Хроника дизайна в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Согласно Уставу «Белорусского союза
дизайнеров» ссновными целями являются :
1. развитие и пропаганда дизайна в Республике Беларусь;
2. координация и кооперация творчества дизайнеров, а также развитие их профессионального мастерства;
3. защита профессиональных, творческих, авторских и иных прав и законных интересов дизайнеров.
Основными задачами ОО «БСД» являются:
4. изучение и разработка программ художественно-проектной
деятельности в Беларуси, расширение ее практического применения;
5.пропаганда и реклама результатов творческой и профессиональной деятельности членов ОО «БСД»;
6.создание благоприятных социально-бытовых и материально-технических условий для развития дизайна в Беларуси;
6.участие в организации подготовки D e s i g n

Вложенные файлы: 1 файл

практика курсовой.pdf 2.pdf

— 809.93 Кб (Скачать файл)
Page 1
Design
1
C
hronical
of
B
elarussian
за туалетный набор “Аметист” и автомобиль
МАЗ 630 награждены Гран-при [1]. Это
можно назвать первой и оглушительной
победой
белорусского
дизайнерского
искусства периода СССР (см. Приложение 1).
В следующем 1959 г. уже на стеклозаводе
им. Дзержинского (г. Борисов, Минская
обл.) создана такая же экспериментально-
художественная
лаборатория.
А с 1960 гг. при отделе кузовов
управления
главного
конструктора
Минского
Автозавода
функционирует
бюро художественного конструирования.
В 1961 г. в минском Доме моделей
создана группа моделирования обуви и
трикотажных изделий. В этом же году
творчество белорусских художников стекла,
керамики, мебели, текстиля, модельеров
одежды и обуви было представлено на
всесоюзной
концептуальной
выставке
“Искусство в быт” в Москве. Важной
вехой в подготовке кадров стало открытие
вечернего
отделения
декоративно-
прикладного искусства на художественном
факультете Белорусского государственного
театрально художественного института
(БГТХИ). Там были созданы кафедры стекла
и керамики, художественного металла,
моделирования одежды и художественного
ткачества, интерьера и оборудования [1].
В 1962 г. принято постановление
Совета Министра БССР “Об улучшении
качества продукции машиностроения и
товаров культурно-бытового назначения
путем внедрения методов художественного
конструирования”
Распоряжением
Совнархоза БССР на предприятиях
республики введена должность художника-
конструктора. При ЦК ЛКСМБ образован
У
же с конца 40-ых гг. XX в.
в тогда еще Белорусской
Советской социалистической
республике
стали
наблюдаться предпосылки для становления
полноценного дизайнерского направления
деятельности.
Рассмотрим
кратко
хронологию основных событий, которые
были важными вехами в создании
белорусской
дизайнерской
школы.
В 1948 г. в Минске был создан
Дом моделей Министерства легкой
промышленности БССР в качестве головной
организации по созданию новых образцов
женской, мужской и детской одежды для
предприятий республики. Постановлением
Совета Министров СССР в 1952 г.
открывается Минское отделение Всесоюзной
торговой палаты. В числе его задач –
организация и художественное оформление
выставок, рекламное выполнение плакатов,
товарных знаков, этикеток, упаковок и др.
С 1957 года в управлении стекольной
промышленности СНХ БССР официально
вводится должность главного художника.
На стеклозаводе “Неман” (г.п. Березовка,
Лидский р-н, Гродненская обл. ) в 1958 г.
создана экспериментально-художественная
лаборатория. Примечателен тот факт, что в
этом же году на всемирной брюссельской
выставке “Экспо-58” стеклозавод “Неман”
Хронология
Дизайна в
Беларуси

Page 2

Design
2
C
hronical
of
B
elarussian
“Штаб
промышленной
эстетики”.
Уже в 1964 г. вечернее отделение
декоративно-прикладных
искусств
в БГТХИ преобразовано в дневное.
На НПО “Дормаш” создан отдел
художественного
конструирования.
В 1965 г. при кафедре интерьера
и
оборудования
БГТХИ
введены
специализации
“художественное
конструирование”
и
“промышленная
графика”. Распоряжением СНХ БССР
при СКБ-3 создан в качестве головного
отдел технической эстетики. Лаборатории,
отделы, секторы технической эстетики
и
художественного
конструирования
созданы при КБТМ, на ПО “Горизонт”,
в СКБ станкостроительного завода,
на
заводе
холодильников
[1].
Вследующемгоду(1965)СКБ-3передано
в ведение госкомитета стандартов СССР
и преобразовано в “Отдел перспективного
проектирования
промышленных
образцов”. На базе этого отдела и Штаба
промышленной
эстетики
приказом
госкомитета по науке и технике СМ СССР
создан Белорусский филиал Всесоюзного
научно-исследовательского
института
технической
эстетики
(БФВНИИТЭ).
При Союзе художников открыта секция
художественного
проектирования.
1967 г. был отмечен тем, что в БГТХИ
создана кафедра промышленного искусства.
БФВНИИТЭ организована республиканская
выставка “Промышленность Белоруссии
и техническая эстетика”, проведена
конференция
(художественное
конструирование и проблемы качества,
надежности, долговечности промышленных
изделий). Белорусское художественное
стекло, фарфор, коллекции моделей одежды,
мебель и другая продукция, создаваемая
с участием дизайнеров, представлена
на всемирной выставке в Монреале [1].
Все чаще белорусские дизайнеры
стали участвовать в международных
выставках, экспозициях и т.д. В 1968
г. БФВНИИТЭ придан статус ведущей
организации по проблемам технической
эстетики в области тракторостроения.
А Белорусское прикладное искусство
и дизайн представлены на всесоюзной
выставке
“Декоративное
искусство
СССР” в Москве, Советской выставке
в Лондоне, международных выставках
в Париже, Познани, на ярмарке в Вене.
Результатом активной творческой
работы стало признание работ Минского
Дома
моделей
на
международной
выставке
в
Москве
“Обувь-69”.
Минское
отделение
Всесоюзной
торговой
палаты
преобразовано
в
Белорусскую республиканскую торговую
палату. Группа технической эстетики
создана на Гомельском ПО “Измеритель”.
Художе ственно-технологиче ско е
бюро создано на Минском комбинате
строительных материалов. На “Экспо-
70” показана совместная коллекция
моделей
минских
и
вильнюсских
дизайнеров одежды, с использованием в
современной моде национальных мотивов.
Автомобиль МАЗ 516 награжден Золотой
медалью Лейпцигской ярмарки [1].
В 1971 г. в БФВНИИТЭ организована
выставка “Художественное конструирование
в СССР” и проведен международный
проектный
семинар
“Интер-дизайн-
71” под эгидой ИКСИДа. С участием
белорусских дизайнеров прошли выставки
“Интерторгмаш-71” и “Стройматериалы-71”
в Москве. Выставка “Белорусское стекло и
ткани” показана в Будапеште и Дебрецене.
1972 год стал еще более активным в
плане выставок. Разработки белорусских
дизайнеров и творчество художников-
прикладников представлены на выставке
"Техническая эстетика" в Яблонце-на-Нисе,
международной выставке в Измире, на
ярмарке в Загребе, юбилейной межзональной
выставке "50 лет СССР". Белорусская
Торговая палата преобразована в Торгово
промышленную с постоянной экспозицией

Page 3

Design
3
C
hronical
of
B
elarussian
лучших
образцов
отечественных
и
зарубежных изделий народного потребления
для внедрения их в производство.
При
проектно-технологическом
институте
«Белместпромпроект»
(впоследствии БелКТИМП ) создан
отдел художественного конструирования.
В 1973 Сектор художественного
конструирования создан в НИИ средств
автоматизации. В БФВНИИТЭ организована
выставка "Художественное конструирование
тракторов и сельхозмашин" и на ее основе
конференция "Улучшение условий труда
сельских механизаторов". Стеклозавод
"Неман" отмечен гран-при международной
выставки стекла и фарфора в Яблонце-
на-Нисе за набор посуды "Сельский"
[1]. Приказом МЛП БССР Минский Дом
Моделей переименован в Белорусский
Республиканский
Дом
Моделей.
При ДМ создан отдел пропаганды и
рекламы, приступивший к изданию
каталога "Мода", проспектов, плакатов.
В БГТХИ по инициативе кафедры
промискусствав1974г.проведенаВсесоюзная
конференция по проблемам дизайнерского
образования, представлена разработанная
кафедрой методика образования и изданный
к конференции проспект. По приглащению
БФВНИИТЭ в Минск с выставкой приехал
и новые технологии" (Великобритания).
Отделы художественного конструирования
созданы на часовом заводе "Луч" и на Минском
тракторном
(с подотделом эргономики).
Расширяются
и
образовательные
возможности. Так в 1977 г. в БГТХИ
образована
кафедра
промышленной
графики, оформления выставок и рекламы.
Наконец-то, в 1978 г. образовано
объединение
"Белторгреклама".
На
всесоюзной
выставке
"Техническая
эстетика на службе качества" работы
БФВНИИТЭ награждены 11-ю медалями.
В их числе: набор конторской мебели,
эстетизация
производственной
среды
предприятий
Белглавэнерго,
токарно-
копировальный станок, изделия культбыта
для освоения на Минском заводе
пластмассовых изделий. В БФВНИИТЭ
прошла выставка "Чехословацкий дизайн
– традиции и современность". Бюро
эстетизации
производственной
среды
и промзданий созданы на стеклозаводе
"Неман", в НПО по продуктам питания
из картофеля, на заводе "Термопласт" [1].
Бюрохудожественногоконструирования
создано на Витебском телевизионном заводе.
Работы БФВНИИТЭ экспонировались на
триеннале "Яблонец-79 и выставке "Дизайн
в СССР", проходившей в Польше. Медалями
награждены: диапроекторы "Пеленг-1" и
"Пеленг-16", бытовой бар, корнеуборочная
машина,унифицированныерукояткиипедали
известный финский дизайнер Тимо
Сарпанева. Состоялись творческие встречи
гостя с коллегами и зрителями. БФВНИИТЭ
совместносНИИЭВМорганизоваливыставку
"Художественное конструирование ЭВМ" [1].
Расширяется
круг
производств,
где создаются отделы художественного
конструирования и эстетики производства.
Например, в 1975 г. такие отделы
созданы на Минском мото-велозаводе,
в ЦКБ "Пеленг", ЭКБ Продмаш.
Группа
Белорусских
дизайнеров
участвует в конгрессе Иксида в Москве.
1976 г. стал знаменательным, т.к. был
объявлен Первый конкурс дизайнеров
Минска и Минской области на лучший
художественно-конструкторский
проект
промышленного изделия. В Выставочном
зале БФВНИИТЭ состоялись выставки
"Техническая эстетика" (ФРГ) и "Дизайн

Page 4

Design
4
C
hronical
of
B
elarussian
органов управления, гипертермическая
установка
для
криохирургии
[1].
В Республиканском центре НОТ и
УП МЛП БССР в 1980 г. создан отдел
производственной эстетики и условий
труда, который осуществляет разработку
проектов
эстетической
организации
производственной среды предприятий
легкой промышленности БССР. В МПО
"Гранат" создан сектор технической
эстетики. Производственное объединение
БелавтоМАЗ награждено призом "Золотой
Меркурий". В Минске начало работать
агенство «БелОР» Всесоюзного объединения
Союзторгреклама,
оказывающее
полный комплекс рекламных услуг.
На базе Минского Дома моделей
в 1981 г. был создан Минский Дом
мододелей обуви, а на БелАЗе создано
бюро технической эстетики и группа
организации производственной среды.
В 1982 г. была организована
Первая школа-семинар для энергетиков
"Дизайн и производственная среда".
На всесоюзной выставке "Дизайн
на службе эффективности и качества"
в 1983 г. БФВНИИТЭ награжден
медалью. Институт принял участие в
выставке "Дизайн СССР" в Берлине.
В Финляндии в 1984 г. прошла
передвижная
выставка
советского
стекла (в том числе и белорусского).
1985 год был богат событиями.
На
выставке
"Электрификация
СССР" (ВДНХ СССР) 12-ю медалями
отмечены разработанные в БФВНИИТЭ
дизайн-проекты
пультов
управления
энергосистемами. На выставке "Дизайн
- социалистическому обществу" дизайн-
проект
"Комплексного
оборудования
кабинета
доврачебного
приема",
унифицированной кабины для самоходных
с/х машин, пульта управления ЕЭС
СССР, ассортимента бытовых ножниц,
аппарата искуственного кровообращения,
комплексного
оборудования
стоматологической
лаборатории.
При
институте Белбыт техпроект создан
Минский театр мод. Создан отдел
ориентированный
на
прогнозтическое
дизайн-проектирование. На международной
ярмарке в Пловдиве автомобиль МАЗ
54 награжден золотой медалью [1].
На
Всесоюзной
выставке
"Электробытовые машины и приборы"
в 1986 г. отмечен 2-мя медалями
выполненный в БФВНИИТЭ художественно-
конструкторский проект морозильника.
На Международном бьеннале плаката в
Варшаве плакаты белорусских дизайнеров
награждены Гран-при и поощрительной
премией. Художественно-конструкторские
бюро созданы в НИИ приборостроения, в
РЭУ "Минскэнерго", на Брестском заводе
"Цветоторон",в
СКБ
"Техноприбор",
на заводе "Красный Октябрь" (Орша).
На трикотажной фабрике "Прогресс"
создан
Белорусский
Республиканский
дом моделей трикотажных изделий [1].
В Москве в 1987 г. состоялся
учредительный съезд Союза дизайнеров
СССР, 25 белорусских дизайнеров приняты
в члены Союза, четверо из них избраны в
правление СД СССР. 14 декабря состоялся
учредительный съезд Союза Дизайнеров
БССР. Участвовало 70 членов Союза, избран
председатель
правления,
секретариат.
Согласно Уставу «Белорусского союза
дизайнеров» ссновными целями являются [1]:
1.развитие
и
пропаганда
дизайна
в
Республике
Беларусь;
2.координация
и
кооперация
творчества дизайнеров, а также развитие
их
профессионального
мастерства;
3.защита
профессиональных,
творческих, авторских и иных прав
и
законных
интересов
дизайнеров.
Основными
задачами
ОО
«БСД»
являются:
4.изучение
и
разработка
программ
художественно-проектной
деятельности в Беларуси, расширение
ее
практического
применения;
5.пропаганда и реклама результатов
творческой
и
профессиональной
деятельности
членов
ОО
«БСД»;
6.создание благоприятных социально-
бытовых
и
материально-технических
условий для развития дизайна в Беларуси;
6.участие в организации подготовки

Page 5

Design
5
C
hronical
of
B
elarussian
дизайнерскихкадров,содействиеповышению
уровня
дизайнерского
образования.
В Республиканском Доме Моделей
создана группа оперативного реагирования
на изменения покупательского спроса и
коррекции моделируемых и выпускаемых
промышленных
изделий.
Создана
творческая дизайн-студия "ТакМо". На
выставке "Дизайн в СССР" в Штутгарте
(ФРГ) представлены и премированы
разработки. БФВНИИТЭ - набор швейных
ножниц и ножницы из проволоки, проект
зерноуборочного комбайна "Дон-1500".
Белорусский Республиканский Дом Моделей
Реорганизован в ОАО Белорусский Центр
Моды. МАЗ-2000 "Перестройка" представлен
на международной автомобильной выставке
в Париже. Серия плакатов по экономии
объединения "Белторгреклама" награждена
дипломом Первой степени на Первом
Всесоюзном конкурсе рекламы в Москве.
Серия плакатов по экономии награждается
дипломом Первой степени на первом
Всесоюзном конкурсе рекламы в Москве.
На международном конкурсе плаката
по разоружению в Нью-Йорке (США) в
1988 г. белорусский плакат завоёвывает
серебрянную медаль Мира ООН. Студенты
кафедры промышленной графики БГТХИ на
международном конкурсе плаката "Почему
голод, почему нищета" в Нью-Йорке (США)
награждены Гран-при и золотой медалью [1].
В 1989 г. создано "ТПО-Дизайн"
при Белорусском союзе дизайнеров.
Белорусский плакат отмечен третьей
премией на Международном бьеннале
плаката
в
Лахти
(Финляндия).
В 1991 г. БФВНИИТЭ был переименован
в
Белорусский
институт
дизайна.
Белорусский государственный театрально-
художественный институт переименован в
Белорусскую академию искусств. А в 1994
г. Художественно-промышленный факультет
БГТХИ преобразован в факультет дизайна.
Постановлением кабинета министров
РБ от 1995 г. Белорусский институт
дизайна переименован в Национальный
дизайн-центр
Республики
Беларусь.
В Минске прошел республиканский
конкурс молодых модельеров "Мила" и
фестиваль авангардной моды "Мамонт".
Национальный
дизайн-центр
РБ
участвует в международной выставке
"Интердизайн Сеул-96". В Витебске прошел
республиканский конкурс модельеров "Белая
Амфора". В Белорусском государственном
технологическом университете введена
специализация"Технологияидизайнмебели".
На Международном бьеннале плаката в
Варшаве (Польша ) работы белорусских
дизайнеров награждены второй премией.
Учреждены премии СМРБ в области
дизайна и объявлен ежегодный конкурс
на соискание премии. 2 первые премии
присуждены разработкам Белорусского
дизайн-центра [1]. Создана Гродненская
областная организация Союза дизайнеров
РБ. При Белкоопсоюзе сформирована группа
дизайнеров по оформлению магазинов
в системе кооперации. Открыта кафедра
дизайна в ЕГУ (Европейский гуманитарный
университет).
Работы
белорусских
рекламистов награждены второй премией
на международном фестивале рекламы
EPIKA (Франция). В Минске состоялся
Первый международный фестиваль рекламы
"Золотой Волк", в котором было представлено
210 участников из Беларуси и России.
Национальный центр моды РБ "по
показателям
динамики
производства
и
ассортимента,
объема
закупок,
эффективности и экологии" награжден
французской ассоциацией "Мир без границ"
призом "Золотой Меркурий" в 1998 г. В
Минске состоялся Второй международный
фестиваль рекламы "Золотой Волк", в
котором было представлено более 500
работ около 400 участников из Беларуси,
Украины, Польши, Прибалтики [1].
В1999г.состоялся4-йсъездБелорусского
союза дизайнеров. Белорусские художники
Цеслер В. Я. и Войченко С. В. презентовали
"Проект века". В Витебске прошел 5-й
конкурс "Белая Амфора". В Минске прошел
фестиваль авангардной моды "Мамонт".
Начиная с 2000 г. дизайнеры Республики
Беларусь наиболее активно участвуют в
различных выставках и международных

Page 6

Design
6
C
hronical
of
B
elarussian
презентациях.
Белорусским
союзом
дизайнеров издан каталог "Знак-логотип".
Состоялся XL Республиканский конкурс
"Искусство книги". Белорусским союзом
дизайнеров издан справочник "Белорусский
союз дизайнеров" (признано лучшим
изданием 2000 года на конкурсе "Искусство
книги"). В Сент-Этьене (Франция) прошла
2-я Международная выставка дизайна "2nd
ST-etienne Biennial international design festival
2000", в которой впервые приняли участие
студенты Белорусской академии искусств.
На 1-м Международном фестивале "Золотое
руно" (г.Сочи, Россия) белорусское рекламное
агентство "Белая Карона" получило приз
"Золотой парус". На 4-м Международном
фестивале «Золотой волк», первые места
на котором в различных номинациях
получили РА "Белая Карона", СП "ТАРПЕЙ
принтинг хаус", ПК ООО "Коллекшн", РИ
ООО "Зрок Арт", художники Цеслер В.,
Войченко В., Гребень А., фотограф Лившиц
Г. Белорусские модельеры представили свои
коллекции на Международном фестивале
"Времена года" (лучшая авангардная
работа — И. Айплатов).В Витебске
прошел 6-й конкурс "Белая Амфора". На
Национальном фестивале "Архитектура-
2000" гран-при за лучшую постройку
года было присуждено АП "Белпроект"
за Республиканский реабилитационный
центр для детей-инвалидов. 8-й раз в
Витебске
прошел
конкурс-выставка
"Арт-сессия". Совместно с Польским
институтом в Минске был проведен Первый
международный академический пленер
"Небо и земля Фердинанда", посвященный
130-летию Фердинанда Рущица. На конкурсе
Международного Олимпийского комитета
в Лозанне (Швейцария) гран-при завоевала
студентка Белорусской академии искусств.
Реализован проект "Second Second Hand".
Состоялся 6-й Международный фестиваль
авангардной
моды
"Мамонт
2000".
Народному фотоклубу "Минск" исполнилось
40 лет. "Проект века" Цеслера В. и Войченко
С. был представлен в ГМИИ им. А. С.
Пушкина (Москва, Россия), Государственном
Русском
музее
(Санкт-Петербург,
Россия), на международной выставке
EXPO-2000 (Ганновер, Гремания) [1].
За 2001 г. выпущено три номера первого
в Беларуси производственно-практического
издания — альманаха "PROдизайн".
В Национальном выставочном центре
«Белэкспо»
прошла
двадцатидневная
выставка итальянского дизайна "Золотой
циркуль ADI". В Музее современного
искусства (г. Минск) прошла выставка
шведского дизайна "Дизайн для всех. В 49-
ой Венецианской биеннале приняли участие
белорусские дизайнеры Цеслер В., Войченко
С. с "Проектом века". Впервые на Moskow
Fashion Week была представлена коллекция
белорусского дизайнера — Татьяны
Котес. Прошел первый республиканский
конкурс интерьеров. «Идеи и реализации»,
проводимый салоном мебели «Тина Влати».
В Государственной Третьяковской галерее
(Санкт-Петербург, Россия) прошла первая
в истории выставка группы белорусских
художников. При содействии Посольства
Италии в Беларуси и лично посла Стефано
Бенаццо, а а также Белорусского союза
дизайнеров в Минске прошла выставка
итальянской фотографии "Уникальная
страна. 100 лет итальянской фотографии".
На II Международном фестивале
ледовой скульптуры в Мурманске (Россия)
в 2002 г. Гран-при присуждено скульптору
П. Войницкому Белорусскому союзу
дизайнеров исполнилось 15 лет. Выпущено
четыре номера альманаха «PROдизайн». В
Козлувке (Польша) прошли дни белорусского
плаката (при помощи Польского института
в Минске). В Киеве (Украина) прошел
III Международный Киевский фестиваль
рекламы, где белорусские дизайнеры
заняли призовые места в конкурсах
печатной рекламы, интернета, социальной
рекламы. Прошел II-й Республиканский
конкурс «Стекло в интерьере». Прошел VIII
Международный конкурс модельеров «Белая
Амфора». 118 авторов из Беларуси и Латвии
приняли участие в 11-й выставке-конкурсе
визуальных искусств «Арт-сессия». На 7-м
студенческом конкурсе «Заводной апельсин»
студентки ВГТУ Сабитова А. и Амелина
Н. завоевали по «Золотому апельсину» и
получили золотые дипломы конкурса. В

Page 7

Design
7
C
hronical
of
B
elarussian
Минске прошла выставка, посвященная 120-
летию Я. Коласа «Час не стаіць і не чакае» [1].
В 2003 г. Состоялся 5-й съезд
Белорусского союза дизайнеров. Проведена
первая специализированная Республиканская
выставка «Дизайн Биржа». Состоялся
5 фестиваль «Золотой волк». Прошел
Первый студенческий фестиваль рекламы
«Creon». Состоялся VIII Международный
конкурс модельеров «Белая Амфора».
В
2004
г.
проведена
вторая
Республиканская
выставка
«Дизайн
Биржа». При Белорусском государственном
университете создан Государственный
институт
управления
социальными
технологиями. На международном конкурсе
Ежи Гедройца «Химера 2004» альманах
«PROдизайн» признан лучшим изданием.
На Российской неделе моды представлена
коллекция белорусского модельера И.
Айплатова. Вышла книга О. В. Чернышева
«Концептуальный дизайн: опыт разработки
базовой модели и учебно-методического
обеспечения профессиональной подготовки
дизайнеров в Республике Беларусь».
Владимир Дубко получил грант креативного
центра Fabrica.it при Benetton Group в Италии.
В настоящее время - арт-директор марок
дизайнерской одежды "Султана Французова",
"Евгения Островская" и Sunie Li [1].
Республиканская выставка «Дизайн
Биржа» становится ежегодной (в 2005-2006 гг.
проходят соответственно третья и четвертая).
Проведены
выставки
белорусского
плаката в г. Харьков (Россия), Сербия и
Черногория. Вышла книга О. В. Чернышева
«Дизайн-образование:
новая
модель
профессиональной подготовки дизайнеров».
2007 год был отмечен следующими
событиями:
5-я
специализированная
Республиканская выставка «Дизайн Формат»;
6-й съезд Белорусского союза дизайнеров;
книга О. В. Чернышева «Впечатления души.
Сборник стихов, рисунков, этюдов, проектов».
Проведена 6-я специализированная
Республиканская выставка «Дизайн Формат
2008». Разработан знак выставки «Дизайн
Формат 2008». Прошла выставка плаката,
посвященная 130-летию К. Малевича. Был
издан энциклопедический 300-страничный
справочник «Кто есть кто. Дизайн внутри и
снаружи». А член ОО «БСД» Петруль М. М.
принял участие в Международном биеналле
на XXIX Летних Олимпийских играх 2008
в г. Пекине. В рамках выставки «Tibo 2008»
проведен конкурс графического дизайна.
Проведена выставка «Арт-бульба», на
которой выставлялись экспонаты ОО «БСД».
Передвижная выставка плаката «Візуальны
код часу: постсавецкае мастацтва плаката
Беларусі» в Варшаве, Берлине, Дрездене,
Брюсселе, Триесте, Гранороло, Тулузе [1].
7-я
Республиканская
специа-
лизированная выставка «Дизайн-формат
2009», в рамках которой организован
Белорусский павильон 53-й Венецианской
Биеннале, ряд мастер-классов по боди-
арту, аэрографии, выставка авторских
работ А.Осипова. На Национальном
конкурсе “Искусство книги-2009” издание
Белорусского союза дизайнеров «Кто есть
кто». «Дизайн внутри и снаружи» было
награждено премией “Лепшае даведачнае
выданне”. Издан справочник «Знак.
Логотип», который посвящен авторам,
работающим в сфере графического дизайна,
а также созданным ими товарным и
фирменным знакам, логотипам. Выставка
белорусского
плаката,
посвященная
20-летию Перестройки в г.Вильнюсе
(октябрь 2009 г.), выставка «Книга бытия»
Владимира и Мариты Голубевых [1].
Выставка
швейных
машин
«Неоконченная пьеса для механического
шила»; выставка плаката к 100-летию
белорусского художника-графика Ефима
Тараса (в галерее ОО «БСД») были
проведены в 2010 г. Творческой группой
ОО «БСД» были разработаны дизайн-
проекты следующих объектов: концепция
Национальной экспозиции Республики
Беларусь на Всемирной выставке «ЭКСПО-
2010» (Шанхай); художественный дизайн-
проект Музея современной белорусской
государственности; проект экспозиции
и фирменный стиль Несвижского музея-
заповедника, изготовлены выставочные
экспонаты
и
предметы
музейного
значения
для
дворцового
ансамбля
Радзивиллов в г. Несвиже; экспозиции

Page 8

Design
8
C
hronical
of
B
elarussian
залов
замкового
комплекса
«Мир».
Мотоцикл, спроектированный членом ОО
«БСД» Юрием Шифом, стал победителем
Мирового чемпионата по мотоциклетному
кастомайзингу “2010-AMD World Cham-
pionship of Custom Bike Building” (август
2010 г., г.Стурджис, штат Южная Дакота,
США). Участие дизайнеров ОО «БСД»
в Неделе дизайна в Литве (май 2010 г.,
Вильнюс). В рамках Недели дизайна в Литве
организована выставка белорусского плаката
(продолжающийся проект) «Реконструкция
Перестройки-25» и перформанс (май
2010 г., г.Вильнюс). Творческой группой
ОО
«БСД»
разработана
концепция
Национальной экспозиции Республики
Беларусь на Всемирной выставке «ЭКСПО-
2010» (Шанхай). Проведены персональные
выставки членов ОО «БСД»: «Векторное
пространство»
Владимира
Цеслера,
выставка живописи и графики Екатерины
Филюта, цикл проектов Сергея Шило
(«Штрих-код»,
«Адзiнота»,
“Krieg”,
«Груз 300. Памяти Афгана»), выставка
авторских произведений Ирины Дёминой,
«Подъезд №3» Олега Яровенко (в рамках
Международного фестиваля арт-фотографии
«In Focus 2010», август-октябрь 2010 г.,
г.Вильнюс), «Элементариум» Константина
Мужева. Член ОО «БСД» Сергей
Саркисов победил в конкурсе на новый
дизайн входного билета Национального
художественного музея Беларуси; член
ОО «БСД» Владимир Цеслер стал автором
двухцветной раскраски новой марки
российского гибридного автомобиля [1].
Такова
основная
хронология
событий, которые имеют то или иное
отношение к становления и развитию
дизайнерской мысли в Белорусской
Советской Социалистической республике
и современной Республике Беларусь.

Информация о работе Хроника дизайна в Беларуси