Художественно-эстетическое воспитание школьника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 11:08, доклад

Краткое описание

Художественно- эстетическое воспитание школьника – важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Именно детский возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности. Для реализации задач художественно-эстетического воспитания необходима среда, в которой ребёнок живёт и развивается. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды может стать музеи и художественные выставки.

Вложенные файлы: 1 файл

практика.docx

— 21.60 Кб (Скачать файл)

Художественно- эстетическое воспитание школьника – важнейшее средство формирования отношения ребёнка к действительности, средство его нравственного и умственного воспитания, и в конечном итоге средство формирования духовно богатой и всесторонне развитой личности. Именно детский  возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности.  Для реализации задач художественно-эстетического воспитания необходима среда, в которой ребёнок живёт и развивается. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды может стать музеи и художественные выставки.

Музей – это тот остров духовности в современном художественном процессе, куда еще не добрался ураган китча и полукультуры. Атмосфера музейного пространства способствует формированию образного и эстетического восприятия, художественного вкуса ребенка, стимулирует богатое детское воображение, закрепляет эмоциональную отзывчивость, нравственность. Ребенок, как посетитель экспозиции, обладает большой степенью свободы при выборе темпа, формы усвоения материала и темы программы, что повышает степень воздействия образовательной среды, результативность воспитательных задач. Это достигается за счет учета возрастных особенностей детей. Усвоение социального опыта - в данном случае  музейной этики, нацеленной на длительное зрительное восприятие, - не может быть передано в устной или письменной форме. Это происходит непосредственно во время пребывания детей в музее. Отсутствие же такого опыта в зрелом возрасте является серьезным препятствием на пути полноценного художественного восприятия: человек в этом случае, как правило, реализует «детскую схему поведения», то есть стремится  в  наиболее короткий срок увидеть как можно больше, удовлетворяя тем  самым свое любопытство или любознательность, но, даже не приступая к углубленному восприятию. Разрешить эти закономерные сомнения возможно при условии такой организации детской деятельности в музее,   которая учитывала бы особенности детского развития на разных  возрастных этапах, с одной стороны, и правило их ограничения, имеющиеся в среде музея, - с другой. 

         Музеи предоставляют широкие  возможности для реализации принципа  наглядности в учебной деятельности. Музей связан с интересами  человека, он устанавливает связи  между прошлым и настоящим. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей фамилии, своей малой родины.

– каждое посещение музея должно иметь конкретную учебную цель;

– учитель и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а серьезная работа и необходимо готовиться к ней;

– проводить занятия в музее нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, то есть когда дети еще не устали и готовы к восприятию;

– следует отказаться от обзорных экскурсий как «безумно тяжелых для сознания не только ребенка, но и взрослого»;

– отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребенка;

– итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). Творческая работа у детей не сопровождается чувством утомления, а доставляет радость и удовольствие, ведь эстетическая сторона предметов и выполняемой работы вызывает у школьников большой интерес.Особую роль в эстетическом воспитании учащихся в музее играют экспозиции и выставки народного искусства. Народное искусство рассматривается как важное средство духовного развития личности, как мир духовных ценностей. Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью традиционной художественной культуры России и культуры народов мира. Его сохранение, возрождение и развитие способствует формированию духовной культуры личности школьника.

Сегодня задачи формирования духовной культуры человека, его 
познавательных потребностей становится не менее важным, чем задачи 
образовательные, потому что при успешном решении первых, эффективно реализуются вторые условия.  Экскурсия способствует: развитию мышления и воображения учащихся; активизирует и обогащает познавательную деятельность; возбуждает и развивает интерес к далёкому прошлому; формирует мировоззрение; расширяет кругозор; повышает культуру; решает воспитательные задачи.Историческая экскурсия — это особый вид деятельности учителя, она, как никакая другая форма его работы, демонстрирует школьникам связь прошлого и настоящего, даёт возможность учащимся почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Всё это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения. В экскурсионной работе не последнюю роль играет и обучение таким, казалось бы, незначительным вещам, как поведение во время экскурсии, умение выражать свои впечатления от увиденного, умение «видеть» исторические памятники и экспонаты. Особую роль играет и сама атмосфера экскурсий — доброжелательность, взаимоуважение — это тоже важная сторона воспитания наших учеников.

 

 «Музей есть собрание всего отжившего, мертвого, негодного для употребления, но именно потому - то он и есть надежда века, ибо существование музея показывает, что нет дел конченных... Для музея нет ничего безнадежного, «отпетого», то есть такого, что воскресить и оживить невозможно... Музей есть высшая инстанция, которая должна и может возвращать жизнь...» Это емкое толкование, данное русским философом Н.Ф.Федоровым, также определяет сущность музея и подчеркивает его историческую ориентацию.

Для того чтобы начать работу над темой диссертации , а тему звучит так: Изобразительное искусство- как эстетическое воспитание школьников, я решила начать свою научно-исследовательскую  практику с посещения именно музея, для того чтобы заинтересовать ребенка посещением выставки, не утомить его я выбрала выставку «Фестнаив-2013 в Музее наивного искусства». Детство – пора, к которой для большинства нет возврата. Но есть люди – наивные художники, которые способны и сами возвращаться в эту счастливую пору, и возвращать в нее других.Совершить путешествие в детство с их помощью можно. Скажем, детям очень нравится примитивное, наивное искусство. Простые и знакомые формы воспринимается ими легко, как мультики. Даже самые маленькие обычно в восторге от подобных «детских» выставок . «Фестнаив–2013» была посвящена первому показу работ грузинского художника-самоучки Нико Пиросманишвили в Москве в 1913 году .На выставке были предложены зрителю свыше 300 работ более чем 170 художников со всей России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, включая Латинскую Америку .Были представлены различные виды техники : живопись, графика, декоративно-прикладное творчество как классиков жанра, так и новых художников-наивистов. Каждый, независимого от возраста , мог найти для себя понравившуюся работу и подчеркнуть для себя что то новое. Наивное Искусство, традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира.В наивном искусстве, нет техники, нет школы, ему невозможно научиться. Оно просто «излучает» из тебя. Оно – самодостаточное. Ему все равно, как оценивают его мастера, к какому стилю его относят. А другая сторона наивного искусства – наивность или простота форм, образов, техники; в нем нет гордыни, самолюбования, претензий. Но за наивностью формы отчетливо видна глубина смыслов (иначе, оставаясь наивным, оно перестает быть искусством ). Оно – настоящее.

 

 Свобода от стилевых условностей, использование простейших приемов изображения - своего роды первоэлементов художественного языка - вот что отличает всех наивных художников и роднит их с искусством первобытной эпохи и архаики. Не говорит ли это родство о том, что в их творчестве главенствуют те самые архаические , бессознательные слои психики, которые скрываются в каждом человеке, но выявляются редко и порой как следствие стрессов, острых переживаний, как своеобразная творческая самозащита личности. В те времена , когда духовная жизнь была ритуализована и регламентирована, искусство существовало в системе строгих правил, которые немыслимо было бы нарушить, художников-самоучек быть не могло. Их появление -свидетельство раскрепощения личности. Наивное искусство, в отличие от других направлений в живописи, не результат развития искусства, где один стиль отрицал другой или наследовал ему. Это искусство вырастает непосредственно из потребностей человеческой психики и лишь поверхностно воспринимает те или иные черты современной ему художественной жизни. Художественный опыт в примитиве - это прежде всего экзистенциальный опыт, и он переживается отнюдь не по законам искусства. В этом ракурсе возможно сближение таких явлений, как архаика, искусство детей и наивных художников , так как в каждом из этих случаев произведение искусства рождается в результате не только, и даже не столько эстетической потребности, а как один из  способов взаимоотношений с окружающим миром. Наивное искусство становилось фактом художественной культуры, именно потому, что у него появлялись почитатели в среде художественной молодежи. Очевидно, что основная ценность наивного искусства — именно в его способности воздействовать на чувства напрямую. В изобразительном искусстве дети лучше всего воспринимают цвет. Большинство детей интереснее рассматривать картины, если на них изображены знакомые им предметы. И поэтому ребенку не сложно будет посетить, понять и обнаружить в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное лично для себя. Научится ориентироваться во времени, узнает, что такое музейные предметы, зачем хранить памятники культуры и природы, сравнит общественное устройство прошлого и настоящего и научится уважать нематериальные ценности.

 

 

 

 


Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание школьника