Жизнь и творчество Сальвадора Дали (1904 – 1989)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:15, творческая работа

Краткое описание

Трудно назвать другого художника, о котором слагалось бы такое количество мифов, как о Дали. Пожалуй, сам он считал существование на публике ещё одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер – живописец, писатель, поэт, сценарист – действительно занимает уникальное место в художественной культуре двадцатого века.

Содержание

Введение.
1.Начало творческой карьеры.
2.Основные работы, их особенности и успех.
3.Этап работ в Америке.
4. Новые типы работ в Фигерасе.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Сальвадор Дали.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Жизнь и творчество Сальвадора Дали (1904 – 1989)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

 

 

Оглавление.

Введение.

1.Начало творческой  карьеры.

2.Основные работы, их  особенности и успех.

3.Этап работ в Америке.

4. Новые  типы работ  в Фигерасе.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Трудно назвать другого  художника, о котором слагалось  бы такое количество мифов, как о  Дали. Пожалуй, сам он считал существование  на публике ещё одной гранью творчества и потому постоянно провоцировал скандальный интерес к своей особе. Но сегодня ясно, что этот универсальный мастер – живописец, писатель, поэт, сценарист – действительно занимает уникальное место в художественной культуре двадцатого века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сальвадор Филипе Хасинто Дали родился в городе Фигерас, на северо-востоке Испании, в семье нотариуса. Он рано начал рисовать и мечтал иметь собственную мастерскую. В его распоряжение отдали бывшую прачечную на чердаке, где юный художник устроил рабочий стол прямо в ванне. «Многое из того, что  я сделал после, я задумал и даже испробовал в той первой мастерской», - утверждали Дали. И действительно, на протяжении всей жизни он черпал образы в ярких воспоминаниях детства. Так, почти лишенный растительности пейзаж Кадакеса – небольшого средиземноморского поселка, где мальчиком проводил школьные каникулы и куда потом приезжал постоянно, - стал фоном многих живописных произведений (зрителям этот ландшафт казался фантастическим).

    Уже в 1918 г. Дали представил две работы  на выставке художников в Фигерасе. Он страстно увлекался импрессионизмом, затем  кубизмом, футуризмом, лихорадочно выхватывая сведения о новостях в искусстве из парижских журналов. Но при этом в отличие от многих представителей авангарда всегда почитал классиков и не стремился никого ниспровергать.

   Поступив в 1922 г. в мадридскую  Королевскую академию изящных  искусств Сан – Фернандо, Дали  сблизился с поэтом Федерико  Гарсия Лоркой и Луисом Буньюэлем  – в будущем знаменитым кинорежиссером. Эта юношеская дружба трех  выдающихся художников Испании значительно повлияла на их творчество. Воздействие Лорки определило дальнейший выбор Дали. Шаг за шагом «приверженец точности» Дали, уверенный во всемогуществе Разума, погружался в «поэтическую Вселенную» Лорки, провозглашавшего присутствие в мире неподвластной определению Тайны.

   Из академии Дали был  исключен в 1926 г. за дерзкое  поведение. Но к тому времени  уже состоялась его первая  выставка в Барселоне, короткая  поездка в Париж, знакомство  с Пикассо. Имя работы Дали  привлекли к себе пристальное внимание в художественных кругах.

 

В 1928 г. Дали вместе с Буньюэлем  написали сценарий, а затем поставили  фильм «Андалузский пес».

   Картина стала  сюрреалистическим манифестом в  кино и вызвала скандальную  реакцию у критики и публики  (как впрочем, и следующий их совместный фильм – «Золотой век», 1930 г.). На экране появлялись мертвый осел на рояле, разрезаемый бритвой глаз, морские ежи под мышками у девушки и т.д., и зрителям приходилось ломать голову над немыслимой логикой совмещения.

   Когда в 1928 г. в Париже художник познакомился с Андре Бретоном и Полем Элюаром, сюрреализм переживал первый кризис. Тем не менее Дали  присоединился к группе, и очень скоро его имя в сознании публики стало олицетворением сюрреализма.

   В1929 г. Дали соединил свою судьбу с Элен Элюар (урожденной Еленой Дьяконовой, бывшей женой Поля Элюара). У нее было прозвище Гала (франц. «праздник»). Она стала постоянной моделью художника, его праздником, его музой. Этим же годом помечены первые сюрреалистические полотна Дали. Обычно в них на фоне пустынного ландшафта возникали фантастические видения, растекающиеся или разрушающиеся формы которых выписаны художником не как туманные миражи, а абсолютно четко. Его творческий почерк определился окончательно.

   Каждая картина становилась своеобразным интеллектуальным  ребусом. На одном из самых известных полотен двадцатого века – «Постоянство памяти» (1931г.) – мягкие, словно расплавленные циферблаты часов свисают с голой ветки оливы, с непонятного происхождения кубической плиты, с некоего существа, похожего и на лицо, и на улитку без раковины. Каждую деталь можно рассматривать самостоятельно, а все вместе они создают магически загадочную картину.

   И в этой и в других работах, таких, как «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепьяно» (1931 г.), «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны в Испании» (1936 г.), «Пылающий жираф» (1936 г.), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944 г.), прочитывается четкость и абсолютная продуманность композиционного и колористического строя. Совмещение реальности и бредовой фантазии как бы конструировалась, а не зарождалось вдруг по воле случая.

В 30-х годах Дали много путешествовал  – ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию, США. Сего прибытием в Америку  страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические  балы с маскарадами, на которых гости  появлялись в костюмах, словно бы вдохновленных фантазией художника, - экстравагантных, провоцирующих, забавных.

   Балы и выставки с успехом  проходили и в Европе. Дали  предлагал потрясенным зрителям  не только картины, но и сюрреалистические  предметы: ножи с зеркальцами,  калейдоскопические очки для автомобилистов, следующих скучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинках и т.д. Успех принес богатство. Avida dollars (“жажду долларов”) – такую анаграмму имени Salvador Dali составил Андре Бретон, рассорившись с художником. На самом деле Дали не лукавил, когда однажды обмолвился: «Я понятия не имею, богат я или беден. Всем распоряжается жена. А для меня деньги – мистика». Причину же исключения его из группы сюрреалистов (это произошло в 1938 г.) следует искать в другом. Культ индивидуализма, который всегда проповедовал Дали, заставлял его разрушать любые групповые устои, действовать вразрез с любой идеологией – художественной или политической.

   В1940 г. Дали на целых  восемь лет обосновался в Америке.  Он, как всегда, очень много работал: сотрудничал с кинорежиссером Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклям, писал, рисовал и выставлял свои работы.

   В американский период  художник приступил к циклу  картин на религиозную тематику. «Искушение Святого Антония» (1946 г.), «Мадонна порта Льигат» (1946 г.), Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 г.) и другие полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла». В 1949 г. Дали даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия Двенадцатого (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн Двадцать третий). Но при этом художник внимательно следил и за достижениями научной мысли. Он написал «Атомную Леду» (1949г.) и «Атомистический крест» (1952 г.), как бы объявляя о множественности своих интересов, о возможности разных путей в попытках проникнуть в тайны Вселенной.

   После войны, в 1948 г., вернувшись  в Испанию и поселившись в  родном городе Фигерасе, Дали  ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также с неубывающим интересом следила за его творчеством (он часто приезжал в Париж). Дали всерьез увлекся экспериментами с фотографией, голографией, сочинил оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную грамоту), написал трагедию на французском языке.

   В Фигерасе в здании  муниципального театра, большая  часть которого стояла в руинах  со времен гражданской войны,  Дали сотворил свой Театр –  музей. Здесь выставлены не  только картины, но и «Дождливое  такси» (старый «Кадиллак», в котором «идет дождь», если опустить монету), и розовая софа в форме губ американской актрисы Мей Уест, и другие экспонаты.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   В 1979 г. Дали избрали во Французскую академию. Высшим испанским орденом – Большим крестом Карлоса Третьего – Дали был награжден в трагический для него год: в 1982 г. умерла Гала. Роль гениального безумца сделалась не под силу осиротевшему художнику, и с тех пор до конца своих дней он жил затворником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.Аванта +  «Искусство» Архитектура,  изобразительное и декоративно  - прикладное искусство 17 – 20 века.

 

                 




Информация о работе Жизнь и творчество Сальвадора Дали (1904 – 1989)