетов. Двухслойные секционные стекла помещений позволяют воздуху согреваться между слоями и охлаждаться при открывании секций. А специальное покрытие стекол задерживает 86% солнечного света, не допуская чрезмерного повышения температуры внутри помещений.
Со временем художники и архитекторы вывели и постулаты внешнего облика стиля хай-тек. Сегодня он отличается лаконизмом линий, пристрастием к ясным и четким геометрическим формам, а также минимализмом в деталях. Как правило, за этим скрывается хорошо взвешенная функциональность. Причем чистый хай-тек в наши дни мало где можно встретить. Чтобы находиться в такой атмосфере постоянно, необходим особый склад характера. Зато все более популярными становятся отдельные аксессуары в стиле хай-тек: светильники, вешалки, стулья. Они привносят в интерьер дух современности. Чистый хай-тек чаще всего проявляет себя в деловых интерьерах: его холодная угловатость не дает расслабляться во время рабочего дня.
Одной из последних тенденций хай-тек стала мода на его смешение с другими популярными стилями, особенно с пост-модерном, одной из разновидностей которого иногда и считают хай-тек. Со стилем хай-тек прекрасно сочетается живопись экспрессионистов и скульптура поп-арт.
Помимо интерьеров, стиль хай-тек захватил и улицы городов. Одним из шедевров архитектуры этого стиля считается здание фирмы «Виллис Фабер и Дюма», придуманное ярчайшим представителем хай-тек - архитектором Норманном Фостером. Стены этого здания смонтированы из листов отражающего стекла, отчего монолитный корпус буквально растворяется в окружающем его пространстве, исчезая из поля зрения человека. По поверхности здания скользят калейдоскопические кадры близлежащих построек, деревьев, пешеходов и машин. Стоит добавить, что стиль хай-тек давно перестал принадлежать исключительно архитекторам или дизайнерам. Им уже оперируют, говоря о характере человека или отдельных явлениях жизни.
В наши дни разнообразные проекты дизайна и архитектуры, выполненные в стиле hi-tech продолжают развиваться и совершенствоваться, создавая всё новые варианты оформления помещений и строительства зданий. Современные интерьеры, выполненные в этом стиле, смотрятся эстетично и дорого, но в жилых помещениях следить за тем, чтобы все элементы, которые обладают определённой хрупкостью, не повредились, достаточно сложно. Кроме того, постоянных уход за деталями интерьера, которые без этого быстро потеряют свой декоративный вид, также достаточно затруднителен.
В этом направлении архитектура построена как на широком использовании индустриальных элементов, так и на символическом решении индустриальной темы, на использовании художественно-иконических метафор, образов фабрик, и заводов. ТЭЦ, депо, пакгаузов. Основой здания служит "этажерка" - объемный металлический или железобетонный каркас (вертикальные опоры - колонны, и горизонтальные перекрытия). Для данной архитектуры также характерны обнажение, вынос на фасад элементов коммуникаций (лестниц, лифтов и т.п.), скульпторизация элементов конструкций.
Современный индустриальный
хай-тек такими мастерами как
Р.Роджерс. Р.Пиано, сэр Н.Фостер и
др. произведения эстетически
Геометрический хай-тек к культу железа и стекла добавил культ формы. Для этого создаются сложнейшие архитектурные конструкции, используются новейшие технологии. Прогрессивные архитектурные решения – в основе всех зданий, построенных по принципу геометрического хай-тека. Геометрический Хай-тек основан на создании сложных форм, пропорций и конструкций, а также на поиске особого класса пространственных оболочек, базирующихся на стержне и состоящих из растягивающихся тросов (так, например, построена— Centrepoint Tower — высотой 304,8 метра или ровно 1000 футов. Строительство было закончено в августе 1981 года. Архитектор — Дональд Крон, инженер — Варгон Чапмэн) (илл. 11).
Данное направление на современном этапе получило самое широкое распространение в архитектуре "Хай- тек". Геометрический хай-тек характеризуют поиски новых несущих систем здания, создание новой, более сложной каркасной системы на основе современнейших материалов и элементов конструкций. Отсюда появление новой геометрии здания.
Например: Г. Борисовский: в 60-х годах утверждал, что в связи с упрочнением материала конструкции, работающие на растяжение, ставятся все тоньше и легче, здесь нет ограничений, свойственных конструкциям, работающим на сжатие. Отсюда вывод: нужно стремиться к конструкциям, работающим в основном на растяжение. Современные несущие конструкции здания в своей массе стремятся в одну точку опоры.
- символ старой тектоники, где конструкции работают на сжатие, тектоники положенных и поставленных друг на друга строительных элементов.
- символ новой тектоники, здесь конструкции работают в основном на растяжение. Объем сооружения имеет сложную геометрию.
В настоящее время
растянутые конструкции
Различают два типа пневматических конструкций: воздухоопорные и воздухонесомые. Воздухоопорная конструкция - это оболочка настолько больших размеров, что образует целое здание или, по крайней мере, его покрытие. Поддерживается оболочка в состоянии способности противодействия внешним нагрузкам при сравнительно невысоком (200.. .500 Па) внутреннем избыточном давлении воздуха. Воздухонесомые конструкции, в отличие от воздухоопорных, представляют собой не целые здания, но только его конструктивные элементы - пневматические стержни (балки, стойки, арки, рамы) и панели.