Шарф в технике «холодный» батик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 19:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – роспись шарфа в технике «холодный батик».Цель, предмет и объект исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
•освоить основные приемы росписи ткани;
•создать композицию шарфа;
•изучить материал по истории возникновения и распространения росписи по ткани;
•углубить знания по декоративно-прикладному искусству.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………………….……..3
Глава I. Краткие сведения из истории возникновения художественной
росписи ткани……………………………………………………………………………….…..5
1.1. История развития батика..………………………..………………….……..…..5
1.2. История распространения шелка. Свойства различных тканей.…………….. 6
Глава II. Практические основы в технологии холодного батика………………….........9
2.1. Особенности композиционного решения росписи шарфа…………..…...…....9
2.2. Описание процесса создания творческой работы………………………..…...13
Заключение……………………………………………………………………...………….….16
Список литературы…………………………………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

2к.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БИРСКИЙ ФЕЛИАЛ БАШКИРСКОГО  ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА»

ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по декоративно-прикладному  искусству

Шарф  в технике «холодный» батик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Выполнил:

                                                                                                   студент 4 курса

                                                                                                   Факультета ТиХО

                                                                                                   Токарев А.В.

                                                                                                   Научный руководитель:

                                                                                                   Старший преподаватель

                                                                                                   кафедры ТиМИЗО

                                                                                                   Сатиев Р.А.

 

 

Бирск 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….………………….……..3

Глава I. Краткие сведения из истории возникновения художественной

росписи ткани……………………………………………………………………………….…..5

  1. История   развития батика..………………………..………………….……..…..5
  2. История распространения шелка. Свойства различных тканей.…………….. 6

Глава II. Практические основы в технологии холодного батика………………….........9

  1. Особенности композиционного решения росписи шарфа…………..…...…....9
  2. Описание процесса создания творческой работы………………………..…...13

Заключение……………………………………………………………………...………….….16

Список  литературы…………………………………………………………………………...17

Приложение………………………………………………………………………..…………..18

 

Введение

Батик - это не что иное, как техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Расписывая ткань с помощью резервирующего состава и краски, результат зачастую абсолютно непредсказуем. Изделие получается уникальным в своем роде, и скопировать его в точности просто невозможно. Поэтому-то искусство росписи по ткани уже в течение многих веков продолжает покорять наши сердца.

Это интересная техника росписи тканей, история  которой начинается в глубине веков в странах древнего Востока. Батик - искусство, заразившись которым однажды, уже не возможно его оставить. И стоит лишь немного погрузиться в этот особый мир красок и материалов, как он настолько завораживает и увлекает, что хочется творить и творить.

Роспись и украшение  ткани – увлекательное занятие, которое может наполнить нашу жизнь радостью творчества. Работа с шелком и красками доставляют несравнимое удовольствие, удовлетворение самых смелых идей своими руками. Изделие, выполненные в технике батик, могут открыть талант художника, дизайнера одежды или интерьера. И связано это с одной стороны, с чудесным материалом – шелк, бязь, ситец, шифон и т.д., с другой стороны, с прекрасными яркими красками, с помощью которых можно украсить интерьер: настенное панно, обивка мебели, сиденья стульев, шторы, скатерти и все это выполнено в едином стиле.

Ручная роспись  тканей является разновидностью художественного  текстиля, который представляет собой  немаловажный раздел декоративно-прикладного  искусства. Тонко расписанные платки, шали, косынки, шарфы – в своем роде штрих к наряду, акцент, изюминка. В одно мгновение они способны полностью изменить настроение и образ своего обладателя. Человеку, не желающему расставаться со своей уникальностью, помогают аксессуары. Они как ничто другое способны подчеркнуть то, чем мы отличаемся от других.

Некоторые детали одежды, которыми мы пользуемся сейчас, появились не так давно. Другие, как, например, шарф пришли из глубины веков. Из всех аксессуаров, он, пожалуй, имеет  самый яркий самостоятельный  характер.

Исходя из актуальности данной проблемы, мы выбрали тему нашей курсовой работы «Шарф в технике холодный батик»

Техника батика, очаровала меня своими графическими и живописными эффектами, была выбрана как способ, позволяющая наиболее выразительно выполнить собственный замысел.

Цель  работы – роспись шарфа в технике «холодный батик».

Объект  исследования – искусство батика.

Предмет исследования – техника росписи ткани холодным способом.

Цель, предмет  и объект исследования определили необходимость  постановки и решения следующих  задач:

  • освоить основные приемы росписи ткани;
  • создать композицию шарфа;
  • изучить материал по истории возникновения и распространения росписи по ткани;
  • углубить знания по декоративно-прикладному искусству.

Для достижения перечисленных задач применялись  следующие методы исследования:

  1. изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
  2. просмотр иллюстраций
  3. изучение творческого наследия художников в данном виде художественного промысла.

 

Глава I. Краткие сведения из истории возникновения художественной росписи ткани

    1. История развития батика

Искусство росписи  ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то. Что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии и странах Ближнего Востока, его родиной считают Индонезию.

Хотя на художественных изображениях из Индии и можно увидеть одежду, рисунок которой напоминает роспись в технике батика. Самые древние образцы найдены в Египте, они датируются V веком н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Как видим, описание очень похоже на современные определения батика.

В Индонезии, в  некоторых областях Центральной  Явы и прилегающих к ней  островах, сохранилась древнейшая форма  резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже — фигуративные изображения.

В 1835 году в голландском  городе Лейдене была открыта первая фабрика по производству батика. Следом за не такие предприятия появились в Роттердаме, Апелдорне, Хелмунде и Харлеме.

После резкого  развала мировой экономики в 1920-х  годах из промышленного производства снова стал ремеслом одиночек. В  Голландии открылась школа батика, он превратился в прикладное искусство [3,с.23].

В современном  мире ручная роспись тканей получила больше возможностей в технических  средствах исполнения. На данный момент существуют две основные техники  батика. Помимо горячего батика, опирающегося на древние традиции, появился холодный батик, получивший свое распространение в странах Европы в XIX веке. Эти техники основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемость по полотну. Но есть и другие техники исполнения, которые были известны уже давно, например, узелковый батик и свободная роспись.

В холодном батике резервирующий состав наносится  на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывается  изделие. Художественные особенности  этого способа росписи определяется тем, что наличие обязательного цветного контура придает рисунку графически четкий характер.

В России с 1936 года метод холодного батика стали применять в артелях. Изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья. Холодный батик получил широкое распространение во многих странах в 70-80-е годы. Основоположниками в технике русского батика являются: Ирина Трофимова, Сергей Давыдов, Виктория Кравченко, Евгений Архиереев, Александр Талаев [2,с.23].

 

    1. История распространения шелка. Свойства различных тканей

Родиной шелка  считается древний Китай. Археологическими раскопками в провинциях Хубэй и  Хунань: найдены хорошо сохранившиеся 152 шелковые вещи, среди которых 35 предметов  одежды в отличном состоянии. Значит, шелководство существовало примерно за 2000 лет до рождества Христова (эпоха позднего неолита), а производство шелка 2500-2800 лет назад уже было развитой отраслью производства – именно такой возраст имеют обнаруженные останки ткани [1,c.9].

Шелк – Прочная, красивая и приятная на ощупь ткань. Красить шелк тоже легко – есть целая гамма натуральных и искусственных красителей, созданных специально для этого великолепного, струящегося материала. Шелковые ткани различаются по своей плотности и текстуре, начиная с шероховатой чесучи заканчивая многочисленными видами саржи, которые очень износоустойчивы и имеют крошечные диагональные линии переплетения.

Шелк «понже» - разновидность полиэстера, он тонкий – 0,5 до 0,8 мм. Этот шелк еще называют японским, он часто используется в качестве подкладки. Гладкая, приятная на ощупь ткань с мягким блеском, прекрасно подходит для батика.

Креп-жоржет и  креп- шифон – очень легкие, тонкие, прозрачные ткани с шероховатой поверхностью.

Шифон – краска на нем растекается хорошо и ровно. Тонкая полупрозрачная ткань, струящаяся ткань, нежная и женственная. Идеально подходит для пошива элегантных дамских платьев.

Крепдешин – тонкая и легкая ткань, требующего бережного отношения. Сильно скрученные нити определяет его структуру. Идеальный материал для воплощения оригинальных идей. Ткань с мелкозернистой поверхностью немного растягивается. Краска ложится легко и ровно.

Туале – тонкая шелковая ткань полотняного переплетения, плотная и упругая. При натяжении на раму туаль почти не растягивается. Краска ложится хорошо.

Хлопок – получают из кустового растения (хлопчатник семейства мальвовых), ткани из этого волокна также имеют разную плотность. Они легко окрашиваются, в том числе и в яркие, сочные цвета. Хлопок – прекрасный материал для обивки мебели, поскольку он очень прочный и стойкий.

Бязь – разновидность достаточно грубой хлопчатобумажной ткани.

Для батика хороши легкие, гладкие  ткани – батист, поплин сатин  и органди. Батист – гладкая ткань, льняная или хлопчатобумажная, одна сторона, которая обладает глянцевым блеском. Была изобретена французом Жаном Батистом Камбрэ в конце XVI века.

Атлас - Хорош для росписи палантинов, шарфов, для платков несколько тяжеловат, хотя существуют различные виды атласа, есть и  довольно мягкие и тонкие, которые  подходят и для росписи платков. Из него получится великолепный комплект постельного белья. Также подходит  для росписи абажуров и диванных подушек. Поскольку атлас драпируется  блестящими тяжелыми складками, можете попробовать использовать  его  для росписи штор. Как уже говорилось атлас, имеет характерный блеск. Именно он ограничивает применение атласа для росписи панно, но это поправимо. Для росписи панно очень хорошо подходит изнаночная сторона плотного атласа [11,c.31].

 

Глава II. Практические основы в технологии холодного батика

  1. Особенности композиционного решения росписи шарфа

В наше стране художественная роспись ткани существует примерно с 30-х годов XX века и за время своего существования получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки) а также купоны женских и детских платьев, вещи для украшения интерьера – занавесы, скатерти, салфетки и т.д.

Информация о работе Шарф в технике «холодный» батик