Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 09:14, реферат
Клиническая система И. Е. Дядьковского была событием большого значения. И. Т. Глебов писал, что это учение «должно быть отнесено к числу таких явлений в исторической науке, которые невольно возбуждают удивление». Известный историк медицины Л. Ф. Змеев, высоко оценивая достижения Дядьковского, называл его «мощным талантом русской медицины». И действительно, нельзя не согласиться с самыми высокими оценками этого деятеля отечественной науки, патриота и демократа, человека, по' выражению Т. В. Кудрявцева, «больше других в свое время ученого». Выходец из простого народа, он силой незаурядного таланта и непреклонной воли сумел пробиться в годы николаевской реакции к вершинам науки.
Введение.
Биография.
Краткая характеристика деятельности и вклад в медицину.
Список научных трудов И. Е. Дядьковского.
Идея о единстве, материальности и развитии природы в трудах
И. Е. Дядьковского.
Мысли И.Е. Дядьковского о биологической целостности организма.
Идеи Дядьковского о регуляторных функциях нервной системы.
Заключение.
Список литературы.
Значительное место в творчестве И. Е. Дядьковского занимает выяснение вопроса о единстве и многообразии в природе и их причинах и в связи с этим выяснение вопроса о соответствии организации живых тел условиям окружающей их среды.
Иустин Евдокимович задолго до того, как в науке утвердилась теория об историческом развитии органического мира, был убежденным глашатаем эволюционных идей. Несколько позднее в большим неопубликованной работе «Общая патология», как и в ряде своих лекций, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи их, он развертывает широкую картину становления органического мира из неорганического. Вместе с тем он верно указал на климат, пищу и образ жизни, как на главные причины изменчивости. Очень важно, что вопрос об эволюции ставится им в связи с проблемой о так называемой целесообразности, т. е. связывается с борьбой против телеологии.
Привлекает внимание и другая особенность эволюционных воззрений Дядьковского, имеющая большое значение для понимания путей развития учения об историческом развитии живой природы. Вопрос об эволюции живых форм по существу не входил в круг центральных проблем, над разрешением которых работал Дядьковский. Его эволюционные идеи являются результатом и органически вытекают из материалистического взгляда на природу. Признавая единство природы, Дядьковский считал материю единым началом всего существующего. Отсюда, последовательно развивая свои доказательства, он писал: «...первый источник, из которого должно почерпать объяснения всех тайн природы, должно искать не в силе или в каком-либо особенном начале, которое доселе старались отыскать и которое теперь можно отвергнуть как бесполезное произведение вымысла; но только в материи, как безусловной причине явлений».
Источником развития, по Дядьковскому, является сама материя. Этот вывод он прямо направляет против деизма известного тогда естествоиспытателя, деда Ч. Дарвина, Эразма Дарвина (1731—1802), против идеалистической философии Шеллинга и его русских последователей. «Нет никакой нужды, согласно с Дарвином, воодушевлять материю, — писал он, – каким-нибудь жизненным духом, или, последуя трансцендентальным философам, оживотворять ее идею всеобщей жизни, или разделять на часть объективную и субъективную. Сама материя, как материя, по нашему мнению, жива; сама материя содержит в себе начало или основание всех своих действий, т. е. в самой материи заключается способность производить все те действия, которые мы замечаем в ней...»
Исследования Дядьковского о развитии человеческого зародыша имеют огромное значение по двум обстоятельствам. С одной стороны, они доказывают единство природы и человека, доказывают полную зависимость происхождения человека от материальных процессов развития неорганического и органического мира; с другой, предвосхищая на пятьдесят лет выводы западноевропейской науки, дают в первоначальной общей формулировке закон биогенетического развития, подтверждая правильность научно-философских концепций ученого.
Во всех работах по изучению развития различных царств природы руководящей мыслью Дядьковского является стремление показать историческую эволюционную постепенность, с которой возникали как самые эти царства природы, так и их отдельные формы и представители.
Он доказывает, что материя в своем смешении произвела сначала наиболее простые формы предметов, растений и животных. По мере усложнения этого смешения возникали по тем же законам, проходя те же фазы развития, и новые, более высшие формы. Таким образом, эволюционный принцип и идеи трансформизма являются характерными особенностями научно-философской системы Дядьковского.
И.Е. Дядьковский рассматривал жизнь человеческого тела, как постоянное и непрерывное взаимодействие «сил внешних» окружающей природы и внутренних, присущих самому организму человека. «Взаимное и непрерывное действие исчисленных сил тела человеческого, т. е. внешних на внутренние и внутренних на внешние, составляет жизнь его», — писал Дядьковский. «Без этого взаимного действия сил, жизнь тела человеческого нельзя даже представить». Поэтому Дядьковский учил, что болезнь, точно так же как и любое изменение в органическом теле, не есть фатальный процесс, который не поддается сознательному воздействию человека.
В своей книге «Общая терапия» (1836) он выдвигает задачу исследования «внешних условий, при которых данная болезнь излечивается», и утверждает, что, раскрыв и поняв «те законы, по коим условия сии должны непременно действовать», человек получает возможность с несомненным успехом вмешиваться и изменять течение патологического процесса. Огромное значение этих выводов для медицины и биологии в целом очевидно. Позднее указанные положения, как увидим далее, развивал ученик И. Е. Дядьковского физиолог И. Т. Глебов.
В «Лекциях частно-терапевтических» в период между концом 20-х годов и началом 1835 года, Дядьковский, справедливо считает, что «всякая болезнь в отношении к своей сущности, есть ничто иное, как уклонение телесной материи от своей нормы или в количестве ее, или в составе ее и строении, и что все динамические (т. е. функциональные — С. М.) в ней уклонения ничто иное суть, как произведение из сего материального уклонения». Он уделяет особое внимание взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости функций различных систем живого тела. Эти лекции дают ясное представление о том, что Дядьковский рассматривал организм не как некий конгломерат частей, органов и систем, независимых друг от друга, обособленных, но как целостную, строго координированную систему, в которой все процессы взаимообусловлены, находятся в теснейшей зависимости между собой и от
условий жизни, условий внешней природы.
Уже во «Введении» к этим лекциям, критикуя симптоматическое направление в терапии, представители которого ограничивались изучением отдельных внешних проявлений болезни и попытками устранить их. Иными словами, они лечили не организм и не больного, а лишь внешнее проявление болезни, Дядьковский писал, что «недостатки этой системы состоят не в сущности ее, но в механическом замечании припадков данной болезни и таковом же употреблении средств, коих польза, при известных припадках, дознана опытом».
Следует заметить,
что симптоматическое направление в медицине
Дядьковский критиковал уже в 1816 году в тезисах к своей
диссертации. Так, в тезисе XVI говорится:
«Природу болезни менее всего можно познать
по симптомам». Позднее, в 1828 году в «Общей
терапии» он доказывал, что исследовать,
изучить болезнь — значит найти, познать
ее причины.
На проявления болезненных
изменений в организме, писал Дядьковский
во Введении к Частно-терапевтическим
лекциям,— «должно смотреть не механически,
как бы на явления, отдельные от сущности
болезни, но как на составные части ее,
а потом в совокупности сносить их между
собой». Более того, он выражает сомнение
в справедливости строгого, разграничения
болезней общих и местных, «ибо между сими
болезнями нет точных, определенных границ.
Например, для крепкого, малочувствительного
человека чирей, небольшая рана, перелом
кости суть местные болезни... Но тот же
самый чирей для человека слабого, чувствительного
делается болезнию общею, возбуждает расстройство
во всем теле. Впрочем, неверность сия
есть относительная, зависящая от особенного
состояния тела; по общей же норме упомянутые
болезни действительно суть местные».
Таким образом, когда Дядьковский говорит о болезни, то в центре его внимания лежит организм, живое тело как целое в биологическом смысле. Вот почему в «Общей терапии» он утверждает: «Надобно, чтобы врач видел сущность каждой распознаваемой им болезни как на ладони, и тогда он вправе почитать себя способным к их лечению; в противном же случае он должен по совести... отказаться совсем от лечения...». Мысль об организме как биологической целостности пронизывает все содержание учения Дядьковского, лежит в его основе.
По мнению Дядьковского, нет такого «уголка», «крупицы» живого тела, которые не были бы связаны с процессами, протекающими в организме и в свою очередь не оказывали бы на него то или иное влияние. Это относится ко всем без исключения органам и системам организма.
Как осуществляется строгое координирование действий систем и органов живого тела? Как устанавливается тесная взаимосвязь функций всех органов высокоорганизованных форм? Над этими вопросами задумывался и Иустин Евдокимович. Ответы на эти вопросы были одним из важнейших моментов его общебиологического учения.
Дядьковский отмечает значительную роль физико-химического взаимодействия в координации функций, т. е. гуморальных факторов, как мы бы сказали теперь на новом уровне науки, вкладывая, конечно, в это понятие значительно более глубокое содержание. Однако решающая роль, то его мнению, принадлежит нервной системе.
В основе болезни, считал Дядьковский, в большинстве случаев лежит нарушение координирования функций различных систем, вызванное нарушением нормальной деятельности нервной системы.
Именно в зависимости
от состояния нервной системы Дядьковский
в своей «Системе болезней» классифицирует
болезни, кладя, таким образом, в основу
классификации мысль
о взаимосвязи всех отправлений организма,
осуществляемой, главным образом, через
нервную систему. «Действие нервной системы,—
утверждает Дядьковский,— необходимо
для действия прочих систем тела... Без
действия нервной системы прочие системы
не действуют».
К. В. Лебедев в упомянутой
книге особо отмечает это положение как
одно из важнейших в системе взглядов
Дядьковского. В своих «Лекциях частно-терапевтических»
Дядьковский учил, что «нервная система
управляет всеми подлежащими ей системами,
органами и частями...». Он выдвигает в
них задачу изучения морфологии и физиологии
нервной системы, и уже самой глубиной
постановки проблемы делает крупный шаг
в направлении изучения физиологии нервной
деятельности.
Такими первоочередными
задачами, подлежащими изучению, он считает
четыре:
«1. Распространение
нервной системы в теле человеческом.
2. Свойство ее и отношение
ко всем прочим системам тела.
3. Законы, по коим она
действует на все прочие подлежащие ей
системы.
4. Различие между высшею
или мозговою и низшею или узловою системами».
Это была гигантская программа, которая, конечно, не могла быть осуществлена на том уровне науки, но в ней отчетливо виден поистине могучий талант, направлявший ученых на новый, смелый и плодотворный путь. Характер поставленных проблем свидетельствует о большой предшествующей работе ее автора и глубоком проникновении его в суть вопроса. И действительно, при всей примитивности некоторых представлений Дядьковского, обусловленных состоянием науки того времени, об анатомии и физиологии нервной системы, действие которой он аналогизировал с электрическими силами, им были выдвинуты, чрезвычайно важные положения. Они заключались в влиянии на деятельность нервной системы других систем и органов, о специфике «узловой», по современной терминологии периферической, нервной системы, о влиянии на ее функционирование высшей («мозговой») нервной деятельности, о роли нервной системы в целом в возбуждении деятельности головного мозга, о лечении психических заболеваний, как проявление нарушения нормальной высшей нервной деятельности.
Как и в других вопросах науки, Дядьковский при анализе деятельности нервной системы и ее патологических нарушений сознательно проводит материалистический принцип. Интересно предложенное Дядьковоким определение инстинкта. Инстинкт, писал он, «...есть определенное состояние нервной системы». В его учении о нервных болезнях (кстати, им впервые введенного в преподавание в Московском университете) нацело отброшены идеалистические домыслы школы так называемых «психиков», занимавшей господствующее положение в медицине на Западе.
Причины нарушения нормальной нервной деятельности лежат, по мнению Дядьковского, либо в анатомическом, либо в физиологическом изменении самой нервной системы, либо в нарушении ее функций под
влиянием нарушения деятельности других систем и органов тела, «...всякому болезненному изменению деятельности нервной системы, — утверждает он, — должно искать причины или в подлежащих ей системах и органах, или в самой нервной системе». Таким образом, устраняются всякие мистические домыслы о происхождении психических заболеваний человека. Причины, вызывающие нервные заболевания, Дядьковский делит на «внутри-нервные» и «вне-нервные», а первые в свою очередь делит на «собственно нервные или вне-мозговые» и «собственно мозговые». Последствия, вызванные этими причинами, тесно связаны между собой, но обладают своей специфичностью. Так, например, Дядьковский, придавая большое значение при лечении и анализе деятельности головного мозга психологическому воздействию, внушению и т. д., считает, что они непосредственно «не действуют на узлы».
Нарушение нормальной деятельности нервной системы не обязательно сопряжено с изменением самого вещества нервной ткани. Оно может произойти, как пишет Дядьковский, под влиянием внешних «впечатлений, без видимого материальною ее изменения».
Для характеристики материалистических взглядов Дядьковского на организм чрезвычайно характерна его трактовка нарушения нормальной психической деятельности. Последняя, утверждал Дядьковский, «зависит от расстройства или деятельности, или организации мозга». В связи с этим Дядьковский отказался от общепринятого термина «душевные болезни» и предложил заменить его термином «болезни ума».
Таким образом, утверждая, что мозг есть орган «высшей нервной системы или общего чувствилища» и что все проявления духовной жизни целиком зависят от его естественных отправлений, Дядьковский поставил по существу вопрос о необходимости перейти при изучении высшей нервной деятельности от идеалистических и прямо мистических спекуляций на путь физиологических исследований.
Информация о работе Жизнь и деятельность Иустина Евдокимовича Дядьковского