Храм Софии Константинопольской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

СВЯТАЯ СОФИЯ (Hagia Sofia – Божественная Премудрость) (532–537) – грандиозный патриарший храм в Константинополе (Стамбуле), главный храм в Византийской империи. Уникальность этого огромного здания заключается в том, что оно представляет собой купольную базилику из трех нефов, построенную всего за шесть лет.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат храм софии константинопольской.docx

— 32.19 Кб (Скачать файл)

СВЯТАЯ СОФИЯ (Hagia Sofia – Божественная Премудрость) (532–537) – грандиозный патриарший храм в Константинополе (Стамбуле), главный храм в Византийской империи. Уникальность этого огромного здания заключается в том, что оно представляет собой купольную базилику из трех нефов, построенную всего за шесть лет.

Идея сооружения в Константинополе  главного храма в честь Св. Софии  принадлежала императору Константину Великому. В IV в. император Константин построил в Царьграде базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии, т. е. Премудрости Божией. В 404 г. эта базилика сгорела, но в 415 г. император Феодосии Младший отстроил ее заново, однако во время мятежа 532 г. церковь снова была сожжена.

Константиновский и Феодосиевский  храмы были большими пятинефными  базиликами. Скудное представление  о ней дают только археологические  находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве.

 По приказу императора  Юстиниана I (482/83–565) начали возводить  новый храм в честь Св. Софии.

Строителями храма были малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, создавшие собор грандиозных  размеров.

 

Согласно Иоанну Малале храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, изРима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Много необычного было в строительстве храма Святой Софии, например, известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был изобретен новый материал: в растопленное золото бросали ониксы, топазы,- жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — словом, все самое дорогое. Постройка храма, его размеры и украшения производили на современников неизгладимое впечатление, поэтому неудивительно, что вокруг Святой Софии сразу же стали складываться легенды. Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелами. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько делать окон над главным алтарем), Юстиниану во сне снова явился ангел и повелел сделать три окна во имя Святой Троицы. Император Юстиниан хотел, чтобы и внутреннее убранство Святой Софии не имело себе равных. Он даже собирался изнутри стены храма снизу доверху выложить золотыми плитами, но мудрецы не советовали ему искушать потомков, которые в погоне за золотом непременно разрушат Святую Софию.

Строительство собора поглотило  три годовых дохода Византийской империи. Храм Святой Софии был самой пышной византийской постройкой и гордостью императора Юстиниана. В день освящения храма, 27 декабря 537 г., он подъехал к главному входу на колеснице, запряженной четверкой лошадей, быстро прошел до середины собора и, подняв руки кверху, воскликнул: «Слава Богу, Который дал мне возможность закончить эту постройку. О, Соломон! Я превзошел тебя», имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

.  Землетрясения и пожары наносили Святой Софии огромные повреждения, но каждый раз храм заново восстанавливали. Во время землетрясения 558 г. купол обвалился, к этому времени Исидора и Анфимия уже не было в живых, и восстановление храма поручили племяннику Исидора — Исидору-младшему. Он приподнял купол на 9 метров, в результате чего тот потерял свою легкость, восхищавшую всех. Вторично купол обвалился в 986 г., реконструировал его архитектор Трдат из Армении. Этот купол и сохранился на Святой Софии до наших дней.

В 1453 Константинополь был  завоеван османской армией под предводительством  султана Мехмеда II (1432–1481) и переименован в Стамбул. Турки сохранили здание храма Св. Софии, но преобразовали  его в мечеть: убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол, мозаики были закрыты штукатуркой, над куполом подняли полумесяц, были пристроены четыре минарета, возведен михраб – ниша в стене, ориентированная  в сторону Мекки. На боковых стенах и углах храма расположились огромные плакаты (7,5 м) с надписями на арабском языке.

 

В композиционную основу храма  положен план трехнефной базилики в  сочетании с типом центрического  здания. Центрическое начало собора доминирует, создавая впечатление, будто его  купол парит в пространстве. В  основе конструкции Св. Софии лежит  точный расчет, зодчие храма изобрели систему полукуполов, связывающую  главный купол с основой базилики. В эту систему входят два полукупола и пять малых куполов. Первоначально  предполагалось шесть малых полукуполов, но один из них был заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную  часть интерьера из нартекса (притвора). Это выделило главный входной  портал и два меньших портала  по его сторонам.

Четыре мощных центральных  столба, поддерживающих купол, разделяют  внутреннее пространство на три нефа, среди которых доминирует центральный  с преобладающей в нем средней  подкупольной частью. Средняя часть  центрального нефа перекрыта грандиозным  куполом (диаметр 31,5 м, высота 65 м), каркас которого образован 40 радиальными арками, промежутки между которыми в основании  купола прорезаны 40 арочными окнами –  световой пояс нижней части купола. В соборе была применена новая  система связи купола с перекрываемым  им квадратным в плане пространством. Конструктивная система передавала нагрузку распора купола на легкие паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивные столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон и рождают иллюзию легкости.

Центральное пространство с  куполом окружено двухэтажной обходной галереей боковых нефов и нартекса. Боковые нефы представляют собой  анфиладу арочных проемов, перекрытых крестовыми сводами.

Св. София построена из кирпича с прокладками из тесаного камня, массивные подкупольные столбы – из крупных блоков известняка. Подкупольные арки сложены из кирпича  очень крупного размера квадратной формы со стороной в 70 см. Купол –  из кирпичей на толстых слоях раствора. Но тяжесть стен и столбов в  храме не ощущается, его формы  выглядят невесомыми. Центральное пространство интерьера, нарастающее по направлению  к куполу, легко и воздушно. В  храме с его грандиозными размерами (площадь – 75,5 × 70 м) создается впечатление  единого пространства, залитого со всех сторон светом, внутри которого словно исчезают массы стен, опорные столбы сливаются с ними. Два этажа  колонн и верхние окна придают  стенам легкий, ажурный вид. Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, светлыми, отполированными, способными отражать свет. Их зеркальные поверхности  скрывают тяжесть опор, все стены  храма воспринимаются как тонкие перегородки, а наружные выглядят ажурно из-за большого количества окон.

Внутри собора нижние части  стен были покрыты резным сине-зеленым  и розовым мрамором. Купол храма, алтарная апсида, своды, стены были покрыты мозаичными священными изображениями, в верхних галереях храма имелись  фресковые росписи. По сведениям  современников, купол украшала мозаика  с изображением лика Христа Вседержителя. Для мозаик характерна условность изображения, статичность поз, удлиненность пропорций  фигур. Для украшения храма Св. Софии из Малой Азии, Греции, Египта были привезены огромные малахитовые  и порфировые колонны (более 100). Античный ордер был преобразован: горизонтальный антаблемент сменили аркады, остатки  антаблемента образовали импост над  капителью.

С западной стороны к  храму примыкал атриум с фонтаном в центре. Во дворе находилась конная статуя императора Юстиниана. Восточная  сторона атриума соприкасалась  с нартексом, входным помещением, примыкающим к западной стороне  храма. На четырех массивных пилонах, составляющих западный портал храма, стояла квадрига медных коней, вывезенная из Коринфа, а теперь украшающая собор  Св. Марка в Венеции. Вход в нартекс  шел через три двери из девяти, расположенных в здании. Центральная  дверь, предназначавшаяся для императора, была самой большой и покрыта  золотом. Над дверью императора находилась мозаика с изображением Иисуса Христа, Девы Марии и архангела Гавриила. Боковые двери, обитые серебром, служили входом для императорской свиты. Золотые и серебряные украшения дверей исчезли во время завоевания Константинополя крестоносцами (1204). Северный и южный портики служили для входа остальных молящихся.

Амвон в соборе был очень  крупным сооружением и представлял  собой род кафедры, увенчанной шатром, который возвышался над уровнем  хора. Амвон был возведен из редких пород мрамора, имел колонны с  золотыми капителями, осыпанными драгоценными камнями. Выше находился грандиозный  золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Алтарная преграда представляла собой колоннаду в виде невысокой  стенки из плит, которые поддерживались12 колоннами, соединенными вверху общим  антаблементом. Алтарная преграда, колонны, антаблемент были облицованы серебром.

В соборе хранились несметные  сокровища, святые реликвии, которые  впоследствии были вывезены крестоносцами, занявшими Константинополь (1204).

 

 

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX—X веков и в конце X века.

Мозаика апсиды

Самый первый мозаичный  цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили».

 

 Отмечают, что  мозаичист передал в изображении  порывистую духовную силу, но пропорции  изображения являются вытянутыми и  теряются правильные очертания изображения.

 Входная мозаика нарфика

В правление  императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила в медальонах. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».

Портрет императора Александра

На северо-западном столбе северной галереи собора находится  мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1958 года и имеет точную датировку 912 годом. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.

Фигура изображена в  фронтальной позе, Александр представлен  в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую — держава. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй), и перепоясывался лором.

По сторонам от изображения  помещены медальоны, содержащие имя императора и монограммы, расшифровывающиеся как «Господи, помоги твоему слуге, православному благоверному императору». На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом.

Мозаика южного вестибюля

Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (слева), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (справа), приносящего Богородице собор Святой Софии. Мозаику отличает попытка передать пространство — плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).

 

Рунические надписи в соборе Святой Софии — надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора Святой Софии в Стамбуле. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились.

Информация о работе Храм Софии Константинопольской