Государственная деятельность С.Ю.Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены вопросы, позволяющие подробнее изучить фигуру С.Ю. Витте. Исходя из этого, поставлены следующие задачи: описать начало жизненного пути С.Ю. Витте, проанализировать его основные реформы и исследовать главные итоги жизни и карьеры политического деятеля.
Ему удалось превысить количество доходов Российской Империи над расходами, тем самым увеличить государственный бюджет России. Он проделывал огромную работу над увеличением вывоза российских товаров за рубеж и уменьшением ввоза иностранной продукции. Вложил много средств и сил для поднятия на более высокий и современный уровень российского производства, а в частности промышленности.

Вложенные файлы: 1 файл

Моя курсовая.docx

— 67.37 Кб (Скачать файл)

Денежная реформа в  России готовилась достаточно долго  и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском - на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка.3

Началу денежной реформы  предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных  сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.

К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины  на русский хлебный экспорт Витте  провел через Государственный совет  закон, в соответствии с которым  тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования  в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.

В феврале 1895 г. Витте вышел  со своими предложениями по реформе  денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Государственным  советом. Постановление Госсовета  было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом - 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.

В марте 1896 г. Витте вошел  с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а  в апреле - в Государственный совет. Новая денежная система, построенная  на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.

1. Десятирублевая золотая  монета новой чеканки представляла  собой основную монету России  и законное средство платежа.  Золотые монеты чеканки по  закону 1885 г. были обязательны  к приему по всем платежам  до изъятия их из обращения  по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.

2. Платежная сила серебра  ограничивалась 50 рублями.

3. Государственные кредитные  билеты имели силу законного  средства платежа и включались  в пассив банка. Их обмен  на золото осуществлялся по  курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.

4. Эмиссия кредитных билетов  осуществлялась Государственным  банком только для коммерческих  операций банка. До 1 млрд. руб.  кредитные билеты обеспечивались  золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.

5. Все обязательства по  правительственным и частным  займам, заключенные в металлических  рублях до этого закона, остались  неизменными, то есть подлежали  оплате новыми рублями в полуторном  размере.

Основные положения проекта  уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции  разных классов и социальных групп  российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта  были одобрены, то в Государственном  совете они встретили почти единодушное  неприятие. В такой ситуации Витте  решил обойти Госсовет и обратился  непосредственно к царю. "Его  Величество исполнил мое ходатайство, - писал он в воспоминаниях, - и  собрал 2 января 1897 г. финансовый комитет  в усиленном составе под своим  председательством. На этом заседании  и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте"4.

Первый закон "О чеканке  и выпуске в обращение золотых  монет" был подписан Николаем II на следующий день после совещания -3 января 1897 г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля  кредитными билетами. Следующим актом  стал указ от 29 августа 1897 г. об основах  эмиссии кредитных билетов. По сравнению  с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.

Денежная реформа сыграла  огромную роль в экономическом росте  России, ускорила развитие национальных производительных сил. В сво-их воспоминаниях С.Ю Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. "Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать..., была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами"5.

В результате подготовительных мер денежная реформа проводилась по фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспределения доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: "Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось"6 Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.

Важным условием успеха реформы  явилось привлечение к работе над ней ведущих ученых и государственных  деятелей страны. Комиссия, созданная 6 октября 1895 г. "для разработки с  юридической стороны вопроса  о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское  правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты", включала преимущественно людей  науки. В ее состав входили бывший профессор Киевского университета П. Цитович, профессор Петербургского университета И. Кауфман, доктор уголовного права Н. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившим специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В. Касперову. Принцип золотого монометаллизма в "Вестнике финансов" официально защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым, так и банкирам, представителям торговли и промышленности.

Спорным является вопрос о  привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие  денежной реформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.

Однако при Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но уменьшила  стоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала - более 18 млн. руб.7

Успех денежной реформы Витте  во многом связан с его политикой  стабилизации бюджетной системы  России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих  экономических воззрений, поднялся над примитивной и вульгарной (хорошо знакомой и нам) трактовкой экономии бюджетных расходов как  панацеи от всех бед. «Сдержанность  имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической  жизни страны". Бюрократической  бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное "содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая  политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового  хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой  населения и умножая источники  государственных доходов».

Осуществление денежной реформы  в России в 1895-1897 гг. проходило в  условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между  теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными  силами, которые хотели сохранить  сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители  промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система  покрытия банкнот совпадали с  завершением формирования российского  национального рынка и зарождением  финансового капитала. Начался процесс  сращивания промышленного и банковского  капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров.

Против денежной реформы  выступало дворянство, а также  кулачество. Ее осуществление "лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба  за границей чистым европейским золотом". Этим и объясняется в конечном счете сопротивление реформе со стороны Государственного совета.

Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897 гг., можно согласиться с  общей оценкой, высказанной в  свое время Д. Лутохиным: "Охранение  золотого обращения связано с  возложением значительного бремени  на государство, но, не говоря уже про  необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного  обращения с лихвой покрывают  эти затраты"8.

§ 2.Развитие промышленности

   На  рубеже  XX  века  экономическая  платформа   Витте   приняла   вполне определенный и целенаправленный  характер:  в  течение  примерно  10  лет догнать в промышленном отношении более  развитые  страны  Европы,  занять прочные  позиции  на  рынках  Ближнего,  Среднего  и  Дальнего   Востока.

   Ускоренное  промышленное  развитие   обеспечивалось   путем   привлечения иностранных капиталов, накопления внутренних ресурсов с помощью  казенной винной монополии  и  усиления  косвенного  обложения,  таможенной  защиты промышленности от западных конкурентов и  поощрения  вывоза.  Иностранным капиталам в ней отводилась  особая  роль  -  в  конце  90-х  годов  Витте выступил за неограниченное привлечение  их  в  русскую  промышленность  и железнодорожное дело, называя эти средства лекарством против  бедности  и ссылаясь при этом на пример из истории США и Германии.

   Особенность приводимого  Витте курса состояла в том,  что он, как  ни  один из  царских  министров  финансов,   широко   использовал   исключительную экономическую   силу   власти,   существовавшую   в   России. Орудиями государственного вмешательства служили Государственный банк и  учреждения министра финансов, контролировавшие деятельность коммерческих банков.

   В условиях подъема  1890-х годов  система  Витте   способствовала  развитию промышленности и железнодорожного строительства; к 1900 году Россия вышла на 1 место в мире по добыче  нефти.  Казавшийся  стабильным  политический режим  и  развивавшаяся  экономика  завораживали   мелкого   европейского держателя,  охотно   покупавшего   высокопроцентные   облигации   русских государственных займов и железнодорожных обществ. В 1890-ые годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам  Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в  бюрократическом  аппарате империи. Витте не скупился в расходах, рекламируя в европейских газетах и журналах  финансовое  положение  России,  свой   экономический   курс   и собственную персону.

   В русской печати  министра резко критиковали за  отступничество его  бывшие единомышленники.   За   неограниченное   использование   государственного вмешательства Витте подвергался критике и со стороны приверженцев  реформ 1860-х годов,  считавших,  что индустриализация  возможна  только  через перемены   в    государственной    системе    -    создание    настоящего ("объединенного") правительства. В либеральных кругах  «система» Витте была воспринята как "грандиозная экономическая диверсия  самодержавия", отвлекавшая внимание населения от  социально-экономических  и  культурно-политических реформ. В конце 1890-х годов  казалось,  что  Витте  доказал своей политикой невероятное: жизнеспособность феодальной по своей природе власти  в  условиях  индустриализации,  возможность   успешно   развивать экономику, ничего не меняя в системе государственного управления.

Информация о работе Государственная деятельность С.Ю.Витте