Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:21, доклад
К началу XII века стало ясно, что удельный порядок правления, установленный Ярославом Мудрым, был очень сложен, несправедлив ("изгои", например, лишались всех прав) и приводил к постоянной борьбе за великокняжеский престол. Разные ветви многолюдного княжеского рода с готовностью использовали оружие для решения всяких споров и ослабляли Русскую землю. Великокняжеский стол часто переходил к сильнейшему, а не к тому, кто имел на него законное право.
Владимир Мономах К началу XII века стало ясно, что удельный порядок правления, установленный Ярославом Мудрым, был очень сложен, несправедлив ("изгои", например, лишались всех прав) и приводил к постоянной борьбе за великокняжеский престол. Разные ветви многолюдного княжеского рода с готовностью использовали оружие для решения всяких споров и ослабляли Русскую землю. Великокняжеский стол часто переходил к сильнейшему, а не к тому, кто имел на него законное право. |
Так в 1113 г. киевляне не захотели принять великими князями старейших в роду князей Святославичей из Чернигова, а попросили к себе Владимира Мономаха из Переяславля. Мономах сначала отказался, не желая нарушать порядка княжения, но киевляне продолжали настаивать и он согласился.
Став великим князем, Мономах вошёл в историю, как один из выдающихся князей того времени.
Был он глубоко верующим, никогда не нарушал данного слова, мирил ссорившихся князей, жалел слабых и обиженных. Но в то же время он был талантливым полководцем и строгим и решительным князем. Он явился прообразом русского православного монарха, правящего твёрдой рукой, но строго по православным законам. Спустя три века, царь Иоанн Грозный чётко сформулирует принцип русской православной монархии, начавший применяться в жизни Владимиром Мономахом и некоторыми другими князьями, следующим образом: "Всегда царям подобает быть обозрительными: овогда кротчайшим, овогда же ярым: ко благим убо милость и кротость, ко злым же ярость и мучение: аще ли сего не имеет -- несть царь!" Владимира Мономаха не только любили и уважали, но и боялись. Даже до того, как он стал великим князем, Мономах часто мирил других князей по поручению великого князя, оружием усмирял тех, кто затевал междоусобицы. За 12 лет его правления (1113-1125) он подчинил Киеву всех князей, которые уже начинали считать себя независимыми и, таким образом, вновь собрал русские земли в одно мощное целое, опять продемонстрировав преимущества русской православной монархии. Как и при Ярославе, при Владимире Мономахе настала, по словам летописца, "тишина великая".
Умирая, Владимир Мономах написал своё знаменитое Поучение , в котором он просит своих детей жить мирно, в "страхе Божием", заботиться о слабых, вдовах, детях. Он также запрещал смертную казнь.
ШЛЕМ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, получил в Киеве прекрасное по тем временам образование, благодаря отцу, князю Всеволоду, который сам был хорошо образованным человеком, одним из первых на Руси полиглотом, владевшим пятью языками: греческим, латинским, половецким и, возможно, английским. Последний пригодился Всеволоду, чтобы сосватать дочь английского короля Гаральда Гиту за своего сына Владимира Мономаха. Второе имя (Мономах) было дано княжичу дальновидным Ярославом Мудрым, который не исключал возможности, что его внук со временем сядет на престол в Константинополе. Дело в том, что матерью Владимира была византийская принцесса Мария, дочь императора Константина IX Мономаха. Слово «мономах» в переводе с греческого означает «единоборец». Таким образом, по женской линии Владимир мог считаться прямым наследником престола Византии. Эта мысль дала право автору «Слова о погибели Русской земли», воспевающему великого князя Владимира Мономаха, написать, как византийский император его побаивался: «Великие дары посылаша к нему, абы под ним великий князь Володимер Цесаря-города (Царьграда) не взял». Итак, 25-летний Владимир Мономах прочно (на 16 лет) уселся на престоле удельного Черниговского княжества в 1078 году. К этому времени княгиня Гита подарила ему наследника, нареченного Мстиславом. Надо полагать, в честь двоюродного деда Мстислава Удалого. За годы правления Черниговом Владимир Мономах оставил по себе добрую память. Мы знаем о нем гораздо больше, чем о других правителях Древней Руси, ибо он неплоха владел пером. Судя по его мемуарам, черниговский князь, а затем великий князь киевский неплохо разбирался в доступной ему литературе, был завсегдатаем библиотеки деда, Ярослава Мудрого. Обладая острым, наблюдательным умом, Владимир Мономах сохранил в своей памяти много интересных жизненных наблюдений из детских и юношеских лет. Став взрослым, он много лет провел в военных походах и путешествиях по землям Древней Руси. Княжение в Чернигове было для Владимира Мономаха одним из спокойных периодов входа во власть. Никто не мешал ему утверждать свои порядки, проявлять инициативу и творчество. Многие вопросы управления княжеством он брал на себя, показывая своим дружинникам и приближенным к престолу людям пример добросовестности в выполнении служебного долга. Теперь попробуем разобраться в его головных уборах — знаменитой шапке и золотом шлеме. Вряд ли первый венец московских царей — шапка Мономаха — на самом деле когда-то принадлежал великому князю Киева. Хотя для полноты картины нам просто необходимо вспомнить древнюю легенду, согласно которой символы власти — шапка и бармы — были подарены киевскому князю Владимиру Святославовичу византийским императором Константином Мономахом якобы за то, что князь ввел на Руси православную веру. Эта легенда, по всей вероятности, родилась в XV веке, когда московским правителям потребовалось выяснить свою родословную, отыскать корни царствования в Киевской Руси. Письменное изложение легенды можно найти в «Сказании о князьях владимирских». В середине XVI века легенда была проиллюстрирована на резных пластинах, украсивших царское место Ивана Грозного в Успенском соборе. На одной пластине изображены всадники, везущие в Киев дары императора Константина: на вытянутой руке одного всадника — шапка Мономаха. На следующей пластине — венчание великого князя подаренной шапкой. На третьей — князь сидит с боярами в шапке Мономаха. За легендой следует исторический факт: в 1498 году великий князь (первый царь) России Иван III заранее венчал на царство своего внука Дмитрия Ивановича шапкой Мономаха. Следом Иван IV Грозный письменным завещанием благословил наследника «шапкой Мономаховскою и всем чином царским, что прислал прародителю нашему... царь Константин Мономах из Царьграда». И наконец, царь Алексей Михайлович, уже в XVII веке, официально назовет шапку Мономаха государственным символом венчания на российский престол. Как известно, эта шапка, символ государственной власти, старинное ювелирное изделие, состоящее из восьми золотых пластин, украшенных драгоценными камнями, хранится в Оружейной палате Кремля и весит оно 498 граммов. Но где боевой головной убор — золотой шлем Владимира Мономаха? Можно ли верить летописцу, который, воспевая князя Романа Мстиславича, рассказал о славных подвигах его прапрадеда — как тот учинил крестовый поход против половцев и загнал хана Отрока Шарукановича за «Железные врата» на Кавказе: Тогда Володимер Мономах Действительно, в 1109—1111 годах Владимир Мономах возглавлял походы объединенных дружин против половцев и нагонял на них страх, заставляя убегать от русских войск за Дон и за Волгу. Внешне золотой шлем Владимира Мономаха мог выглядеть примерно так же, как и более поздний, принадлежавший суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. Он хранится в кремлевской Оружейной палате. Напомним, что в годы больших походов на половцев Владимир Мономах оставался удельным черниговским князем, после того как он окончательно изгнал из Чернигова своего многолетнего врага Олега Святославича. На киевском престоле сидел в то время великий князь Святополк, который посылал Владимира на половцев, да и сам принимал участие в боевых походах. Только в 1113 году шестидесятилетний Владимир Мономах получил от киевских бояр, напуганных восстанием горожан, приглашение занять престол своего деда и отца. И до своего смертного часа (в 1125 г.) он правил Киевской Русью строго и справедливо, как писал в своем знаменитом «Поучении»: «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным грабить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей». Нестареющие, весьма современные поучительные слова... А вдруг золотой шлем Владимира Мономаха лежит в земле, в древней части Чернигова, заговоренным кладом? И дастся он в руки только тому, кто свято чтит мудрые речи старого киевского князя. |