Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 14:51, контрольная работа
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение организации изостудии как одной из форм культурно-досуговой деятельности дошкольников, направленной на развитие творческой составляющей личности каждого ребенка.
Задачи работы:
Рассмотреть художественно-эстетическую среду, как фактор развития личности дошкольника
Рассмотреть основы организации деятельности изостудии.
Разработать конспекты занятий.
Проанализировать выявленные в ходе работы данные, разработать рекомендации по использованию результатов работы.
Так, на занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим. Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают немало проблем, чтобы попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят мост из радуги, решают ребусы и т.д.
Во время занятия детям
Обучение детей на занятиях по изодеятельности и формирование творческих способностей прямым образом зависит от создания развивающей среды в изостудии и в самом детском учреждении.
Изостудия должна быть оснащена столами-мольбертами,
рисовальными тумбами со сменным
покрытием (бумага, линолеум, фланель
и др.) для разнообразной
Хорошо, если в изостудии есть музыкальный центр, предусмотрено помещение, где дети могут рассматривать образцы прикладного искусства, художественные произведения, выполненные в различных традициях.
Помещения, предназначенные для студии, должны быть просторными и светлыми. Стены нельзя расписывать пестро, но целесообразно одну из стен как бы углубить пейзажем с хорошей перспективой, который может нарисовать только художник - профессионал.
В летнее время часть деятельности детей в студии переносится на открытый воздух. В этом случае стены изостудии «раздвигаются» и «проектанты» выходят в свои группы, рекреации, во двор детского учреждения. Особое место в проектной деятельности детей может занять составление вариантов размещения цветников, огородных растений, домиков для животных. Этому проектированию следует найти место и за экраном компьютера.
Проектная деятельность детей может носить оформительский характер, может быть использована практически при приготовлении салатов, сервировке стола и т.д.
Ремесла и проектная деятельность детей тесно связаны, так как служат организации среды самими детьми, которые хотят ее создать.
Изучение планирующей
выработать у детей
знакомить с прекрасным,
учить создавать композицию,
учить ориентироваться на листе.
Так же было выявлено, что в повседневной деятельности планируются мероприятия по развитию творчества детей, воображения (наблюдения за явлениями природы, чтение художественных произведений, чтение стихов о временах года, рисование на свободную тему). Анализ перспективного плана показал, что количество занятий планируется в соответствии с программой, уделяется внимание планированию свободной деятельности, куда включается мероприятия по развитию воображения и творчества.
Логическим продолжением этого этапа стал следующий - беседа с воспитателем. Целью , являлось выявление методов и приемов, используемых для развития творческого воображения и оснащенность необходимыми материалами, применяемыми на занятиях и в повседневной жизни.
Беседа с воспитателем показала, что педагог сам увлекается рисованием и прививает эту любовь к детям. Занятия по изобразительной деятельности дети воспринимают без каких-либо отрицательных эмоций. Во время занятия у детей положительный эмоциональный настрой и высокая активность после занятия. Воспитатель рассказала, что на занятиях используются акварель, кисти, карандаши, фломастеры. Задания выполняются полностью самостоятельно, но некоторым требуется помощь в создании замысла. Воспитатель отметила, что многие дети привыкли срисовывать с картин, которые предложены в качестве образца, и лишь немногие проявляют самостоятельное творчество в создании картин (Лера З., Ариша М., Эвелина К.) Также воспитатель выделила, что наблюдается динамика развития творчества детей, связанная в основном с общим психическим развитием ребенка. У всех детей развиты технические умения и навыки, которые должны соответствовать их возрасту.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель использует различные методы: наглядные (показ иллюстраций, образца), словесные (беседы на какие-либо темы, по картине), но предпочтение педагог отдает наглядным методам и приемам. Дидактические пособия и наглядные материалы, используемые на занятиях, представляют собой набор картин по разным тематикам, образцы выполнения, как самого воспитателя, так и самих детей.
Воспитатель рассказала, что в повседневной деятельности проводятся наблюдения каждый день на прогулке, дидактические игры в группе, беседы, чтение стихов, сказок, что расширяет представления детей об окружающем мире. Также имеет место индивидуальная работа с детьми, у которых наблюдаются затруднения в выполнении заданий.
Можно сказать, что педагог не остается в стороне от проблемы развития детского творчества, а активно принимает участие в решении этого вопроса.
Для выявления интереса к процессу рисования была проведена беседа с детьми. Из беседы мы выяснили, что дети любят рисовать. При выборе материалов для создания картин, останавливали свой выбор на более простых: карандаши, фломастеры. Вопрос о том, какими материалами еще можно создавать изображение, вызвал у детей затруднение в ответе. Также все дети ответили, что они самостоятельны в создании и воплощении замысла и им не требуется какая-либо помощь. При создании картины дети в основном уделяют внимание изображению предметов. В соответствии с этим можно сделать вывод, что дети увлекаются рисованием, проявляя свою фантазию, но она ограничивается выбором простых материалов, что ограничивает развитие творчества.
По завершении этого исследовательского этапа работы , можно констатировать зависимость характера выполнения заданий , от овладения детьми структурными (имеющийся запас представлений, чувственный опыт) и операциональными (механизмы и действия воображения на основе имеющегося опыта и представлений) компонентами воображения от наличия и возможности использования словесных и наглядных опор, от обученности детей приемам преобразования образов восприятий, памяти и представлений. Также , можно обозначить причины несформированности воображения у детей: трудности восприятия пространственных отношений, неспособность видеть целое по отдельным частям, непонимание причинно - следственных зависимостей, малый запас сведений об окружающем мире, бедность и неточность представлений, несформированность познавательных интересов и др.
Это важно знать, чтобы сделать более целенаправленным и эффективным весь процесс работы по развитию детского творчества.
Анализируя выявленные трудности у детей, мы предположили, что процесс развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, при использовании разработанного комплекса интегрированных занятий по сюжетному рисованию, обогащении эмоциональной сферы и зрительного опыта детей новыми впечатлениями посредством наблюдений, накоплении знаний с помощью бесед и в проведении индивидуальной работы.
Мы составили проект, который предполагал решение следующих задач:
Перспективный план помог сделать работу целенаправленной и планомерной. В нем были отражены темы занятий, дидактические игры, которые использовались в опытно-экспериментальной работе.
Таблица 1
План - проект работы «Страна сказок»
№ |
Занятия |
Игры |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. |
«Курочка Ряба» Цель: учить детей рисовать животных (курочку), передавать ее отличительные особенности: оперенье, хохолок; использовать при рисовании различную цветовую гамму, передавать выразительность образа. «Колобок и лиса» Цель: учить рисовать эпизод из знакомой сказки: Колобок и Лиса; передавать выразительность образа Лисы через цвет (восковые мелки) изображение ее фигуры. «Гуси-лебеди» Цель: учить изображать эпизод знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия и время суток; изображать сказочных персонажей во взаимосвязи через их расположение относительно друг друга и передачу движений; передавать характерные особенности стариной крестьянской одежды и предметов; закреплять навыки рисования неба акварельными красками «по сыророму». «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: учить передавать объемную форму; самостоятельно использовать нужные технические приемы , цветовые сочетания. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель: учить передавать в рисунке сказочные образы героев сказок – сестрицы Аленушки и братца Иванушки, изображать их в национальных русских костюмах; самостоятельно применять умения в составлении узоров для украшения костюмов персонажей; упражнять в смешивании красок для получения нужного оттенка для лица и рук (светло-оранжевого). «Сказка о царе Салтане» Цель: формировать умения передавать в рисунке форму и строение посуды, учить детей составлять композицию; упражнять детей в закрашивании рисунка гуашью; закреплять навык рисования элементов росписи. «Снегурочка» Цель: учить передавать эпизод из знакомой сказке: дед и баба вылепили Снегурочку; передавать выразительность образа Снегурочки через подбор красок (холодные цвета), изображать ее стройную фигурку; выбирать один из предложенных вариантов композиции; изображать персонажей сказки в зимней старинной одежде. «Сказочный мир» Цель: учить детей на основе знаний и умений, полученных на предшествующих занятиях цикла, самостоятельно выбирать сюжет для рисунка к любой знакомой сказке, заранее придумывать композицию своего рисунка, делать выбор сказочных персонажей, предметов, строений, подбор красок |
«Волшебные предметы» Цель: закреплять умения располагать предметы, связанные между собой сюжетом, на листе бумаги.
«Дорисуй» Цель: развивать воображение, творческие способности.
«Собери картинку»
Цель: развивать у детей способность из частей собирать один сюжет.
«Волшебные краски» Цель: закреплять умения подбирать к предметам соответствующий цвет.
«Волшебные кружки»
Цель: учить передавать выразительные образы в сюжете.
«Найди дорогу к домику»
Цель: закреплять знания о цветах (синий).
«Помоги кролику» Цель: Закреплять знания детей о цветах; развивать наблюдательность.
«Что изображено» Цель: развивать воображение, творческие способности детей. |
Все занятия были успешно проведены и дали хорошие результаты, но для повышения уровня развития изобразительных знаний, умений и навыков, а также и для успешного усвоения материала велась работа вне занятий. Большое внимание уделяли знакомству с самим художественным произведением. Сказку рассказывали несколько раз, причем каждый раз старались преподнести ее по-новому. Например, сначала рассказывали сказку и рассматривали иллюстрации к ней, а затем показывали диафильмы или прослушивали сказку в грамзаписи и на аудиокассетах. Это способствовало формированию у детей не только ясных и четких представлений, но и помогало глубже почувствовать и понять средства выразительности, используемые для передачи образа.
Такая форма работы очень помогала при проведении занятий, так как у детей было достаточно знаний в сфере русских народных сказках для получения успешных результатов в работах детей (см. Приложение 1,2)
Первым занятием на формирующем этапе эксперимента, конечно же, предлагались сказки хорошо знакомые детям, например: «Колобок», «Курочка Ряба», а затем сказки из программы старшей и подготовительной групп «Сказка о рыбаке и рыбке», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д.
На серии занятий предложенных
детям, мы постарались ознакомить их
с особенностями средств
На занятиях были поставлены следующие задачи:
Самая главная задача, на этапе формирующего эксперимента – это развитие изобразительных знаний, умений и навыков в сюжетном рисовании, через сказочные образы.
Для того, чтобы вызвать интерес к занятиям, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, использовались различные дидактические игры (см. перспективный план) и такие как:
«Найди жанр сказки»
Цель: закреплять знания о сказочно-былинном жанре, находить его среди других жанров (портрет, натюрморт, пейзаж, анималистика). Обосновать свой выбор, рассказывать о содержании картины, героях, их характерах.
Информация о работе Художественно-эстетическая среда как фактор развития личности дошкольника