Авторский договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 19:23, реферат

Краткое описание

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с той ролью, которую играет авторский договор в системе правоотношений в области регулирования прав и обязанностей в сфере интеллектуального труда.
Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..1-2стр
1. Понятие авторского договора………………………………………...2-5стр.
2. Основные классификации и виды авторских договоров……………5-6 стр 3.Порядок заключения, изменения и прекращения авторского договора 6-21стр
Заключение……………………………………………………………...22-23 стр
Список используемой литературы………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

1 контрольная работа.docx

— 48.69 Кб (Скачать файл)

Тема : Авторский договор

СОДЕРЖАНИЕ  
Введение…………………………………………………………………..1-2стр 
1. Понятие авторского договора………………………………………...2-5стр. 
2. Основные классификации и виды авторских договоров……………5-6 стр 3.Порядок заключения, изменения и прекращения авторского договора 6-21стр 
Заключение……………………………………………………………...22-23 стр 
Список используемой литературы………………………………………...24стр 

ВВЕДЕНИЕ  
Актуальность изучения данной темы непосредственно связана с той ролью, которую играет авторский договор в системе правоотношений в области регулирования прав и обязанностей в сфере интеллектуального труда.  
Способствуя созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивая правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепляя за авторами права на использование созданных ими произведений и получение доходов от такого использования, авторское право одновременно создает условия для использования произведений в интересах общества, в целях образования и просвещения, ознакомления самой широкой аудитории с культурным наследием и новыми творческими достижениями.  
Для коммерческого использования произведения чаще всего необходимо наличие определенной организации, принимающей на себя, в расчете на соответствующие доходы, доведение этого произведения до тех, для кого оно предназначается: читателей, зрителей, слушателей. Авторское право исторически возникло в качестве специфического средства правовой охраны интересов издателей и книготорговцев, защищая интересы издательства через защиту интересов автора.  
В современном мире тиражирование материальных носителей объектов авторского права сформировалось в крупную отрасль индустрии с рядом подотраслей: выпуск книг и кинофильмов, программного обеспечения и компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. В некоторых странах проводились специальные исследования, в результате которых было выявлено, что доля валового национального продукта, приходящаяся на «производства, основанные на авторском праве», колеблется между тремя и семью процентами.  
На «индустрию авторских прав» в 2009 году в США приходилось примерно пять с половиной процентов валового внутреннего продукта.  
Этот вклад в общественное производство страны превышает вклад любой обрабатывающей отрасли, включая производство самолетов, электронного и другого промышленного оборудования. Следует также учитывать эффект «вторичной отдачи» авторского права, наличие огромного числа базирующихся на нем производств.  
Целью данной работы является необходимость охарактеризовать особенности заключения авторского договора.  
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:  
1. Раскрыть понятие авторского договора  
2. Охарактеризовать классификацию ,виды договоров.  

1.2       Понятие авторского договора  
Характеристика нормативной природы авторского договора, на наш взгляд, немыслима без соответствующей характеристики таких понятий, как «обеспечение права» и «защита права».  
Понятия «обеспечение права» и «защита права» являются разными, но имеют и общие черты.  
Они соотносятся, прежде всего, по объему, причем первое понятие гораздо шире, чем второе [3, с. 18]  
Защита авторских прав означает применение юридических мер, направленных преимущественно на признание или восстановление авторских прав. То есть здесь мы имеем дело с ситуацией, когда авторские права оспорены или нарушены и их необходимо признать или восстановить, применяя все возможные средства защиты. Законодательно закреплен достаточно широкий перечень способов защиты.  
К ним можно отнести не только способы гражданско-правовой защиты (возмещение убытков, выплата компенсации), но и способы административно-правовой, а также уголовно-правовой защиты. Все они применяются в случае, когда права авторов либо оспариваются, либо нарушаются.  
Что же касается такого понятия, как обеспечение авторских прав, то, как уже говорилось, оно гораздо шире понятия защиты, так как его содержание составляют средства не только восстановительного характера, применяемые в случае нарушения авторских прав (средства защиты), но и средства, которые применяются для того, чтобы данных нарушений не допускать (средства охраны), а также правостимулирующие средства, направленные на побуждение пользователей к законопослушному поведению, создающие режим благоприятствования для удовлетворения интересов авторов и пользователей.  
Охрана есть установление общего правового режима, опирающегося на правомерную деятельность. Защита – это совокупность средств, которые предпринимаются, когда авторские права либо интересы нарушены или оспорены. Обеспечение авторских прав включает в себя средства охраны, защиты и правостимулирующие средства. К правостимулирующим относятся международные и национальные средства.  
К числу международных средств относится существование международных конвенций и договоров, вступление России в международные организации, деятельность Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности.  
К национальным средствам, прежде всего, относится такое средство, как совершенствование авторского законодательства, рассматриваемого в широком смысле, т.е. это дальнейшее развитие не только самого Гражданского кодекса Российской Федерации, но и ряда подзаконных актов в рассматриваемой области.  
К ним также можно отнести меры договорного обеспечения авторских прав. Речь идет об авторском договоре.  
В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что, по нашему мнению, является недостатком нового нормативного акта. С нашей точки зрения, в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.  
Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ [1].  
От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права [3, с. 18].  
К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.  
Речь идет о так называемом авторском пиратстве, борьба с которым продолжается из года в год. С целью повышения авторско-правовой культуры и снижения уровня правонарушений в области авторских прав необходимы мероприятия профилактического характера, например, проведение специальных семинаров в образовательных учреждениях по проблемам обеспечения авторских прав. Немаловажную роль в повышении авторско-правовой культуры играют средства массовой информации, в которых освещаются указанные проблемы и предлагаются пути их решения.  
Вывод, который можно сделать, исходя из вышеизложенного, состоит в том, что обеспечение авторских прав – это использование правовых средств, с помощью которых правообладатель может не только защитить их в случае нарушения, но и создать такие условия, при которых вероятность нарушения авторских прав будет минимальна. Таким образом, обеспечение авторских прав – это более широкая система правовых средств, чем защита. При этом защита авторских прав является частью их обеспечения.  
Исходя из всего сказанного, хочется подчеркнуть, что именно обеспечение, а не защита является наиболее неисследованной областью, необходимость в изучении которой возрастает с каждым годом. Сегодня, к сожалению, нет четких подходов к совершенствованию механизма обеспечения авторских прав на произведения литературы, очень слабо сформирована концептуальная основа этого механизма. Именно поэтому тема нашего исследования является столь актуальной.  
Актуальна она еще и потому, что принят новый закон в сфере интеллектуальной собственности – часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации.  
В целях усиления защиты авторских прав крайне необходимо привести ряд норм российского законодательства в соответствие с международными стандартами. В связи с учетом международного опыта правового регулирования, зарубежной практики, а также национальных традиций требуется выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации и охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей.  

 

 

 

 

 

  
2.1 Основные классификации и виды авторских договоров  
Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Существует довольно много критериев, опираясь на которые можно провести классификацию существующих авторских договоров. При этом самые разные классификации не исключают друг друга, если их основания не надуманы и не произвольны, а объективны и существенны. Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений. Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора. Например, ранее действовавшее законодательство предусматривало, а практика выделяет и сейчас три отдельных издательских договора — на издание литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства. Каждый из них обладает известной спецификой, выражающейся в своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотрения произведения, правах и обязанностях участников.  
Нормы четвертой главы Гражданского кодекса РФ [1] позволяет выделить несколько типов авторских договоров;  
- лицензионный договор о предоставлении исключительного права на определенные виды использования — наиболее распространенный договор, наиболее важным условием, которого является правильное определение набора видов использования произведения;  
- договор о передаче прав на аудиовизуальное произведение — подробный анализ договора смотрите в соответствующем разделе сайта, особенностью которого является его субъектный состав;  
- издательский лицензионный договор — договор об издании произведения, характеризующийся соответствующем набором видов использования произведения, условием о количестве экземпляров минимального и максимального тиражей, условий о дополнительных тиражах, а также условия о качестве бумаги, печати и иных условиях. В обязанность издателя также входит начать использование произведение в течение определенного договором срока, либо в течение обычного времени, в течение которого обычно необходимо начать использование. В случае задержки начала использования произведения автор вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке;  
- договор авторского заказа — договор, по которому автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Автор по условиям такого договора может предоставить право на использование произведения заказчику либо произвести отчуждение исключительного права на произведение в пользу заказчика.  
Авторский договор может быть заключен с передачей исключительных прав другому лицу (по такому договору лицо может использовать произведение в установленном порядке определенными способами, а также имеет право запрещать подобное использование другим лицам) или на основе передачи неисключительных прав (использование произведения лицом допускается наравне с другими пользователями таким же способом) [2, с. 321].  
Если в договоре прямо не указывается, на какой основе передаются права, то они считаются переданными на неисключительной основе [2, с. 321]. 
В свою очередь, лицо, получившее по договору право на использование имущественных прав автора, может передать их другому лицу, но только если это прямо предусмотрено в авторском договоре. 

 

3.2 Порядок заключения, изменения  и прекращения авторского договора  
Порядок заключения авторского договора регулируется общими нормами гражданского права.  
Заключению договора предшествует переговорный процесс, согласование всех существенных условий соглашения. Нередко, заключение авторского договора происходит путем направления автору от издательства (или издательству от автора) соответствующей оферты.  
В таком случае договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п.1 ст.432 ГК РФ) [1].  
Заказ-оферта должен быть подписан руководителем организации или иным должностным лицом, уполномоченным выступать от имени организации как юридического лица. Направленный автору заказ может содержать указание о сроке для ответа. Если срок для ответа в оферте не указан, он должен быть дан в течение нормально необходимого для этого времени. В том случае, если извещение об отзыве оферты поступило ранее или одновременно с самой офертой, оферта считается не полученной.  
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (п.1 ст.433 ГК РФ) [1]. Не акцептованная автором оферта не связывает организацию, так как авторский договор не может считаться заключенным.  
Договор может быть заключен путем свершения конклюдентных действий (волеизъявления), из которых явствует намерение (воля) совершить конкретную сделку.  
Применительно к авторскому договору (договор об использовании произведения в печати), автор может направить свое произведение в редакцию периодического изданий, например, выслав его по электронной почте, с приложением условий публикации: указание авторства, заметке об авторе. 
Публикация такого произведения - будет означать согласие издательства (редакции) на условия, предложенные автором. Отклонение от условий, например, публикация произведения, но не без «заметки», означает нарушение условий авторского договора.  
Еще один пример заключения авторского договора путем совершения конклюдентных действий: автор размещает произведение на личном Интернет-сайте, с указанием условий его публикации в других источниках, условий авторского вознаграждения. Публикация такого издания другими лицами будет означать присоединение путем совершения конклюдентных действий.  
При всех обстоятельствах должны быть зафиксированы и условия, которые на основании действующего законодательства подлежат согласованию сторонами. Те условия, которые предопределены нормативными актами как определяющие минимальный уровень прав автора, могут и не воспроизводиться в таком заказе (предложении).  
На практике, однако, иногда встречаются случаи, когда автор, получивший заказ на создание произведения, не акцептует его, но начинает работать над заказанным ему произведением и представляет его заказчику к установленному в заказе сроку. Как верно замечает А.П. Сергеев, в этом случае действия автора должны рассматриваться как новая оферта, которая должна быть еще акцептована организацией-заказчиком. Если организация принимает у автора произведение, ее действие равносильно акцепту со всеми вытекающими отсюда последствиями. 

Но подобная оценка может быть дана лишь действиям той организации, которая первоначально выступала с инициативой создания данного произведения конкретным автором. Разумеется, издательства и иные организации, которые принимают к предварительному рассмотрению произведения, представленные по инициативе авторов, еще не вступают с последними в юридические отношения и не несут перед ними договорных обязанностей.  
Прекращение авторского договора подразумевает прекращение обязательственного правоотношения, возникшего между автором и пользователем произведения на основе заключенного ими авторского договора, что приводит к отпадению прав и обязанностей его участников, а иногда даже к возложению на одного из них отрицательных последствий указанного юридического факта.  
На авторский договор вообще и на прекращение авторского договора в частности распространяются общие нормы гражданского законодательства. Помимо этого, данные договоры регулируются специальными нормами авторского права, где отражается специфика авторских договоров. Далее будет рассмотрен ряд оснований прекращения авторского договора.  
Во многих случаях действие авторских договоров приостанавливается в результате истечения срока их действия.  
Но, учитывая особенность авторского договора, данная норма к таким правоотношениям не применяется, поскольку отдельные права и обязанности сторон не исчерпываются их исполнением и сохраняют силу в течение всего срока действия договора. Так, например, в соответствии с договором о передаче исключительных прав автор обязан воздержаться от передачи прав на использование произведения другим лицам до прекращения действия первоначального договора; за этот же период организация вправе использовать произведение неограниченное число раз, если только соответствующим договором не определены строгие рамки такого использования.  
Но следует иметь в виду, что далее в случае неиспользования произведения истечение срока действия договора прекращает такое право. По ранее действовавшему законодательству в такой ситуации стороны не могли продлить действие первоначального договора, а могли лишь заключить новый.  
Поэтому в юридической литературе продолжение работы по прекратившемуся в связи с истечением срока договору определялось как конклюдентные действия, свидетельствующие о заключении нового договора на условиях первоначального договора.  
Авторское законодательство решение вопроса о продлении срока действия договора на усмотрение самих сторон. В связи с этим в случае возникновения ситуации, когда срок договора истек, а стороны продолжают работу по подготовке произведения к использованию, им необходимо заключить дополнительное соглашение с четко решенными вопросами о дальнейшей судьбе договора. Иначе возникший спор будет решаться судом, который, исходя из конкретных обстоятельств дела, может поддержать или пользователя, обосновывающего позицию о достижении сторонами соглашения по продлению срока действия договора, или автора, доказывающего заключение сторонами нового авторского договора на неопределенный срок.  
Надо отметить, что в самом авторском договоре может быть предусмотрена возможность досрочного прекращения его действия в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения. Так, издательство, первоначально опубликовавшее произведение, может потерять интерес к его переизданию, хотя в соответствии с заключенным договором оно имело на это право в течение всего срока действия соглашения. Письменный отказ издательства от переиздания приравнивается к прекращению договора, что дает автору право свободно распоряжаться всеми имущественными правами на произведение.  
Другим основанием для прекращения авторского договора может служить окончание действия самих авторских прав, которые являлись его предметом. Так как имущественные права автора, которые уступаются по авторскому договору, действуют в течение жизни автора и еще 50 лет после его смерти, то с момента прекращения их действия заканчивают свое действие и те авторские договоры, которые опосредовали их передачу. В литературе встречается иной взгляд на эту проблему, который приводит к выводу о возможности существования беспредметных договоров, с чем вряд ли можно согласиться.  
К тому же при прекращении авторских прав договор теряет всякий смысл, поскольку произведение переходит в общественное достояние и в результате этого может быть свободно использовано любым лицом; все это лишает договорного пользователя каких-либо преимуществ. В итоге надо признать, что при прекращении действия авторских прав, даже если авторский договор был заключен на более длительный срок, последний прекращается, и пользователь освобождается от всех имущественных обязательств перед своим контрагентом по авторскому договору. Но существуют отдельные исключения. Например, пользователь заинтересован в предоставлении именно ему исключительных прав на использование произведения, срок охраны которого еще не истек. В этом случае у него есть возможность в добровольном порядке принять на себя обязательство по выплате наследникам определенного вознаграждения за использование произведения уже после перехода последнего в общественное достояние. Это соглашение не будет противоречить закону, особенно если его оформить в качестве отдельного договора, но тогда его следует квалифицировать не как авторский договор, а как договор дарения, заключенный под условием, или как договор ренты.  
Еще одним основанием прекращения авторского договора является взаимное соглашение сторон о прекращении данных правоотношений. Указанное соглашение может быть достигнуто в любой момент действия договора и зафиксировано в различных формах, например таких, как предоставление отступного, прощение долга. Данным соглашением стороны также устанавливают последствия прекращения авторского договора, которые полностью зависят от усмотрения сторон. Одним из видов соглашений о прекращении авторского договора можно считать новацию, под которой понимается соглашение о замене одного обязательства другим. Стороны могут в любой момент согласовать изменение предмета или объекта договора, способа использования произведения, перенесение срока представления произведения.  
Другим основанием прекращения авторского договора может считаться невозможность его исполнения, при условии, что она вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает. Этими обстоятельствами могут быть стихийные явления природы (наводнение, землетрясение, обвал), некоторые общественные явления (запрещающие акты органов власти, военные действия, общественные беспорядки), а также случайные события, за которые должник не несет ответственности.  
Так, случайная утрата произведения изобразительного искусства не является основанием привлечения художника к ответственности перед заказчиком за непредставление данного произведения к установленному договором сроку. В том случае, если неисполнение авторского договора вызвано обстоятельством, за которое должник несет ответственность, обязательство по авторскому договору видоизменяется, поскольку взамен первоначального обязательства наступает ответственность должника за неисполнение. Но не следует забывать, что пользователь несет ответственность и за случайно наступившую невозможность использования произведения. Еще один момент, на который надо обратить внимание, - это то, что невозможность исполнения в качестве основания, прекращающего действие авторского договора, должна носить окончательный, а не временный характер. Так, в случае, если произведение не может быть создано в срок, предусмотренный договором, в силу того, что произошла задержка тех событий, которые должны быть в нем отражены, то данное обстоятельство может послужить основанием для расторжения авторского договора, но не для его прекращения в связи с невозможностью исполнения. При этом бремя доказывания обстоятельств, которые вызвали невозможность исполнения, по общему правилу лежит на стороне, утверждающей наличие таких обстоятельств.  
К основаниям прекращения авторского договора относится и смерть автора или ликвидация юридического лица, выступавшего в качестве стороны договора. Смерть автора прекращает существующее обязательство, так как создание и доработка произведения не могут быть произведены без личного участия самого автора. Но если передаваемое произведение уже практически пригодно для использования, то прекращение авторского договора в данном случае не имеет достаточных оснований. Хотя, вне всякого сомнения, в такой ситуации последнее слово всегда остается за заказчиком, поскольку при желании он легко может сослаться на необходимость участия автора в доработке произведения и его подготовке к использованию. Но следует отметить, что закон в этих условиях не содержит требования заключения нового договора с наследником, который, в свою очередь, не может на этом настаивать. В данном случае имеет место правопреемство, в результате которого умершего автора замещает в договоре его наследник.  
Случай ликвидации юридического лица (прекращение без правопреемства), когда аннулируются в установленном законом порядке все обязательства данного юридического лица, включая и обязательства, вытекающие из авторских договоров, не освобождает заказчика от ответственности за неисполнение тех его обязанностей, которые должны были быть исполнены им ранее. При реорганизации юридического лица авторский договор не прекращается и подлежит исполнению правопреемником.  
Наконец, в случаях, предусмотренных законом или договором, авторский договор может быть прекращен в одностороннем порядке автором либо пользователем. Для предотвращения конфликтных ситуаций между сторонами имеет смысл в авторском договоре предусмотреть те основания, которые дают сторонам право на расторжение договора. Если же в договоре эти вопросы не прописаны, следует руководствоваться общегражданским правилом о том, что по требованию одной из сторон договор, может быть, расторгнут, лишь при существенном нарушении его другой стороной. Под существенным нарушением договора одной из сторон подразумевается ущерб для другой стороны, превышающий заложенный доход при заключении договора.  
Нетрудно заметить, что приведенная норма носит слишком абстрактный характер, в силу этого ее применение также может привести к различным спорам между сторонами. Поэтому надо четко уяснить, что малозначительное отступление сторон от условий договора, такое, как небольшая задержка одной из сторон с исполнением, лежащих на ней обязанностей, не является основанием для одностороннего отказа от авторского договора.  
Порядок прекращения авторского договора в связи с проанализированными основаниями специально в авторском законодательстве не прописан. Иногда, к примеру, по истечении срока действия авторского договора, это происходит автоматически, в иных ситуациях прекращение договора согласовывается сторонами, в том числе путем обмена письмами, либо происходит на основе одностороннего заявления одной из сторон. В случае, если одна из сторон не изъявила согласия на расторжение договора или не согласилась с тем основанием, по которому оно производится, спор подлежит разрешению судом. Заявление о расторжении авторского договора может быть подано стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный договором, а при его отсутствии - в 30-дневный срок.  
Основным последствием прекращения авторского договора является аннулирование прав и обязанностей сторон. Иногда вместе с этим возникают обязательства, связанные с урегулированием имущественных последствий прекращения договора, к примеру, в связи с уплатой либо возвратом авторского вознаграждения [2, с. 328].  
При неисполнении или ненадлежащем исполнении своих обязанностей по авторскому договору стороны несут гражданско-правовую ответственность. Под ответственностью по авторскому договору понимается мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Ее реализация происходит в рамках особого охранительного правоотношения, имеющего ряд специфических особенностей, отличающих его от других видов гражданско-правовых отношений. Эти особенности проявляются в том, что количество мер принуждения значительно меньше, чем в других гражданско-правовых обязательствах. В перечень таких мер входят расторжение договора и возвращение сторон в первоначальное положение, взыскание убытков и некоторые другие.  
В российской правовой науке распространен взгляд на ответственность как на возложение на нарушителя каких-либо дополнительных имущественных обременении в виде лишения его определенных имущественных прав или возникновения для него новых имущественных обязанностей. Оценивая с этих позиций меры воздействия на нарушителей, которые применяются в авторских договорах, можно заключить, что основные из применяемых в данной сфере санкций мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. Действительно, такие меры, как принудительное взыскание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора ввиду допущенного нарушения и т. д., не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и, следовательно, в точном смысле ответственностью считаться не могут. Поэтому многие ученые предлагают учитывать специфику авторских отношений и принять более широкое и с практической точки зрения значимое толкование ответственности, включив в него любые меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное воздействие (хотя в теоретическом плане подобная трактовка весьма уязвима). Например, обязанность возвратить полученный по договору аванс не является для автора дополнительным обременением, но имеет для него отрицательное значение. В случае пользователя досрочное расторжение договора предопределяет напрасно затраченные им усилия на подготовку использования произведения.  
Известно, что ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны; за счет нарушителя. Поэтому принудительные меры воздействия (взыскание не выплаченного по договору гонорара, требование возврата аванса, возмещение убытков и др.) обращены не на личность нарушителя, а на его имущество и выполняют восстановительную (компенсационную) функцию. По новому авторскому законодательству сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду, что усиливает функции ответственности. Раньше этого не было предусмотрено.  
К важным особенностям ответственности за нарушение авторского договора относится несовпадение между собой ответственности автора и ответственности пользователя ни по основаниям, ни по объему, так как ответственность автора в случае его вины заключается в возмещении реального ущерба, причиненного заказчику. Иные убытки заказчика, например упущенная выгода, возмещению не подлежат. Пользователь же несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по договору, причем отвечает перед автором в полном объеме.  
Заслуживает внимания тот факт, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» передает вопросы, связанные с регулированием оснований, формы и объема ответственности, на усмотрение самих сторон, устанавливая лишь предельный размер ответственности автора по авторскому договору заказа. Это означает, что законодатель отказался от прежней жесткой регламентации ответственности сторон по авторскому договору. По соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Также стороны самостоятельно определяют и те нарушения, которые могут служить основанием для применения предусмотренных договором санкций. Далее будут рассмотрены наиболее типичные нарушения обязанностей по авторскому договору и следующие за ними возможные санкции.  
Ответственность автора за нарушение обязанностей по договору заключается: в возврате полученного им гонорара, в одностороннем расторжении заключенного с ним договора, в возложении на него обязанности по возмещению возникших у пользователя убытков, а также в уплате им неустойки. Условия реализации этих санкций определяются самими сторонами в конкретном авторском договоре. Договор также предусматривает применение мер принуждения самостоятельно либо лишь при одновременном расторжении авторского договора. При их нечетком определении в договоре имеет смысл следовать общим положениям гражданского законодательства. В первую очередь должна быть установлена вина автора в нарушении договорных обязанностей. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. При этом ни форма вины, ни ее степень на размер ответственности не влияют. Если же неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязанностей явилось результатом объективных причин (болезнь, стихийные бедствия и др.), автор ответственности не несет. 

Информация о работе Авторский договор