Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 11:50, реферат
Объединение русских земель завершилось при сыне Ивана III Василии III , который княжил с 1505 по 1533 годы . В Восточной Европе возникло огромное Российское государство , раскинувшееся на 2800 тысяч километров . Это было единое централизованное государство , все , города и земли , которого подчинялись великому московскому князю . Население составляло 9 миллионов человек .
Бывшие удельные князья стали боярами великого князя . Они вошли в состав Боярской думу - сословного органа княжеско-боярской аристакратии. Боярская дума ограничила власть великого князя . Все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики князь решал вместе с ней . В правительственных указах писали : " Великий князь приказал , и бояре приговорили ".
Настойчивое сватовство пожилого и больного царя - многоженца в наше время кажется странным . Но это была дипломатическая уловка Ивана Грозного с целью добиться союзнических отношений с могущественной Англией и её помощью укрепить свои позиции на Западе . Именно поэтому царь создал английским купцам самые благоприятные условия для их деятельности в России ,предоставив права на беспошлинный провоз товаров в Шемаху , Бухару , Самарканд и Китай , устройство промышленных предприятий ,чеканку английских монеты на русских монетных дворах , нашим русских рабочих , пользование , лошадьми , свободный проезд через Россию .
Даже в самый мрачный период своего царствования Иван Грозный не забывал об англичанах ; он приказал взять из земщины в опричнину все английские дома в России , так как " в опричтиных владениях будет больше порядка " . Но как рез опричнина во многом дезорганизовала жизнь страны .
Опричнина
Глубокие душевные потрясения , испытанные в детстве , на всю жизнь лишили царя доверия к подданным . Человек сложный , противоречивый и незаурядный ,он в периоды крайнего внутреннего напряжения , когда его необузданные страсти выходили за нормы разумного , творил правый и неправый суд над своими действительными и мнимыми противниками .
Политика Избранной рады не удовлетворяла феодалов . Бояре были недовольны отменой кормлений и других привилегий , дворяне тем , что не получили новых поместий за счет вотчин и монастырей . Положение усугублялось неудачами внешней политике . бесконечные интриги , имевшие место вокруг государя , подорвали его психику .
Первый кризис , оставивший глубокий след в обострённом сознании Ивана Васильевича ,был связан с его внезапной и тяжелой болезнью после возвращения из Казанского похода и составлением в марте 1553 года завещания в пользу младенца Дмитрия ( первого сына ,рожденного от Анастасии ) . Царь потребовал принести присяги наследнику в пеленах но у некоторых ближних бояр , которые первыми целовали крест , появились сомнения , и они , сказавшись больными , уклонились от присяги . Ходили слухи , что они " хотели ... на государство " Старицкого князя Владимира Андреевича , двоюродного брата Ивана Грозного .
Больной царь говорил боярам : " Если вы сыну моему Дмитрию креста не целуете , то значит у вас другой государь есть ... Я вас привожу к крестному целованию , велю вам служить сыну моему Димитрию , а не Захарьиным ; вы души свои забыли , нам и детям нашим служить не хотите , в чем нам крест целовать уже не помните ; а кто не хочет служить государю - младенцу , тот и больному не захочет служить ... " На это отозвался князь Иван Михайлович Шуйский :" Нам нельзя целовать крест не перед государем ; перед кем нам целовать , когда государя тут нет ? " Прямее высказывался окольничий Федор Адашев , отец царского любимца : " Тебе , государю , и сыну твоему , нам не служить ; сын твой ещё в пелёнках , а владеть наит будут Захарьины, Данила с братьею ; а мы уж от бояр в твоё малолетство беды видали многие " . Но к вечеру многие поцеловали крест Димитрию .
Открыто предпочитали служить Владимиру Андреевичу Старицкому князья П.Щенятев , И.И.Пронский , С. Лобанов - Ростовский , И.М. Шуйский , Д.И.Немой , П.С.Серебряный , С.Микулинский , Булгаковы . Бояре покорились только после заявление царя , что к присяге он приводит сам и велит служить Дмитрию .
По известию летописи , бояре насильно заставили присягнуть князя Владимира Андреевича , объявивши ему , что иначе не выпустят из дворца ; матери его посылали трижды с требованием , чтобы и она привесила свою печать к крестоприводной записи . " И много бранных речей она говорила . И с тех пор пошла вражда , между боярами смута , а царству во всем скудость " , - говорит летопись .
7 августа 1560 г. после болезни умерла Анастасия . Её смерть потрясла Ивана Грозного . Анастасия занимала особое место в его жизни - он любил и уважал жену как самого близкого ему человека . Царское окружение воспользовалась состоянием полной растерянности тупого отчаяния и пустило слух , что Анастасия умерла не своей смертью , что " извели царицу своими чарами " Сильвестр и Адашев . Этого было достаточно - царь решил судить оговоренных заочно .
Церковный собор осудил Сильвестра на заточение в Соловки (по видимому он там и умер ) . Алексей Федорович тоже не избежал печальной участи ; его взяли под стражу , перевезли в Дерпт , где он и умер в заточении в 1561 г.
Потом начались массовые казни . Сторонников Сильвестра и Адашева , все Глинские и дальние родственники Алексея Федоровича , многие знатные бояре и князья , их семьи , включая детей - подростков , были либо физически уничтожены , либо отправлены в заточение , несмотря на их заслуги в прошлом . Карамзин восклицал в связи с этим : " Москва цепенела в страхе , кровь лилась , в темницах , в монастырях стонали жертвы !.. "
Теперь у государя появились новые любимцы . Среди них особенно выделялись боярин Александр Данилович Батманов , его сын кравчий Федор Батманов , князь Афанасий Иванович Вяземский и незнатный дворянин Григорий Лукьянович Малюта Скуратов Бельский . Этот последний был довольно колоритной фигурой . Малюта ведал у Ивана Грозного сыском и пытками . Однако , несмотря на это , сам он был неплохим семьянином . Одна из его дочерей , Мария , была замужем за выдающимся человеком того времени-
Борисом Годуновым . Умер же Малюта Скуратов на поде боя - немцы изрубили его на стене крепости Витгенштейн в Ливонии во время штурма в 1573 году .
... Массовые казни вызвали бегство многих московских бояр и дворян в чужие земли . Грозного особенно поразило и вывело из себя предательство Андрея курдского , которого царь ценил не только как заслуженного воеводу и ближайшего государственного советника ,но и как личного и доверенного драга . И вот - неожиданная измена ! И не просто измена , а позорное бегство русского воеводы с поля боя в стан неприятеля в один из самых трудных для России моментов в её затянувшейся войне с Ливонией ! Польский король милостиво принял Курдского ,сохранил за ним все его высокие почести и пожаловал богатым имением .
" Между царём и боярами шла распря . Она превратилась в жестокое гонение на бояр после бегства в Литву князя А.М.Курбского "
Сам Курбский впоследствии писал , что бежал , опасаясь готовящейся над ним расправы . В письме к царю он осуждал его за разгон Избранной рады , за самовластие . Иван Васильевич истребил родственников Курбского , брошенных им в Москве , отомстив недругу .
В ответ на гневное послание Курбского Иван 4-й исчерпывающе и лаконично изложил кредо самодержца : неограниченность воли монарха , власть которого санкционирована церковью и Богом , и полное подчинение божественной воле монарха всех подданных .
Иван Грозный говорил о своём праве на самодержавный престол , праве древнем , неизменным , не утраченном : " Самодержавства нашего начало от святого Владимира : мы родились на царство , а не чужое похитили " .
... Иван Грозный придумывает невиданное на Руси лицедейство - добровольно оставляет трон и покидает царствующий град Москву . Эта царская игра имела свой политический смысл .
В воскресенье 3 декабря 1564 г. царь со своими детьми и царицей под охраной и в сопровождении большого обоза уехал из Кремля "неведомо куда баше " . Он отслужил молебен в Троице - Сергиев сном монастыре , а затем отъехал в Александрову слободу , где обосновался надолго . Через месяц царь прислал в Москву гонца с двумя грамотами . Первая , " гневная " грамота была направлена митрополиту Афанасию . Вторая ,"слёзная ", грамота предназначалась " посаду , всем людям " и металась в собрании народа . В этой грамоте государь заверял московских посадских людей в том , что зла и гнева на них не держит , явно стремясь заручиться их поддержкой .
Отъезд царя ошеломил столицу . Духовенство , бояре ,приказные люди просили митрополита умилостивить Грозного . Чтобы " ударить челом царю и плакаться " , в Александровскую слободу отправилась представительная делегация от духовенства , бояр , дворян , приказных людей , купцов и посадских. Выслушав этих послов " всего народа " , Иван Грозный согласился вернуться в Москву ,но на определённых условиях . В общем виде они заключались в следующем : от ныне царь будет по своему усмотрению "невозбранно казнить изменников опалою , смертию , лишением достояния ", без всяких претензий со стороны духовенства .
2 февраля 1565 года Иван Васильевич Грозный торжественно въехал в столицу , а на другой день объявил духовенству , боярам и знатным чиновникам об учреждении опричнины .
Что же такое опричнина Ивана Грозного ? Термин " опричнина " происходит от старославянского " опричь " - кроме , поэтому опричников называли ещё кромешниками . В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества ,которую после смерти князя выделяли его вдове "опричь " всех уделов . Царская реформа включала три группы мероприятий :
1. В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил "опричь " всей земли значительные территории на западе , севере и юге страны , которые и составили его особое личное владение - государев узел или опричнину . Верховное управление и суд в государевом уделе осуществляла опричная Боярская дума . В опричнину вошли город Можайск, Вязьма , Козельск , Перемыль , Суздаль , Шуя , Галич , Юрьеве , Вологда , Старая Русса и ряд высокодоходных волостей . К опричнине отошли важные торговые пути на север и восток , основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах . Из всех городов , уездов , волостей и с улиц , перешедших в государев удел , надлежало насильственно выселить всех князей , бояр , дворян и приказных людей , если они добровольно не записывались опричниками .
2.Для своей охраны государь создал из князей , бояр , дворян и детей боярских гвардий телохранителей . Первоначально опричный корпус не превышал 1000 человек , но вскоре войско было доведено до 5000 человек. Отбор опричников производил сам царь в тожественной обстановке в Большой палате Кремлёвского дворца . Каждый опричник отрекался от своих родных и обязывался служить только государю . За всё это Иван жаловал всех отобранных им воинов имениями и землёй в тех городах и волостях , откуда выселялись князья , бояре , дворяне и приказные люди , не пожелавшие вступить в опричнину .. Опричники носили черную одежу . К седлу они прикрепляли собачью голову и метлу . Это были знаки их должности , состоявшею в том , чтобы выслеживать , вынюхивать и выметать измену и гряз государевых злодеев - крамольников . Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет ,что царь со всей земли собрал себе " человечков скверных и всякими злостью исполненных " и обязал их страшными клятвами не знаться не только с друзьями и братьями , но и с родителями , а служить единственно ему и на этом заставлял их целовать крест .
3.Та часть государства , которая осталась за пределами государева удела - опричнины , стала именоваться земщиной . Текущими государственными делами здесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы , но часть дьяков царь взял в опричнину . Высшей инстанцией и в судебных делах , и в области международных отношений , как и прежде , был царь .
4 февраля 1565 г., т.е. на второй день после учреждения опричнины , началась новая полоса жестоких расправ за " великие низменные дела " с теми ,кто до сих пор исправно служил государю . Одних бояр и князей казнили , других постригли в монахи и сослали в отдалённые монастыри и т. д. .Имущество всех опальных было конфисковано . Опричники громили боярские дома , растаскивали имущество , угоняли крестьян .
Есть все основания думать ,что опричники расправлялись с неугодными царю лицами !..
Очевидно , царь видел в своём двоюродном брате Владимире Старицком главного противника . В 1556 он отобрал у него в опричнину значительную часть его удела . Таким образом Иван Грозный лишил Старицкого князя последней опоры - поддержки Старицких феодалов . Итак , главная цель ведения опричнины - борьба с пережитками политической децентрализации .
Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской и княжеской знати , но и по всему населению тех владений , куда врывались опричники ,где они бесчинствовали и грабили " всех и вся " без какого-либо разбора . Опричнина была в руках царя мощной военно - карательной организацией .
Естественно , что опричнина очень скоро вызвала недовольство и озлобление против царя не только среди феодальных верхов , но и в массах простого народа ...
... Александрова слобода стала второй столицей Российского государства . В ней царь прожил 17 лет , замаливая с опричниками грехи перед Богом продолжая чинить суд и расправу над своими противниками . Государь уничтожил много честных , нужных России людей (дело боярина Федора ; убийство митрополита Филиппа ; убийство Старицкого князя Владимира Андреевича и др. )
На Земском соборе в 1566 группа князей и бояр обратилась к царю с челобитной , в которой просила отмены опричнины . Грозный ответил на это усилением кровавого террора . Около 200-х челобитчиков было казнено . Против опричнины выступало высшее духовенство . Его недовольство было вызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять у монастырей часть их земельных владений . Митрополит Филипп открыто осуждал действия опричников . Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя : " До каких пор будеш ты без вины проливать кровь верных людей ? !.. "По распоряжению государя Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время он был задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым .