Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 18:15, реферат
Будущий царь Иван Грозный родился в ночь с 24 на 25 августа 1530г. В эту ночь над Москвой разразилась буря, от молнии в разных местах столицы вспыхнули пожары. Один из колоколов, раскаченный ветром, рухнул на землю. В народе заговорили о предзнаменовании больших несчастий.
- Детство Ивана IV.
- Начало самостоятельного правления.
- Окружение Ивана IV. Избранная рада.
- Стрелецкий приказ.
- Судебник 1550 г.
- Церковный собор 1551 г.
- Создание приказов.
- Губная реформа.
- Причины падения избранной рады
- Причины перемен в характере и политике царя.
- Взгляды источников на личность Ивана 4 и его роль в русской истории.
Все это заставляет рассматривать Судебник 1550 г. как шаг к установлению в будущем крепостного права в России.
Церковный собор 1551 г.
В 1551 г. были приняты меры к укреплению православной церкви. В Москве собрался Церковный собор.
Выступивший в нем Иван IV укорил священнослужителей в нарушениях правил монашеской жизни, затронул и вопрос церковного землевладения, однако желание царя получить монастырские земли встретило резкий протест. Собор принял решения, записанные в книге из ста глав (Стоглав), которые как бы отвечали на вопросы, поставленные Иваном IV.
Стоглав – сборник решений собора в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя Ивана о церковном «строении». Он укреплял дисциплину, регламентировал церковную жизнь – службы и обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода.
В середине века правительство организовало описание земель, ввело определенную единицу поземельного налога – большую соху. Одинаковую сумму брали с 500 четвертей (половина десятины) «доброй» (хорошей) земли в одном поле с черносошных крестьян; с 600 четвертей – с церковных земель; с 800 четвертей – со служилых феодалов (помещиков, вотчинников).
Одной из главных реформ Избранной рады была реформа центрального управления. Были созданы приказы, ведавшие государственными делами.
Одни приказы ведали какой-либо отраслью управления; другие властвовали территориями; третьи, временные, создавались для выполнения отдельного приказа царя и позже распускались.
Например, Разбойный приказ преследовал уголовные преступления; Поместный – вел учет владений служилых людей; Посольский – занимался внешней политикой; Разрядный – службой бояр, дворян и детей боярских; Большой приказ собирал налоги; Новгородский – управлял новгородской землей; Ямской – организовывал почтовую службу, ведал почтовыми станциями – ямами и перевозчиками почты – ямщиками, и т.д. Число приказов со временем росло.
Во главе приказов стояли бояре, им помогали дьяки – именно они зачастую и вели все дела. Главе приказа и дьякам подчинялись подьячие и прочий приказной люд.
Надо сказать, приказы XVI в. не сумели отделаться от многих недостатков предшествовавших органов центрального управления – казны и дворцов. Функции приказов часто переплетались, и, помимо главного дела, они занимались большим количеством иных проблем.
Особое место в 50-е гг. XVI в. занимал Челобитенный приказ – своеобразный высший контрольный орган. Люди подавали в Челобитенный приказ жалобы на самоуправство или мздоимство властей и могли найти управу на обидчиков. Возглавивший приказ Алексей Федорович Адашев слыл человеком честным, справедливым, хотя и жестким и суровым. Именно такой боярин мог хоть в какой-то степени противостоять беспределу местных и столичных властей.
Преобразования Избранной рады затронули и местное управление. В 1556 г. окончательно были отменены кормления и наместничества.
Права наместников начала еще урезать Елена Глинская. Она изъяла из надзора наместников (кормленщиков) борьбу с разбоями. Эти дела должны были вести выбранные местными служилыми людьми губные старосты. (Уезды на Руси делились на более мелкие территориальные единицы – губы.) Там, где боярских детей не было, разбойными делами ведали земские старосты из черносошенных крестьян. Губная реформа Елены Глинской продолжалась в боярское правление. Тогда рассылали по отдельным землям грамоты, передающие разбойные дела в руки местных выбранных старост.
После отмены местничества губные старосты становились во главе местной власти.
Однако не следует думать, что дети боярские обрадовались самоуправлению. Губные старосты не получали жалованья; борьба с разбойниками – лихими людьми – была делом опасным и хлопотливым; судебные и административные обязанности отвлекали от хозяйственных дел. Поэтому дворяне отказывались от должностей, ссылаясь на бедственное положение их имений и на тяготы военной службы в ополчении. Дворяне уезда выбирали в губные старосты какого-нибудь старого и убогого служилого человека, да и того порой приходилось вести к власти под конвоем, ибо он норовил сбежать и спрятаться.
Но при
всем этом губные старосты из местных
дворян знали обычаи и интересы своего
края лучше пришлых людей, и управляли
они эффективнее корыстных
От губной
реформы выигрывали все служилые
люди уезда. Деньги, ранее шедшие наместнику
– кормленский откуп, теперь шли на
подмогу бедным детям боярским и на вознаграждение
тем вотчинникам и помещикам, которые
вывели в ополчение людей сверх нормы.
Уездные служилые люди сами могли решать
судьбу поместий, чьи хозяева умерли без
наследников.
Что касается женитьбы, то она совершенно явно оказалась удачной. До своей смерти в 1560 г. Анастасия родила шестерых детей, из которых четверо умерли в младенчестве. Она благотворно влияла на царя, смягчая его крутой нрав и помогая своему супругу преодолевать его врожденную подозрительность и безграничный деспотизм.
Несчастья начались с падения Избранной рады в 1560 г.
Противоречия между царем и его любимцами накапливались постепенно. Мужающему царю, воспитанному на мысли, что он единственный богоизбранный властитель, было все тяжелее сносить опеку Сильвестра и осознавать, что реально страной правит Алексей Адашев. Иван, как и отец его, и дед, видел в подданных холопов. Позже, споря с Андреем Курбским, Иван сформулировал свой принцип царской власти: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнить вольны же!» (Иван Грозный. В.О.Ключевский ).Царь желал, чтобы сподвижники слепо повиновались его воле. Непреклонный Адашев или суровый Сильвестр, имевшие свое мнение, понятие о чести и смелость их отстаивать, Андрей Курбский с его убеждением, что у «лучших людей» (аристократии), помимо обязанностей перед монархом, есть еще и права, а у монарха есть долг перед страной, не вписывались в выдвинутую Иваном Грозным формулу деспотизма.
Кроме того,
не все при Избранной раде было
безоблачно. Набор стрелецкого войска
и создание вспомогательного народного
ополчения в военное время
вызвали частичное разорение
центра страны. Людей на многие годы
отрывали от хозяйства; постой войск, подводная
повинность разоряли здешних жителей.
Войны требовали больших
Реформы улучшили деятельность столичных и местных государственных органов, но до завершения централизации было далеко. Губные и земские старосты, выполнявшие свои обязанности из-под палки, были так же плохо контролируемы из Москвы, как их предшественники – наместники. В столице чувствовали это и так же, как и раньше, стремились компенсировать все суровостью и жестокостью.
Случались и личные столкновения царя с его сподвижниками из Избранной рады.
Уже с 50-х гг. с проведением военных реформ (набор стрелецкого войска, вспомогательной посошной рати из горожан, введение новых налогов и т.д.) появляются первые признаки разорения центра страны, его запустения. Позднее, в 60-80-е гг., они приняли катастрофические размеры. Недовольство простолюдинов, да и других сословий вырывается наружу. «Многое множество» торговых людей подвергли казням в 1555-1556 гг. Некоторые холопы и посадские люди, священники, дворяне с сочувствием воспринимали слова и проповеди еретиков-вольнодумцев. Они критиковали мздоимство священнослужителей, церковные догмы – не верили в троичность Бога, призывали к уничтожению икон, церковной иерархии, самого института церкви. Один из реформаторов, сын боярский (мелкий дворянин) Матвей Башкин выступил против закабаления свободных людей, отпустил на волю своих холопов. А Феодосий Косой, холоп одного из столичных вельмож, провозгласил «новое учение» («рабье учение») – равенство всех людей, народов и вер, общность имущества, неповиновение властям, светским и духовным, неприятие войн. Свои идеи он пытался осуществить в рамках общины последователей.
Еретиков
осуждали на церковном соборе (1553 г.),
ссылали в дальние монастыри.
Некоторые из них (Косой, игумен Троице-Сергиева
монастыря Артемий и др.) бежали в Литву.
Там они продолжали свои проповеди, и не
без успеха.
Горький осадок у Ивана IV оставил 1553 г. В марте этого года он тяжело занемог, и все поговаривали о скорой кончине царя. Больной захотел, чтобы при его жизни бояре, духовенство и прочие, находящиеся при дворе люди присягнули наследнику престола царевичу Дмитрию Ивановичу, которому было от роду 5 месяцев. Часть членов Боярской думы выдвинула иную кандидатуру: двоюродного брата Ивана IV Владимира Андреевича Старицкого. Сильвестр, хоть и не прямо, но тоже выступил за Владимира. Алексей Адашев с братом Данилой и отцом целовали крест Дмитрию (т.е. присягали), но при этом старший Адашев, боярин Федор Григорьевич, молвил: «Мы служили тебе и сыну твоему рады, но сын твой, государь наш, еще в пеленках, а владеть нами будут Захарьины… А мы уже от бояр до твоего возраста беды многие видели». Деятели Избранной рады, потеснившие у трона родню царицы Анастасии Захарьиной-Юрьевой, по-видимому, не совсем ладили с последними. Закончились события 1553 г. так: Дмитрию, в конце концов, присягнули все, в том числе и Владимир Старицкий. Потом 23-летний царь Иван все же выздоровел, зато его несчастный первенец Дмитрий вскоре погиб. Кормилица, переходя по мосткам реку, обронила мальчика, и тот захлебнулся. Несчастные родители позже утешились рождением других сыновей – царевичей Ивана и Федора.
Многие историки полагали, что падению Избранной рады способствовали также разногласия царя с А. Адашевым в вопросах внешней политики. Сам Иван в послании Курбскому говорил, что удалил людей Избранной рады, считая их виновниками болезни и преждевременной кончины его любимой жены – Анастасии.
А Андрей Курбский писал, что родня царицы постоянно клеветала на Адашевых, Сильвестра и их товарищей, а после смерти Анастасии Захарьины якобы объявили тоскующему Ивану, что царицу околдовали иные мужи.
Борьба вокруг престола, бесконечные заговоры, жестокость не могли не оставить след в душе рано осиротевшего ребенка, который был от природы очень впечатлительным, уязвимым, ранимым и беззащитным. Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли он не получил должного воспитания, которое усовершенствовало бы в нем дары природы.
Рано
лишенный отца и матери, не
имевший доброго наставника, отданный
на волю буйных вельмож,
Бояре мало заботились о воспитании Ивана и его брата: занятые своими делами они содержали братьев в унижительной для князей бедности. Дети терпели порой нужду даже в одежде и пище.
В присутствии
Ивана, бояре беззастенчиво
Подобное
детство могло искалечить
Несмотря
на перечисленные выше
Рано повзрослев, он пристрастился к чтению, получив таким образом отличное образование по тем временам. Он много и охотно читал. По обычаю Древней Руси, учась грамоте по псалтирю и часослову, Иван не скользил по ним бессмысленно глазами, как скользила вся учившаяся тогда молодежь, он останавливался там, где книги говорили о царской власти, он вникал, вчитывался, перечитывая это место, запоминая их.
В 1542
году, когда Ивану было 12 лет, в
Московскую митрополию был
Прочитав
практически все, что только
можно было найти в
Способный и впечатлительный от природы, Иван скоро усвоил себе все то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей. Он сумел впитать значительный политический капитал из массы прочитанных книг, и впоследствии в 1551г. на соборе “Стоглава” он явил собой “ритора в словесной премудрости”. “…во всех своих выступлениях перед духовенством и боярами молодой царь обнаруживал начитанность и умственную развитость: для своего времени это был образованнейший человек”. /С.Ф.Платонов/.