Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 15:29, доклад
Общественно-политическая деятельность Николая Ивановича Новикова представляет большой интерес для историков. Важно изучение не только жизненного пути, но и в целом общественной деятельности одного из крупнейших фигур русского просвещения.
Целью данной работы является изучение общественно-политической деятельности Николая Ивановича Новикова.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Определить жизненный путь Николая Ивановича Новикова;
Охарактеризовать общественную деятельность.
Но если в самом Новикове было много силы и желания распространять просвещение, то еще более данных для роли просветителя было у Шварца, с которым сошелся в Москве Новиков.
Из все масонов московских ближе всего к Шварцу по убеждениям и энергии подходил Новиков.
С переездом Новикова в Москву стремление к личному самосовершенствованию и несколько отрешенный идеализм усложняются убежденным служением русскому обществу с самыми широкими просветительными планами. Полный энергии, веры в свое дело, видя поддержку друзей, он смело шел вперед; в это именно время вступил он в открытую борьбу с «просвещенным авторитетом». Сведя свои идеалы с заоблачной вышины на землю, незаметно для себя, а может быть , и сознательно, шел он к политическому обновлению русского общества и, конечно, скоро столкнулся с правительственной властью.
Впрочем, если русское общество и заметило политическую окраску в деятельности Новикова, то оно в этом отношении не подвергалось с его стороны серьезному влиянию. На русское общество и Новиков, и Шварц смотрели, по-видимому, как на молодежь, еще не доросшую до «политического» воспитания, молодежь, которую еще надо духовно воспитать, морально переродить, а потому либерализм Новикова только проскальзывает в его деятельности, не переходя в решительную пропаганду и не поддаваясь точному определению исследователя.
Почти исключительное внимание Новикова и Шварца было обращено на нравственное совершенствование русского общества, на подготовление этим путем его к политической жизни, и в этом отношении они действительно повлияли на русское общество: деятельность этих просветителей XVIII в. внесла освежительную струю в жизнь России.
Заключение
Николай Иванович Новиков – просветитель, журналист, начинатель издательского дела в России. Один из главнейших масонов в России. Он родился в 1744 году, происходил из дворянской семьи, учился в гимназии при Московском университете, а затем служил в Измайловском полку.
В 1767 г. Новиков был командирован в Комиссию по составлению Нового уложения для составления письменных документов и назначен «держателем дневной записки», т. е. протоколистом, в частную комиссию о среднего рода людях. Впечатления были очень сильны. Новиков слушал и записывал речи защитников крестьянских интересов – депутатов Коробьина, Козельского, Маслова и других, и в нем зрело намерение поднять голос протеста против насилий, чинимых над русским народом.
Уже в 1767, когда ему было всего 23 года, он начал издавать журнал "Трутень" с главенствующей крестьянской темой. Позиция Новикова: "Крепостное право - зло, и его надо искоренять". Он откровенно издевается над садистами-помещиками. Практически все остальные журналисты поддерживают Новикова. Екатерина, понимая, что Новиков - сильный соперник, разозлилась на него и стала выступать за сатиру. Причем за сатиру на какие-либо явления или абстрактные понятия, а не на конкретных людей. Новиков же выступает за сатиру на лица, считая, что абстрактная сатира ничего не изменит. Пять из семи журналов, испугавшись этой борьбы, добровольно закрылись.
В итоге, к 1770 году остались только "Трутень" и "Барышок всякой всячины" - измененное Екатериной название. И, не выдержав влияния "Трутня" на общественность, Екатерина закрыла свой журнал. Спустя какое-то время закрылся и "Трутень". Императрица проиграла. Новиков - крупнейший русский издатель XVIII века. Он выпустил первые русские детский "Детское чтение для сердца и разума", женский "Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета", научный (несколько изданий по истории Руси), агрономический "Экономический магазин", масонский, провинциальный "Уединенный пошехонец" (Ярославль) журналы. Также он увлекался и религией - так появились религиозно-просветительские журналы "Московское ежемесячное издание" (1781) и "Вечерняя заря" (1782).
В те годы он основал единственную московскую газету - "Московские ведомости". Около трети всех изданных в России в середине 80 - начале 90-х гг. книг вышли из его Типографской компании, основанной в 1784 году. Новиков свои деньги использовал и на благотворительность: помогал детям бедняков и крестьянам в неурожайные годы. В 1770 году он издавал сатирический журнал "Пустомеля", в 1772-73 годах - "Живописец", а в 1774-ом - "Кошелек". Его "Общество, старающееся о напечатании книг", основанное им совместно с К. Миллером, выпустило более тридцати томов серии "Древняя российская вивлиофика", посвященной литературным произведениям Древней Руси. Древняя Русь волновала Николая Ивановича, и он в 1776 году начал издавать журнал "Повествователь древностей российских". В итоге разгневанная Екатерина арестовала Новикова, и он умер в 1818 году.
Таким образом, нужно сделать вывод, что Николай Иванович Новиков является известным русским журналистом, издателем и общественно-политическим деятелем русского просвещения.
Список использованной литературы
1 Покровский В.И. Николай Иванович Новиков: его жизнь и сочинения. М., 2010. С 400.
2 Якушкин В.Е. Очерк жизни и деятельности Новикова // Покровский В.И. Николай Васильевич Новиков: его жизнь и сочинения. М., 2010. С 5.
3 Якушкин В.Е. Очерк жизни и деятельности Новикова // Покровский В.И. Николай Васильевич Новиков: его жизнь и сочинения. М., 2010. С 7.
4 Сиповский В.В. Различие воззрений Новикова в связи с его общественной деятельностью // Покровский В.И. Николай Васильевич Новиков: его жизнь и сочинения. М., 2010. С 220.