Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 13:13, курсовая работа
Работа включает в себя имена известных исторических лиц: политиков, писателей, художников, деятелей науки и культуры. Работа является незаменимым справочником по английской истории, культуре, литературе и искусству.
Цели и задачи
Основная цель - познакомиться с жизнью и творчеством знаменитых людей Великобритании, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии.
Задачи: охватить все сферы жизни общества, в которых отразилась деятельность великих людей, использовать большой объем информации об их творчестве и жизни, обеспечить помощь любому читателю, интересующемуся жизнью этих стран, в изучении их языка и культуры.
Коллинз Джоан 23 мая 1933
Джоан Коллинз - американская киноактриса, снявшаяся в более чем 50 фильмах и многочисленных сериалах. Большим успехом во всем мире пользуется сериал «Династия», в котором она сыграла одну из главных ролей (Алексис). Автор нескольких художественных книг. Джоан Коллинз родилась 23 мая 1933 года. Она снялась более чем в полусотне фильмов, не считая многочисленных эпизодов в сериалах. В течение съемок знаменитого сериала «Династия» она, как говорится, разменяла «серебряный полтинник». Так же, как ее героиня, была несколько раз замужем. Что, прямо скажем, неудивительно... Но демонизм ее отнюдь не в этом. Рожденная под знаком Близнецов, Джоан признается в двойственности своего характера. По ее словам, она больше всего любит путешествовать (чемодан, книга и самолет - лучшее удовольствие), уважает в людях и в себе игру ума, отличается жизнелюбием, веселым и независимым нравом. Хотя у Джоан Коллинз трое детей, но балансирования между реальным супругом, семьей и артистической карьерой у нее тоже не получилось. Каждый из ее браков терпел фиаско. Человек, с которым она состояла в первом браке, актер Максвелл Рид, был старше на 15 лет. Во время первой встречи он дал ей наркотик и изнасиловал. Позже он пытался за наличные предоставить ее нефтяному шейху на несколько любовных ночей, после развода пытался ее шантажировать. Второй супруг, Энтони Ньюли, английский композитор, сочинявший мюзиклы, вел себя не столь узурпаторски. Но он желал видеть Джоан возле себя только в роли домохозяйки и матери его двоих детей, то есть «слабую, несамостоятельную личность», о чем позже в своих мемуарах писала Джоан Коллинз. Во время брака с Ньюли ее профессиональный рост остановился. Третий муж Джоан, музыкальный менеджер Рон Касс, сломался на том, что терпел неудачи на работе как раз в то время, когда заладилась карьера Джоан. Он стал наркоманом. Приняв решение выйти замуж в четвертый раз - за Питера Холма, который был на 14 лет моложе ее, - актриса проявила мужество. Она полагала, что в отличие от мужчин, которые старше ее, он сможет «воспринимать ее возле себя как равную». Как и в сериале, где Декс намного моложе ее, она и в жизни не побоялась в четвертый раз обвенчаться (в церкви скромной, но в Лас-Вегасе) в свои 52 года с 38-летним Питером Холмом, бывшим рок-певцом. Однако через год они расстались. Это была банальная история, ибо молодой муж влюбился в свою падчерицу Кати, дочь Джоан. 17 февраля 2002 года Джоан Коллинз в пятый раз вышла замуж. Союз двух любящих сердец стал зарождаться, когда Коллинз гастролировала по США со спектаклем "Письма любви", в котором исполняла главную роль. Про пятого мужа известно только то, что зовут его Перси Гибсон, что он на 32 года моложе своей невесты, что родился он в Перу и работает театральным менеджером. В громких проектах, равно как и в громких скандалах не замечен. На вопрос, почему она несколько раз выходила замуж, Джоан ответила: «Я чувствую себя намного лучше, если рядом со мною муж - человек, который меня любит и которого я люблю. Меня сейчас уже не прельщают разные приключения. Когда ты молода, то важно, конечно, чтобы за тобой ухаживали мужчины и чтобы с тобой происходило что-нибудь интересное. Но через определенное время это надоедает. В молодости секс для меня был важной частью жизни, чем-то совершенно нормальным, да и сейчас из-за него я не испытываю чувства вины. По-моему, когда-нибудь надо перестать спать с разными мужчинами. Тем более сегодня приходится быть намного осторожнее из-за всех этих появившихся ужасных болезней. Но независимо от этого следует попросту знать, что ты можешь себе позволить. Есть женщины, которые могут иметь множество любовных приключений, ничуть от этого не страдая. Другие испытывают обиду, если, например, с кем-нибудь переспали, а на следующее утро он даже не позвонил. Для меня же человеческие отношения важнее, чем секс». Но даже любовь не мешает актрисе азартно отдаваться работе. Когда в «Династии» сценаристы надолго оставили Алексис за кадром, она «рванула» в Монако, но не в казино, а на съемки в мини-сериал «Монте-Карло», где сыграла коварную и обольстительную советскую шпионку, воспитанную в Англии и работающую «под крышей» оперной певицы на британскую разведку во время второй мировой войны. В этом сериале рядом с ней - неотразимый Джордж Гамильтон и талантливый Малкольм Макдауэлл. О своих партнерах Джоан всегда отзывается с похвалой. По ее словам, седовласый Джон Форсайт (Блейк) - «актер высокого класса, настоящий джентльмен и на экране, и в жизни. Благороден, великодушен, сдержан. Его поведение, осанка, жесты выдают человека поистине элегантного. Быть рядом с ним любой женщине доставляет удовольствие, а играть на съемочной площадке - легко и радостно». Впоследствии Джоан Коллинз, создавшая скандальные мемуары о съемках «Династии», стала писать книги. Она автор трех романов. Это, по словам актрисы, «книги об удивительных, прекрасных, замечательных людях, которым в жизни пришлось так много страдать». Они попали в списки бестселлеров в Англии. Последний роман вызвал грандиозный судебный процесс Джоан Коллинз против издательства «Рэндом Хаус», потребовавшего вернуть аванс в 1,2 миллиона долларов за «нечитабельный» материал. Но Джоан выиграла процесс, причем дополнительно отсудила солидную сумму «за причиненный моральный ущерб». Но, помимо божьего дара, литературные способности Джоан унаследовала от отца Джо Коллинза, который давным-давно написал книгу о двоих своих дочерях - Джоан и Джеки (она известна в России под названием «Лаки», «Голливудский зоопарк», «Голливудские жены» и др.), которые очень рано вылетели из родного гнезда и самостоятельно добились больших успехов. Особенно Джоан. В «Династии» есть актрисы, которые играют женщин намного моложе своих лет. Сейчас это уже привычно. Но что за этим стоит? «Конечно, - говорит Джоан, - женщины любого возраста могут выглядеть хорошо. И сегодня актрисы зрелого возраста постоянно доказывают это. Их уже нельзя «отправлять на свалку», как раньше, в 25 лет. Не каждая станет Линдой Эванс или Дайаной Кэролл, но каждая может к их уровню приблизиться. Нельзя толстеть, нельзя носить неряшливые платья или иметь отвратительную прическу. Надо оставаться для мужчин привлекательной».
Ванесса Редгрейв ( 1937 )
Ванесса Редгрейв родилась 30 января 1937 года в Лондоне (Великобритания). Училась в Центральной школе музыки и драмы в Лондоне, на театральной сцене дебютировала в 1957 году, а годом позже впервые снялась в кино (`Под маской`). В начале 60 - х годов играла в составе Королевской Шекспировской труппы, в 1966 году вернулась в кино (`A Man for All Seasons`). На рубеже 60 - 70-х годов Ванесса Редгрейв становится одной из самых популярных актрис мира и завоевывает сразу несколько престижных наград - `Оскар`, `Золотой глобус`, Гран - при Каннского кинофестиваля. Среди киноработ этого периода - фильмы `Морган!`, `Айседора`, `Мария, королева шотландская`, `Фотоувеличение` (`Блоу - ап`), `Камелот`. Актриса работала с такими режиссерами, как Кен Рассел, Тони Ричардсон, Микеланджело Антониони, Джон Шлезингер. Новым успехом Редгрейв стала роль в фильме Фреда Циннемана `Джулия`. Талантливая актриса продолжает активно сниматься в кино: `Бостонцы` (1984), `Похороны Сталина` (1990), `Маленькая Одесса` (1994), `Невыполнимое задание` (1996). Ванесса Редгрейв известна не только своими ролями, но и леворадикальными политическими взглядами. У нее трое детей: дочери Наташа и Джоэли Ричардсон (обе - актрисы) от брака с режиссером Тони Ричардсоном и сын от актера Франко Неро, с которым она работала в фильме `Камелот`.
Пол МакКартни
Джеймс Пол МакКартни родился 18 июня 1942 года в ливерпульском районе Энфилд. Позднее семья переехала в район Уоллэйси, затем в Спек, а в 55-ом обосновалась в районе Оллертон, всего в 2 милях от дома, где жил Джон Леннон. По характеру маленький Пол был прямой противоположностью Джону Леннону. Со всеми он вел себя вежливо и тактично, хотя нельзя было назвать его пай-мальчиком. Как и Джон он был себе на уме и дорожил своей независимостью, которую, однако , утверждал не агрессивностью и бунтарством, а чисто дипломатическими средствами. В начальной школе он был одним из лучших учеников и, окончив ее, легко поступил в среднюю школу для мальчиков с пышным названием "Ливерпульский институт". Полу было 14 лет, когда случилась трагедия. У Мэри МакКартни обнаружили рак, и 31 октября 1956 года она умерла. Первый в своей жизни музыкальный инструмент, трубу, Пол получил в подарок от дяди, когда ему было 12, но так его и не освоил. В 14 он попросил отца купить ему гитару. Пол был левша, но, как сам он утверждал много лет спустя, по-настоящему осознал себя таковым только исключительно через гитару. С того момента все остальное потеряло для Пола значение. Он мог играть сутки напролет, играть на крыльце, в ванной, в туалете, на школьном дворе. Как многие сверстники, Пол старался не пропускать концерты скиффл-групп, часами слушал по ночам программы радиостанции "Radio Luxemburg". Он разучивал шлягеры Элвиса Пресли, Литтл Ричарда и подражал этим звездам довольно искусно. Тем не менее он не спешил примкнуть к какой-нибудь группе или образовать свою. В школе одним из друзей Пола был Айвен Воэн. Айвен время от времени играл в группе Джона Леннона "The Quarrymen" и однажды, 6 июля 1957 года, позвал Пола на ее выступление. Там Леннон и МакКартни впервые встретились. Через неделю Джон пригласил Пола в свой ансамбль. К тому времени Пол уже начал сочинять свои собственные композиции, и теперь они вдвоем с Джоном придумывали оригинальные мелодии и аранжировки. К концу 1958 года в их авторском архиве насчитывалось уже около полусотни песен, включая ранние варианты "Love me do", "One After 909". До 1961 года Пол, как и Джон, играл на ритм-гитаре, а бас гитару брал в руки лишь в тех случаях, когда Стюарт Сатклифф не мог выйти на сцену. Постоянным бас-гитаристом МакКартни стал только летом 1961 года, когда Стюарт покинул группу. До 1966 года биография Пола МакКартни составляла единое целое с биографией "БИТЛЗ". Его дебют как самостоятельного композитора состоялся в конце 1966-го, когда он сочинил музыку к фильму "The Family Way". В дальнейшем Пол выступил автором основной идеи концептуального альбома "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" ( 1967 ), ему же принадлежала ведущая роль в создании фильма "Magical Mystery Tour" (1967), альбома "Abbey Road". Сольную карьеру МакКартни начал еще до распада квартета. В ноябре 69-го - марте 70 года он записал в домашней студии свой дебютный альбом "McCartney", который фирма "Apple" выпустила 17 апреля 1970 года. Пол один исполнил все инстрементальные партии, записав их методом многократного наложения. Лишь в вокальных партиях он восполь- зовался помощью жены Линды Истмен. Линда хоть и работала в рок- журналистике, обладала более чем скромными познаниями в музыке, и Полу пришлось приложить немало усилий, чтобы научить ее для начала хотя бы сносно играть на фортепиано и петь. Год спустя, в мае 1971-го, Пол и Линда выпустили новый альбом "Ram", записанный в Нью-Йорке с участием ударника Денни Сейуэлла. Эта пластинка тоже имела крупный коммерческий успех. В те дни МакКартни отчетливо осознал, что ему тяжело и не уютно творить в одиночку, что он, как в воздухе, нуждается в атмосфере ансамбля, коллективного творчества. Летом 1971 года он сформировал первый состав группы "Wings", куда вошли Линда, Денни Сейуэлл и гитарист Денни Лейн. С ними он записал и в декабре того же года выпустил альбом "Wild Life". Пластинку постигла судьба предыдущих: публика была в восторге, критики - метали громы и молнии. В самом начале 1972 года к ансамблю присоединился сологитарист Хенри МакКаллоу. При всем том отношения в группе складывались непросто. Денни Сейуэлл и Хенри МакКаллоу все чаще высказывали Полу неудовольствие исполнительским уровнем Линды, предлагая взять вместо нее более опытного пианиста. Конфликт назревал и привел к тому, что Сейуэлл и МакКаллоу покинули группу в самый неподходящий момент. В октябре 1979 года МакКартни был награжден издателями "Книги рекордов Гиннесса" "Родиевым диском" как самого популярного музыканта и композитора-песенника всех времен и как обладателя наибольшего количества "золотых" пластинок. 26 сентября 1989 года началось кругосветное гастрольное турне, первое после 1976 года, концертом в Осло и продолжалось до весны 1990-го. Как и пятнадцать лет назад, в ходе гастролей был записан тройной концертный альбом.
Оскар Уайльд (16.10.1854-30.11.1900)
Оскар Уайльд, полное имя Оскар Фингел О'Флагерти Уилле Уайльд (Oscar Fingal O'Flahertie Wills Wild), родился 16 октября 1854 года в Дублине (Ирландия).
С 1864 по 1871 год Уайльд посещал Королевскую порторскую школу в Эннискиллене, затем продолжил образование в Тринити-колледж (Дублин) и в Колледже Святой Магдалины (Оксфорде), последний окончил с отличием в 1878 году.
Свой медовый месяц Уайльд провел в Париже в 1884 году, когда женился на Констанции Ллойд. В 1885 и в 1886 году у них родились сыновья.
В 1886 году Уайльд познакомился со студентом Оксфорда Робертом Россом и влюбился в него. Уайльду пришлось начать двойную жизнь...
В 1891 году увидела свет и сразу же стала пользоваться сногсшибательным успехом повесть "Портрет Дорвана Грея". В этом же году Уайльд познакомился с лордом Альфредом Дугласом и начался страстный роман.
Один из приятелей Дугласа завладел письмами Уайльда к любовнику и начал его шантажировать. Часть писем попала в руки отца Дугласа, маркиза Квинсберри. ...Квинсберри представил суду доказательство в виде списка из 12 молодых людей, которые были готовы подтвердить в суде то, что Уайльд приставал к ним с содомитскими предложениями.
25 мая 1895 года Оскар Уайльд был приговорен к двум годам каторжных работ. В мае 1897 года он выпущен из Редингской тюрьмы.
Умер 30 ноября 1900 года в возрасте 46 лет в Париже.
Sources
1. Dictionary of Britain / Adrian Room - Oxford :Oxford University Press , 1987.
2. Dictionary of Cultural Literacy: What Every American Needs to Know/ E.D.Hirsch , Jr., Joseph Kett ,James Trefil. - Boston: Houghton/Mifflin Company, 1988.
3. Longman Dictionary of English Language and Culture.-Harlow ,Essex: Longman Group UK Limited , 1992.
4. Oxford Advanced Learner's Encyclopedic Dictionary. -Oxford: Oxford University Press, 1992.
5. Paul, Anthony. A Guide to the English -Speaking World. -Harlow and London: Longman group Limited , 1975.
6. The History Today Companion to British History / Ed. By Juliet Gardiner and Neil Wenborn. - London: Collins and Brown Limited,1995.
7. Webster's New World Encyclopedia .Pocket Edition. Newly Revised and Updated. - New York :Prentice Hall, 1993 .
8. Великобритания: Лингвострановедческий словарь / A. P. У. Рум, Л .В. Колесников, Г. А. Пасечник и др.-М. : Рус. Яз.,1978 .
9. Ермолович Д. И. Англо-русский словарь персоналий.-2-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз., 1999. В отсутствие короля Филипп II добился некоторого преобладания над англичанами на континенте. Ричард поспешил исправить положение. Он взял Лош, одну из основных крепостей Турени, овладел Ангулемом и принудил к покорности закоренелого мятежника графа Ангулемского. В следующем году Ричард двинулся в Берри и действовал здесь так успешно, что заставил Филиппа подписать мир. Французы должны были отказаться от восточной Нормандии, но удержали несколько важных замков на Сене. Поэтому соглашение не могло быть прочным. В 1198 г. Ричард вернул пограничные нормандские владения, а затем подступил к замку Шалю-Шаброль в Лимузене, владелец которого был изобличен в тайной связи с французским королем. 26 марта 1199 г. после ужина, в сумерках, Ричард отправился к замку без лат, защищенный только шлемом. Во время боя арбалетная стрела глубоко вонзилась королю в плечо, рядом с шейным отделом позвоночника. Не подав вида, что он ранен, Ричард поскакал в свой лагерь. Ни один важный орган не был задет, но в результате неудачной операции началось заражение крови. Проболев одиннадцать дней, король умер.
Генрих VIII
Генрих VIII (Henry VIII Tudor) (28 июня 1491, Гринвич — 28 января 1547, Лондон), английский король с 1509 года, из династии Тюдоров, один из наиболее ярких представителей английского абсолютизма. В управлении государством Генрих VIII опирался на своих фаворитов: Томаса Уолси, Томаса Кромвеля, Томаса Кранмера. В его правление в Англии была проведена Реформация, которую король рассматривал как средство в укреплении своего самодержавия и пополнения казны. Непосредственным поводом к реформе английской церкви послужил отказ римского папы Климента VII утвердить развод Генриха VIII и Екатерины Арагонской и его женитьбу на Анне Болейн. После разрыва с папой парламент в 1534 году провозгласил короля главой английской церкви. Обновленная церковь сохранила католические обряды и получила название англиканской церкви. Выступивший против разрыва с римским папой канцлер Томас Мор был обвинен в государственной измене и казнен в 1535 году. Генрих VIII в 1536 и 1539 годах провел секуляризацию монастырских земель, значительная часть которых перешла в руки нового дворянства. Сопротивление, особенно сильное на севере Англии («Благодатное паломничество»), жестоко подавлялось королевскими войсками. В связи с секуляризацией усилился процесс экспроприации крестьянских наделов, разорения крестьян. Для борьбы с бродягами и нищими Генрих VIII издал «Кровавое законодательство против экспроприированных». Однако, в условиях начавшегося аграрного переворота, король пытался сохранить старую феодальную структуру землевладения, в частности, проводил мероприятия против огораживаний. В годы правления Генриха VTII Англия вела разорительные войны с Францией и Шотландией, которые вкупе с громадными расходами королевского двора привели к полному расстройству государственных финансов.
Виктория
Виктория (1819-1861)- королева Великобритании из Ганноверской династии, правившая в 1837-1901 годы. Дочь Эдварда, герцога Кентского, и Виктории Саксен-Кобургской. Замужем с 1840 года за принцем Альбертом Саксен-Кобургским (родился в 1819 г. + 1861 г.).
Отец Виктории, герцог Кентский, никогда не отличавшийся примерным образом жизни, умер, когда дочери было восемь месяцев. Ее мать, принцесса Саксен-Кобургская, воспитывала дочь в большой строгости и не баловала ее развлечениями. Будущая королева получила очень солидное образование. Наставником ее был лорд Мельбурн, дважды бывший премьер-министром. Он читал принцессе лекции по государству и праву, истории, знакомил ее с практикой конституционного правления. Виктория свободно владела немецким, французским и итальянским языками. Обучение пошло ей впрок. Уже с первых часов правления, несмотря на свой юный возраст. Виктория не испытывала никаких колебаний, будто давно была на троне. Своему дяде, бельгийскому королю Леопольду, она писала: «Я очень молода, но если не во всех, то во многих делах я отнюдь не могу считать себя несведущей». Однако поначалу юную королеву гораздо более занимали удовольствия. Отрешившись от замкнутого образа жизни, она охотно веселилась, часто устраивала балы и приемы. Только после замужества характер королевы изменился. Принц Альберт, за которого Виктория вышла замуж в 1840 г., был человеком методичным и пунктуальным. Под его влиянием своевольная девушка превратилась в монахиню, сознающую свой долг перед народом. Виктория во всем слушалась его советов и всю жизнь страстно любила его. Англичане, впрочем, не разделяли ее увлечения и всегда немного недолюбливали Альберта. Только скоропостижная смерть принца-супруга (он умер в возрасте всего 42 лет) примирила их с его памятью. Для Виктории смерть мужа была таким ударом, от которого она не смогла оправиться никогда. Первое время, затворясь в четырех стенах, она отказывалась принимать участие в публичных церемониях. «Моя жизнь как жизнь счастливого человека окончилась, — писала она дяде Леопольду, — мир померк для меня». После смерти Альберта главной целью жизни Виктория поставила увековечение его памяти. Она написала и издала несколько воспоминаний о нем. Сразу же возникла идея строительства мемориала в его честь. Но первым был построен знаменитый круглый Альберт-холл — огромный зал, используемый для выставок, митингов и концертов. Виктория почти сорок лет носила траур по мужу и жаловалась, что ей не хватает его советов. (Существует анекдот, что королева связывалась с супругом и после смерти посредством спиритических сеансов, которые устраивал для нее слуга Джон Браун.) Нового советчика королева нашла только в 1874 г. в лице лидера ** тори Дизраэли. Он усердно взялся за укрепление института монархии, убедив Викторию и членов ее семейства чаще показываться народу. В 1876 г. он доставил королеве очень льстивший ей титул «императрицы Индии». Пришедший в 1880 г. на смену Дизраэли Гладстон королеве никогда не нравился, и она постоянно ссорилась с его министрами. Пишут, что Виктория была невысока ростом и сама в шутку говорила про себя: «Мы, однако, довольно невысоки для королевы». Ее трудно было назвать красивой, но она, несомненно, была привлекательна для мужчин. Маленькая, толстенькая, она, несмотря на это, казалась очень величавой. И в старости она сохранила красивый голос и звонкий смех, а ее голубые, чуть-чуть на выкате, глаза глядели молодо и проницательно. До самого конца своей долгой жизни королева имела хорошее здоровье и завидную работоспособность. Пунктуальная до мании, она любила, чтобы дни ее были заполнены, методичны и монотонны. По утрам королева обычно выезжала кататься по парку, затем возвращалась во дворец и принималась за просмотр документов. Количество бумаг, которые ей приходилось подписывать, было огромно. Она дотошно вникала во все дела, и никогда ни одно важное решение не принималось без ее участия. Царствование Виктории длилось 64 года, и она по праву гордилась им. В эти годы Англия добилась величайших успехов в индустриальном развитии, торговле, финансах, морском транспорте и расширении империи, сделалась символом устойчивости, порядочности и процветания. И современники, и потомки связывали эти успехи с именем королевы. Смерть и торжественные похороны 82-летней Виктории имели для всех англичан огромный символический характер. Вся нация осознавала, что прощается с чем-то, что уже никогда не повторится. Хотя, конечно, не все отзывы о Виктории были однозначны. Наряду с восхвалениями звучали и трезвые отзывы о ней. Так, У. Брант писал в своих записках: «Из того, что я слышал о королеве в последние годы ее жизни, явствует, что она была довольно банальной почтенной старой дамой и напоминала многих наших вдов с ограниченными взглядами, без всякого понимания искусства и литературы, любила деньги, обладала некоторым умением разбираться в делах и некоторыми политическими способностями, но легко поддавалась лести и любила ее... Впрочем, публика стала видеть в конце концов в этой старой даме нечто вроде фетиша или идола».
Король Артур и рыцари Круглого Стола
В памяти человечества существуют три Артура — Артур исторический, Артур легенд и Артур рыцарских романов, причём один образ плавно перетекает в другой. Образ Артура исторического связан с событиями, происходившими в римской или, точнее, постримской Британии.
Около 550 г. монах Святой Гильдас написал сочинение "О разорении и завоевании Британии". Не называя ни имён, ни дат, он говорил, что "советники вместе с гордым королём ввели в страну яростных саксов, ненавистных Богу и людям, для отпора северным племенам". Позднее бритты избрали своим правителем с титулом император потомка римлян Амвросия Аврелиана, который нанёс саксам решительное поражение у горы Бадон (точное местоположение не установлено).
Текст Гильдаса не очень ясен. Не вполне понятно, кто руководил этой битвой, возможно, и не Амвросий; в частности, там же упоминается некий Медведь (лат. Ursus). На одном из кельтских языков (валлийском) "медведь" — "atru". He исключено, что это — первое упоминание об Артуре.
Во второй половине VI в. валлийский бард Анейрин сочинил поэму "Гододдин", в которой рассказывается о гибели одного из бриттских племён. Один из героев поэмы — вождь Артур, смелый воин, мудрый правитель, но одновременно предводитель отряда отчаянных головорезов. Если это не позднейшая вставка (до нас поэма дошла в рукописи XIII в.), то перед нами, бесспорно, самое древнее упоминание об Артуре.
Последнее упоминание об Артуре в
более или менее историческом
контексте встречается в
Современные учёные считают весьма вероятным реальное существование правителя, возможно носившего титул императора бриттов и римлян, Амвросия Аврелиана, который на рубеже V и VI вв. возглавлял борьбу с германцами. При нём мог быть военачальник или просто вождь дружины, местный житель (возможно, из Уэльса) Артур, нанёсший саксам ряд существенных поражений, особенно при горе Бадон. После этого германское завоевание Британии приостановилось примерно на 50 лет. Усобицы в стане победителей привели к гибели Артура.
Определённым этапом сложения легенды об Артуре является написанное по-валлийски не позднее начала XII в. сочинение "Кульвох и Ольвен" — богатырская сказка о героическом сватовстве. В ней герои попадают ко двору короля Артура — отважного и опытного военачальника, мудрого, убелённого сединами правителя.