Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 17:28, реферат
Но кем же в действительности был Борис Годунов? Какое значение для истории России имела его деятельность? Ответ на все эти вопросы могут дать лишь исторические источники. Попробую заново прочесть их. Постараюсь тщательно взвесить все известные факты и ответить на эти вопросы в своем реферате.
Введение
1. Начало царствоваия Бориса Годунова.1598-1604 гг.
1.1.Москва встречает царя
1.2. Торжественный вход в столицу
1.3. Знаменитое ополчение
1.4. Прибавление к избирательной грамоте
1.5. Венчание
1.6. Внутренняя политика (1598-1604)
1.7. Внешняя политика (1598-1604)
2. Продолжение царствоваия Бориса Годунова. 1600-1605 гг.
Заключение
МскУНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
НА ТЕМУ: “БОРИС ГОДУНОВ: ЦАРСТВОВОВАНИЕ”
1. Начало царствоваия Бориса Годунова.1598-1604 гг.
1.1.Москва встречает царя
1.2. Торжественный вход в столицу
1.3. Знаменитое ополчение
1.4. Прибавление к избирательной грамоте
1.5. Венчание
1.6. Внутренняя политика (1598-1604)
1.7. Внешняя политика (1598-1604)
2. Продолжение царствоваия Бориса Годунова. 1600-1605 гг.
Заключение
Введение
После смерти Ивана Грозного восемнадцать лет судьба русского государства и народа была связана с личностью Бориса Годунова. Личность Бориса Годунова, его неслыханное возвышение и трагический конец поразили воображение современников и привлекли внимание историков, писателей, поэтов, художников, музыкантов. В этом нет ничего удивительного. Жизненный путь Годунова на редкость необычен.
Но кем же в действительности был Борис Годунов? Какое значение для истории России имела его деятельность? Ответ на все эти вопросы могут дать лишь исторические источники. Попробую заново прочесть их. Постараюсь тщательно взвесить все известные факты и ответить на эти вопросы в своем реферате.
1. Начало
царствоваия Бориса Годунова.
1.1.Москва встречает царя
26 февраля, в неделю сырокапустника, Борис въехал в столицу: встреченный жителями Москвы хлебом, соболями, кубками золотыми и серебряными и другими царскими дарами, но ничего не взяв, сказал, что "богатство в руках народа ему приятнее, нежели в казне ". После вторичного благославления патриархом на государство и литургии Борис сказал, что "не может до светлого Христова воскресения оставить Ирины... и возвратился в Новодевичий монастырь... ", оставив управление государством боярской думе.
1.2. Торжественный вход в столицу
"Наконец, апреля 30, подвиглась столица во сретение государя. " Борис выехал из Новодевичьего монастыря со своим семейством. Вскоре он проследовал в храм Успения, где патриарх третий раз благословил его на великое государство Московское. "Он уже царствовал, но еще без короны и скипетра ; еще не мог назваться царем боговенчанным, помазанником господним. " Однако для того, чтобы окончательно утвердить престол за собой, Борис должен был возложить на себя венец, но "вместо скипетра взял меч в десницу и спешил в поле, доказать, что безопасность Отечества ему дороже и короны, и жизни. Так царствование самое миролюбивое началось ополчением..."
1.3. Знаменитое ополчение
Помимо крепостей против ханских набегов служили засеки в таких местах как: Перемышля, Лихвина, Белево, Тула, Боровск, Рязань, государь послал туда особенных воевод с мордвою и стрельцами ; устроил плавную рать на Оке. Карамзин писал об этом времени и о влиянии ополчения: "Все действовало сильно на воображение людей: и новость царствования, ополчение, и высокое мнение о Борисовой, уже долговременными опытами, изведанной мудрости ". Однако неприятеля не было в течение 6 недель, трудно сказать, что было: ложные слухи обманули Бориса или он притворным легковерием обманул Россию для того, чтоб явить себе царем не только Москвы, но и всего воинства. Вместо врагов вскоре явились послы Хазы-Гиреева и ополчение поразило хана и послов ужасом, послы сказали, что крымский хан и крымцы желают вечного союза с Россией. Это была первая "дипломатическо-военная победа " Бориса Годунова.
Но Борис Годунов опять отложил венчание до 1 сентября, чтобы совершить венчание в новое лето, в день общего доброжелательства и надежд, лестных для сердца.
1.4. Прибавление к избирательной грамоте
"Всем ослушникам царской воли неблагославление и клятва от церкви, месть и казнь от синклита и государства, клятва и казнь всякому мятежнику, раскольнику любопрительному, который дерзнет противоречить деянию соборному и колебать умы людей молвами злами, кто бы он ни был, священного ли сана или боярского, думного или воинского, гражданин или вельможа: да погибнет и память его вовеки! " Грамоту утвердили 1 августа Борис и юный Федор, все святители....
1.5. Венчание
Наконец Борис венчался на царство, еще пышнее и торжественнее Феодора, так как принял утварь Мономахову из рук вселенского патриарха.
Во время венчания Борис сказал: " Отче, великий патриарх Иов! Бог мне свидетель, что в моем царстве не будет ни сирого ни бедного " - и, тряся верх своей рубашки примолвил: "Отдам и сию последнюю народу. " Вскоре время покажет, как во время правления Бориса не было " ни сирого, ни бедного. "
1.6. Внутренняя политика (1598-1604)
Первые указы относились к внутренней экономике:
1) Всем людям служивым, воинским и гражданским выдавать двойное жалование.
2) Гостям Московским и другим торговать беспошлинно 2 года.
3) Земледельцев казенных и жителей Сибири освободить на 1 год от налогов.
4) Уменьшил барщину и оброк крестьянам.
В Сибири под предводительством казака Воейкова был окончательно разбит хан Кучюм и Борису было сообщено, что "в Сибири уже нету иного царя, кроме российского". Эта победа утвердила господство России над Азией. Как и венчание, победа над Кучюмом тоже торжественно праздновалась: " В столице и во всех городах снова праздновали завоевание сего не измеримого края звоном колокольным и молебнами.
После по приказу Бориса основались новые города: Верхотурья (1598) , Мангазей и Туринск (1600) , Томск (1604) .
1) В 1599г. Борис в
знак любви патриарху Иову, возобновил
жалованную грамоту, данную
2) Закон об укреплении крестьян, действующий в то время имел вредное действие, частыми побегами крестьян, особенно из селений мелкого хозяйства: владельцы искали беглецов, жаловались друг на друга в их укрывательстве, судились, разорялись. Борис, желая пресечь зло и беспорядки, решил объявить закон временным и в 1601 г. снова дозволил крестьянам господ малочиновных, детей боярских и других, везде кроме одного Московского уезда, переходить в известный срок от владельца к владельцу того же состояния, но не более чем по 2 вместе, а крестьянам бояр, дворян, знатных дьяков, святителей монастырских велел остаться без перехода на 1601 г. Многие связывают дальнейшую трагическую судьбу Годунова с изменением старого закона и нетвердостью нового.
3) Борис пытался также искоренять грубые пороки народа. В частности Борис продолжал попытки своих предшественников искоренить пьянство: Борис строго запретил свободную продажу спиртных напитков, объявив, " что скорее помилует вора и разбойника, нежели корчемников "; но, хотев воздержать народ от пьянства и принятия спиртного, царь не мог полностью истребить корчемства, и вследствие этого казенные питейные дома, откупаемые за большие деньги, служили " местом разврата для людей слабых. " 4) В отношении образования Борис превзошел всех предшествующих ему самодержавцев, Борис хотел завести школы и даже университеты, чтобы обучать россиян наукам и иностранным языкам. Но это намерение царя не произошло из-за сильного возражения духовенства, которое утверждало, что " Россия благоденствует в мире единством закона и языка ; что разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви ; что, во всяком случае, неблагоразумно вверить учение юношества католикам и лютеранам. " Однако царь отправил 18 молодых боярских людей учиться за границу. Также царь призывал к себе на службу из-за границы лекарей, художников, ремесленников и чиновников на службу.
Но приближалось время, когда царь, славимый в Европе и России за свою разумную политику, любовь к просвещению, ревность быть истинным отцом Отечества, " должен был вкусить горький плод беззакония и сделаться одною из удивительных жертв суда небесного "
1.7. Внешняя политика (1598-1604)
На этом вопросе долго задерживаться не стоит, на тот период внешнюю политику можно охарактеризовать следующими словами: " Мы везде хотели мира или приобретений без войны, готовясь единственно к оборонительной. "
1) 11 марта 1601 г. заключено перемирие с Литвою на 10 лет (в котором Сигизмунда не именовали королем Швеции под предлогом, что, он не известил не Феодора, ни Бориса о своем восшествии на трон) .
2) Возобновлен договор о свободной торговли датских купцов в России.
3) Брачный союз Ксении с Иоанном (принцем Дании) , 28 сентября была свадьба, а 28 октября того же года Иоанн умирает. Однако в 1604г. послы России снова были в Дании и условились с герцогом Шлезвиским, чтобы один из его сыновей, Филипп, ехал в Москву жениться на царевне, но этого не произошло.
4) Австрии помогла деньгами для борьбы с Магометом 3 ("не другом христианства) .
5) Разрушение мира между Россией и Персией.
6) Благоприятные отношения с Англией: Борис дал новую жалованную грамоту для свободной и беспошлинной торговли с Россией.
7) Германии Борис отказал в беспошлинной торговли и строении католических церквей на Русской земле.
2.
Продолжение царствоваия
Борис скоро начал удаляться от россиян, отменил устав времен древних: не хотел в праздничные дни выходить к народу, выслушивать его жалобы. Царь велел книжникам издать книгу о душевном спасении и телесном здравии " слуги божия, всевышним избранного и превознесенного, самодержца всей Восточной стороны и Северной.... чтобы россияне всегда с умилением славили Бога за токого монарха, коего ум есть пучина мудрости.... чтобы юные, цветущие ветви Борисова дому возросли благославлением небесным и непрерывно осиняли оную до скончания веков! " Борис дерзнул осквернить своим тщеславием и лицемерием " святое действие души человеческой и ее тайное сношение с небом. " После этого Годунов не знал мира душевного, уже чувствовал, что если путем беззакония можно достигнуть величия, то величие и блаженство, самое земное не одно знаменуют.
Вскоре в Борисе стали пробуждаться подозрения, что его хотят убить, изгнать с трона " мечтал о тайных ковах против себя, яде, чародействе ", царь восстанавливает Иоаннову систему доносов. Первой жертвой Бориса Годунова стал Бельский (свойственник царицы Марии) , потому что "знал лучше иных глубину Борисого сердца. Второй жертвой Бориса стала семья Романовых, самодержец опасаясь их претенденства на трон велел подложить в их дом коренья, а потом... " Вдруг сделалась в Москве тревога: синклит и все знатные чиновники спешат к патриарху, посылают окольничего Михайла Салтыкова для обыска в кладовой у боярина Александра, находят там мешки, несут к Иову и в присутствии Романовых высыпают коренья, будто бы волшебные, изготовленные для отравления царя. Все в ужасе - и вельможи, усердные, подобно римским сенаторам Тибериева или Неронова времени, с воплем кидаются на мнимых злодеев, как дикие звери на агнцев, грозно требуют ответ и неслушуют его в шуме. Отдают Романовых под крепкую стражу и велят судить, как судит беззаконие. " Кроме князей Романовых взяли князей Черкасских, Шестуновых, Репниных, Карповых, Сицких многие из них погибли под пытками, а многих сослали. Годунов кроме того запретил князьям Мстиславскому и Василию Шуйскому жениться, боясь, что их дети, по древней знатности своего рода, могли претендовать вместе с его сыном на престол.
В последствии "глас Отечества уже не слышался в хвале частной, корыстолюбивой, и молчание народа, служа для царя явною укоризною, возвестил важную перемену в сердцах россиян: он и уже не любил и Бориса! " В скором времени на Россию начали обрушиваться бедствия и первое произошло в 1601 году: весной произошло наводнение, которое испортило урожай на 30 процентов ; Карамзин писал о том времени: " небо омрачилось густою тьмою, и дожди лили в течение десяти недель непрестанно, и крестьяне не могли ни чем заниматься, ни косить, ни жать... ". Но бедствия не оставили Россию и 15 августа жестокий мороз погубил половину оставшегося урожая. Борис пытался изо всех сил ликвидировать голод, он принимал многие меры:
1) Убедил духовенство и вельмож продавать хлеб за низкую цену;
2) Велел открыть и раздавать хлеб из царских житниц в Москве и в других городах;
3) Отворил казну!!!:
а) Около московской стены лежали кучи серебра для бедных;
б) Ежедневно каждому давали «две московки, деньгу или копейку».
Но голод все равно продолжал свирепствовать, так как торговцы скупали за дешево в житницах хлеб, а потом продавали его за очень высокую цену, что денег раздаваемых царем не хватало на покупку у них хлеба. Один из современников писал об этом времени, о том что творилось в Москве: " Свидетельствуюсь истиною и богом, - пишет один из них, - что я собственными глазами видел в Москве людей, которые, лежа на улицах, подобно скоту, щипали траву и питались ею ; у мертвых на ходили во рту сено. " В Москве тогда умерло 500 000 человек!!!
Время показало, как не было "не сирого, ни бедного ". В 1603 году обстановка нормализовалась но голод очень сильно повлиял на благосостояние России:
1) Уменьшилось число людей в России.
2) Уменьшилось материальное благосостояние людей.
3) Оскуднела государственная казна.
Боясь гнева Божьего Борис Годунов в 1600-х годах украшает Кремль: воздвигнута огромная колокольня Ивана Великого, пристраивает две большие каменных палаты к Золотой и Грановитой, Столовую и Панихидную для питания и удовольствия бедных людей.
В 1604 году скончалась Ирина в Новодевичьем монастыре. Борис скрывал от нее голод и прочее бедствия народа, скрывал свои мысли о его смещении и гонениях им великих князей, с ней он делил только добрые чувства...
Галичанин Юрий Отрепьев в юности лишился отца, стрелецкого сотника, зарезанного в Москве пьяным литвином. Он служил в доме у Романовых и князя Бориса Черкасского ; знал грамоту от скуки решил искать удовольствие в сане инока, постриженный игуменом Трифоном и названный Георгием жил в Чудовым монастыре под присмотром своего деда. Там он познакомился с патриархом Иовым, который посвятил его в диааны и взял его к себе для книжного дела. Вместе с Иовым Григорий ездил во дворец, где проявлял необыкновенное любопытство ; с жадностью слушал людей разумных, особенно когда говорили об убиенном царевиче Дмитрии ; Григорий начал выведывать о его судьбе... впоследствии он открыто говорил, что скоро будет царем на Москве, об этом было донесено царю и царь приказал сослать его на Соловки, но ему помогли бежать, и никто тогда не думал о том какие последствия будут у этого побега...