Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:01, реферат
Даргомыжский С.А. – великий открыватель новых земель в русской музыке. Индивидуальные качества художника получили мощный стимул в той исторической обстановке, в которой он жил и творил. Мировоззрение Даргомыжского, его эстетика и художественные вкусы складывались в тридцатых-сороковых годах ХІХ века. Это было переломное время, на стыке двух эпох, когда русская культура совершала быстрое восхождение к высотам своего развития.
Даргомыжский Александр Сергеевич (1813-1869) – русский композитор, вокальный педагог, музыкальный деятель, первый крупный представитель критического реализма в музыке. Великий открыватель новых земель в русской музыке. Индивидуальные качества художника получили мощный стимул в той исторической обстановке, в которой он жил и творил. Мировоззрение Даргомыжского, его эстетика и художественные вкусы складывались в тридцатых-сороковых годах ХІХ века. Это было переломное время, на стыке двух эпох, когда русская культура совершала быстрое восхождение к высотам своего развития. Огромные сдвиги, происходившие в общественной, идейной, художественно-стилистической областях получили живой отклик в его творчестве. Даргомыжский прошёл через увлечения неистово романтическим искусством, наиболее передовым его течением, пронизанным высоким социальным гуманизмом.
Первоначальное музыкальное образование получил дома, он учился игре на фортепиано и скрипке. С начала 1830-х годов юноша посещал лучшие литературно-художественные салоны Петербурга. С 1831 года он состоит мелким чиновником в одной из канцелярий Министерства двора, потом его переводят в .Государственное казначейство. В 1834 году он познакомился с М. Глинкой и изучил теорию музыки, продолжает числиться чиновником, но на службу уже не ходит. Творческие советы Глинки и его друзей, принадлежавших к передовым литературно-художественным кругам, - всё это способствовало интенсивному творческому развитию Даргомыжского. В эти годы Даргомыжский был уже известным композитором, автором романсов, песен, фортепианных пьес и даже симфонического произведения «Болеро». В отличие от Глинки, Даргомыжский - дитя города; ни в детстве, ни в отрочестве он не соприкасается близко и непосредственно с крестьянской песней, с народной поэзией, с красотами русской природы. После постановки «Ивана Сусанина» Глинки он пытается в 1837 писать оперу по драме В. Гюго «Лукреция Борджиа», но останавливается на сюжете «Эсмеральда», использовав сделанное ранее самим Гюго либретто по его роману «Собор Парижской Богоматери»[6, с. 20, 24; 10, с. 94; 11, с. 61; 12, с. 380].
Даргомыжский складывается как художник в последекабристскую эпоху. Разбуженные события 1825 года, прогрессивные общественные круги, высвобождаясь от тисков николаевской реакции, всё больше проникались интересом к социальным вопросам. Русское искусство, развевавшееся в это время, стало шире и острее откликаться на общественно-политические темы. Главенствующее положение начинает занимать реалистическое направление в искусстве [5, с. 38-39].
В 1853 году в Петербурге состоялся концерт из произведений Даргомыжского, сделавший его невероятно популярным. Первое крупное произведение его – опера «Эсмеральда» - поставили на сцене Большого театра. В следующем сочинении – «Торжество Вакха» - композитор впервые обратился к поэзии А.С. Пушкина, с которой впоследствии было связано всё его творчество. В 40-х годах успехов добивается в области романса. Большую художественную ценность представляют в первую очередь романсы на слова Пушкина: «Я вас любил», «Юноша и дева», «Вертоград», «Ночной зефир», «В крови горит огонь желанья» [1, с. 225; 2, с. 268, 270; 3, с. 5; 10, с. 94; 11, с.61; 12, с. 380].
1840-е годы - время развития в России передового общественного движения, начало расцвета критического реализма в литературе – дают могучий толчок и творчеству Даргомыжского. Его искусство всё более проникается прогрессивными, демократическими идеями эпохи. Пребывание за границей, наблюдения над зарубежной жизнью и искусством ещё более обостряют национальное сознание композитора. Значительно вырастает его интерес к фольклору. В это время его влечёт поэзия А.В. Кольцова и окончательно складывается реалистичный метод его творчества[3, 11; 12, с. 380].
Постепенно Даргомыжский приобретает всё большую известность как крупный, самобытный музыкант. И когда в начале 1840-х годов в Петербурге возникло Общество любителей инструментальной и вокальной музыки, Александр Сергеевич становится его главой, руководит оркестром и хором [11, с.61].
Творческая зрелость наступила в 40-х годах. В эту пору и определилось главное направление в его творчестве. Оно связано с обнажением разлада внутри современного общества между миром власти имущих и миром обездоленных, со страстным протестом против угнетения человеческой личности. Вслед за Пушкиным любимым поэтом становится Лермонтов, вскрывший лживость и лицемерие высшего света. Верный призыву Белинского воспроизводить действительность во всей её истине, без прикрас, «извлекая поэзию из самой прозы жизни», Даргомыжский посвятил себя показу судеб «маленьких» людей, лишенных в условиях царской России право на счастье [1, с. 220-221; 5, с. 38].
В 1844 году он уезжает за границу, в крупные музыкальные центры – Берлин, Брюссель, Вену, Париж. Там он представляет свои сочинения европейской публике. Непосредственным откликом на настроения тех лет в России явилась вокальная лирика Даргомыжского. Стремление к психологической углублённости вызывает создание замечательных произведений на тексты М.Ю. Лермонтова. Особенно показателен созданный композитором в 1848 году романс на слова Лермонтова «И скучно, и грустно» [1, с. 226; 11, с.61-62; 12, с. 380].
Толчком для этнографических занятий Даргомыжского, собирания и изучения народной песни, как говорилось выше, явилось решение писать пушкинскую, русскую народно-бытовую оперу. По-видимому, с осени 1845 года он и «приступил к составлению плана и собирания материалов для оперы «Русалка» [3, с. 15].
Вершиной творчества мастера стала опера «Русалка». Вынашивая замысел этой оперы, композитор внимательно изучал все значительное, что было в литературе того времен, - образцы устной народной поэзии, описания народного быта, обрядов. Последним оперным произведением Даргомыжского был «Каменный гость», написанная на текст одной из «маленьких трагедий» Пушкина. Вся она написана речитативом, в ней нет ни одной арии и лишь две песни Лауры – будто островки среди речитативных монологов ансамблей. Эта опера не была закончена, её дописал Ц. Кюи и оркестровал Н. Римский-Корсаков. Уникальность «Каменного гостя» сохраняет свою силу не смотря на то, что он многими нитями связан с русскими музыкальными традициями, с предшествующим творчеством самого автора. Опера, будучи приближенной к драматическому театру, преобразовала исторически сложившиеся формы, подчинив их сквозному музыкальному развитию, новому привычному темпу сценического движения. Психологическая детализация маленькой трагедии Пушкина изменила традиционную внутреннюю структуру оперного сочинения и вызвала рождение нового камерного жанра [3, с. 12; 4, с. 285; 10, с. 94; 11, с. 62-63].
Восторженно писал о «Русалке» Чайковский: «По своей мелодической прелести, по теплоте и безыскусственности вдохновения, по изяществу кантилены и речитатива «Русалка» в ряду русских опер занимает, бесспорно, первое место после недосягаемо гениальных опер Глинки». «Русалка», так же как «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», стала одним из классических образцов, из которых выросла потом вся позднейшая русская национальная оперная школа [11, с. 62].
Во 2-ой половине 1840-х и в начале 1850-х он написал много вокальных произведений: «Девицы-красавицы», «Бог помочь вам!», «Что смолкнул веселия глас», «Мне грустно», «Мельник», «Лихорадушка», «Душечка девица», «Не скажу никому», «Без ума, без разума» [12, с. 380].
В конце 1850-х годов вокруг Даргомыжского начинает группироваться передовая композиторская молодежь – будущее члены творческой группы, известной в истории музыки под названием «Могучая кучка» [11, с. 62].
В начале 50-х годов он знакомится с творчеством Кольцова, народного поэта-песенника. С конца 1850-х гг. Даргомыжский вовлекается в литературную, художественную и общественную жизнь. Через своего родственника – известного художника-карикатуриста Н.А. Степанова – он сближается с группой передовых писателей, поэтов и художников, объединившихся в 1859 году вокруг радикального сатиричного журнала «Искра». Во 2-ой половине 1850-х и в 1860-х гг. особенно ярко проявляется социальная направленность творчества Даргомыжского, его реалистичное мастерство достигает полной зрелости. Новые творческие успехи проявились в камерной музыке. Он создаёт драматические, сатирико-комические, пародийные песни «Старый капрал», «Червяк», Титулярный советник», «Мчит меня в твои объятья». Уже к 1860-м годам обращается к симфоническому жанру. Пишет три симфонические пьесы: «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия. В центре творческого внимания продолжает оставаться опера. Он начал писать оперу на сюжет «Полтавы» Пушкина, затем волшебно-комическую оперу «Рогдана», но остановился на «Каменном госте». [1, с. 227, 229; 3, с. 23; 12, с. 381].
Речитатив – основа большинства песен, они драматически насыщенные и глубоко содержательные, тонко и внутренне раскрывают внутренний мир человек. В них звучит то социальный протест, то мягкий юмор, то едкий сарказм. Он писал: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слова. Хочу правды» [10, с. 95].
Даргомыжский решает испробовать свой талант в области симфонической музыки. Он создаёт два оркестровых сочинения – «Украинский казачок» и «Бабу-ягу» [1, с. 231; 11, с. 63].
Низкое качество постановки «Русалки» и холодное отношение к опере большинства публики тяжело подействовали на композитора. Горькое чувство разочарования особенно усилилось после того, как в 1857 году, после одиннадцати представлений опера была снята с репертуара [1, с. 228].
В апреле 1864 года умер отец композитора стала для него тяжёлой утратой. Не имея своей семьи и живя уже много лет вдвоем стала для него тяжелой утратой. Не имея своей семьи и живя уже много лет вдвоем с отцом, Александр Сергеевич был к нему привязан, считал его своим близким другом и неизменным советчиком во всех делах. Затем он решает ехать за границу. В период пребывания его за границей сестра композитора Софья и его друзья обратились к дирекции императорских театров с ходатайством о включении в репертуар «Русалка», не шедшей на сцене с 1862 года [11, с. 63].
В 1867 года Даргомыжскому снова суждено было вступить на поприще музыкально-общественной деятельности. После отъезда Антона Григорьевича Рубинштейна за границу Даргомыжского пригласила в состав дирекции Русского музыкального общества, а вскоре он стал его председателем.
Ещё за границей Даргомыжский заболел ревматизмом. В то время он не придал этому серьёзного значения; теперь же всё чаще стал чувствовать, что болезнь не только не прошла, но стала заметно прогрессировать. Знаменитые врачи, лечившие композитора, ничем не могли ему помочь. Даргомыжский умер 17 января 1869 года [11, с. 63].
Высокая идейность, демокративизм и передовой характер творчества, замечательные художественные завоевания, открывшие новые реалистические пути в музыке, определяют выдающуюся роль Даргомыжского.
Укрепление реалистических начал в творчестве вызвало процесс активного освоения Даргомыжским различных вокально-образных средств, в том числе и фиоритурных. Умелое и широкое использование разнородных средств вокальной выразительности характерно для его мастерства. Композитор добился предельно интенсивного, концентрированного и, что особенно важно, содержательного использования выразительных качеств человеческого голоса и исполнительских возможностей. Он разработал систему приёмов, позволивших с большой полнотой воплощать авторский замысел, а значит, правдиво запечатлеть то или иное явление жизни [9, с. 9].
Он вошёл в историю как поборник «музыкальной правды», смелый художник-новатор, борец за демократическое искусство. Композитор глубоко национальный, он явился выразителем новых тенденций духовной жизни русского общества 40-50-х годов прошлого века – времени кризиса крепостнического строя и перехода к разночинно-демократическому этапу освободительного движения. В культуре России того времени сильнее и заметнее выступали элементы демократического искусства, отражавшего интересы трудящихся масс. Это искусство вносило свой вклад в историю, расшатывая старый, отживший строй, содействуя приближению сроков его гибели.
В сочинениях Даргомыжского чувствуется близость к народной музыке, преимущественно городской песне и бытовому романсу, а также встречаются подлинные народные мелодии. Даргомыжский стремился к тому, чтобы показать глубокие различия между людьми, стоящими на разных социальных ступенях, и тем самым дать правдивую картину современной жизни. Он находил убедительные музыкальные средства для того, чтобы создать яркие, социально точные характеристики, представить своих героев как лиц определённого сословия, определенной жизненной среды.