Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 01:02, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.
Содержание
Введение Глава 1. Научно-теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье § 1. Сущность досуговой деятельности § 2. Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников § 3. Виды досуговой деятельности младших дошкольников, методы ее организации § 4. Семья как ведущий фактор в организации досуга младших дошкольников Заключение Список литературы
Семья может выступать в качестве
как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие
на личность ребенка состоит в том, что
никто, кроме самых близких для него в
семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки,
брата, сестры - не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится
столько о нем. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив,
играющий в воспитании основную, долговременную
и важнейшую роль.
В жизни младшего дошкольника
семья имеет огромное значение. Члены
его семьи, родители, являются авторитетами,
их поведение - эталоном поведения.
Семья, по отношению к ребенку,
выполняет определенные функции:
.Функция первичной социализации
детей обусловлена тем, что родившиеся
человеческое дитя несет в
себе только предпосылки, задатки.
Ребенок должен быть постепенно
введен в общество, чтобы органы
и системы его организма развивались
по "человеческой программе".
А.В. Мудрик выделяет шесть функций
семьи в процессе социализации.
Во-первых, физическое и эмоциональное
развитие человека. В младенчестве и в
раннем детстве эта функция играет определяющую
роль, которая не может быть компенсирована
другими институтами социализации.
Во-вторых, семья играет определяющую
роль в формировании психологического
пола ребенка в первые три года его жизни.
В-третьих, семья играет ведущую
роль в умственном развитии ребенка.
В-четвертых, семья имеет важное
значение в овладении человеком социальными
нормами.
В-пятых, в семье формируются
фундаментальные ценностные ориентации
человека в сферах семейных и межэтнических
отношений, а также определяющих его стиль
жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные
устремления, планы и способы их достижения.
В-шестых, семье присуща функция
социально-психологической поддержки
человека, от чего зависит его самооценка,
уровень его самоуважения, мера самопринятия,
аспекты и эффективность самореализации.
Первичная социализация служит
соединительным звеном между "малым
миром" ребенка и большим, окружающим
его, миром взрослых.
. Экономическая и хозяйственно-бытовая
функция.
Раньше в понятие "экономическая
функция" вкладывалось обеспечение
потребительских интересов и удовлетворение
потребностей членов семьи, то в настоящий
момент произошло ее экономическое обособление,
а изменение отношений собственности
и форм хозяйствования создало предпосылки
для возникновения в каждой семье самостоятельного
экономического оазиса.
3. Досуговая функция
семьи имеет своей целью организацию рационального
и благотворного для членов семьи проведения
свободного времени, оказание им поддержки
в развитии своих способностей и талантов,
в удовлетворении потребностей в совместном
ведении досуга, взаимообогащении интересов.
С нею взаимопереплетается рекреативная функция,
ориентированная на совместный отдых
членов семьи на восстановление их сил,
израсходованных в процессе труда или
обучения.
4. Фелицитологическая функция
характеризуется "Фелиците" - от
латинского - счастье, созданием условий
счастья, гармонии, взаимопонимания
в семье.
. Коммуникативная функция
заключается в удовлетворении
потребности человека в двух
противоположных явлениях - общением
и уединении.
Таким образом, существование
человека в настоящее время организовано
в форме семейного образа жизни. Каждая
из функций в каких-то частных случаях
может быть с большим или меньшим успехом
осуществлена вне семьи, но совокупность
их может выполняться только в семье. А
для младшего дошкольника эти функции
могут быть осуществлены исключительно
в семье.
В контексте данной работы нас
интересует досуговая функция семьи.
Досуговая функция включает
в себя организацию рационального досуга,
удовлетворение потребностей в совместном
проведении досуга, взаимообогащение
досуговых интересов.
Досуг - действенное средство
воспитания, связано с тем, что в нем обогащение
личности, ее духовности, происходит без
особых дидактических усилий.
Поэтому кроме опасности чисто
развлекательного досуга не менее грозная
опасность для воспитательной миссии
досуга - освобождение его от развлечений.
Родители играют важную роль
в организации досуговой деятельности
своих детей. Они организуют место и время
проведения досуга (прогулка перед сном,
просмотр развлекательных передач по
телевизору, проведение обучающих занятий
и игр и т.д.), исходя из своего свободного
времени. Часто определяют вид досуговой
деятельности, форму ее проведения. Кроме
того, родители обеспечивают ребенка необходимым
инвентарем, будь то игрушки, карандаши
с альбомом или книги и спортивный инвентарь.
Но все же главные функции родителей
в организации досуговой деятельности
младших дошкольников - это развивающая,
социализирующая. С помощью родителей
ребенок познает окружающий мир, моральные,
этические, социальные нормы и правила,
осваивает культуру общения, культуру
игры со сверстниками.
Кто-то из родителей должен брать
на себя инициативу организации совместного
досуга. Во многих семьях это является
одним из камней преткновения. Вместо
того чтобы придумать какую-то форму отдыха,
в которой смогут участвовать все члены
семьи, родители занимаются собой, своими
интересами и желаниями.
Такое поведение родителей приводит
к тому, что ребенок чувствует себя брошенным,
никому ненужным, что в дальнейшем может
отрицательно повлиять на психическое
развитие ребенка, на его поведение.
Родительский авторитет может
быть сломлен, воспитательный процесс
с участием родителей, а нередко и остальных
взрослых может перестать давать плоды.
Недостатки в организации досуга
не только снижают уровень семейного воспитания,
но отражаются на содержании самих брачно-семейных
отношений. Они ослабляют сопротивляемость
семьи таким разрушительным фактором
как алкоголь, скука, взаимное психологическое
пресыщение, отчуждение. Что в свою очередь
негативно влияет на ребенка.
Таким образом, можно сделать
следующие выводы:
.Семья - главный институт
воспитания детей младшего дошкольного
возраста. Результаты семейного
воспитания влияют на всю последующую
жизнь ребенка.
2.Родители как члены
семьи выполняют следующие функции:
функция первичной социализации
детей, экономическая и хозяйственно-бытовая
функции, досугово-рекреативная, фелицитологическая
функция, коммуникативная функция.
Выполнение родителями этих функций
в определенной степени определяет
благополучный результат всего
воспитательного процесса.
.Досуговая функция - одна
из самых важных функций семьи.
Родители играют главную роль
в организации досуговой деятельности
ребенка.
Выводы:
В данной главе мы рассмотрели
актуальную проблему детского досуга,
его сущность, формы досуга младших дошкольников
и роль родителей в его организации.
Проанализировав данную проблему,
описанную в психолого-педагогической
литературе, было выявлено, что в современном
мире нет единого подхода к пониманию
досуговой деятельности, но все исследователи
данного феномена едины в определении
важности этой деятельности для человека.
Досуговая деятельность является приоритетной
для детей младшего дошкольного возраста.
Через нее ребенок развивается психически,
физически и эмоционально, познает окружающий
мир, усваивает социальные, моральные,
этические нормы и правила.
Первичной задачей родителей
в данной сфере является грамотная организация
досуга детей. При выборе формы досуга,
необходимо учитывать психологические
особенности данного возраста, потребности
ребенка, его желания и возможности. Со
стороны родителей должна исходить инициатива
в организации деятельности, материальная
поддержка, а так же родители должны принимать
активное участие в досуговой деятельности
своих детей, что не только помогает ребенку,
но и сплачивает семью, тем самым закрепляя
благоприятную обстановку в доме.
Заключение
Целью данной работы является
выявление роли семьи в организации досуговой
деятельности ребенка. Мы рассмотрели
сущность досуговой деятельности, и выявили,
что в подходах к пониманию сущности досуга
до сих пор нет полного единства. Долгое
время как зарубежные, так и отечественные
специалисты тесно связывали и чуть ли
не отождествляли свободное время с досугом.
В современности в энциклопедиях и справочниках
понятия досуги свободное время" между
собой так же уравнивают.
В литературе выделяют 2 основные
функции досуга:
.функции восстановления
сил человека, поглощаемых сферой
труда и иных непреложных занятий;
4.функции духовного и
физического развития человека.
В настоящее время в рамках социологических,
социально-психологических и индивидуально-психологических
исследований принято вычленять активные
и пассивные формы проведения досуга.
К активным формам относят различные формы
любительской и общественной деятельности
и общение с другими людьми. Пассивные
формы включают учёбу и самообразование
в широком смысле слова и пассивный отдых.
Существует множество форм проведения
досуга. Например, посещение публично-зрелищных
мероприятий и музеев, чтение книг и периодики,
слушание радио и просмотр телевизионных
передач, пользование ресурсами Интернет,
формы самодеятельных занятий и увлечений
(фотография, рисование, пение, танцы и
др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии,
различные занятия и игры с детьми, товарищеские
встречи и многие другие.
К основным формам досуга младших
дошкольников относятся:
.игра,
2.изобразительную деятельность,
.спортивные мероприятия
и игры,
.общение с другими людьми,
.занятия включающие в
себя элемент учения.
Основной формой является игра.
Она выступает способом вхождения ребенка
в мир взрослых, активным отражением ребенком
окружающей его жизни людей. Игра развивается
и усложняется по мере развития самого
ребенка.
Кроме того, игра пронизывает
все формы досуговой деятельности младших
дошкольников. Ни одно из занятий не способно
заинтересовать ребенка не имея в себе
элемент игры.
Задачей родителей становится
грамотная организация досуговой деятельности
детей, включающая в себя выбор формы проведения
досуга, исходя из возрастных, психологических,
физических особенностей ребенка. Родитель
должен понимать, что в младшем дошкольном
возрасте ребенок не всегда может удержать
внимание на одном предмете или деятельности
на долгое время, поэтому необходимо контролировать
происходящее и вовремя сменять одну деятельность
другой так, чтобы это не ущемляло интересы
младшего дошкольника, и не лишало его
права выбора. Лучшей формой контроля
является принятие непосредственного
участия в деятельности. Это не только
позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает
всю семью.
С помощью родителей ребенок
познает окружающий мир, себя самого и
других людей. Родительская поддержка
очень важна, она направляет ребенка в
нужную сторону, аккуратно подталкивает
вперед, что определяет успешность его
вступления в мир людей.
Таким образом, роль семьи является
ведущей в организации досуговой деятельности
младших дошкольников. Знание особенностей
организации, форм и видов досуга, а так
же возрастных особенностей ребенка, определяющих
всю досуговую деятельность, поможет родителям
правильно организовывать семейный досуг,
тем самым избежав проблемы, связанные
с семейным воспитанием.
Список
литературы
1.Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая
деятельность: Теория и практика
организации: Учебное пособие для
студентов вузов/Г.А. Аванесова. - М.:
Аспект Пресс, 2006. - 236с.
2.Акимова, Л.А. Социология
досуга. - М.: МГУКИ, 2003.
.Гребенников И.В. Воспитательный
климат семьи. М., - 1975. - 204 с.
.Каменева, Л.А. Как знакомить
дошкольников с природой - М.: 1983.
.Крайг Г., Бокум Д. Психология
развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. -
940 с: ил. - (Серия "Мастера психологии").
.Крупская, Н.К. О дошкольном
воспитании. Сборник статей и
речей. М., 1973, с.71.
7.Лесгафт, П.Ф. Руководство
по физическому образованию детей
<http://click02.begun.ru/click.jsp?url=Lr8WXK*goaBwotEV2jWIL9dOtTObU589CeT4bkN5Q2JsDQ3LJm8PXt9Owo0-TdSzvYDuoCcTyUm3708J25jeoqfi3XbZfSeY7kudl5iO23PAbVA6kaSX2MgcqCVE5iFJ8Q-uf0Ge8rdaToGmviBFSYxyM4DIReGPxGel7a6GQSMiQD2kMOoRJJBSKVS5jbZhskdEiM9iRAxliZnbz7Hcbd9B1hfJeWnTGwtPJAr7Gjw-W096RRRt7pXB8yiAPPAd7zm4m2wlszfPj*tPjKRN9Y-wgJvnblo3HHwYAyHrFVVp6hWtCxVkzTu*-Z5LF*Kf8E5vx1fy5aMbrzl7rFszRyhHr19GLGGM9zkqqSXjOSWGGBUd77fEoIbvAZajvTkpjBUL4GLFwHH-FXmnCRIQzwvc72*T389Vm8Hp172z9h4SqqcLNj3*APcmbmGFdQxxZqa6frGs4mE2D9zd*B1vS1fERbJHqo4NFjXDGdxPlsQiLpchq*UzMenZOIY4ThTabrb0cFuKbMzfFgEcY2qo-uuBQQdTT1hhwco9J8I-u5M36XxhJUBoEIEjfTcAg3WUHwOjFNV9LcfNfirUY073ia-ehRXd1xcZg*LtidXdpmlHRfZgPtSDIjXN-x66pY8eAJyvwVlIIyNZ-ASg>
школьного возраста. М., 1952, т. II, с.120-121.
9.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю
о детской игре - М.: 1982 г.
.Мудрик А.В. Социализация
человека: Учебное пособие для
студентов высших учебных заведений.
М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 304 с.
.Хухлаева, Д.В. Методика физического
воспитания в дошкольных учреждениях
- М.: 1984 г.
.Эльконин, Д.Б. Психология
игры - М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам
себе психолог")
13.Методика обучения изобразительной
деятельности и конструированию,
под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой
- М.: 1979 г.
.Большая советская энциклопедия
[Электронный ресурс] / Гл. ред. акад.А.М.
Прохоров. - М.: Изд: "Советская энциклопедия",
1970 г. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.
nsf/bse/157529/Бергсон, свободный. - Яз. рус.
.Даль В.И. Толковый словарь
живого великорусского языка: Т.1-4.
- М.: Русский язык, 1978
.Национальная философская
энциклопедия [Электронный ресурс]
В. Зорин. "Евразийская мудрость
от а до Я", толковый словарь.
Изд. "Создик-Словарь", Алматы, 2002
г. - Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/470/,
свободный. - Яз. рус.
.Педагогическая библиотека
[Электронный ресурс] Педагогика
досуга: терминологический словарь
/ сосТ.о.Н. Хахлова. - Уфа: Изд-во БГПУ,
2007. - 50 с. <http://www.pedlib.ru/Books/3/0381/3_0381-1.shtml>
- Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0381/3_0381-1.
shtml, свободный. - Яз. рус.