Этапы становления художественного образования в России в 19 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 18:26, реферат

Краткое описание

Характерной особенностью художественной жизни России XIX века является активный поиск форм и методов художественного образования и воспитания членов общества. Открытие в этой связи художественных школ в различных городах, издание художественных объединений и организаций, пропаганда искусств через выставочную и издательскую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

методика.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Классы содержались на средства, отпускаемые ежегодно из государственного казначейства. Источник этот при неблагоприятных экономических и политических обстоятельствах прекращал выделение средств, и классы неожиданно оставались без копейки. Так, в 1905 г., в период русско-японской войны и первой русской революции, классы остались без средств. Чтобы как-то уменьшить расходы, их перевели в Андреевское городское училище не Васильевском острове. Это привело в свою очередь к тому, что большинство учащихся прекратило посещение классов из-за дальности расстояния. Интересна история Ярославских городских классов рисования, имевших несколько иные цели и контингент учащихся, чем Василъеостровские, Лиговские и др.

Вначале занятия проходили на квартире учителя рисования Ярославского кадетского корпуса П.А. Романовского, где собирались ученики различных учебных заведений. Уроки были бесплатные.

В 1896 г. от местных жителей поступило прошение в городскую думу об открытии школы рисования.

Городская дума отвела бесплатное помещение, преподавали также бесплатно ак. А.А. Никифоров и П.А. Романовский. Идея открытия школы рисования нашла еще больше сторонников. Поступили пожертвования. 27.10-1896 г. состоялось открытие классов на следующих основаниях: занятия должны были производиться 3 раза в неделю с 5 до 8 часов вечера, преподавались элементарное рисование и черчение, Посещающий классы должен был вносить за обучение 3 руб. в год.

Рисовальные классы, несмотря на энтузиазм преподавателей, пожертвования и взносы платы за обучение, испытывали те же трудности, что и другие классы: не было наглядных пособий, программ, непостоянный источник финансирования не позволял систематически укреплять и расширять материальную базу классов. Классы обратились за помощью в Академию художеств, но получили отказ на том основании, что развитие технического, приклад него искусства в задачи Императорской Академии художеств не входило.

На помощь пришло С.-Петербургское училище Штиглица, которое ассигновало классам на 5 лет по 500 руб. и снабдило ценными пособиями, но и оно с 1905 г. отказало в материальной поддержке. На помощь пришло Ярославское уездное земство: оно за невысокую плату уступило новое здание. Число учащихся продолжало расти.

Ярославские классы рисования сыграли большую роль в пропаганде художественных знаний и подготовке учителей рисования для общеобразовательных школ. За первое десятилетие существования классов поступили в Императорскую Академию художеств - 2, Московское училище живописи, ваяния и зодчества - 13, Строгановское училище - 12, С.-Петербургское барона Штиглица - 5, Механико-техническое училище - 15, Училище общества поощрения художеств - 1, художественное училища в Пензе - 13, Виленское художественное училище - 2.

За двадцатилетний период существования в классах обучалось более 2000 человек, различных сословий и профессий.

В начале 1900-х годов воскресные классы черчения и рисования имелись почти во всех центрах развитой промышленности. Открывались они, как правило, при существующих учебных заведениях и представляли наиболее дешевый способ распространения графических знаний среди рабочих промышленных предприятий и ремесленников и, в какой-то степени, решали проблему подготовки учителей рисования для данного региона.

Все стороны деятельности классов определялись уставами и положениями о них, составители которых, как правило, ориентировались на положение 1896 г. При открытии новых классов Учебный отдел Министерства торговли и промышленности обычно рекомендовал в качестве образца устав уже существующих классов. Сословный и профессиональный состав вечерних и воскресных классов черчения и рисования везде примерно был одинаков..

На рубеже XIX и XX веков наряду с ростом воскресных и вечерних школ, классов рисования и черчения зарождается еще одна краткосрочная форма распространения графических знаний - временные курсы графических искусств для учителей общеобразовательных школ. Такие курсы предназначались для повышения квалификации учителей, занятия проводились в летнее время в течение 5-6 недель при 2-5 часовой ежедневной нагрузке, программы по рисованию, черчению и чистописанию обычно были рассчитаны на 2-х летний курс. Курсы пользовались успехом у учителей, т.к. большинство из них имело недостаточную художественную подготовку, а с ростом школ и введением в учебные планы черчения и рисования потребность в учителях данных предметов все время возрастала.

Своеобразным и необходимым значением в этой связи было создание в 1901году в Петербурге Общества учителей рисования. Взгляды общества выражал начавший издаваться в этом же году журнал «Вестник учителей рисования».

Подводя итог вышеуказанному, необходимо отметить – художественное образование в России в XIX в.подготовило фундамент для становления и открытия в XX в. специальных учебных заведений по подготовке учителей изобразительного искусства.

 

  1. Григорович А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам, учреждена в 1825 г. С.Г. Строгановым [75-летие Строгановского училища]-М.,1901,-ч.I
  2. Русское техническое общество. Постоянная комиссия по техническому образованию. Журналы заседаний специальной комиссии по выработке типа школ, для детей, окончивших курс в начальных училищах.-СПб.,1898

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Этапы становления художественного образования в России в 19 веке