Cпецифика детского досуга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 01:02, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Досуговое пространство для детей и подростков - сфера, в которой особенно ярко раскрываются его естественные потребности, специфика интересов и уровень культурного развития. Досуг - это зона основного общения, удовлетворяющая потребности детей и подростков в контактах. Досуговая деятельность детей и подростков как социально-педагогическое явление признана важной сферой их жизнедеятельности, способствующей восстановлению психофизических сил. Нестабильность общества в целом, кризис привычных норм и ценностей в жизни людей, устранение государства от проблем отдыха подрастающего поколения, дифференциация населения по материальным возможностям создали значительные трудности в достойной организации досуга детей.

Содержание

Введение
Глава 1. Научно-теоретические основы организации досуговой деятельности ребенка дошкольного возраста в семье
§ 1. Сущность досуговой деятельности
§ 2. Особенности организации досуговой деятельности младших дошкольников
§ 3. Виды досуговой деятельности младших дошкольников, методы ее организации
§ 4. Семья как ведущий фактор в организации досуга младших дошкольников
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

подбор к диплому.docx

— 390.73 Кб (Скачать файл)

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры - не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В жизни младшего дошкольника семья имеет огромное значение. Члены его семьи, родители, являются авторитетами, их поведение - эталоном поведения.

Семья, по отношению к ребенку, выполняет определенные функции:

.Функция первичной социализации  детей обусловлена тем, что родившиеся  человеческое дитя несет в  себе только предпосылки, задатки. Ребенок должен быть постепенно  введен в общество, чтобы органы  и системы его организма развивались  по "человеческой программе".

А.В. Мудрик выделяет шесть функций семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и в раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Первичная социализация служит соединительным звеном между "малым миром" ребенка и большим, окружающим его, миром взрослых.

. Экономическая и хозяйственно-бытовая  функция.

Раньше в понятие "экономическая функция" вкладывалось обеспечение потребительских интересов и удовлетворение потребностей членов семьи, то в настоящий момент произошло ее экономическое обособление, а изменение отношений собственности и форм хозяйствования создало предпосылки для возникновения в каждой семье самостоятельного экономического оазиса.

3. Досуговая функция семьи имеет своей целью организацию рационального и благотворного для членов семьи проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении досуга, взаимообогащении интересов.

С нею взаимопереплетается рекреативная функция, ориентированная на совместный отдых членов семьи на восстановление их сил, израсходованных в процессе труда или обучения.

4. Фелицитологическая функция  характеризуется "Фелиците" - от  латинского - счастье, созданием условий  счастья, гармонии, взаимопонимания  в семье.

. Коммуникативная функция  заключается в удовлетворении  потребности человека в двух  противоположных явлениях - общением  и уединении.

Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то частных случаях может быть с большим или меньшим успехом осуществлена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье. А для младшего дошкольника эти функции могут быть осуществлены исключительно в семье.

В контексте данной работы нас интересует досуговая функция семьи.

Досуговая функция включает в себя организацию рационального досуга, удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов.

Досуг - действенное средство воспитания, связано с тем, что в нем обогащение личности, ее духовности, происходит без особых дидактических усилий.

Поэтому кроме опасности чисто развлекательного досуга не менее грозная опасность для воспитательной миссии досуга - освобождение его от развлечений.

Родители играют важную роль в организации досуговой деятельности своих детей. Они организуют место и время проведения досуга (прогулка перед сном, просмотр развлекательных передач по телевизору, проведение обучающих занятий и игр и т.д.), исходя из своего свободного времени. Часто определяют вид досуговой деятельности, форму ее проведения. Кроме того, родители обеспечивают ребенка необходимым инвентарем, будь то игрушки, карандаши с альбомом или книги и спортивный инвентарь.

Но все же главные функции родителей в организации досуговой деятельности младших дошкольников - это развивающая, социализирующая. С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, моральные, этические, социальные нормы и правила, осваивает культуру общения, культуру игры со сверстниками.

Кто-то из родителей должен брать на себя инициативу организации совместного досуга. Во многих семьях это является одним из камней преткновения. Вместо того чтобы придумать какую-то форму отдыха, в которой смогут участвовать все члены семьи, родители занимаются собой, своими интересами и желаниями.

Такое поведение родителей приводит к тому, что ребенок чувствует себя брошенным, никому ненужным, что в дальнейшем может отрицательно повлиять на психическое развитие ребенка, на его поведение.

Родительский авторитет может быть сломлен, воспитательный процесс с участием родителей, а нередко и остальных взрослых может перестать давать плоды.

Недостатки в организации досуга не только снижают уровень семейного воспитания, но отражаются на содержании самих брачно-семейных отношений. Они ослабляют сопротивляемость семьи таким разрушительным фактором как алкоголь, скука, взаимное психологическое пресыщение, отчуждение. Что в свою очередь негативно влияет на ребенка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

.Семья - главный институт  воспитания детей младшего дошкольного  возраста. Результаты семейного  воспитания влияют на всю последующую  жизнь ребенка.

2.Родители как члены  семьи выполняют следующие функции: функция первичной социализации  детей, экономическая и хозяйственно-бытовая  функции, досугово-рекреативная, фелицитологическая  функция, коммуникативная функция. Выполнение родителями этих функций  в определенной степени определяет  благополучный результат всего  воспитательного процесса.

.Досуговая функция - одна  из самых важных функций семьи. Родители играют главную роль  в организации досуговой деятельности  ребенка.

Выводы:

В данной главе мы рассмотрели актуальную проблему детского досуга, его сущность, формы досуга младших дошкольников и роль родителей в его организации.

Проанализировав данную проблему, описанную в психолого-педагогической литературе, было выявлено, что в современном мире нет единого подхода к пониманию досуговой деятельности, но все исследователи данного феномена едины в определении важности этой деятельности для человека. Досуговая деятельность является приоритетной для детей младшего дошкольного возраста. Через нее ребенок развивается психически, физически и эмоционально, познает окружающий мир, усваивает социальные, моральные, этические нормы и правила.

Первичной задачей родителей в данной сфере является грамотная организация досуга детей. При выборе формы досуга, необходимо учитывать психологические особенности данного возраста, потребности ребенка, его желания и возможности. Со стороны родителей должна исходить инициатива в организации деятельности, материальная поддержка, а так же родители должны принимать активное участие в досуговой деятельности своих детей, что не только помогает ребенку, но и сплачивает семью, тем самым закрепляя благоприятную обстановку в доме.

Заключение

 

Целью данной работы является выявление роли семьи в организации досуговой деятельности ребенка. Мы рассмотрели сущность досуговой деятельности, и выявили, что в подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства. Долгое время как зарубежные, так и отечественные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. В современности в энциклопедиях и справочниках понятия досуги свободное время" между собой так же уравнивают.

В литературе выделяют 2 основные функции досуга:

.функции восстановления  сил человека, поглощаемых сферой  труда и иных непреложных занятий;

4.функции духовного и  физического развития человека.

В настоящее время в рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований принято вычленять активные и пассивные формы проведения досуга. К активным формам относят различные формы любительской и общественной деятельности и общение с другими людьми. Пассивные формы включают учёбу и самообразование в широком смысле слова и пассивный отдых.

Существует множество форм проведения досуга. Например, посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач, пользование ресурсами Интернет, формы самодеятельных занятий и увлечений (фотография, рисование, пение, танцы и др.), физкультура и спорт, туризм и экскурсии, различные занятия и игры с детьми, товарищеские встречи и многие другие.

К основным формам досуга младших дошкольников относятся:

.игра,

2.изобразительную деятельность,

.спортивные мероприятия  и игры,

.общение с другими людьми,

.занятия включающие в  себя элемент учения.

Основной формой является игра. Она выступает способом вхождения ребенка в мир взрослых, активным отражением ребенком окружающей его жизни людей. Игра развивается и усложняется по мере развития самого ребенка.

Кроме того, игра пронизывает все формы досуговой деятельности младших дошкольников. Ни одно из занятий не способно заинтересовать ребенка не имея в себе элемент игры.

Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических особенностей ребенка. Родитель должен понимать, что в младшем дошкольном возрасте ребенок не всегда может удержать внимание на одном предмете или деятельности на долгое время, поэтому необходимо контролировать происходящее и вовремя сменять одну деятельность другой так, чтобы это не ущемляло интересы младшего дошкольника, и не лишало его права выбора. Лучшей формой контроля является принятие непосредственного участия в деятельности. Это не только позволяет лучше понять ребенка, но и сплачивает всю семью.

С помощью родителей ребенок познает окружающий мир, себя самого и других людей. Родительская поддержка очень важна, она направляет ребенка в нужную сторону, аккуратно подталкивает вперед, что определяет успешность его вступления в мир людей.

Таким образом, роль семьи является ведущей в организации досуговой деятельности младших дошкольников. Знание особенностей организации, форм и видов досуга, а так же возрастных особенностей ребенка, определяющих всю досуговую деятельность, поможет родителям правильно организовывать семейный досуг, тем самым избежав проблемы, связанные с семейным воспитанием.

Список литературы

 

1.Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая  деятельность: Теория и практика  организации: Учебное пособие для  студентов вузов/Г.А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236с.

2.Акимова, Л.А. Социология  досуга. - М.: МГУКИ, 2003.

.Гребенников И.В. Воспитательный  климат семьи. М., - 1975. - 204 с.

.Каменева, Л.А. Как знакомить  дошкольников с природой - М.: 1983.

.Крайг Г., Бокум Д. Психология  развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с: ил. - (Серия "Мастера психологии").

.Крупская, Н.К. О дошкольном  воспитании. Сборник статей и  речей. М., 1973, с.71.

7.Лесгафт, П.Ф. Руководство  по физическому образованию детей <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=Lr8WXK*goaBwotEV2jWIL9dOtTObU589CeT4bkN5Q2JsDQ3LJm8PXt9Owo0-TdSzvYDuoCcTyUm3708J25jeoqfi3XbZfSeY7kudl5iO23PAbVA6kaSX2MgcqCVE5iFJ8Q-uf0Ge8rdaToGmviBFSYxyM4DIReGPxGel7a6GQSMiQD2kMOoRJJBSKVS5jbZhskdEiM9iRAxliZnbz7Hcbd9B1hfJeWnTGwtPJAr7Gjw-W096RRRt7pXB8yiAPPAd7zm4m2wlszfPj*tPjKRN9Y-wgJvnblo3HHwYAyHrFVVp6hWtCxVkzTu*-Z5LF*Kf8E5vx1fy5aMbrzl7rFszRyhHr19GLGGM9zkqqSXjOSWGGBUd77fEoIbvAZajvTkpjBUL4GLFwHH-FXmnCRIQzwvc72*T389Vm8Hp172z9h4SqqcLNj3*APcmbmGFdQxxZqa6frGs4mE2D9zd*B1vS1fERbJHqo4NFjXDGdxPlsQiLpchq*UzMenZOIY4ThTabrb0cFuKbMzfFgEcY2qo-uuBQQdTT1hhwco9J8I-u5M36XxhJUBoEIEjfTcAg3WUHwOjFNV9LcfNfirUY073ia-ehRXd1xcZg*LtidXdpmlHRfZgPtSDIjXN-x66pY8eAJyvwVlIIyNZ-ASg> школьного возраста. М., 1952, т. II, с.120-121.

8.Лобанова, Е.А. Дошкольная  педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

9.Менджерицкая, Д.В. Воспитателю  о детской игре - М.: 1982 г.

.Мудрик А.В. Социализация  человека: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений. М.: Изд. центр "Академия", 2004. - 304 с.

.Хухлаева, Д.В. Методика физического  воспитания в дошкольных учреждениях - М.: 1984 г.

.Эльконин, Д.Б. Психология  игры - М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам  себе психолог")

13.Методика обучения изобразительной  деятельности и конструированию, под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой - М.: 1979 г.

.Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] / Гл. ред. акад.А.М. Прохоров. - М.: Изд: "Советская энциклопедия", 1970 г. - Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic. nsf/bse/157529/Бергсон, свободный. - Яз. рус.

.Даль В.И. Толковый словарь  живого великорусского языка: Т.1-4. - М.: Русский язык, 1978

.Национальная философская  энциклопедия [Электронный ресурс] В. Зорин. "Евразийская мудрость  от а до Я", толковый словарь. Изд. "Создик-Словарь", Алматы, 2002 г. - Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/470/, свободный. - Яз. рус.

.Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] Педагогика  досуга: терминологический словарь / сосТ.о.Н. Хахлова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 50 с. <http://www.pedlib.ru/Books/3/0381/3_0381-1.shtml> - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/3/0381/3_0381-1. shtml, свободный. - Яз. рус.

Информация о работе Cпецифика детского досуга