Церковь Покрова на Нерли.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 22:28, реферат

Краткое описание

Церковь Покрова на Нерли является наглядным примером единого идейно-художественного плана развития Владимиро-Суздальского княжества, правящего там князя Андрея.

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Посадские дома с четырехчастным построением плана. Общая тенденция к более рациональному и экономичному решения жилого дома, в том числе желание получить больше полезной площади при сокращении периметра наружних стен, способствовала формированию ещё одного типа жилого здания- с четырехчастным построением плана.

Многокомнатный  дом с удлиненными сенями с  целым рядом достоинств, особенно по сравнению с двухпалатным домом  – связью, обладал и недостатками. Вытянутый коридорообразный объем сеней, как правило, плохо освещенный, был мало удобен в быту. Древнерусские зодчие различными способами пытались устранить этот недостаток.

В доме Жукова в Пскове можно было наблюдать  попытку отказа от заднего крыльца  и уменьшения сеней. Псковские мастера  разделили сени на две части более  широкую переднюю и узкий служебный  коридорчик с отхожим местом. 

Посадские дома со встроенной лестницей. Отход от традиционной схемы избы со связью и создание плановых схем многокомнатного дома, естественно, вызвали изменения и других привычных форм хоромового строения. Широко раскинувшееся красное крыльцо с тремя рундуками и шатровыми завершениями плохо согласовывалось с габаритами среднего посадского двора и с общими стремлением к компактной, более экономичной объемной композиции здания.

Открытые  со всех сторон, выдвинутые навстречу  ветрам, крылечки создавали зимой  большие неудобства. Желание улучшить эксплуатационные качества  главного, парадного крыльца – красы древнерусских палат – приводит к устройству лестницы в специальной пристройке. В этой пристройки открытые проемы постепенно заменяются окнами, столбы – стенами и крыльцо превращается в лестничную клетку, заключенную в каменную коробку. Меняется и положение лестницы, которая теперь не выносится вперед, а прижимается к стене здания. Это упрощало конструктивное решение и сокращало каменную кладку.

Перерастание крыльца в парадную лестницу легче всего проследить в жилых постройках Пскова. В доме «первостатейных, пожиточных людей» Посниковых в Пскове выполнена очень своеобразная парадная лестница. На чертеже, подписанном губернским архитектором И. Албрехтом в марте 1800 года, показано два одинаковых марша, которые вели на широкую площадку, откуда были выходы в помещения второго этажа. С той же площадки начиналась одномаршевая лестница, приводящая в сени третьего каменного этажа. Была вкомпанована в объем здания и лестница в палатах на Романовой горе в Пскове.

 

 

 

 

 

 

Часть 3.

Деревянные клетские храмы Древней Руси.

Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

В исторических документах нет достоверных сведений о древнейших культовых зданиях  Руси – языческих храмах: летописи лишь упоминают о них. Несомненно, что схема церковного здания, заимствованная вместе с христианством, претерпела на русской земле изменения. В  соответствие с канонической схемой в основе церкви простейшего типа лежит сочетание трех срубов (клетей): большого центрального – для самой церкви и двух меньших – для притвора(сеней) – на запад и алтаря (апсиды) – на восток. Каждый сруб перекрывался высокой двускатной клинчатой кровлей с главой и крестом, выделявшими церковь из других строений. Такой тип храма носил название клетского. Летописи называли подобные церкви  «древяна клетски». Сходство клетских храмов  с жилыми и хозяйственными постройками свидетельствует об их конструктивном родстве.

Клетский тип храма был широко распространен, особенно на землях Центральной Руси. Стройна и выразительна церковь из с. Спас-Вёжи костромской области. Три сруба церкви и галерея - гульбище поставлены на высокие сваи-столбы. Такой прием (на сваях были установлены и многие хозяйственные постройки села) был обусловлен весенними разливами р. Костромы. Основанием для главы этого храма стал изящный рубленный «в лапу» четвертик, стоящий на крутых скатах кровли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Своеобразен и силуэт и, видимо, нередко в древности  применялся вариант завершения клетской церкви в виде крещатой бочки, также служившей основанием для главы. Единственный пример такого завершении дошедший до нас – клетская церковь Преображения в с. Янидор Пермской области. Здесь блестяще использован прием контраста прямолинейного очертания кровли и плавных линий завершения.

 

 Также  для обогащения силуэта общественного сооружения, но уже по средствам приема повтора, устроена двойная кровля часовни Михаила Архангела из д. Леликозеро в Заонежье.

Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века.

До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси Восток-Запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились в обло с остатком, алтари — в лапу.

Ранее считалось, что самый  древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря Муромского, ныне находящаяся в Кижах, которая датировалась концом XIV века, однако исчерпывающие доказательства её возраста отсутствуют и современные специалисты датируют её XVI веком. Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — Церковь Ризоположения из села Бородава (1485 год), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря. Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Св. Георгия в селе Юксовичи (дер. Родионово), датированная 1493 годом. Все три храма имеют клетский тип.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. В. И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков «История русской архитектуры»
  2. Воронин Н. Н. «Зодчество северо-восточной Руси 12-15 веков»
  3. wikipedia.org

Информация о работе Церковь Покрова на Нерли.