Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:39, биография
В 19 веке Проявился обостренный интерес к народному искусству (как известно, и Мицкевич, и Шопен записывали польский фольклор). Расцвет польской литературы и музыки в первой половине XIX века неразрывно связан широчайшим патриотическим движением. Революционный романтизм Мицкевича и Словацкого в литературеГениальнейшим поэтом Польши и одновременно одним из великих мировых поэтов является Адам Мицкевич, признанный вождь польского романтизма.
В 19 веке Проявился обостренный интерес к народному искусству (как известно, и Мицкевич, и Шопен записывали польский фольклор). Расцвет польской литературы и музыки в первой половине XIX века неразрывно связан широчайшим патриотическим движением. Революционный романтизм Мицкевича и Словацкого в литературеГениальнейшим поэтом Польши и одновременно одним из великих мировых поэтов является Адам Мицкевич, признанный вождь польского романтизма. Кульминационным пунктом в развитии творчества Мицкевича является его поэма «Пан Тадеуш», самое зрелое его произведение и в то же время «лебединая песнь» поэта. Не уступая по художественному мастерству мировым шедеврам литературы, «Пан Тадеуш», как и всё творчество Мицкевича и вообще всего польского романтизма, отличается в то же время чертами узости, недостаточной глубиной в разрешении поставленных проблем.
Юлиуш Словацкий (1809—1849) — один из самых выдающихся и разносторонних поэтов. Первые, появившиеся в 1833 году, сочинения Словацкого, в которых сильно влияние Байрона и Шекспира, показывают многогранность его поэтического гения. Лирический гений Словацкого проявляется здесь во всём блеске. В этом отношении Словацкий превосходит Мицкевича и имеет мало равных в мировой литературе. Гибкостью, певучестью языка, богатством образов, полётом творческой фантазии Словацкий напоминает Шелли и Байрона. Словацкий обнаруживает также первоклассный драматургический талант. Словацкий — поэт, более всесторонний, более восприимчивый к западным влияниям, более смелый и революционный, нежели Мицкевич. Среди польских романтиков Словацкий стоял на крайней левой благодаря своему отрицательному отношению к аристократии и феодально-шляхетскому прошлому.
, Шопена и Монюшко в музыке немыслим в отрыве от тех настроений воинственного протеста и веры в национальную независимость, которые пронизывают общественную атмосферу Польши рассматриваемого периода
Биография: Адам Мицкевич
(24.12.1798 - 26.11.1855)
Родился на хуторе Заосье близ
города Новогрудка, входящего ныне в состав
Белоруссии. Отец его, Николай Мицкевич,
адвокат, принадлежал к мелкопоместной
шляхте. После окончания школы Адам поступил
на физико-математический факультет Виленского
университета, на котором проучился год.
Весной 1816 года перешел на историко-филологический
факультет, который закончил в 1819 году.
Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819-23).
Ранние произведения Мицкевича (первое
стихотворение опубликовано в 1818 году)
свидетельствуют об увлечении вольнодумными
традициями Просвещения (перевод отрывка
из "Орлеанской девственницы" Вольтера;
поэмы "Мешко, князь Новогрудка",
1817, "Картофель", 1819, - обе опубликованы
полностью в 1948 году).
С 1817 года участвовал в создании и деятельности
патриотических молодежных кружков "филоматов"
и "филаретов" ("любящих добродетель"),
написал для них ряд программных стихотворений,
в том числе "Оду к юности" (1820), проникнутую
романтическим энтузиазмом молодежи,
мечтавшей о борьбе за свободу. Первый
стихотворный сборник Мицкевича ("Поэзия",
т. 1, 1822) стал манифестом романтического
направления в польской литературе.
Мицкевич Адам - «Ода к молодости» |
|
Творчество Шопена,
первого польского композитора
мирового значения, было подготовлено
деятельностью множества
Фредерик Шопен (Chopin) - знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, родился 1 марта 1809 года в деревне Желязова-Воля, близ Варшавы. В детские годы Шопен не проявлял никаких особенно музыкальных и поэтических способностей. Только знаменитая Каталани как бы предугадала в десятилетнем Шопене великую будущность, подарив ему часы Молодого Шопена учили музыке, не возлагая на него особенных надежд. Пианист Цивны начал заниматься с 9-летним мальчиком. Занятия были серьезные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подернуты задумчивостью он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой... Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза". Цивни был единственным наставником Шопена по фортепиано. Окончив после семи лет занятия у Цивни, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Эльснера. К этому времени талант, Шопена ощутительно развился. Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он слышал выдающихся артистов, способствовали его развитию. С 1829 года начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он ее покидает навсегда в 1830 году. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья. В Париж, где Шопена ожидала новая жизнь и слава, он переселился в 1831 году. Первый концерт, Шопен дал в Париже 22-х лет. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро.
Иосиф Эльснер (1769—1854) — общественный деятель, первый директор консерватории в Варшаве, основанной в 1821 году, выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений польских музыкантов, был также и видным композитором. Мысль о создании национальной оперы находилась в центре его творческих интересов. (На этот путь он безнадежно пытался направить своего гениального ученика Шопена). Некоторые оперы Эльснера — «Лешек Белый», «Король Локетек», «Ягелло в Тенчине» —написаны на сюжеты из польской истории. Эльснер (Eisner) Юзеф Антоний Францишек (1.6.1769, Гродкув, Силезия, — 18.4.1854, Эльснерово, близ Варшавы), польский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Был дирижёром оркестра немецкого театра в Брно (1791— 1792), основал Музыкальную академию и Филармоническое общество во Львове. С 1799 работал в Варшаве. Был главным дирижёром «Театра Народовы» (1799—1824). Организовал начальную музыкальную школу (1811), музыкальное отделение при Драматической школе (1817, в 1821 преобразована в институт музыки и декламации; Э. был его ректором и профессором). Преподавал в Варшавском университете (1824—31), Главной музыкальной школе (был её руководителем в 1826—31, в 1826—29 у Э. учился Ф. Шопен), Школе пения при «Театре Народовы» (1831). Основал ряд музыкальных обществ. Писал теоретические и критические статьи, был редактором сборников польских народных песен. Один из основоположников польской национальной оперы (автор 45 опер, зингшпилей, мелодрам и других сценических сочинений). Продолжая традиции венской классической школы, в то же время опирался на польский музыкальный фольклор. Среди сочинений — оперы «Султан Вампун» (1800), «Лешек Белый» (1809), «Король Локетек...» (1818), 8 симфоний, полонезы для оркестра; струнное трио, 11 струнных и 2 фортепьянных квартета, скрипичные дуэты, пьесы для фортепьяно, кантаты, мессы, хоралы и другие культовые сочинения.
Кароль Курпиньский (1785—1857), создавший свыше двадцати опер и мелодрам, в известной мере предвосхитил Монюшко в разработке национально-самобытного интонационного склада. Сюжеты его опер заимствованы из польской истории, из легендарного прошлого его родины, из народно-бытовой сферы. В лучших его произведениях — «Ядвига», «Новые краковяки» — ощутимы интонации польской песенности. Однако этот национальный элемент часто оттеснялся итальянизмами. Отсутствие последовательности в эстетических взглядах — одна из причин, помешавших Курпиньскому разработать национальный стиль в музыкальном театре.
В камерно-инструментальной и симфонической музыке путь к национальной школе прокладывали Ф. Лессель (1780—1838), выдающаяся пианистка М. Шимановская (1789—1831), Р. Яневич (1762—1848), Я. Клечиньский (1756—1828) и др.
Блестящего расцвета достигла в XIX веке и польская исполнительская культура. Деятельность скрипачей К. Липиньского (1790—1861), Ап. Контского (1825—1879), основавшего в 1861 году в Варшаве музыкальный институт, Г. Венявского (1835— 1880), пианистов Ан. Контского (1-817—1899), уже упоминавшейся М. Шимановской и многих других, получившая мировое признание, свидетельствует о том, что искусство Шопена и Монюшко было подготовлено разветвленной и высокоразвитой музыкальной жизнью Польши на рубеже XVIII и XIX столетий, что их творчество вобрало в себя, одновременно с богатством народной и бытовой музыки Польши, ее высокий музыкальный профессионализм, блестящие традиции концертной и оперной жизни.
Михаил Огиньский (1765—1833), творивший исключительно в русле «домашней», салонной музыки, создал ряд революционно-освободительных песен и более двадцати полонезов, завоевавших мировое признание. Прямой предшественник Шопена, он превратил полонез из бытового танца в художественный поэтический жанр.В 1765 году в Варшаве был открыт Национальный театр, с которым связано развитие национального оперного искусства.
Шопен Фредерик
Памятная таблица в костёле в Влошаковице
Памятник шопену в варшаве
Памятник шопену люксенбургский сад