Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 12:26, реферат
Родился 23 апреля 1822 года в Пензе в семье протоиерея. В двадцать лет поступил в Казанскую духовную академию где отличился большими способностями к изучению языков. По окончании учебы на физико-математическом отделении в 1846 году был оставлен в академии "бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка", преподавал естественно-научные предметы, историю философии, древнееврейский язык, совершенствуясь в татарском. Командированный в 1850 году, в Санкт-Петербург для проверки татарского перевода богослужебных книг и Нового Завета, приниял участие в работе соответствующей комиссии.
Краткая биография Н.И. Ильминского
(23.04.1822 - 27.12.1891) Родился 23 апреля 1822 года в Пензе в семье протоиерея. В двадцать лет поступил в Казанскую духовную академию где отличился большими способностями к изучению языков. По окончании учебы на физико-математическом отделении в 1846 году был оставлен в академии "бакалавром естественных наук и турецко-татарского языка", преподавал естественно-научные предметы, историю философии, древнееврейский язык, совершенствуясь в татарском. Командированный в 1850 году, в Санкт-Петербург для проверки татарского перевода богослужебных книг и Нового Завета, приниял участие в работе соответствующей комиссии.
Затем, в 1851-1853 годах академическая и миссионерская деятельность Ильминского была прервана научной командировкой на Ближний Восток: он отправился в Дамаск, Константинополь и Каир, где изучал мусульманское богословие, языки арабский, турецкий и персидский.
Во вновь открытом при Казанской духовной академии противомусульманском отделении Ильминскому было поручено в 1854 году преподавание арабского и турецкого языков, а также других наук. Обвиненный в пропаганде мусульманства, Ильминский оставил академию в 1858 году. Затем Ильминский до 1861 года служил при Оренбургской пограничной комиссии, откуда был перемещен в Казанский университет профессором турецко-татарского языка; восточные языки Ильминский читал и в Казанской духовной академии в 1863-1870 годах. С 1870 года стал членом-корреспондентом Санкт-Петербургской Академии наук. Пять лет, с 1867 по 1872 год, Ильминский редактировал "Известия" и "Записки" Казанского университета. В 1872 году он был назначен директором Казанской инородческой учительской семинарии и с этих пор посвятил себя всецело просвещению инородцев Российской Империи.
Уже в первые годы научной
деятельности он активно участвовал в
происходившем тогда обсуждении проблем
миссионерства, рабол над переводами Священного
Писания на татарский язык. Не ограничиваясь
кабинетной работой он стремился к изучению
татарского языка "из первых уст".
Для этого он одно время жил в Татарской
слободе и посещал занятия в медресе. По
поручением архиепископа Казанского Григория
(Постникова) он много ездил по селениям
Казанской губернии и выносил из таких
поездок, как новое для своих филологических
познаний, так и ценные сведения о религиозной
ситуации на местах. В этих путешествиях
он на деле столкнулся с тем бедственным
положением, в котором находилось миссионерство
среди народов Казанского края. Многие
среди коренных жителей Среднего Поволжья:
чуваши, мари, удмурты и часть татар, уже
давно считались православными, но будучи
оставлены без надлежащего пастырского
окормления, были чужды даже внешней стороны
христианства, и в середине XIX века многие
новокрещенные татары стали целыми деревнями
возвращаться в ислам. Не способствовало
утверждению татар в Православии и совершенное
невнимание к их школьному просвещению,
какое царило в те времена, и Ильминский
взялся изменить дело. На проблемах татар
и кряшенов (т.н. "старокрещенных татар")
и сосредоточил свое основное внимание
Николай Ильминский.
Ильминский постоянно ездил по кряшенским
селениям. Его общительный характер, знание
языка и способность притягивать людей,
расположила к нему недоверчивых к чужакам
кряшен. Из этого живого общения, в те годы
родились идеи, сыгравшие важнейшую роль
в христианской жизни Поволжских народов.
Ильминский все более
убеждался в непригодности
В 1863 году на казанской квартире у Тимофеева жили три кряшенских мальчика из его села. Он обучал их молитвам на родном языке и читал с ними составленный Ильминским кряшенский букварь. В следующем году таких ребят набралось уже два десятка, а школа, стараниями Николая Ивановича, получила официальный статус. Впоследствии, возвращаясь в свои селения они, пением церковных кряшенских молитв, своим видом и поведением, проповедовали Слово Божие своим старшим родственникам. А Казанская крешено-татарская школа стала образцом, по которому стали создаваться подобные школы в других местах Казанской губернии и за ее пределами. После кодификации т.н. "системы Ильминского", преподавание в народной школе (одноклассной четырехлетней) велось на 1-м отделении (2 года) исключительно на родном языке, а русский язык изучался как учебный предмет. На 2-м отделении русский становился языком преподавания. Лучшие учителя нерусских народных школ, по Ильминскому, — люди одной национальности с учениками. От русских учителей он требовал знания родного языка учащихся, использования его в учебно-воспитательной работе. Учебники, по мнению Ильминского, должны печататься на родном для учащихся языке с использованием русской графики. Он стремился приспособить организационную структуру русских школ, формы и методы их учебной работы к национальным особенностям населения (передвижные школы для кочевых народов, интернаты при школах для казахского населения и др.). В 1872 Ильминский стал инициатором открытия иногородческой семинарии, готовившей учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Он оставался ее директором до своей кончины. При участии Ильминского открылись в 1872 году Уфимско-Оренбургская татаро-башкирская, в 1882 году Бирская марийско-чувашская, в 1883 году Орско-Оренбургская казахская учительские школы.
Ильминский был одним из основателей миссионерского Братства святителя Гурия, открывшегося в Казани в 1867 году и возглавил его Переводческую комиссию. Он делал переводы уже не только на татарский, но и на чувашский, марийский, удмуртский и другие языки, которые осваивал с удивительной быстротой. Ильминский всегда отстаивал высокие достоинства церковнославянского языка, старославянского перевода Евангелия, и изложил свои взгляды в ряде изданий и исследований по этому вопросу. Однообразие текста Ильминский положил в основу издания Евангелия по древним текстам. Ильминский знал Псалтырь наизусть и богодухновенные слова ее всегда помогали ему идти через все трудности.
Деятельность Ильминского была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения», под которым в первую очередь понималось Православное Христианство. Проповедуя Евангелие всем языкам, Ильминский стремился приобщить нерусские народы к русской, — а через нее и к общечеловеческой, — культуре и одновременно сделать доступными для русских культурные ценности других народов России. Родной язык он считал основанием и первостепенным орудием школьного образования, а главную роль отводил начальной школе. Совокупность миссионерской и просветительской деятельности Ильминского стала именоваться "системой Ильминского" и приобрела признание как Русской Православной Церкви так и Российского государства, будучи узаконенной в Правилах от 26 марта 1870 года "О мерах к образованию населяющих Россию инородцев" Поволжья, Средней Азии и Сибири.
За неустанной работой его застала последняя болезнь - рак желудка. 27 декабря (9 янв. по н.ст.) 1891 года Николай Ильминский, приобщившись Святых Таин, скончался. На его погребение собралось великое множество людей от уважаемых представителей духовенства и профессоров академии, до сотен простых кряшен, благодарных человеку, через которого Господь открыл им Свое Евангелие. Апостол Поволжья был похоронен возле кладбищенской церкви Ярославских чудотворцев, и ныне тело его покоится там, в десятке метров от мощей первого просветителя Казани святителя Гурия. Богомольцы приходят к его могиле по сей день.
Труды
Сочинения
Самоучитель русской грамоты для киргизов,
Казань, 1861.
О переводе христианских книг на татарский
язык, 1875, из Журнала Министерства Народного
Просвещения.
Размышление о сравнительном достоинстве
в отношении языка разновременных редакций
церковнославянского перевода Псалтири
и Евангелия, Казань, 1882; Санкт-Петербург,
1886.
Из переписки по поводу применения русского
алфавита к инородческим языкам, Казань,
1883.
О церковном богослужении на инородческих
языках, 1883, из Православного Собеседника.
Опыты переложения христианских вероучительных
книг на татарский и др. инородческие языки
в начале текущего столетия, Казань, 1885.
Обучение церковнославянской грамоте
(два изд., для учеников и учителей) Казань,
1885 и 1887.
Казанская крещено-татарская школа. Материалы
для истории просвещения татар, 1887.
Обучение грамоте по церковнославянской
азбуке, Казань, 1888.
Церковнославянская азбука для церковно-приходских
школ (для учителей и учеников), 1889.
Переписка о чувашских изданиях переводческих
комиссий, Казань, 1890.
Воспоминания об И. А. Алтын-сарине, Казань,
1891.
Беседы о народной школе, Санкт-Петербург,
1892.
О системе просвещения инородцев и о Казанской
крещено-татарской школе, Казань, 1913.
несколько исследований славянского текста
церковнославянских богослужебных книг,
а также состава некоторых богослужебных
чинов.
Издания
Святое Евангелие Господа нашего Иисуса
Христа - изд. по древним текстам.
Святое Евангелие от Матфея. Древнеславянский
текст, Казань, 1888.
Учебный Часослов
Учебная Псалтирь
Учебный Октоих
и др. изд. для ц.п.ш.
Арабские сочинения Китаб-Биркили - изложение
мухаммеданского вероучения, 1855.
"Бабур-наме" - автобиографические
записки султана Бабура, в подл. тексте.
История пророков Рабгузы на джагатайском
наречии, Казань, 1859.
Ир-Таргын, киргизская повесть, Казань,
1861.
Статьи
Многие статьи знакомящие с народной
словесностью инородцев, их обычаями,
обрядами, а также много лингвистических
исследований помещены в "Известиях
Археологического Общества", "Бюллетенях
Академии Наук", "Ученых Записках
Казанского университета", "Журнале
Министерства Народного Просвещения",
"Православном Обозрении" (с 1863), "Православном
Собеседнике", "Церковно-приходской
Школе" (1888 и 1889), "Известиях по Казанской
епархии" и пр.