Контрольная работа по дисциплине "Отечественная история"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

оО характере и личности этой княгини существует так же много мнений, как и ее происхождении. Одни её считают хитрой и очень мстительной, по - язычески жестокой. Это мнение историков. Другие - святой, справедливой, благочестивой и чистой сердцем княгиней. Это преимущественно писания о Святой Ольге, проповеди. Причисленную к лику святых княгиню наделяют свойствами маловероятными в то время вообще. Ей прощают жестокие казни и расправы над древлянами, считают ее месть праведной. Единственное, чего никто не оспаривает, так это ее острый ум и редкую красоту, позволившие ей попасть в семью правящих князей. А вскоре и самой стать мудрой правительницей.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная№1.docx

— 44.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  –

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»

Факультет Дистанционного обучения

Контрольная работа

по дисциплине «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Вариант № 2

Работу выполнил(а) студент(ка)

Костин Андрей Геннадьевич

группа 1-1УК

г. Орел

Замечания по работе

 

 

 

Работу проверил(а)

Петров С.И.


 

 

 

Отметка о зачете                                  дата «____» _________20   г.

Подпись преподавателя  ________________

 

 

 

 

г. Орел, 20   г.

 

  1. Личность в эпоху Древней Руси (Ольга, Святослав).

 

О характере и личности этой княгини  существует так же много мнений, как и ее происхождении. Одни её считают  хитрой и очень мстительной, по - язычески жестокой. Это мнение историков. Другие - святой, справедливой, благочестивой  и чистой сердцем княгиней. Это  преимущественно писания о Святой Ольге, проповеди. Причисленную к лику святых княгиню наделяют свойствами маловероятными в то время вообще. Ей прощают жестокие казни и расправы над древлянами, считают ее месть  праведной. Единственное, чего никто  не оспаривает, так это ее острый ум и редкую красоту, позволившие  ей попасть в семью правящих князей. А вскоре и самой стать мудрой правительницей.

История её начинается во Пскове, где, судя по всему, она и родилась. Одни историки говорят, что она была из рода князей Изборских, потомков Гостомысла (первого русского государственника , призвавшего некогда варяг на Русь). Другие источники утверждают, что она была из варяжкского народа, была удочерена Олегом. Но все же чаще всего придерживаются мнения о  ее славянском происхождении. Даже известно, что она сначала носила имя  Прекрасна. И только потом, когда  выходила замуж за Игоря получила имя Ольги (от имени Олега).

Вот как с пафосом описывается  молодая Ольга в одной из церковных  проповедей: «Будущей великой княгине  поначалу дали имя Прекрасна. Она  действительно поражала всех и внешней, и душевной красотой. С юности Прекрасна  была чужда суеты и суетности. Но, любя уединение среди полей  и дубрав, хранила в сердце торжественный  строй высоких и непраздных мыслей. Еще не зная истинного Бога, она  в силу своей чистоты и невинности тянулась к нему всем существом. На ней сбылись слова священного писания: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Ей был уготован поистине божественный путь. »1.

Однажды она встретила князя  Игоря, заблудившегося в псковских  лесах. После недолгого разговора  с ней, Игорь влюбляется в неё  же в церковных писаниях чистота  и нравственность Ольги.  А вскоре, с согласия и с помощью Олега, женится на ней. Но их брак продолжился  не долго. В 94618 году, при повторном  сборе дани с древлян Игорь  был убит, стал жертвой собственной  алчности. Ольга, по языческим обычаям, взялась отомстить за мужа. Эта  месть была очень жестокой, даже по тем временам. Именно в этот период проявились все ее дурные наклонности, вся изощренность ума ее была направлена во зло. Она жестоко казнила посланников  древлянского князя Мала, приехавших сватать ее. Она посекла много  древлян на тризне по Игорю, сожгла древлянскую столицу Икоростень, придумывая для всех этих расправ  самые мудреные хитрости.

Князь Игорь мало занимался делами правления, а его воинственный наследник  Святослав вообще не заботился о  внутренней жизни государства, предоставив  все эти заботы матери. Историки называют Ольгу первой истинной правительницей Руси: главным делом всех её предшественников на престоле была война, а она начала упорядочивать жизнь народа: делить землю на погосты, устанавливать  справедливые размеры оброков, давать простые и ясные указы о  том, как люди должны относиться к  государству и друг к другу. Великая  Княгиня, провождаемая воинскою дружиною, вместе с юным Святославом объехала всю Древлянскую область, уставляя налоги в пользу казны государственной2; но жители Коростена долженствовали третью часть дани своей посылать к самой Ольге в ее собственный Удел, в Вышегород, основанный, может быть, героем Олегом и данный ей в вено, как невесте или супруге Великого Князя: чему увидим и другие примеры в нашей древней Истории. Сей город, известный Константину Багрянородному и знаменитый в Х веке, уже давно обратился в село, которое находится в 7 верстах от Киева, на высоком берегу Днепра, и замечательно красотою своего местоположения. - Ольга, кажется, утешила Древлян благодеяниями

мудрого правления; по крайней мере все ее памятники - ночлеги и места, где она, следуя обыкновению тогдашних  Героев, забавлялась ловлею зверей - долгое время были для сего народа предметом какого-то особенного уважения и любопытства.

В следующий год, оставив Святослава в Киеве, она поехала в северную Россию, в область Новогородскую; учредила по Луге и Мсте государственные  дани; разделила землю на погосты, или волости; сделала без сомнения все нужнейшее для государственного блага по тогдашнему гражданскому состоянию  России и везде оставила знаки  своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностию воспоминал о сем благодетельном путешествии Ольги, и в Несторово  время жители Пскова хранили еще  сани ее, как вещь драгоценную. Вероятно, что сия Княгиня, рожденная во Пскове, какими-нибудь особенными выгодами, данными его гражданам, способствовала тому цветущему состоянию и даже силе, которою он после, вместе с  Новымгородом, славился в России, затмив соседственный, древнейший Изборск  и сделавшись столицею области знаменитой.

Утвердив внутренний порядок Государства, Ольга возвратилась к юному Святославу, в Киев, и жила там несколько  лет в мирном спокойствии, наслаждаясь  любовию своего признательного сына и не менее признательного народа. - Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления; но здесь начинается эпоха славы  ее в нашей Церковной Истории.     

 Как женщина, Ольга была  способнее ко внутреннему распорядку, хозяйственной деятельности; как  женщина, она была способнее  к принятию христианства. Ольга достигла уже тех лет, когда смертный, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит близкий конец ее перед собою и чувствует суетность земного величия. Тогда истинная Вера, более нежели когда-нибудь, служит ему опорой или утешением в печальных размышлениях о тленности человека. Ольга была язычница, но имя Бога Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов Христианства; могла из любопытства беседовать с Церковными Пастырями и, будучи одарена умом необыкновенным, увериться в святости их учения. Плененная лучом сего нового света, Ольга захотела быть Христианкою и сама отправилась в столицу Империи и Веры Греческой, чтобы почерпнуть его в самом источнике. В 95520 году, по счету летописца, вернее в 95721, отправилась Ольга в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе и патриархе Полиевкте. При описании этого события летописец основывается на том предании, в котором характер Ольги остается до конца одинаковым: и в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Коростеня, Ольга отличается ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян.

Наставленная в святых правилах Христианства самим Патриархом, Ольга  возвратилась в Киев. Император, по словам Летописца, отпустил ее с богатыми дарами и с именем дочери; но кажется, что она вообще была недовольна его  приемом: следующее служит тому доказательством. Скоро приехали в Киев Греческие  Послы требовать, чтобы Великая  Княгиня исполнила свое обещание и прислала в Грецию войско вспомогательное; хотели также даров: невольников, мехов  драгоценных и воску. Ольга сказала  им: "Когда Царь ваш постоит  у меня на Почайне столько же времени, сколько я стояла у него в Суде (гавани Константинопольской): тогда  пришлю ему дары и войско" - с  чем Послы и возвратились к  Императору. Из сего ответа должно заключить, что подозрительные Греки не скоро  впустили Ольгу в город и что обыкновенная надменность Двора Византийского оставила в ее сердце неприятные впечатления.

Однако ж Россияне, во все царствование Константина Багрянородного, сына его  и Никифора Фоки, соблюдали мир  и дружбу с Грециею: служили при  Дворе Императоров, в их флоте, войсках, и в 96422 году, по сказанию Арабского  Историка Новайри, сражались в Сицилии, как наемники Греков, с Аль-Гассаном, Вождем Сарацинским. Константин нередко  посылал так называемые златые буллы, или грамоты с золотою печатию, к Великому Князю, надписывая: Грамота  Христолюбивых Императоров Греческих, Константина и Романа, к Российскому  Государю Ольга, воспаленная усердием к новой Вере своей, спешила открыть сыну заблуждение язычества; но юный, гордый Святослав не хотел внимать ее наставлениям. Напрасно сия добродетельная мать говорила о счастии быть Христианином, о мире, коим наслаждалась душа ее с того времени, как она познала Бога истинного. Святослав ответствовал ей: "Могу ли один принять новый Закон, чтобы дружина моя посмеялась надо мною?" Напрасно Ольга представляла ему, что его пример склонил бы весь народ к Христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; не запрещал никому креститься, но изъявлял презрение к Христианам и с досадою отвергал все убеждения матери, которая, не преставая любить его нежно, должна была наконец умолкнуть и поручить Богу судьбу народа Российского и сына3.

Дожила Ольга до глубокой старости, передав свою власть сыну, воинственному  Святославу, который оказался лишь номинальным правителем и проводил все время в походах, расширяя границы Руси. «В глубокой старости, после многих праведных трудов отошла к возвеличившему ее Господу духовная мать Руси святая равноапостольная Ольга. Господь и по смерти прославил  ее останки. Когда ее продолжатель равноапостольный князь Владимир святой, по совету митрополита  Леонтия Киевского, вскрыл ее могилу, тело ее оставалось нетленным и благоуханными »

Да, Ольга была Великой Княгиней. Еще долго после кончины Ольги  те, кто помнил ее правление, называли ее мудрейшей из всех людей, и поистине разум ее был сильнее, чем у  всех русичей того времени, ибо сделал святую княгиню богомудрой. И хотя в начале своего правления мудрость эта была направлена отнюдь не на божественные и благие дела. С дьявольской хитростью  и изобретательностью она изводит  древлян, творя месть за смерть мужа. Но потом, переосмыслив все сделанное, она раскаивается и становится на праведный путь: принимает христианство сама и пытается принести эту религию  на Русь. По словам жития: «начатки просвещения  народа нашего Господь соизволил  в посрамление жестокосердных мужей  явить через блаженную Ольгу».

Святослав. В момент смерти отца Святослав был младенцем. Управление княжеством во время его малолетства находилось в руках его матери Ольги. Воспитателя Святослава звали Асмуд, а воеводу при нем – Свенельд. Святослав самостоятельно начал княжить в 964 году, но почти все время находился в военных походах. Поэтому самое место ему не среди «Первых лиц», а в главе «Полководец».

Возмужав, Святослав обнаружил  типичные черты князя – дружинника. Обычные мирные дела его мало интересовали, а тянуло к военным предприятиям в отдаленных землях.

Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников (печенегов) и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей  Святослав справился успешно, что  позволяет говорить о нем как  о способном деятеле и полководце.

Из славянских племен к  востоку от Днепра только вятичи были в ту пору вне влияния киевских князей и платили дань хазарам. Из-за вятичей Святослав вступил в  борьбу с хазарами и проник на Волгу  и даже в Предкавказье, где столкнулся с ясами и касогами.

С 964 года Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата, представлявшего для Киева постоянную угрозу. Вначале Святослав освобождает  от власти хазар земли вятичей  и подчиняет последних Киеву. Затем одерживает победы над волжскими  булгарами, северо-кавказскими племенами  ясов, касогов, кабардинцев, черкесов и  адыгейцев. Победы Святослава настолько  ослабили Хазарский каганат, что  он уже не смог возродить свою былую  мощь и вскоре распался. У Керченского  пролива Святослав основал Тмутаракань. Тмутаранское княжество вошло в  состав Древней Руси, а Понт Эвксинский (Черное море) стали называть Русским морем.

Тяжелый характер носила война  Святослава с Византией.  
В 967–968 годах в союзе с Византией Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Все началось с того, что Византийский император Никифор Фока пригласил Святослава, чтобы оградить Византию от опасных соседей – болгар. По предложению Византии Святослав напал на Болгарию. Успех похода Святослава был огромным. Он занял ряд болгарских городов и стал стремиться к полному обладанию Болгарией. Греки скоро поняли, что приобрели в его лице еще более опасного соседа. Тогда Никифор направил печегонов. Летом 968 года печенеги осадили Киев. Дружины, способной дать отпор врагу в Киеве не было. Святослав с войском был далеко, но на левом берегу Днепра стояла малая дружина киевского воеводы Претича, способная непродолжительное время оказывать печенегам сопротивление. Некому юному киевлянину удалось пробраться через печенежский стан, переплыть Днепр и уведомить Претича о нашествии кочевников. Когда дружина Претича внезапно появилась у стен Киева, печенеги, устрашившись воинской доблести русичей, заключили мир и удалились от города.  
В 969 году Святослав вернулся в Киев. Он разделил свои владения между своими сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу – землю Древлянскую, Владимиру – Новгород, а сам вновь отправился в Болгарию, намереваясь перенести столицу Руси в болгарский город Предславец, куда, кок он считал, будут «сходиться блага из разных тран»: шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мёд, меха и пленные рабы из Руси.

Возвратясь в Болгарию (970 год), Святослав нашел там не подданных, а врагов, приводить к  покорности которых пришлось огнем  и мечом. Византийский император  Иоанн Цимисхий, опасаясь упрочения  власти Святослава, потребовал, чтобы  он оставил Болгарию. Святослав ответил  отказом, и завязалась кровопролитная война. Решительное сражение произошло  у города Адрианополя. Малочисленная  дружина Святослава бросилась на византийцев с такой яростью, что войско Цимисхия не устояло и  бежало. После этого сражения, встретившись на берегу Дуная, Святослав и Иоанн Цимисхий заключили перемирие.

В следующем 971 году византийский император, нарушив перемирие, осадил город Переяславец. После долгой осады и примеров отчаянной храбрости  русских воинов, Святослав заключил с Ионном Цимисхием мирный договор  и повел свое поредевшее войско к Киеву.

Однако коварный византийский император, желая окончательно погубить Святослава, дал знать печенежскому хану Куре, что «…князь киевский возвращается в свою отчину с малыми силами, но с великими богатствами». Весной 972 года, у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал  в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Отечественная история"