Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 19:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на билеты по курсу "Дизайнер".
1. многоуровневая система проф.образования дизайнеров
профессиональное образование – это процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для проф. деятельности. Целью проф. обр-ия является проф. становление личности в области дизайна. Чтобы уровень образования стал современным, необходимо создание системы непрерывного проф. становления дизайнеров.
Основной идеей многоуровневой системы проф. обучения является разделение общеобразовательного и проф. образования. Обучающийся сначала получает широкое общее обр-ие, а затем на его основе получает профессию и специальность различного уровня. На основе данной системы выбор профессии более осознан и более высок уровень мотивации проф. обучения. По каждому уровню образования разрабатываются государственные образовательные стандарты.
Система проф. обр-ия включает 3 уровня:
До профессиональный - это дизайн-студии, отделения дизайна в художественных школах, кружки по дизайну в средних образовательных школах, клубы по интересам, подготовительные курсы для абитуриентов. Задача этого уровня – заложить основы знаний, умений и навыков для дальнейшего обучения.
Профессиональный – делится на начальное, среднее и высшее проф. обр-ие. Начальное – проф.тех.училища (в Чебоксарах – Лицей №2, проф.тех.училище №18). Цель этого уровня – подготовка работников квалифицированного труда на базе основного общего образования. Среднее проф. обр-ие – колледжи, училища (Колледж – Академия, Чеб.Худож.Училище).
Цель – обучение специалистов среднего уровня (углубление знаний на базе основного, полного общего обр-ия или начального проф. обр-ия). Высшее проф. обр-ие – университеты, академии, институты (ЧГПУ, ЧГУ и т.д.). Цель – подготовка или переподготовка специалистов соответствующего уровня на базе среднего или средне-специального обр-ия.
Постпрофессиоанльное - дает возможность повышения уровня образования для фундаментальных исследований науки. Включает: самообразование – изучение литературы, интернета, рынка материалов, посещение курсов; курсы повышения квалификации – аспирантура, докторантура, соискательство, написание учебных пособий.
Овладение
всеми уровнями проф.
образования –
достаточно длительный
процесс, и обучающийся
сравнительно поздно
активно включается
в полноценную
проф. деятельность.
2. цель и задачи подготовки специалистов – дизайнеров.
Цель – профессиональная подготовка в области дизайн – педагогики; профессиональное становление личности будущего дизайнера, осуществляемое в деятельности.
Задачи (по Н.Ф. Талызиной):
Экологическая задача – формирование понимания, минимализации негативного воздействия на природу в процессе дизайнерской деятельности. В том числе относятся и задачи непрерывного проф. образования, т.е. непрерывное совершенствование в сфере дизайна, анализ и использование современной информации, планирование и организация деятельности.
Специфичные для нашей страны – это задачи, связанные с развитием рыночных отношений (экономическое обоснование дизайнерских проектов, поиск партнеров и финансовых источников, выход на зарубежный рынок); задачи связанные с проблемами межнациональных отношений (учет национальных обычаев и традиций, адекватное реагирование на проявления шовинизма).
Собственно – профессиональные задачи – формирование знаний в области дизайна, развитие умений и навыков, развитие положительной мотивации к профессии, развитие творческого отношения к профессии, получение конкретных результатов от деятельности.
Русские ученые и инженеры – педагоги (Лысковский, Владимирский, Делл-Вос, Гурнов) сформировали основные требования к профессиональному образованию:
соответствие потребностям развивающейся экономики
конкурентоспособность подготавливаемых кадров
развитие проф.обр-ия на базе общего образования
сочетание общего и специального компонентов в содержании проф. образования
практическая направленность обучения и социализация
соединение
обучения с производственным
трудом
3. принципы обучения.
Теоретические основы проф. обучения базируются на принципах. Являясь определяющими, принципы служат ориентиром для организации целей и задач обучения, способствую правильной постановке процесса проф. обучения. На их основе обеспечивается сознательное. Творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов, придается творческий характер процессу обучения, и создаются оптимальные условия для него. Принципы:
1- научности
2- системности
3- преемственности
4-культуросообразности – изучение наук должно базироваться и обязательно учитывать исторические и культурные ценности данного народа
5- гуманиторизации – увеличение доли гуманитарных предметов
6-гуманизации – процесс обучения должен базироваться на общечеловеческих ценностях
7- дифференсации – при обучении обеспечивается гуманное отношение и учет индивидуальности личности каждого ученика
8- доступности и наглядность – учет интересов и возможностей обучающихся, широкое использование дидактических средств в обучении
9- связи теории с практикой – участие обучающихся в производительном труде по избранной специальности, обеспечение единства теоретического и практического обучения
10- сознательности / активности – сочетание традиционных и инновационных подходов, вооружение учащихся методами самостоятельной учебной работы
11-
прочности – опора
на все виды
памяти и способы
запоминания, обучение
приемам самоконтроля
знаний, использование
методов повторения,
проведение текущего
и итогового контроля
4. содержание образования и обучения дизайнеров.
Содержание образования – это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Содержание образования формируется на основе госстандарта, стандарт того или иного уровня образования предполагает определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития. Один уровень образования отличается от другого и характеризуется структурой,
Образование включает в себя:
общетехнический блок – основы техники и технологии изучаемой области (черчение, эргономика)
отраслевой блок – основы производства, разделения труда и смежные профессии, охрана труда (ДПИ, компьютерные технологии, правоведение, экология)
специальный блок – содержит материал необходимый для освоения специальности, в основном практический (физика и химия цвета, рисунок, живопись)
профессиональный блок – теоретические знания, необходимые для освоения соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне
перепрофилирующий блок – позволяет на основе имеющейся получить новую профессию, часто с переходом в другую сферу.
Бизнес-блок – знания в области экономики и управления производством
Опережающий блок – информационный блок о последних достижениях в изучаемой области наук, значительно отличающийся от среднего уровня по стране.
Проектирование содержания
проф. обучения осуществляется
на 2 уровнях. Сначала
на федеральном
уровне на основе
федерал. компонентов
госстандарта, на
базе которого формируется
блочно-модульная учебная
программа ; а затем
на ее основе проектируется
содержание проф. обучения
на региональном уровне
в соответствии с конечной
целью обучения.
При отборе содержания
обучения по специальности
учитывается, к какой
профессии относится
специальность, к какому
виду деятельности относится
данная группа профессий.
Анализ отобранного
содержания обучения
проводится сверху вниз,
по уровням. На вершине
располагаются знания,
соответствующие отраслям
и подотраслям экономики,
отдельным видам производства
или видам деятельности.
Средний уровень знаний
соответствует группам
профессий, нижний –
отдельным профессиям
и специальностям.
5. Госстандарт высшего проф. образования
Конституцией РФ и Законом «Об образовании» устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты позволяют диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России. К функциям госстандарта относится: социальное регулирование (переход от унитарной школы к многообразию образовательных систем), гуманизация образования (утверждение на основе стандартов его личностно-развивающей функции), управление образованием и повышение качества образования (установление нижней допустимой границы уровня образования).
Базисный учебный план – это составная часть государственного стандарта определенного уровня образования. Он состоит из трех компонентов: федерального (определяет те нормы, соблюдение которых обеспечивает единство проф.-педагогич. Пространства России), национально-региональный (содержит нормативы в области родного языка, литературы, искусства, истории и т.п.) и компонент учебного заведения (устанавливает содержание образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения). Стандарт того или иного уровня образования предполагает определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития.
Госстандарты содержат
циклы изучаемых
дисциплин: ГСЭ
– общие гуманитарные
и социал.-экономич.
дисциплины; ЕН – общие
математические и естествен.-научные
дисциплины; ОПД – общепрофессиональные
дисциплины; ОД – дисциплины
отраслевой подготовки;
ФТД – факультативы.
6.Федеральный и региональный компонент дизайн – образования.
Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национальный компоненты.
Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержаний основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Стандарты позволяют диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, сохранять единое образовательное пространство России.
Федеральный компонент – инвариантная (неизменяемая, обязательная) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех учебных заведениях Российской Федерации.
ГСЭ- общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины. Иностранный язык, физическая культура, отечественная история, культурология, политология, правоведение, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика.
ЕН- общие математические и естественнонаучные дисциплины: математика и информатика, концепция современного естествознания, экология.
ОПД- общепрофессиональные дисциплины: введение в профессинально-возрастная физиология и психофизиология, общая психология, психолгия профессионального образования, история педагогики и философия образования, общая и профессиональная педагогика, педагогические технологии, методика профессионального обучения, бжд, прикладная экономика.
ОД- дисциплины отраслевой подготовки: инженерная графика с основами проектирования, компьютерная графика, история искусства, история и теория дизайна, рисунок, живопись, пластическая анатомия, маркетинг, общее материаловедение, формообразование, проектирование.
Национальный компонент- вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием с учетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона.