Биография и деятельность Хаджи – Мурата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 18:30, реферат

Краткое описание

1834 – 1864 гг. – годы борьбы кавказцев против присоединения Северного Кавказа к России. В этой борьбе участвовало много смелых людей, в числе которых естественно и сам Шамиль предводитель борцов за свободу. В 1834 г. становится даже имамом. В окружении имама было немало умных, мудрых людей, которые верой и правдой служили общему делу. Имам привлекал к себе не только ученых, но и одаренных людей способных руководить крупными военными операциями.

Содержание

Введение
Глава I. Биография Хаджи – Мурата
Глава II. Деятельность Хаджи – Мурата
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Хаджи-Мурат.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I. Биография Хаджи – Мурата

Глава II. Деятельность Хаджи – Мурата

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

1834 – 1864 гг. – годы борьбы  кавказцев против присоединения  Северного Кавказа к России. В этой борьбе участвовало много смелых людей, в числе которых естественно и сам Шамиль предводитель борцов за свободу. В 1834 г. становится даже имамом. В окружении имама было немало умных, мудрых людей, которые верой и правдой служили общему делу. Имам привлекал к себе не только ученых, но и одаренных людей способных руководить крупными военными операциями. В числе первых его сподвижников можно назвать легендарного Хаджи – Мурата – редкого в мире храбреца и героя, который был воспет Л.Н. Толстым в одноименной повести «Хаджи – Мурат». На службе у Шамиля долго был наибом. Моя работа о Хаджи – Мурате и называется она так: Исторический портрет Хаджи – Мурата», я выбрала эту тему по той причине, что меня заинтересовала мягкость Хаджи – Мурата, история его жизни.

Эта тема, на мой взгляд, актуальна тем, что в ней рассказывается о героических подвигах Хаджи – Мурата, о том какой вклад он внес во время Кавказской войны, так как слыша о Кавказской войне человек ассоциирует ее с деятельностью Шамиля, не зная или не принимая во внимание его сподвижников.

Моя работа состоит из содержания, введения, двух глав. Первая глава называется: «Биография Хаджи – Мурата», в ней я раскрываю биографию Хаджи – Мурата, т.е. ответы на вопросы, где родился Хаджи – Мурат? К какой национальности принадлежит? В каких отношениях он был с ханской семьей и Шамилем, что явилось причиной конфликта между Хаджи – Муратом и Шамилем и т.д.

Вторая глава называется «Деятельность Хаджи – Мурата». В этой главе речь идет о тех набегах, которые совершал он служа у Шамиля, о набегах которые сравнимы с подвигами героем эпосов.

За двумя главами следует заключение и список использованной литературы. В написании своей работы я использовала такую литературу: Казиев Ш. «Имам Шамиль»; Покровский И.И. «Кавказские войны и имамат Шамиля»; Даниялов Г.А. «Имам Шамиль»; а также статьи о Хаджи – Мурате в публицистических изданиях; Гаджиев Булач «Пленница Хаджи – Мурата» // Женщ. Дагестана; Гохман И. «Смерть героя» // Родина №3 – 4., 1996 г.; Губаханова Р. «Хаджи – Мурат в Кавказской войне» // Н.Д. №16, 1998г.; Гулин А. «Не перестаю думать о Хаджи – Мурате» // Родина; Доного Х.-М. «Одиннадцать набегов Хаджи – Мурата»// Д.П. 19 июля 1997; Токарев В. «По следу Хаджи – Мурата» // Юность №4. 1994; Увайсов У. «Последние минуты Хаджи – Мурата» // Д.П. 12 июля 1990 г.

 

Глава I. Биография Хаджи – Мурата

По повести Л.Н. Толстого «Хаджи – Мурат», выйдя к русским сам рассказывает свою историю. Родился в маленьком ауле Целмес недалеко от Хунзаха, центра Аварии, где жил ханы,1 местные жители рассказывают, что в самом Хунзахе у Хаджи – Мурата на берегу реки находился его дом.2 Родился Хаджи – Мурат в 1818 г. Мать его Патимат, была приближенной к ханскому дому. Отца Хаджи – Мурата звали Гитино-Магома. Хаджи – Мурат и сын хана Булачхан родились в один и тот же день. Хан хотел, чтобы мать Хаджи – Мурата выкормила Булачхана, но она отказалась. Патимат напомнила аварскую пословицу, что глаз ближе уха и не стала вскармливать ханского сына. Она сказала: «У меня умер сын Ахмед из-за того, что я кормила ханских детей. Я не хочу, чтобы и Хаджи – Мурат умер». После ее слов отец Хаджи – Мурата – обнажил кинжал и бросился на жену, но люди вступились и не дали убить ее. После этого случая отец Хаджи – Мурата разошелся с женой. Когда мать Хаджи – Мурата уходила от мужа, она забрала сына с собой. Жена хана нашла для своего сына другую кормилицу и по-прежнему уважала мать Хаджи – Мурата. Поэтому она со своими детьми ходила к ханше и Хаджи – Мурат играл с ханскими детьми. У хана было три сына: Абунуцалхан, Умахан, Булачхан. Во времена имама Гази – Магомеда, когда мюриды ходили по аулу Хаджи – Мурату было 15 лет и он постоянно находился в доме хана на положении сына.3 В детстве молодой хунзахец изучил Коран, Мухтасар, Тафсих, любил хорошего коня и оружие.4

Как известно с самого начала движение горцев носило не только антиколониальный, но и ярко выраженный антифеодальный характер. По всему Дагестану истреблялись ханы и беки, и при внешней справедливой окраске этих событий порой носили бесчеловечный, жестокий характер. Так произошло и семьей хунзахской ханши Паху – Бике. По приказу второго имама Гамзата. Ханша была зверски убита и 3 ее сына. Были поруганы честь и достоинство самого рядового хунзахца, не говоря уже о молочных братьях ханов, которые следуя, горскому кодексу чести поклялись отомстить и осуществили это в 1834 г. в мечети, это было одобрительно встречено всем хунзахским джамаатом.5 Желая свергнуть Гамзата, Хаджи – Мурат со своим старшим братом Османом собрал 10 человек приверженцев и в мечети умертвил его. Осман, нанесший удар кинжалом Гамзату, был убит его нукерами. Родственники Гамзата укрепившиеся в ханском доме, не желали сдаваться, но были выбиты оттуда и сброшены с кручи.6 Таким образом, Хаджи – Мурат оказался по другую сторону движения, что однако не означает, что он не разделяет освободительные идеи восставших горцев и одобрительно относится к колониальной политики царизма.

После убийства Гамзата и назначения имамом Шамиля, Хаджи – Мурат немало действовал и против Шамиля. Хаджи – Мурат оказывал сопротивление Шамилю и поднял всех хунзахцев на борьбу против Шамиля. За эти дела Хаджи – Мурат получил офицерский чин от Розена и был назначен начальником над хунзахцами. Через некоторое время на место Хаджи – Мурата прибыл Казикумухский хан Магомед Мирза, а вслед за ним в Хунзах приехал генерал-майор Ахмед-хан. Несмотря на то, что управлять Аварией после истребления ханского рода был назначен родственник аварских ханов Ахмед-хан Мехтулинский, настоящим правителем был Хаджи – Мурат.

Его заслуженная популярность в народе не давала покоя формальным правителям ханства. Бессильная зависть оборачивалась клеветой и доносами начальству. Но это не помогало.

Царский гарнизон в Хунзахе нуждался в дровах, а доставлять их с плоскости было делом хлопотным и опасным. Тогда Ахмед-хан велел Хаджи – Мурату обложить этой повинностью население ханства, по вьюку с каждого дома. Население резонно отказалось, потому что на Хунзахском плато леса не растут. Когда Хаджи – Мурат сообщил Ахмед-хану, что приказ его не может быть исполнен, тот решил, что настал его час.

Хаджи – Мурат был обвинен в том, что он возмущает население против властей и принуждает к неповиновению. Сверх того Хаджи – Мурат объявлялся тайным сторонником Шамиля.

Клугенау, которого целый год преследовали неудачи, решил отличиться в раскрытии опасного заговора и сгоряча велел арестовать Хаджи – Мурата. Хаджи – Мурат был на 9 дней прикован к пушке и подвергался всяческим оскорблениям, затем его заковали в кандалы, завязали рот, чтобы он не мог позвать на помощь родственников, и ночью тайно отправили в Темир-Хан-Шуру под усиленной охраной.7 Ему удалось бежать во время перехода в другое место, он прыгнул в пропасть со связанными руками и сильно разбился. Его подобрали и выходили пастухи. «Ребра, голову, руки, ноги, все поломал» – рассказывает Хаджи – Мурат в повести Л.Н. Толстого «Хаджи – Мурат» – «Ребра, голова зажили, зажила и нога, только стала короткая» – продолжает он.8

Обида и жажда мщения привели Хаджи – Мурата к решению, перевернувшему всю его дальнейшую жизнь. Вскоре Шамиль получил от него письмо, в котором говорилось «Ты узнал мою храбрость, когда я защищал против тебя Хунзах. Желаешь ли ты испытать ее теперь, когда я хочу биться рядом с тобой?»

Шамиль понял, что в этом письме ключ к покорению Аварии. В ответном письме Шамиль отдал должное храбрости Хаджи – Мурата и назначил его наибом нескольких аварских сел, которые еще не подчинялись Шамилю.

Народ принял нового наиба с радостью, а в начале 1841 г. аул Целмес уже превратился в центр восстания охватившего всю Аварию. Правивший в Аварии Ахмед-хан, опасаясь мести и растущего влияния Хаджи – Мурата, убеждали начальство незамедлительно покончить с мятежником. Против Хаджи – Мурата были брошены части Апшеронского полка. Возглавить карательную операцию вызвался генерал Бакунин. Подоспевшие на помощь отряды Шамиля обратили нападающих в бегство.

Хаджи – Мурат, преследуя отступавших, захватил несколько принадлежавших ханству сел. Взбешенный Ахмед-хан казнил в Хунзахе ближайших родственников Хаджи – Мурата. С тех пор желание отомстить кровному врагу стало одной из главных целей Хаджи – Мурата. Ахмед-хан хорошо знал, на что способен Хаджи – Мурат и принимает чрезвычайные меры для своей защиты, жизнь хана превратилась в сплошной кошмар.

Союз Хаджи – Мурата с Шамилем был скреплен на долгие годы. Шамиль полностью доверял Хаджи – Мурату. Следуя примеру Хаджи – Мурата, на сторону имама стали переходить влиятельные люди из еще подвластных царскому командованию областей.

В первый же день прихода к Шамилю Хаджи – Мурат принял участие в битве, происшедшей в Сашюрте. После этого Хаджи – Мурат принимал участие во многих боях и служил примером для всех. В частности Хаджи – Мурат принимал участие в боях: во взятии Гельбаха и в битве с казаками. Шамиль был искренне доволен его работой и поэтому назначил его наибов в Тлох. Хаджи – Мурат хорошо стрелял из ружья, мастерски владел шашкой с обеих сторон садился на коня и красиво гарцевал на нем. Он прославился как храбрый, ловкий и талантливый наиб всей Аварии, он всегда носил медали, которые получал от Шамиля за храбрость, проявленную в крупных боях.9

Конница Хаджи – Мурата принимала участие в обороне аула Салта в 1847 г. В июне 1848 г. Хаджи – Мурат со своими конниками защищал аул Гергебель. Он сопровождал имама в Кабардинском походе, в походе в Южный Дагестан. Известный военный историк XIX в. В.А. Потто так писал о Хаджи – Мурате. «В ряду шамилевских наибов первое место по своей предприимчивости, отваге и военному таланту, бесспорно, принадлежит Хаджи – Мурату, имя которого 12 лет гремело по всему Северному Кавказу».

У простого и бедного люда Хаджи – Мурат пользовался громадным авторитетом, так в период его пленения у русских, он некоторое время находился в Кумыкском округе. Простые крестьяне обращались к нему с просьбой молиться в мечети вместе с ними, чему воспротивился местный князь Муса Хасаев. Из-за этого возник конфликт между крестьянами и князем, который долгое время пришлось разбирать местной администрации.

К 50-м годам отношения с Шамилем были осложнены из-за того, что Шамиль после своей смерти на место имама пророчил сына Газимагомеда. Недовольство Хаджи – Мурата было тут же передано имаму местными интриганами.10 Это произошло так: Однажды хунзахский наиб Хаджи – Мурат, ************ наиб Инкачилав встретились в доме Инкачилава в Гиничутле. Здесь за обедом Инкачилав сказал Хаджи – Мурату: «Имам Шамиль уже сильно постарел. Кого же поставить имамом после него? Хаджи – Мурат тут же сказал: «Имамом должен стать тот у кого острее шашка». Слова Хаджи – Мурата сильно задели Инкачилава, но оне не подал виду. Об этом случае Инкачилав рассказал Шамилю и тот сказал: «Ах как он глуп. Разве он не знает, что таких молодых как он, имамом не ставят». После этого Хаджи – Мурат долго оставался наибом».

Усугубил конфликт неудачный Табасаранский поход Хаджи – Мурата в 1851. Ход событий был примерно таков. В 1851 г. Хаджи – Мурат убедительно просит имама командировать его с 500 конными в Кайтаго-Табасаран. Шамиль исполнил это желание.11 Поход прошел неудачно, и по возвращении из Кайтаго-Табасаранской экспедиции Хаджи – Мурата, Шамиль требует себе часть военной добычи. «Пять дней спустя по приезде моем – говорит Хаджи – Мурат – явились ко мне трое из мюридов и объявили, что Шамиль требует с меня две тысячи пятьсот рублей, дорогую шубу и стамбульское ружье».12 Все просимое я отдал им, сверх того, отправил четырех лошадей и пленных детей Шах-Вали. Это-то требование имама и послужило поводом для разрыва между ним и его наибом. Шамиль считал, что виноват Хаджи – Мурат, который нарисовал план операции и погнался за сомнительной добычей.

Разгневанный имам обвинил Хаджи – Мурата в алчности, которая и привела его отборных мюридов, торопившихся спасти свою добычу к трусливому бегству от Аргутинского. Наиб в ответ заявил: «Что я не трус, знают на Кавказе даже малые дети, и горцы и русские давно привыкли уважать мою храбрость». А затем намекнул, что простительно поражение пятисот мюридов от несметных войск Аргутинского, когда сам Шамиль с 15 тыс. людей не справился с тремя батальонами Грамматина.

С тех пор трещина, всегда существовавшая в отношениях между Шамилем и Хаджи – Муратом стала стремительно разрастаться.13 Жажда лидерства и власти, гордость и тщеславие встали между двумя вождями горцев. Никто не хотел уступать. Начались интриги, ловушки, месть. Шамиль убил отца и братьев Хаджи – Мурата, захватил мать Патимат, двух жен и шестерых детей.14 Старшему сыну Юсуфу было 18 лет, младший, Мурат был младенец. Семью перевели под охрану в аул Ведено, Юсуфа посадили в яму.

Стремясь любыми путями отбить свою семью Хаджи – Мурат, перешел на сторону русских. Ни горцы, ни русские не могли поверить, что Хаджи – Мурат, этот знаменитый и бесстрашный сподвижник Шамиля, сдался добровольно.

«Впереди всех ехал на белогривом коне, в белой черкеске, в чалме на папахе, и в отделанном золотом оружии человек внушительного вида. Человек этот был Хаджи – Мурат». Так описывает Толстой встречу, когда кинжал в ножнах, а винтовка в чехле. Он (Полторацкий) ожидал мрачного, сухого, чуждого человека, а перед ним был самый простой человек, он казался не чужим, а давно знакомым приятелем. Только одно в нем было особенное: это были его широко расставленные глаза, которые внимательно, спокойно смотрели в глаза другим людям.

От офицера к полковнику, от полковника к генералу, от того к наместнику – главнокомандующими русскими войсками на Кавказе передавался Хаджи – Мурат. О Хаджи – Мурате вспоминали все реже, а обещание обменять семью на пленных черкесов не выполнялись. На его настойчивые просьбы следовали новые обещания. Во время пребывания в плену, между Шамилем и Хаджи – Муратом велась переписка. Первые письма Шамиля были угрожающие, бескомпромиссные. Последние же письма были уже иного рода. Он писал, что прощает его «вернет его имущество, семью, если он вернется». Возможно, это и послужило поводом к бегству Хаджи – Мурата из под царской охраны в Нухе. Шамиль глубоко сожалел о разрыве с Хаджи – Муратом.

25 апреля 1952 г. Хаджи –  Мурат вместе с телохранителями, перебив охрану бежал, утром следующего  дня их настигли между Белянджиком  и Кашом, их окружили. Бой был коротким – нукеры были убиты, из четырех человек, бежавших с Хаджи – Муратом, двое Гамзало и Эльдар погибли с ним, а остальные двое нукеров Магома и Ханафи, прибывшие к нему из Закатал, на другой день были пойманы, Хаджи – Мурат ранен шестью пулям. Сам он успел убить четверых и ранить шестнадцать человек. «Сломав саблю о дерево он безоружным хотел умереть достойно и гордо. Он так казался страшен, что подбегавшие, остановились. Но вдруг он дрогнул, упал на лицо и уже не двигался. Гаджи-Ага (бывший кунак Хаджи – Мурата, перешедший на службу русским), ударил его большим кинжалом, по голове… враги топтали и резали то, что не имело уже ничего общего с ним. Гаджи-Ага наступив ногой на спину тела, с двух ударов отсек голову…» Так закончилась жизнь Хаджи – Мурата, одного из главных возмутителей спокойствия на Кавказе.

Информация о работе Биография и деятельность Хаджи – Мурата