Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:56, контрольная работа
Образование в сфере культуры и искусства является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей страны, обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека. Художественное образование в Республике Бурятия – открытая, динамичная, сохраняющая традиции и одновременно постоянно меняющаяся система, гибко реагирующая на запросы и потребности основного социального заказчика – населения республики.
* Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
** Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств республиканского бюджета в рамках РЦП «Развитие детского творчества в Республике Бурятия (2012-2015 годы)».
художественная культура Бурятии
создавалась как система
Советский период истории Бурятии был отмечен грандиозными достижениями во всех областях культуры. В 1920-1930-х гг. были заложены основы дальнейшего культурного развития народов республики. К концу 1930-х гг. был достигнут высокий уровень интегрированности народов Бурятии в советское общество. Этот процесс охватил также значимые с точки зрения этнокультурной самоидентификации сферы, как язык, традиции, социальные ориентиры, образование, быт, институт семьи и брака. Апробация исследования. Результаты исследования отражены в 52 публикациях автора (общим объемом 60 п.л.), в том числе пяти монографиях. Положения и выводы исследования неоднократно докладывались автором на научно-теоретических и научно-практических конференциях разного уровня, в том числе международных: «Историческая наука и историческое образование на Дальнем Востоке» (Владивосток, 2008); «Глобализация и монгольский мир» (Улан-Удэ, 2010); «Монголия – Россия: новые парадигмы отношений» (Улан-Батор, 2011); всероссийских: «Российская история в образовательном дискурсе этнонациональных регионов Российской Федерации» (Улан-Удэ, 2008); «Сибирь в изменяющемся мире. История и современность» (Иркутск, 2008); «Традиционные общества: неизвестное прошлое» (Челябинск, 2009); «Политологические и этноконфессиональные исследования в регионах» (Барнаул, 2009); региональных: «Развитие городских поселений Байкало-Азиатского региона» (Улан-Удэ, 2008); «Монгольский мир: новый век – новые вызовы (Улымжиевские чтения–IV)» (Улан-Удэ, 2010) и др.
Историография культурных преобразований представлена публикациями, в которых рассматривались ключевые проблемы развития культуры и искусства в Бурятии и способы их разрешения. Их авторами были в основном не историки, а сами участники событий (М.Н. Ербанов, В.А. Богданов, М. Маккавеев, Д. Мункин, А. Убугунов, И. Архинчеев). Главной особенностью этих работ является соединение публицистики и истории.
Со второй половины 1930-х
гг. под влиянием сталинских представлений
о путях и методах
Во второй половине 1950-х – середине 1980-х гг. появились многочисленные работы, заложившие фундамент изучения истории культуры как особой отрасли исторической науки. Это было самое плодотворное время в историографии культуры 1920-1930-х гг., несмотря на то, что теоретические поиски не выходили за рамки марксистско-ленинской идеологии. Особое значение для осмысления вопросов развития культуры в 1920-1930 гг. имеют обобщающие труды М.П. Кима, Г.Г. Карпова, А.И. Арнольдова, В.Т. Ермакова, Л.М. Зак. В разработке историко-культурной проблематики определенное внимание уделяется такому аспекту преобразования духовной жизни народов Бурятии, как культурно-просветительская работа. Авторы публикаций (В.Ц. Найдаков, П.С. Гуревич, Ф.Н. Политов, Ц.А. Балбаров) наряду с общими проблемами рассматривают и деятельность таких культурно-просветительных учреждений, как клубы, театры, библиотеки, избы-читальни, красные уголки, передвижные «красные юрты» и др. Вводя в научный оборот много ценного материала, эти публикаций страдают общим недостатком: качественная характеристика роли и значения культурно-просветительской работы в условиях низкого уровня образования и быта местных трудящихся подменяется количественными показателями и оценками. В большинстве публикаций культурно-просветительная деятельность носит идейно-политический характер и рассматривается через призму деятельности коммунистической партии. С середины 1980-х гг. начался новый этап развития исторической науки. В целом можно отметить, что научные исследования указанного периода значительно обогатили и расширили данные исторической науки по проблемам культуры. Несомненны достижения ученых в выработке новых подходов, обобщении и систематизации накопленных эмпирических данных, разработке новых направлений и тем. В работах В.П. Булдакова, М.П. Капустина, А. Авторханова поднимается проблема тоталитаризма в культурной сфере. Подчеркивались разрушительные тенденции, акцентировались факты «красного террора», приводились примеры репрессивных действий против представителей интеллигенции. Для большинства работ характерны критический настрой, преобладание эмоций над серьезными доказательствами.
В целом, в сложнейших процессах
исторической науки конца 1980-х –
начала 1990-х гг. выделяются несколько
компонентов. Во-первых, не выдерживала
критики, по мнению исследователей, основная
концепция историографии
Во-вторых, наибольшее влияние
приобрела концепция
В-третьих, особенностью развития исторической науки в первой половине 1990-х гг. стало появление нескольких центров (Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Улан-Удэ), специализирующихся на проблемах культуры, этнической культуры.
Значительный вклад в
исследование истории культуры Бурятии
в 1920-1930-е гг. на этом этапе историографии
внес Б.В. Базаров, рассмотревший проблему
политического руководства
С середины 1990-х гг. появляются работы, обобщающие и систематизирующие основные направления и методологические подходы в исторических исследованиях культуры. Усиленная работа по освоению новых методов исследования нашла отражение в деятельности специальных и региональных конференций. Отличительной чертой научных мероприятий последних лет является их междисциплинарный подход. В результате более интенсивных и углубленных теоретико-методологических изысканий советские преобразования в области культуры в национальных районах Восточной Сибири начинают исследоваться при помощи новых подходов в области конкретно-исторического изучения, что нашло отражение в применении инновационных методов, расширении источниковой базы, усилении «информативной отдачи» уже введенных в научный оборот документов и материалов, изменении тематики исследований.
О расширении проблематики по истории советских культурных преобразований Бурятии свидетельствуют опубликованные в последние годы историографические работы Б.Б. Цыбеновой, Е.Е. Тармаханова, Т.Е. Санжиевой, в которых на основе анализа публикаций намечены перспективы для дальнейшего научного поиска по теме. В этой связи особо необходимо отметить работы Д.К. Чимитовой, имеющие непосредственное отношение к вопросам исследования советских культурных преобразований в национальных регионах Восточной Сибири.
Проведен ряд исследований по проблемам профессионального образования (Б.Д. Базаров, А.К. Бардамова, А.О. Дагданова, И.Х. Бальхаева), на основе которого сделан вывод о том, что в Бурятии в 1930-е годы была создана новая система подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием, отвечающая задачам социально-экономического развития республики. Проблемам формирования научных учреждений и их деятельности в области исторической науки посвящены исследования Е.В. Игумнова. Сохраняется устойчивый интерес исследователей к проблемам интеллигенции (Г.Д. Базарова, Е.Т. Базарова, С.В. Балдано). В последнее время появился ряд работ, посвященных отдельным аспектам зарождения и развития советского профессионального искусства Бурятии (Е.А. Гильмулина, Т.Г. Балханова, О.А. Русинова, В.В. Китов, С.Э. Цыденова, Л.И. Протасова, Я.О. Жабаева). Системе здравоохранения Бурятии и медицинской интеллигенции посвятили свои труды Д.Б. Батоев и Н.М. Матвеева
Во втором параграфе «Становление национального искусства» определяются типологические черты и национальные особенности в развитии искусства Бурятии.
Особое внимание уделялось развитию театрального искусства, поскольку театр был признан одним из наиболее действенных средств просвещения и эстетического воспитания народных масс. Поэтому в Бурятии при клубах, народных домах, в улусах создавались драматические кружки и театральные общества. Репертуар в основном состоял из произведений русской классики и агитационных пьес местных авторов.
Анализируются слагаемые успеха любительского бурятского коллектива на базе Бурятского педагогического техникума и совпартшколы в Верхнеудинске, которые привели к открытию в 1928 г. Русского драматического театра. Освещен вопрос о создании в 1932 г. и развитии Бурятского национального театра, начало которому положила созданная в октябре 1929 г. при Бурят-Монгольском Доме искусств театральная и музыкальная студия.
Рассмотрено формирование национального
профессионального
Проанализировано своеобразие ярко проявившегося в этот период таланта художника Ц. Сампилова, который создает в это время картины «Любопытные быки», «Арканщик» (1935 г.). Рассматривается деятельность художников Р. С. Мердыгеева («Боронит», «Тайлаган», «Доржи Банзаров»), И. А. Аржикова («Свадьба в Унге», «Шаман не лечит а калечит»), А. А. Окладникова («Без калыма», «Приемка молока») и А.И. Тимина («Сбор ясака»).
В целом, в 1920-1930-е гг. в Бурятии профессиональное искусство зарождается и получает импульс для развития в разных жанрах и направлениях. При этом, одной из первостепенных задач зрелищного искусства становится превращение его в средство просвещения и распространения в народной среде идей партии.
В заключении подведены итоги исследования:
Правительство Бурятии приняло
республиканскую целевую
Задачи программы
- поддержка и развитие художественного
образования в сфере культуры
и искусства, эстетическое воспитание
подрастающего поколения.
Как отмечено в документе, художественное
образование в сфере культуры и искусства
- необходимое звено в воспитании многогранной
личности, в ее образовании и профессиональной
ориентации. Учреждения художественного
образования детей оказывают ребенку
помощь в адаптации в современном обществе
и дают возможность полноценной организации
его свободного времени. Художественное
образование в сфере культуры и искусства
требует постоянного внимания и поддержки
со стороны государства как образование,
органично сочетающее в себе воспитание,
обучение и развитие личности ребенка.
Сейчас более 3,7 тыс учащихся обучаются
по музыкальным специализациям, свыше
1,3 тыс - изобразительному, 1,3 тыс - хореографическому
искусству, 350 - хоровому пению, 200- театральному
мастерству, 220 учащихся занимаются в классах
общеэстетической подготовки, 160 – на
фольклорном отделении, 180 – на эстрадном
отделении (вокал) и 70 учащихся занимаются
цирковым искусством.
Помимо образовательных функций, детские
школы искусств активно выполняют в каждом
населенном пункте важную социокультурную
функцию, осуществляя концертную, выставочную
деятельность, работая как школа-филармония,
школа-музей, школа-галерея, являясь неотъемлемой
частью единого культурного пространства
республики. В условиях малых городов
и поселков школы активно участвуют в
развитии культурных традиций своих населенных
пунктов. Концерты, организуемые и проводимые
учащимися и преподавателями – массовые,
в них принимают участие до 30 % обучающихся.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты,
в республике сохраняются проблемы в сфере
художественного творчества. В частности,
в большинстве детских школ искусств отсутствуют
или физически изношены музыкальные инструменты
и учебное оборудование, составляющее
основу учебного процесса.
Программа предусматривает, в частности,
приобретение музыкальных инструментов
для отделения дополнительного художественного
образования детей Колледжа искусств
им. П.И. Чайковского, циркового реквизита
и оборудования для Бурятской республиканской
цирковой школы, оборудования для создания
компьютерного класса в Бурятском республиканском
хореографическом колледже, создание
электронного ресурса детской литературы
Бурятии. А также - обеспечение оборудованием
и оснащение ресурсного центра по поддержке
и развитию детского чтения (структурное
подразделение Республиканской детско-юношеской
библиотеки), проектирование и реконструкцию
общежития Колледжа искусств им. П.И. Чайковского
для создания условий для одаренных детей
и реконструкцию здания Детской школы
искусств в Багдарине, ремонт Детской
школы искусств № 5 в Улан-Удэ.
В результате к 2015 году охват детей до
15 лет дополнительным образованием в сфере
культуры и искусства должен составить
7,6 %; число посещений детьми государственных
учреждений культуры – со 120 до 150 тыс.
в год.
Общий объем финансирования, предусмотренный
по Программе на весь период реализации,
по прогнозу - 18861,2 тыс. руб. В том числе,
в 2012 г. – 3371,2 тыс. руб., в 2013 г. – 11180 тыс.
руб., в 2014 г. – 2150 тыс. руб., в
2015 г. – 2160 тыс. руб, сообщает пресс-служба
правительства. Миссия: создание условий для личностно-творческой
самореализации и ранней профессиональной
ориентации учащихся, приобщения их к
мировой и национальной культуре, реализация
образовательных программ и услуг в области
художественного образования в интересах
личности, общества, государства.
Цели и задачи:
Информация о работе Характеристика образования в сфере культуры Республики Бурятия